► история философии
УДК 37.01/.09 ББК 74.03
ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИСЛАМА1
HUMANISTIC POTENTIAL OF THE PEDAGOGICAL THOUGHT OF ISLAM
Зианшина Равиля Ибрагимовна
Заместитель заведующего Центром научной информации и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: [email protected]
Zianshina Ravilya I.
Deputy Director at the Center for Scientific Information and International Cooperation of the "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education"
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается ближневосточная система образования с такой культурологической характеристикой среды, как исламское государственное устройство, где основополагающим жизненным принципом являются нормы шариатской морали и этики, соответствующие многовековой традиции вероисповедования ислама и, как следствие, различимы характерные особенности в ментальности народов. В процессе исследования удалось выделить гуманистический потенциал образовательной мысли ислама, обращаясь к кораническим текстам, что в дальнейшем позволит создать адекватную образовательную среду для информационного общества, уравновешивая противоречия между традицией и инновациями,
Abstract. The article discusses the educational system of the Middle East countries in terms of such cultural studies that can be regarded as Islamic state structure with deeply rooted sharia moral and ethical principles underpinning a centuries-old tradition of Islam and, as a result, the peculiar features in the way of thinking of people are set.
The research defines the humanistic ideas in the pedagogical thoughts of Islam appealing to the Quranic texts. These ideas will allow one to create an adequate educational environment for the information society balancing the contradictions between tradition and innovation, on the one hand, and the cultural identity and society, as well as the inner world of the subject, on the other hand.
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
с одной стороны, и культурную идентичность, а также общество и внутренний мир субъекта, с другой стороны.
Ключевые слова: информационное общество, гуманистические ценности, образовательная деятельность, этническая культура, ислам.
Keywords: information society, humanistic values, educational activity, ethnic culture, Islam.
Классические идеи гуманизации образования остаются существенно важными в течение двух веков при том, что гуманистические ценности и идеи отражены во многих культурах и этнических традициях, в духовных практиках и священных религиозных текстах. Ислам, как одна из трех мировых авраамических религий, также несет в себе гуманистический потенциал. Современный процесс образования имеет свою специфику в информационную эпоху, он основывается на новых формах деятельности и взаимодействия в глобальной сети, что, в свою очередь, влияет на межличностные отношения, взаимодействие и общение и, как следствие, влечет изменение образа жизни и ценностных ориентировок человека как социального активного субъекта, как личности, которой необходимо овладеть соответствующим уровнем разнообразных и новых компетенций.
В информационном обществе важно учитывать, что социально активный субъект находится в поле избыточного информационного содержания. И здесь важным фактором становится среда, формирующая либо не формирующая гуманистические ценности. Непосредственно культурные особенности среды могут выражаться в цивилизационных, этнических и конфессиональных компонентах, зачастую связанных с географическим положением.
Рассмотрим систему образования в тех государствах, где центрообразующим факто -ром является исламская культура, с нормами шариатской морали и этики в качестве жиз-нерегулирующего принципа, сформировавшегося в результате многовековой традиции вероисповедания.
В работах Яна Амоса Коменского встречаются утверждения, что «в основе познания лежит три источника: чувства, разум и Священное Писание. Любое воспитание ложится на базу из духовно-нравственных компонентов, заложенных в религиозно-культурных основах того или иного этноса. Учет данных особенностей с формированием на их основах адекватного представления о существующей действительности - вот залог успешного образовательного процесса.
Использование духовного потенциала и учет культурных особенностей среды будет способствовать становлению личностной успешности и эффективности образовательного процесса. Организация и обеспечение образовательной деятельности с учетом культурных традиций конкретного региона улучшит восприятие информации, адаптивность учащихся к данному виду деятельности» [1].
Чувственное восприятие и последующее разумное рациональное объяснение контента любого Священного Писания, в котором сконцентрированы гуманистические
ценности культуры, способствуют взаимопониманию представителей разных конфессий, взаимодействующих в процессе образования. Рассмотрим это на примере Корана - «Священного Писания» исламской духовной культуры и шариатской этики. Культура ислама затрагивает и регулирует все сферы человеческой деятельности мусульман, это характерный свод этических норм и правил социального взаимодействия, которые регламентируются в соответствии с правовой позицией шариата (фикха) и вытекающих из них фетвами (административными правилами). Это нельзя не учитывать в образовательном процессе.
Гуманистический посыл ислама связан, в числе прочего, с неоднократным упоминанием в Коране и Сунне важности знаний и образования, здесь прописаны этические каноны, такие как: элементарные правила социального взаимодействия, уважение к старшим (по возрасту и по социальному статусу), почитание родителей, опека младших, гостеприимство, милосердие и помощь ближнему. В качестве примера можно привести следующие строки из суры 4:36 «Женщины» («ан-Ниса»), которые можно отнести к наставлениям этического характера:
«Так поклоняйтесь же Аллаху И сотоварищей Ему не измышляйте. И делайте добро родителям и близким, Сиротам и таким, которые в нужде, Тому, кто близок к вам И кто от вас вдали, Тому, кто дорог вам по дружбе, И страннику (от дома вдалеке), И тем, которыми владеют ваши правы руки. Поистине, Аллах не любит Хвастливых и исполненных гордыни» [2].
Получение образования и постижение знания заявлено одним из приоритетных направлений в жизни каждого мусульманина. Например, кораническая сура 2:269 «Корова» («аль-Бакара») гласит о предопределении пути поиска знаний и благах последующих за этим:
«Он мудростью дарит того, кого захочет, -
И тот, кому дарована она,
Получит всеобъемлющие блага,
Но осознают это те,
Кто обладает разуменьем» [2].
Высокая роль образования указана в Коране и в записанном позже устном предании о жизни пророка - Сунне. Так, в Сахих имама аль-Бухари (Имам аль-Бухари, полное имя - Мухаммад ибн Исма'иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизах Абу Абдалах аль-Джури аль-Бухари, 810-870, мусульманский ученый-мухаддис, автор одного из наиболее авторитетного сборника хадисов) в Книге знаний приводятся следующие слова пророка Мухаммеда: «Ученые являются наследниками пророков, и оставляют в наследство одно
только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел. Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в рай» [3].
Более того, сам процесс поиска знаний приравнивался к совершению поклонения. В одном из сборников хадисов, записанных устных слов Мухаммеда, а именно Сунанат-Тирмизи (Сборник Хадисов, составителем которого был Абу Исаат-Тирмизи (824)) за номером 2682, приводятся такие слова посланника Аллаха: «Тому, кто встанет на путь, желая обрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай. И поистине, ангелы непременно будут расстилать свои крылья для требующего знания, выражая свое удовлетво-рение тем, что он делает. И поистине, прощение для ученого непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в море! А что касается превосходства ученого над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами» [4].
Педагогический потенциал идеологического наполнения исламской культуры выполняет коммуникативную, мировоззренческую, воспитательную, познавательную, гуманистическую функцию. Переняв опыт организации позднеантичных и раннемона-стырских школ, «дома мудрости/знания» (бейт ал-хикма, дар ал-хикма, мусульманские академии [5]), «дома для обучения/изучения» (медресе, школы-семинарии повышенного типа) и «школы букв/письма» (мектебе или коттаб, начальные школы) были призваны служить центрами, распространяющими мусульманскую культуру и религию среди различных этнических групп с целью объединения их в единую «мусульманскую общность» - «умма исламийя», монолитную, имеющую общую идейную базу. Основной задачей образовательного процесса выступило развитие религиозности и нравственности, изучение и передача канонической мудрости вместе с ее толкованием. Воспитание истинных мусульман - это воспитание людей, верных исламу и государственному устройству, возводимому на нем.
Процесс сохранения, накопления и передачи знаний был положен в основу мусульманской культуры уже на самых ранних этапах ее формирования. Характерное социальное устройство мусульманской Уммы (общества), связывающее воедино все сферы человеческое деятельности, а также систему образования, способствовали обучению на протяжении всей жизни как в биографии одной личности, так и цепи хранителей и передатчиков традиции, освоение арабского языка как языка канонических текстов соединяло постижение, обладание и передачу истины.
Размышляя об отличительных чертах системы исламского образования, можно выделить свойственную ему культурологическую особенность, не разделять духовное от материального и религиозное от мирского, что отражается в своеобразии образовательных систем в исламской культурной традиции, характерном социальном устройстве и таких компонентах, как:
• взаимодействие социума и образовательной системы;
• приоритетность самообразование и саморазвитие личности;
• образование на протяжение всей жизни;
• формирование исламского мировоззрения;
• обязательное изучение арабского языка, как языка канонических текстов.
Важно указать на значимость гуманистической мысли в педагогике ислама, формировавшейся на территории от Среднего Поволжья на севере до Мадагаскара на юге и от Атлантического побережья Африки на западе до Тихоокеанского побережья Азии на востоке, берущих свое начало еще с Х вв. и по XXI вв., основывающихся на трудах таких видных древних мыслителей, как Аль-Фараби, Яхья ибн Ади, Авиценна, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Араби, Аль-Амири, Унсуралмаали Кайковус, из современников Г. Утыз-Имани, А. Курсави, Ш. Мард-жани, Х. Фаизханов, Риза Фахруддинн, Зия Камали и многих других. Арабо-азиатские мыслители переняли опыт и наследие ученых Античности, стремясь познать законы мироздания и суть человеческой природы, ими выдвигались идеи создания идеального общества с учетом биологических и социальных особенностей воспитания, среди которых были идеи гуманного, гармоничного воспитания личности, основанного на таких аспектах, как:
• самостоятельность;
• свобода человека;
• ценности жизни;
• всестороннее развитие личности.
Гуманистические идеи находят широкое отражение в духовных текстах и наставлениях. Вопросы воспитания, отношения к человеку и его права - одни из основных в Священном Писании мусульман, гуманизм трактуется как убежденность, справедливость, дружелюбие, взаимоуважение, преданность народу, миролюбие, любовь к Родине, толерантность, терпимость, трудолюбие, верность [6].
В процессе организации образовательной среды важно учитывать культурологический компонент, определяющий стереотип социального поведения субъекта, что позволит избежать потенциально опасных конфликтных ситуаций и улучшит результативность обучения. В условиях всеобщей информатизации общества и интеграции инновационных систем в образование, наличие и использование таких компонентов, как духовная культура и историческое наследие, способствует созданию единого образовательного пространства, способствующего успешному взаимодействию в нем людей из разных социальных и этнических групп, с учетом их мировоззрений [7].
Список литературы
1. Зианшина Р. И. Исламское образование в информационном обществе, основанного на знаниях // Образование: традиции и инновации: материалы VI между-нар. науч.-практ. конф. - Прага: World Press s.r.o., 2014. - С. 206-211.
2. Коран: перевод смыслов и комментарии И. В. Пороховой / гл. ред. М. С. Аль-Рошд. - Изд. 10-е, доп. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - URL: http://xn— 8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/koran-na-russkom-yazyke/perevod-smyslov-iman-valerii-porokhovoj.html (дата обращения: 10.08.2017).
3. Сахих аль-Бухари: Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джами ас-сахих (ясное излож. хадисов «Достоверного сборника») / сост. имам Абу-ль-Аббас Ахмад бин Абд ал-Латиф аз-Зубайди (1410-1488/812-893 гг.х.); пер. с араб., примеч. и указ.: Абдулла Нирша. - М.: Умма, 2005. - С. 72-106.
4. Аль-Джами ас-Сахихатат-Тирмизи (Сунанат-Тирмизи) / в ред. Шейха Мухамма-да Насир-уд-Дина аль-Албани. - URL: http://hadis.info/sborniki-xadisov/sunan-at-tirmizi/ (дата обращения: 03.08.2017).
5. Гиззатуллин Р. А. Роль Бейт аль-хикма в эволюции исламского образования // Вестн. Ленинградского гос. ун-та. Сер.: История. - 2014. -№ 4. - С. 138-143.
6. Тошова Г. Ж., Исматова Н. Б. Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 1043-1045.
7. Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама в информационном обществе // Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию медресе «Галия». - Уфа: Мир печати, 2016. - С. 385-388.
8. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи, условия // Ценности и смыслы. - 2010. - № 2 (5). - С. 91-108.
9. Кузн ецов О. Л. Проблемы построения общества знаний в современной России (мифы, рифы, перспективы) // Вестн. Рос. Акад. естеств. наук. -2005. - № 3. - C. 1-3.
10. Образование в информационном обществе // Изд. ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу. - СПб., 2004. - С. 96.
11. Сагадеев А. В. Гуманизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории. - 2009. - № 1. - С. 180-186.
References
1. Zianshina R. I. Islamskoe obrazovanie v informatsionnom obshchestve, osnovannogo na znaniyakh. In: Obrazovanie: traditsii i innovatsii. Proceedings of the VI International scientific-practical conference. Praga: World Press s.r.o., 2014. Pp. 206-211.
2. Al-Roshd M. S. (ed.) Koran: perevod smyslov i kommentarii I. V. Porokhova. Moscow: RIPOL klassik, 2010. Available at: http://xn—8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/koran-na-russkom-yazyke/perevod-smyslov-iman-valerii-porokhovoj.html (accessed: 10.08.2017). (in Russian)
3. Abu-l-Abbas Akhmad bin Abd al-Latif az-Zubaydi (1410-1488/812-893) (comp.) Sakhikh al-Bukhari: Dostovernye predaniya iz zhizni proroka Mukhammada, da blagoslovit ego Allakh i da privetstvuet: At-tadzhrid as-sarikh li-akhadis al-dzhami as-sakhikh (yasnoe izlozh. khad-isov "Dostovernogo sbornika"). Moscow: Umma, 2005. Pp. 72-106. (in Russian)
4. Sheykh Mukhammad Nasir-ud-Dina al-Albani (ed.) Al-Dzhami as-Sakhikhatat-Tirmizi (Su-nanat-Tirmizi). Available at: http://hadis.info/sborniki-xadisov/sunan-at-tirmizi/ (accessed: 03.08.2017). (in Russian)
5. Gizzatullin R. A. Rol Beyt al-khikma v evolyutsii islamskogo obrazovaniya. Vestn. Lenin-gradskogo gos. un-ta. Ser.: Istoriya. 2014, No. 4, pp. 138-143.
6. Toshova G. Zh., Ismatova N. B. Rol gumanisticheskikh printsipov obrazovatelnogo protsessa v Uzbekistane. Molodoy uchenyy. 2014, No. 3, pp. 1043-1045.
7. Zianshina R. I. Gumanisticheskiy potentsial pedagogicheskoy mysli islama v informatsionnom obshchestve. In: Idealy i tsennosti Islama v obrazovatelnom prostranstve XXI veka. Proceedings of International scientific-practical conference, dedicated to the madrasah "Galia". Ufa: Mir pechati, 2016. Pp. 385-388.
8. Ivanova S. V. Gumanizatsiya obrazovaniya: tseli, zadachi, usloviya. Tsennosti i smysly. 2010, No. 2 (5), pp. 91-108.
9. Kuznetsov O. L. Problemy postroeniya obshchestva znaniy v sovremennoy Rossii (mify, rify, perspektivy). Vestn. Ros. Akad. estestv. nauk. 2005, No. 3, pp. 1-3.
10. Obrazovanie v informatsionnom obshchestve. In: Izd. YuNESKO dlya Vsemirnogo Sammita po informatsionnomu obshchestvu. St. Petersburg, 2004. Pp. 96.
11. Sagadeev A. V. Gumanizm v klassicheskoy musulmanskoy mysli. Istoricheskaya psikhologi-ya i sotsiologiya istorii. 2009, No. 1, pp. 180-186.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5