Научная статья на тему 'Влияние поста на физическую подготовленность студентов православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета'

Влияние поста на физическую подготовленность студентов православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Л. Р.

В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, связанной с физической культурой и воспитанием, которая существует сегодня в православных учебных учреждениях. Автор утверждает, что пост и воздержание не только воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения. В посте есть и нечто другое, воздействующее на духовную жизнь человека, без чего все правила теряют большую часть своего значения. Все преподаватели физической культуры должны знать отношение святых отцов к физическому воспитанию, главное из которых: «Укрепляя силы тела, не погуби дух» (святитель Феофан Затворник).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние поста на физическую подготовленность студентов православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 1 (12). С. 58-68

Влияние поста на физическую подготовленность студентов Православного Свято-Тихоновского

ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Л. Р. Богомолова

В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, связанной с физической культурой и воспитанием, которая существует сегодня в православных учебных учреждениях. Автор утверждает, что пост и воздержание не только воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения. В посте есть и нечто другое, воздействующее на духовную жизнь человека, без чего все правила теряют большую часть своего значения. Все преподаватели физической культуры должны знать отношение святых отцов к физическому воспитанию, главное из которых: «Укрепляя силы тела, не погуби дух» (святитель Феофан Затворник).

В настоящее время написано достаточное количество работ, посвященных изучению физической подготовки студенческой молодежи светских университетов: Богданова Л. А., 1998; Бабенкова Р. Д., Кондрашкова Н. Ф., Опарина Е. И., Прапор С. Ф., 1998; Ильинич З. Н., Виленский М. Я., Кислицин Ю. Л., 2000 г.; Медведкова Н. И., Медведков В. Д., 2002; Давлеев С. А., Сагдеев Р. Б., Гарифуллин Х. В., Галиахметова Р. Х., 2002; Коровин С. С., 2004; Козлов А. В., Востриков В. А.,2004; Чуклова Н. В., 2004; Водянюк А. А.,Сергиевич Е. А., 2005; Чумаков В. М., 2005; Афанасьев Д. З., Пампура Н. А., Володина Ю. А., Кириен-кова В. М., Романов В. Н., Майоров А. Ф., Майоров Ф. П., 2008; Пампура Н. А., Кириенкова В. М., Володина Ю. А., Майоров А. Ф., Романов В. Н., Садова Е. Н., Лапынина Ж. Э., 2008 и др.

Для поддержания высокой трудоспособности будущие специалисты должны иметь хорошую физическую подготовку, уметь правильно пользоваться средствами физической культуры для быстрого восстановления и поддержания своего здоровья (Ильинич З. И., Виленский М. Я., Кислицин Ю. Л. и др., 2000). Такие программы по физическому воспитанию нацелены на поддержание и укрепление здоровья студента и на повышение их физических качеств. Однако тема о влиянии поста на физическую подготовленность студентов не была обнаружена нами в печатных источниках.

В связи с этим перед автором была поставлена задача:

1. Определить влияние физической нагрузки на студентов, обучающихся в ПСТГУ, до и после поста.

2. Сравнить полученные результаты по физическим качествам до и после поста.

Вновь обратимся к ряду исследований. Трубников В. И., Трубникова Е. В. (2002) пишут, что с возвращением демократических принципов в наше общество свобода вероисповедания стала конституционно закрепленной нормой — это также касается нас, преподавателей физической культуры, как специалистов, работающих над совершенствованием тела, отношение к которому у религиозных людей неоднозначно. Основываясь на полученных данных, можно заключить, что по православным меркам человеческая жизнь, многосложная и многосторонняя, содержит в себе тем не менее три стороны: телесную, душевную и духовную. По словам святителя Феофана Затворника, «каждая сторона имеет свои силы и потребности, свои способы упразднения их и удовлетворения, только тогда, как все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет». Занятия совершенствованием собственного тела важны и нужны потому, что мы созданы именно таким образом, и именно из таких составляющих. Значение совершенного тела в нашей жизни нельзя преуменьшать, тем более значение здорового тела. По мнению светских авторов, физическая культура в школе и вузе не могут вступать в противоречие с религиозным мировоззрением, до определенной степени физические упражнения способствуют развитию духа, воли, совести, самопожертвованию.

Богданова Л. А. (1998) указывает, что анализ полученных результатов свидетельствует о слабой физической подготовленности студентов, поступивших на первый курс в высшую школу (светскую). Бабенкова Р. Д., Кондрашкова Н. Ф., Опарина Е. И. (1998) констатируют, что студенты основного учебного отделения испытывают затруднения при выполнении зачетных нормативов по физической подготовке. Насолодин В. В., Люсин А. В., Шипов Н. А., Широков В. Л. (1998) изучали физическую подготовленность у девушек. Анализ результатов контрольных испытаний показал, что общая физическая подготовка девушек-первокур-сниц в начале учебного года была неудовлетворительна. Авторы указывают на большой разброс результатов при относительно низком уровне развития физических качеств — быстроты и выносливости.

Давлеев С. А., Сагдеев Р. Б., Гарифуллин Х. В., Галиахметова Р. Х. (2002) изучали физическую подготовленность студентов первого курса медицинского университета в 2001/02 уч. г. Авторы указывают, что полученные данные о физической подготовленности по двигательным качествам, предусмотренным программой по физическому воспитанию в беге на 100 м, из 356 студенток выполнили норматив 13,7%, в беге на 2000 м — 60, в прыжках в длину с места норматив — 54%.

Помимо аспектов физвоспитания, рассмотрим и другие. Кузьмин А. М., Чухлова Н. В. (2004) указывают, что проблемы гуманизации физического воспитания современных студентов относится к числу актуальнейших социальнопедагогических проблем. Гуманизация физического воспитания предполагает переход от простого формирования комплекса физических качеств к физическому образованию, включающему в себя необходимые знания диагностики физического состояния, здорового образа жизни, индивидуальных особенностей

собственного тела. Крайне важно, чтобы процесс физического воспитания был направлен, помимо физических характеристик, на воспитание человеколюбия.

Коровин С. С. (2004) пишет, что основополагающей функцией физической культуры является преобразующая. Именно за счет направленного использования ее ценностей происходят характерные в отношении тела, духа и души преобразования личности (где тело и дух суть отражения, в частности феномен культуры социума). Козлов А. В., Востриков В. А. (2004) указывают, что физическая культура и ее ценности позволяют формировать не только физический компонент, но и духовный. Особенно актуальны такие явления, как формирование нравственности человека и его культуры. Нравственная культура характеризуется сформированностью характерных качеств, свободной воли личности, ее совести и ответственности, проявляющихся в нравственных понятиях, суждениях, чувствах и убеждениях.

Физическое воспитание считается угодным Богу делом, т. к. оно направлено на укрепление физических сил и здоровья человека и отвлекает молодежь от дурных привычек — так считали реформаторы Мартен Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. По словам Лютера, физические упражнения «оберегают народ от обжорства и азартных игр, которые имели тогда широкое распространение».

В настоящее время формируется отрасль знаний о физической культуре, раскрывающая научно-практические основы ее форм. В биологическом аспекте физическая подготовка изучается специализированными отраслями физиологии, биохимии, биомеханики, морфологии и других биологических наук. Физическая подготовка рассматривается также в историческом, социологическом, этическом, эстетическом и в других гуманитарных и смежных аспектах.

В. В. Горниевский (1934) одним из первых в мировой литературе очертил ряд естественно-научных и педагогических обоснований физической подготовки, показал общий воспитательный смысл и специфические особенности физической нагрузки. Выполняются экспериментальные и обобщающие исследования по биологическим, физиологическим, медицинским, гигиеническим проблемам.

Физическая культура представляет собой одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности. Она является одним из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. В процессе своего исторического развития физическая культура заняла видное место, как в физической, так и в духовной жизни общества. Цель физической культуры состоит в том, чтобы через достижения развить духовные и физические способности.

Духовное совершенство производит в человеке существенные изменения. Душе открывается, как премудро Господь управляет человеческой жизнью. Духовное и физическое преображение достигается постепенно, так что достигший результата порой и не замечает за собой успеха. Физическую деятельность необходимо использовать как фактор гармонического формирования личности. Только при таких условиях физическая подготовка сохраняет свою социальную и педагогическую ценность.

Общевоспитательные задачи — это, прежде всего, задачи духовного и нравственного воспитания, а также специфические задачи физической подго-

товки. Комплексным результатом физической подготовки является всесторонняя подготовленность, повышение функциональных возможностей организма, специфической и общей работоспособности, совершенство навыков и умений. Научное понимание этого факта выходит из анализа образовательно-воспитательных задач, особенно при подготовке подрастающего поколения (студентов) к трудовой деятельности. В процессе и в результате физической деятельности достигается высокий уровень функциональных возможностей организма и одновременно создается богатый фонд полезных навыков и умений. Физическое воспитание имеет существенное значение и как прикладной способ подготовки человека к жизненной практике.

Формирующее влияние физической культуры на личность раскрывается, проходя проверку делом. Речь идет о таких чертах нравственного облика личности, как благородство, честность, способность подчинить свое поведение нормам духовно-нравственной и общечеловеческой этики. Благотворно воздействуя на жизненные силы организма и будучи одновременно источником положительных эмоций, физическая культура является одной из популярнейших форм здорового досуга и активного отдыха.

«Становление государственной формы физического воспитания в России началось в ХУШ в. и связано с ее включением в качестве обязательного предмета в учебных заведениях», писал В. Н. Мошков1. Основная цель воспитания и образования должна достигаться не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Соответственно и воспитание должно вестись в нескольких направлениях, оно бывает физическое, умственное, эстетическое, духовно-нравственное и религиозное. Но главенствующее положение в нем должно занимать духовно-нравственное воспитание в православном духе. Это целиком относится и к физическому воспитанию.

Человек имеет в Боге основу не только своего физического существования, но и еще и другое: «с самою сущностью и природою человека соединено стремление к добру и совершенству», — так говорит Григорий Нисский. Святые отцы прекрасно понимали, что в человеческом организме заложена потребность в движении, также, как и определенные физические способности, необходимые для осуществления жизнедеятельности. Они указывали, что от степени и развития указанных способностей зависят не только здоровье и работоспособность человека, но и его духовная активность. Святые отцы всячески предостерегали от физической пассивности, лености и расслабленности, которые, по их мнению, не только ухудшают здоровье, но и ослабляют духовную активность христиан.

Святитель Феофан Затворник рекомендует держать тело и дух в постоянном напряжении, включая в это понятие труд, физические упражнения, пост, бдение, закаливание и другие средства, которые содействуют духовно-нравственному совершенствованию христиан. Кто приобрел навык безболезненно переносить влияния внешние — от воздуха, воды, перемены температуры, сырости, жары, холода, боли, тот способен на самые трудные дела. Феофан Затворник считает,

1 Мошков В. Н. Физическая культура в сохранении и восстановлении здоровья. М., 1970.

что «должно приспособить свое тело к своему званию и состоянию, или приоб-ресть уменье действовать им в своем роде, — где глаз нужен — глаз воспитай, где нога — ногу, где рука — руку и прочее».

Основная идея христианской педагогики в отношении физического воспитания состоит в том, что оно должно органически входить в систему христианского воспитания человека, а значит, основываться на христианских нормах и ценностях. Такой подход к физическому воспитанию характерен для православной педагогической мысли. «Воспитание должно объединять все стороны жизни человека, то более всего это достигается через христианское воспитание, которое обнимает все силы души и тела человека. Религия христианская — духовная, но она не запрещает заботиться о теле, напротив, заповедует быть воздержанным, чтобы не расстроить здоровье тела и далее заповедует, чтобы тело было не только здоровым и крепким, но и служило самым послушным орудием духа», — на это указывает архиепископ Фаддей (Успенский). В процессе занятий физическими упражнениями, как утверждают святые отцы, нужно «ни духа, ни тела не должно оставлять без образования», а также: «физические упражнения, игры должны быть полезны для образования духа и тела».

Одним из самых важных условий формирования здорового организма является обеспечение полноценной двигательной активности. Такое назначение физической культуры не противоречит христианским этическим и эстетическим нормам и ценностям. Забота о красоте тела состоит в правильном питании, занятиях гимнастическими упражнениями и спортом, которые ведут к здоровью и красоте тела и души, ибо «красота есть благородный цвет здоровья». По Ю. Б. Никифорову, физическое воспитание или телесное здоровье показывает способность каждого к деятельному образу жизни. На поддержание здоровья, его укрепление положительное влияние имеют регулярные занятия физическими упражнениями, которые равномерно влияют на все системы и органы человека.

В высших учебных заведениях регулярные занятия физическими упражнениями направлены на достижение лучшей специальной подготовленности к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми навыками. В православном высшем учебном заведении это находит проявление в морально-волевом аспекте и физическом состоянии при соблюдении постов. Пост — это самое древнее церковное установление. В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост по средам и пятницам. Учебное время студентов охватывает два длительных 40-дневных поста (Рождественский, Великий). Это время, когда необходимо воздержание, напряжение духовных и телесных сил — на учебных занятиях и во время физической подготовки.

Большинство людей уже не сомневается в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. «Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к сохранению здоровья и процветания его» (Феофан Затворник). Цель воздержания в пище и телесного поста — укрощение плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. «Пост не средство, а лишь цель к укрощению буйства плоти, к смирению достодолжному перед Бо-

гом» (святитель Киприан). «О постах известно с самых первых веков. Весь год был разделен на 4 части, содержащая каждая 3 месяца и начинавшаяся постами. Со времени I Вселенского собора Новый год стал начинаться с 1 сентября» («История Церкви»).

Из житий святых мы знаем, что подвижники питались пищей самой скудной, порой сидели на хлебе и воде. Несмотря на это, к удивлению других, они, как пишет преподобный Серафим Саровский, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны, готовы к делу. Болезни у них были редки и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно. Вместе с тем, «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость. Впрочем, постная пища для здоровья не вредна. Пост и воздержание воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничение.

Переменою пищи Церковь имеет ввиду ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Переходя с более питательной пищи на менее питательную, мы делаем себя легкими, подвижными, более способными к духовной жизни. Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками, победу над ними. Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться крепче. Так считал Александр Шмеманн.

Важно научить человека заботиться о своем здоровье в течение всей жизни. Процесс физкультурного воспитания в высшем учебном заведении предоставляет возможность более широкого осмысления сущности физической культуры личности каждого студента. Наша жизнь разнится от той, которой жили первые православные христиане. Теперь мы живем среди огромного городского техногенного общества. Каждый должен постоянно заботиться о своем телесном здоровье.

Чтобы определить, как влияет соблюдение поста на физическую подготовленность студентов, к исследованию мы привлекли самих обучающихся в ПСТГУ. Исследование проводилось как до, так и после поста. В целях реализации основных положений концепции развития физической культуры, обновления содержания физического образования студентов в ПСТГУ введены основные положения Всероссийской базисной учебной программы «Физическая культура для высших учебных заведений». При подготовке специалистов к производственной деятельности необходимо конкретно определить социальный заказ общества на специалиста с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик и профессиограмм.

Таблица 1

Сводная таблица результатов физических качеств до и после поста студенток ПСТГУ

№ Студентки Прыжки через скакалку за 30 сек. (кол-во раз) Челночный бег (сек.) 10 м х 10 Прыжок в длину с места (см) Поднимание и опускание туловища (кол-во раз) Бег 2000 м (мин., сек.)

1 До поста (28 студенток) Мин. 61 Сред. 78 Макс. 100 Мин. 27 Сред. 33,3 Макс. 40,3 Мин. 160 Сред. 168,9 Макс. 191 Мин. 19 Сред. 25,2 Макс. 40 Мин. 10 мин. 00 сек. Сред. 11 мин. 56 сек. Макс. 15 мин. 02 сек.

2 После поста (28 студенток) Мин. 60 Сред. 74,2 Макс. 91 Мин. 29 Сред. 32,1 Макс. 40 Мин. 160 Сред. 172,3 Макс. 195 Мин. 21 Сред. 27,5 Макс. 38 Мин. 9 мин. 53 сек. Сред. 12 мин. 16 сек. Макс. 14 мин. 26 сек.

Для решения данной задачи применялись следующие методы: литературный обзор, контрольные нормативы (испытания) по физическим качествам — скоростной выносливости (бег 2000 м), скоростно-силовым (прыжок в длину с места (см), силовым (подъем туловища, руки за головой). В исследовании принимали участие 28 студентов (студенты занимались ОФП). Из таблицы 1 видно, что физическая подготовленность студентов первого курса до поста следующая: 30 сек. со скакалкой минимальный результат — 61 раз, максимальный — 100, средний 78 раз. Скоростные качества (челночный бег) — минимальный результат 27 сек., максимальный — 40,3 сек., средний — 33,3 сек. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) — минимальный результат 160 см, максимальный — 191 см, средний — 168,9 см. Силовые качества (поднимание туловища) — минимальный результат — 19 раз, максимальный — 40, средний — 25,2 раза. Качество выносливости (бег) — минимальный результат — 10 мин., максимальный — 15,02 мин., средний — 11,56 мин.

После поста — 30 сек. со скакалкой — минимальный результат — 60 раз, максимальный — 91, средний — 74 раза. Скоростное качество (челночный бег) — минимальный результат 29 сек., максимальный 40 сек., средний 32,1 сек. Скоростносиловые качества (прыжок в длину с места) — минимальный результат 160 см, максимальный — 195 см, средний — 172,3 см. Силовые качества (поднимание и опускание туловища) — минимальный результат — 21 раз, максимальный — 38, средний 27,5 раза. Качество выносливости — минимальный результат — 9 мин. 53 сек., максимальный — 14 мин. 26 сек., средний — 12 мин.16 сек.

Из данной таблицы видно, что после поста из 5 в 3 тестах результаты были улучшены — это челночный бег (уровень скоростных и координационных способностей), прыжок в длину с места (уровень скоростно-силовых способностей

нижних конечностей), поднимание туловища из положения лежа (силовая выносливость мышц брюшного пресса), и в 2 тестах наступило ухудшение — прыжки через скакалку, бег 2000 метров.

Таблица 2

Влияние поста на изменение результатов физической подготовленности студенток ПСТГУ

№ Студентки Прыжок через скакалку за 30 сек. (в %) Челночный бег (10м/10раз) (в %) Прыжок в длину с места (см) (в%) Поднимание туловища руки за головой (кол-во раз) (в %) Бег 2000 м мин. сек. (в %)

1 До поста Меньше Меньше Меньше Меньше Меньше

(28 сту- средней ве- средней ве- средней ве- средней ве- средней ве-

денток) личины личины личины личины личины

16 студенток 15 студенток 13 студенток 14 студенток 13 студенток

(57,2). (53,6). (46,4). (50). (46,3).

Больше Больше Больше Больше Больше

средней ве- средней ве- средней ве- средней ве- средней ве-

личины личины личины личины личины

12 студенток 13 студенток 15 студенток 14 студенток 15 студенток

(42,8) (46,4) (53,6) (50) (53,7)

2 После Меньше Меньше Меньше Меньше Меньше

поста средней средней средней средней средней

(28 сту- величины величины величины величины величины

денток) 13 студенток 12 студенток 15 студенток 14 студенток 16 студенток

(46,42). (42,9). (53,6). (50). (57,1).

Больше Больше Больше Больше Больше

средней ве- средней ве- средней ве- средней ве- средней ве-

личины 15 личины 16 личины 13 личины 14 личины 12

студенток студенток студенток студенток студенток

(53,58) (57,1) (46,4) (50) (43,9)

Из таблицы 2 видно, что при анализе результатов по индивидуальным показателям наблюдается такая закономерность: сдача прыжка через скакалку до поста — больше средних величин было у 12 студентов, что составляет 42,85%, а после поста у 13 студентов — это составляет 46,42%, что указывает на незначительное улучшение скоростных качеств. Показатели сдачи контрольного норматива по силовой выносливости мышц брюшного пресса, как до, так и после поста не изменились. Результаты теста — челночный бег, указывающего на уровень скоростных и координационных способностей, до поста — меньше средних величин у 15 студентов, что составляет 53,6%, а после поста меньше средних величин у 12 студенток — 42,7%. Это указывает на ухудшение скоростных и координационных способностей студенток. Показатели теста прыжка в длину с места, показывающих уровень скоростно-силовых способностей нижних конечностей, до поста — больше средних величин у 15 студенток — 53,6%, а после — у 13 студентов — 46,4%, что указывает на понижение уровня скоростно-силовых

способностей нижних конечностей. Показатели сдачи контрольных нормативов на общую выносливость — бег 2000 м — до поста — меньше средних величин у 13 студентов, что составляет 46,3%, а после поста у 16 студентов — 57,1%, следовательно, произошло значительное улучшение результатов по общей выносливости.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Студентки первого курса ПСТГУ, соблюдая пост, имеют повышение показателей по таким физическим качествам, как общая выносливость, скоростносиловая подготовка и прыгучесть. Понижение показателей — в силовой подготовке. Следует обратить внимание преподавателей физического воспитания на улучшение у студентов вышеуказанных качеств.

2. Необходимо дать знания о роли тела и телесности в духовном и физическом совершенствовании студентов, в частности, о влиянии физических упражнений на их здоровье, физическое развитие и работоспособность, а также о взаимосвязи занятий физической культурой с православным образом жизни.

3. Соблюдая пост, т.е. ведя православный образ жизни (в светском понимании — вести здоровый образ жизни), студенты университета сохраняют и поддерживают свою физическую подготовленность и тем самым улучшают свое здоровье не только для себя, но и для будущего поколения России.

4. Результаты контрольных испытаний должны учитываться при планировании и проведении занятий по физическому воспитанию и в учебно-тренировочном процессе в православных учебных заведениях.

5. Ежегодный анализ контрольных испытаний дает возможность:

1) объективно оценивать усвоение учебного материала по физической культуре;

2) вносить необходимые коррективы в методику преподавания физической культуры;

3) повысить профессиональную ответственность преподавателей физической культуры за физическую подготовку студентов.

6. Следует учитывать влияние занятий физическими упражнениями на духовно-нравственное состояние студентов, а также на связь этих занятий с православным образом жизни, что имеет существенное значение для верующих.

7. Все преподаватели физического воспитания должны знать отношение святых отцов к физическому воспитанию: «...укрепляя силы тела, не погуби дух» (свт. Ф. Затворник).

8. При рассмотрении результатов исследования в индивидуальном порядке можно отметить, что из 5 в 2 тестах результаты были улучшены до поста, в 2 наступило ухудшение, показатели одного теста остались без изменения. После поста из 5 в 3 тестах результаты были улучшены, а в 2 других наступило ухудшение (если учитывать минимальные, максимальные и средние результаты).

Литература

1. Афанасьев Д. З., Пампура Н. А., и др. Оценка физической подготовленности студенток, поступивших на 1-й курс Московского государственного университета дизайна и технологии в период 2002—2006 гг. // Материалы Х Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Изд-во МГУ, 2008. С. 124-126.

2. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского. Н. Новгород, 1992.

3. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1996.

4. Давлиев С. А., Сагдеев Р. Б., Гарифуллин Х. В., Галиахметов Р. Х. Физическая подготовленность студентов 1-го курса Медицинского университета 2001/2002 учебного года // Физическая культура и спорт в вузе: проблемы и перспективы: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию КГТУ-КАИ и 55-летию кафедры физического воспитания. Казань, 2002.

5. Дементьев Д. Православный пост. М.: Сретенский монастырь. 2007.

6. Зарин С. Т. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Паломник, 1996.

7. Творение иже во святых отца нашего Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-во «Паломник», 1994.

8. Зеньковский В. В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.

9. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

10. Никифоров Ю. Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. М.: ДПЦ св. прав. И. Кронштадский, 2003.

11. Несмелов В. Н. Наука о человеке. Казань: Заря-тан, 1994.

12. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.

13. Пампура Н. А., Кириенкова В. М., и др. Сравнительный анализ физических качеств студенток, поступивших в вуз из различных мест проживания // Материалы Х Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы».

С. 130-132.

14. Трубников В. И., Трубникова Е. В. Религиозное мировоззрение и занятия физической культурой // Физическая культура и спорт в вузе: проблемы и перспективы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд-во Московской патриархии, 1991.

16. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М.: Типография Августа Семена при Императорской медико-христианской академии, 1844.

17. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. Уфа, 1902.

Ключевые слова: православное воспитание, духовная составляющая поста, физическая подготовленность студентов, пост и воздержание.

Fast Influence on Physical Fitness of St. Tikhon’s Orthodox Humanitarian University’s Students

L. P. Bogomolova

In the brief study there is characterized the current state of physical culture and education in othodox educational establishments. The author claims that fast and abstinence not only develop the skill of controlling one’s body and wishes through restricting them but also influence man’s spiritual life, without which all the rules lose most of their significance. Every Physical Training teacher must know the Holy Fathers’ attitude towards physical education, the most imporatnt of which is “Strengthening your body don’t ruin your spirit” (Holy Hierach Feofan Zatvornik).

Keywords: orthodox education, fast spiritual component, students’ physical fitness, fast and abstinence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.