Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРЫМА'

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогика / этнопедагогические традиции физического воспитания / физическое воспитание современных людей / физическое воспитание народов Крыма / современная педагогическая наука / современная этнопедагогика / ethnopedagogy / ethnopedagogical traditions of physical education / physical education of modern people / physical education of peoples of Crimea / modern pedagogical science / modern ethnopedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Ю. Маркарян

В статье представлены результаты исследования теории этнопедагогики, а также отражены основные идеи этнопедагогических традиций физического воспитания народов, населяющих Республику Крым. Особенное внимание уделяется развитию этнопедагогики в регионе, ее влиянию на физическое воспитание представителей населения полуострова. Рассматривается специфика физического воспитания в Крыму в принципе и посредством этнопедагогических традиций в частности. В заключительной части статьи дается краткая характеристика отрасли спорта и физического воспитания Крыма. Автор делает вывод, что этнопедагогические традиции народов Крыма, их реализация и отражение в политической культуре могут послужить важным шагом на пути к еще большему сближению всех многочисленных национальностей на территории республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE CRIMEA

The article presents the results of the study of the theory of ethnopedagogy, and also reflects the main ideas of the ethnopedagogical traditions of physical education of the peoples inhabiting the Republic of Crimea. Particular attention is paid to the development of ethnopedagogy in the region, its influence on the physical education of the population of the peninsula. The specificity of physical education in Crimea in principle and through ethnopedagogical traditions in particular is considered. In the final part of the article, a brief description of the branch of sports and physical education of the Crimea is given. The author concludes that the ethno-pedagogical traditions of the peoples of Crimea, their implementation and reflection in the political culture can serve as an important step towards an even greater rapprochement of all the many nationalities in the territory of the republic.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРЫМА»

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Internet-zhurnal«'Ejdos». Available at: http://www/eidos.ru/journai/2006/0505/html

2. Krasnokutskaya S.N. Formirovaniesocial'nojkompetentnostistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.

3. Pushkareva T.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti studentov v usloviyah obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2013.

4. Plyuhina S.V. Formirovanie social'noj kompetentnosti studentov mnogoprofil'nogo kolledzha. Kemerovo, 2016.

5 Hutorskoj A.B. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; № 2: 32 - 41.

6. Romaeva N.B., Kuz'mina S.V. Model' razvitiya social'noj kompetentnosti studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki. 2019; № 3 (47): 54 - 60.

7. Kolomiec S.M. Tvorcheskie kompetencii studentov social'no-'ekonomicheskih special'nostej: monografiya. Moskva, 2010.

8. Popov A.I. Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizaciiolimpiadnogo dvizheniya po uchebnym disciplinam v vuze: monografiya. Tambov, 2010.

9. Zorin V.I. Tolkovyj slovar'. Evrazijskaya mudrost'ot A do Ya. Almaty, 2002.

Статья поступила в редакцию 15.11.20

УДК 371

Markaryan V.Yu, postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

CONTENT OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE CRIMEA. The article presents the results of the study of the theory of ethnopedagogy, and also reflects the main ideas of the ethnopedagogical traditions of physical education of the peoples inhabiting the Republic of Crimea. Particular attention is paid to the development of ethnopedagogy in the region, its influence on the physical education of the population of the peninsula. The specificity of physical education in Crimea in principle and through ethnopedagogical traditions in particular is considered. In the final part of the article, a brief description of the branch of sports and physical education of the Crimea is given. The author concludes that the ethno-pedagogical traditions of the peoples of Crimea, their implementation and reflection in the political culture can serve as an important step towards an even greater rapprochement of all the many nationalities in the territory of the republic.

Key words: ethnopedagogy, ethnopedagogical traditions of physical education, physical education of modern people, physical education of peoples of Crimea, modern pedagogical science, modern ethnopedagogy.

В.Ю. Маркарян, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРЫМА

В статье представлены результаты исследования теории этнопедагогики, а также отражены основные идеи этнопедагогических традиций физического воспитания народов, населяющих Республику Крым. Особенное внимание уделяется развитию этнопедагогики в регионе, ее влиянию на физическое воспитание представителей населения полуострова. Рассматривается специфика физического воспитания в Крыму в принципе и посредством этнопедагогических традиций в частности. В заключительной части статьи дается краткая характеристика отрасли спорта и физического воспитания Крыма. Автор делает вывод, что этнопедагогические традиции народов Крыма, их реализация и отражение в политической культуре могут послужить важным шагом на пути к еще большему сближению всех многочисленных национальностей на территории республики.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические традиции физического воспитания, физическое воспитание современных людей, физическое воспитание народов Крыма, современная педагогическая наука, современная этнопедагогика.

Республика Крым, будучи одним из наиболее национально разнообразных регионов, вобрала в свой этнопедагогический опыт массу традиций разных этносов. На данный момент совершенно обоснованно можно говорить о более чем 100 национальностях, внесших вклад в социокультурное развитие республики. Это - не просто богатый этнопедагогический базис, который служит значительным подспорьем в процессе формирования воспитательных национальных концепций, но и колоссальный опыт, который способен обогатить культурное наследие Крыма.

Физическое воспитание крымчан - наиболее актуальная и социально значимая тема, требующая определенного внимания со стороны научного сообщества. Важно понимать, что оно невозможно без приобщения этнопедагогических традиций различных народов, проживающих на территории полуострова, а значит, невозможно без массового ознакомления с этими традициями. Каждый из народов, населяющих территорию современного Крыма (а это достаточно обширный перечень: помимо русских, украинцев и крымских татар нашли свое место здесь и болгары, немцы, греки, евреи, азербайджанцы, венгры, корейцы и другие), не просто проживает там, но и обогащает его социокультурное пространство. Так, справедливым было бы говорит об обширном арсенале воспитательных и образовательных средствах в различных областях, в том числе и физического воспитания народов. Этот арсенал на сегодняшний день должен вновь приобрести ценность и стать целесообразным для применения (естественно, лишь после ряда трансформаций и адаптаций к современным реалиям). Физическое воспитание должно встать в один ряд по актуальности с духовным, нравственным, интеллектуальным, культурным, профессиональным, творческим и социальным, поскольку все они могут полноценно влиять на личность, лишь находясь в комплексе. В связи с этим наиболее интересным для настоящего исследования является вопрос изучения содержания этнопедагогических традиций физического воспитания народов Крыма [1 - 5].

Этнопедагогическое традиционное воспитание базируется в первую очередь на исторических и культурных аспектах и особенностях каждого отдельно взятого народа. Народ на протяжении всего своего развития формирует соб-

ственную образовательно-воспитательную систему, которая основывается на четких идеалах, идеях, позициях и принципах. Национальный характер здесь выступает главным индикатором пригодности тех или иных способов и методов образования и воспитания. Причем это относится ко всем сферам жизнедеятельности современного человека. Важно понимать, что этнопедагогические традиции воспитания всегда основываются на столпах национального единства и идеи о сущности человека, его цели, идеального образа, который становится примером развития всех последующих поколений.

Многие исследователи этнопедагогического наследия Крыма сходятся во мнении о том, что современные учебные заведения полуострова должны быть направлены на национальность и поликультурность образовательно-воспитательной деятельности, поскольку это - закономерность, которая возникла с зарождением поликультурности в современном обществе.

М.А. Хайруддинов и М.Р. Скоробогатова в связи с этим считают, что сегодня Республика Крым обладает значительным потенциалом и положительным опытом в этой сфере, который характеризуется следующими показателями: освоение обучающимися тех или иных дисциплин с учетом национальных особенностей различных этносов, а предоставляется возможность остановить внимание обучающихся на специфике конкретного социума, в рамках которого они взаимодействуют; существуют общественные и образовательные организации (музеи, библиотеки, фонды) краеведческой направленности, которые играют важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения в соответствии с этнопедагогическими традициями прошлого и настоящего; существуют периодические (например, «Крымский журнал» и «Крымская газета») и непериодические (книги издательств «Н. Орiанда», «Ариал» и др.) издания краеведческого характера, которые обогащают информационный фонд полуострова, направленный на ознакомление всех членов общества с обычаями, традициями и принципами различных народов. Краеведческие издания позволяют воспитать в членах общества толерантность, терпимость, милосердие и взаимопонимание с представителями разных национальностей, а также подталкивают к изучению истории родного края, что

играет значительную роль в процессе воспитания человека (в том числе и физического) [4].

Особенное внимание следует уделить понятию народности, которое многими исследователями трактуется по-разному. Это связано с тем, что оно вбирает в себя множество теоретических аспектов, которые носят комплексный характер и формируют общее понятие народности. Так, в соответствии с трудом вышеуказанных ученых М.А. Хайруддинова и М.Р Скоробогатовой в теории воспитания народность обладает рядом определяющих специфических характеристик, которые состоят в следующем: каждый народ имеет свой идеал личности, от которого зависит воспроизведение тех или иных «идеальных» элементов в отдельных людях; каждый народ обладает собственной, исключительной системой народного (национального) воспитания, средствами и инструментами которой и стремится достичь вышеуказанного идеала; основные положения системы народного воспитания уходит своей историей в глубину веков, вырабатываясь при этом самим народом, только более старшего поколения; система народного воспитания абсолютно уникальна и самобытна, поскольку уникален, неповторим и самобытен каждый народ как этническая единица; по сей день не существует единого для всех народов стандарта воспитания, однако существуют общие педагогические идеи и некоторые дидактические средства, применяемые в области образовательно-воспитательного процесса, однако даже их реализация обычно происходит в соответствии с национальными предпочтениями и обладает национально-индивидуальной окраской [4].

Таким образом, рассматривая Крым как полинациональный регион, в условиях которого развиваются различные воспитательные системы, можно сказать, что исследовать содержание этнопедагогических традиций физического воспитания представляется невозможным ввиду разнообразия национальностей, но можно выделить некоторые схожие черты, о которых речь пойдет далее. Сейчас же нам представляется наиболее логичным и целесообразным рассмотреть понятие этнопедагогических традиций в целом, поскольку без него невозможно дальнейшее исследование.

Итак, согласно определению М.Н. Стельмаховича, этнопедагогические традиции представляют собой устоявшуюся «систему идеалов, трудового опыта, знаний, творчества, воззрений, вкусов, установок, норм поведения, обычаев, обрядов и других стереотипизированных форм человеческой деятельности, сложившихся исторически и передающихся из поколения в поколение» [3]. По нашему мнению, все эти аспекты значительно влияют на содержание традиций и определяют их родовую соотнесенность. Важно понимать, что традиции физического воспитания здесь складываются из множества как физических, так и духовных, нравственных, интеллектуальных факторов, поскольку воспитание в целом предполагает комплексное развитие человека во всех областях его деятельности. Именно поэтому многие традиции физического воспитания у некоторых народов могут соприкасаться и даже дублироваться - и это вполне нормальное явление для народов, населяющих Крымский полуостров. Всего, согласно данным вышеуказанных исследователей, существует три вида этнокультурных традиций народов, населяющих полуостров, которые, в свою очередь, лежат в основе этнопедагогических традиций. Эта закономерность вполне объяснима -составляющие общей и локальной культуры всегда находят свое отражение в образовательно-воспитательной жизни населения. Итак, основными видами этнокультурных традиций являются следующие: семейные (или семейно-бытовые); социальные (или общинные); образовательные (или школьные) [4].

На наш взгляд, этнопедагогические традиции физического воспитания как нельзя лучше отражаются во всех этих этнокультурных традициях, поскольку физическая активность предполагается во всех сферах жизни народов Крыма: и в быту, и в обществе, и в учреждениях образования. Для подтверждения этого тезиса рассмотрим содержание каждого из этих видов и соотнесем его с традициями физического воспитания.

Семейные этнокультурные традиции - наиболее значимый пласт для каждого человека. Именно в семье закладываются основы общего воспитания, обучения, познавательной и мыслительной деятельности. К категории семейных традиций нельзя относить исключительно традиции проведения праздничных семейных мероприятий и семейных увлечений, уникальные и характерные для конкретной ячейки общества. Важно понимать, что здесь ключевым аспектом, формирующим ядром является система общего воспитания (уважения, толерантности, любви, тактичности, великодуший и т.д.). Семейные традиции взращивают в подрастающем поколении идеалы здорового общества, формируют понимание процессов, происходящих за пределами дома, приучают к труду и физической активности. Крымские семьи, независимо от национальности, увлекаются активным отдыхом и спортом на свежем воздухе. Это неудивительно, поскольку этому благоприятствует и климат полуострова, и его ландшафтная составляющая, и сравнительная незаселенность (если сравнивать с иными регионами Российской Федерации). Традиции активного отдыха и проведения регулярных спортивных мероприятий, игр на открытой местности - ключевые в культуре всех народов, проживающих в этом регионе.

Под социальными традициями подразумевают обычно традиции, связанные с взаимодействием человека с субъектами социокультурного пространства региона. К ним можно отнести привитие уважения к старшему поколению, забот-

ливого отношения к младшему, скромности, вежливости, патриотизма, гуманизма, трудолюбия. Социальная активность и ответственность здесь - важнейшие элементы, без которых реализация и вкрапление таких традиций в систему поликультурного общества невозможна. Физическое воспитание проявляется, скорее, в виде следования принципам гуманизма, согласно которым главной ценностью является человек, его личность и способности. В Крыму часто проводятся информационные, спортивные и социальные мероприятия и акции, акцентирующие внимание представителей всех национальностей на тех или иных проблемах. Так, регулярно проводятся оздоровительные мероприятия, марафоны, благотворительные спортивные матчи и спортивные субботники, влияющие на социальное благополучие населения республики. Физическое воспитание происходит здесь частично, но все же имеет место, поскольку этому региональными властями уделяется достаточно внимания.

Образовательные же традиции базируются на иерархии, существующей в образовательных учреждениях (например, студент всегда старше и несколько авторитетнее школьника), проведении символичных праздников, регулярных мероприятий (по типу Дня знаний), путешествий по различным знаковым природным и архитектурным местам Крыма (экскурсии, поездки, прогулки). Здесь также особое внимание стоит уделить выездным мероприятиям на природу. Как видно, эта традиция - одна из ключевых как в этнокультурном, так и этнопедагогическом планах.

Физическое воспитание всех народов Крыма, таких образом, постоянно обогащается и приобретает новые формы, за счет чего развивается и расширяет свои границы. По нашему мнению, многообразие народов, проживающих на территории республики, не только не умаляет значение этнопедагогических традиций каждого отдельно взятого народа, но и, наоборот, подчеркивает его. Молодые люди и подрастающее поколение крымских детей на сегодняшний день получают максимум из системы этнопедагогических традиций физического воспитания, поскольку задействуют в повседневной деятельности ключевой аспект таких традиций - национальные игры, национальные виды спорта. Причем на территории Крыма происходит такая ассимиляция и такой быстрый обмен национальным опытом физического воспитания, что русские и украинские люди участвуют в мероприятиях и национальных играх крымских татар (например, очень популярны сегодня игры чукуртоп, кес-кес, мермерша и т.д.) и наоборот [1; 2].

В целом же содержание этнопедагогических традиций физического воспитания народов Крыма - достаточно многообразно и обширно в связи с обилием народов - русского, украинского, крымско-татарского и еще более 100. Именно поэтому справедливо говорить о такой ситуации, в которой все они так или иначе обмениваются национальным опытом и формируют один национальный пласт. Физическому воспитанию уделяется огромное внимание, поскольку оно представляет собой главный источник патриотичных, социально ответственных и активных личностей, способных самостоятельно позаботиться о своем здоровье и состоянии. Крым вообще - один из наиболее благоприятных регионов для реализации наиболее эффективных этнопедагогических традиций физического воспитания различных народов, причем это связано не только с природными условиями, но и с национальным разнообразием и толерантностью, национальной терпимостью, возникшей в результате тесного взаимодействия представителей разных национальностей.

В период появления общества зародилась и система его активности, которая реализовывалась посредством некоторых факторов и принципов. Они обеспечивали первичную связь всех субъектов общественных отношений между собой и таким образом объединяли их традиции, обычаи и национальный опыт. Все это стало причиной формирования и становления этнопедагогических основ воспитания в разных областях человеческой жизнедеятельности, перенятых во многом из опыта прошлых поколений. В конечном итоге традиционные связи стали не просто средством и инструментом, благодаря которому человечество сегодня может проследить путь развития общества, но и определить спектр образовательно-воспитательных возможностей этнокультурных и этнопедагогических традиций.

Проведённое исследование, посвященное рассмотрению этнопедагогических традиций в Крыму, позволило нам прийти к выводу о том, что ключевые традиции физического воспитания народов, населяющих Республику Крым, во многом совпадают у разных этносов и обладают крайне схожей структурой. Кроме того, они направлены не только на оздоровление всех людей, но и на краеведческое просвещение населения, которое особенно актуально в современных реалиях. Кроме того, специфика физического воспитания в Крыму такова, что основные этнопедагогические традиции берут свое начало в семье и продолжаются в социальной и образовательной сферах, особенно это относится к активному отдыху и занятиям спортом на открытой местности. Крым - наиболее подходящее место для реализации различных национальных традиций в отношении физического воспитания (здесь можно заниматься различными видами спорта и физической активности: бегом, плаванием, прыжками и другими). Важно понимать, что этнопедагогические традиции народов Крыма, их реализация и отражение в полинациональной культуре могут послужить важным шагом на пути еще большего сближения всего множества народностей на территории республики.

Библиографический список

1. Асанова З.Р Этнопедагогика крымско-татарского народа как средство воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях. Вестник МДПУ имени И.П. Шамякина. 2013; № 3 (40).

2. Редькина Л.И. Этнопедагогика караимов Крыма: монография. Киев, 2001.

3. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Киев, 1989.

4. Хайруддинов М.А., Скоробогатова М.Р Воспитание и духовное развитие младших школьников на основе этнокультурных традиций. Культура народов Причерноморья. 2006; № 85: 119 - 124.

5. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки, г Ялта, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

References

1. Asanova Z.R. 'Etnopedagogika krymsko-tatarskogo naroda kak sredstvo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik MDPU imeni I.P. Shamyakina. 2013; № 3 (40).

2. Red'kina L.I. 'Etnopedagogika karaimov Kryma: monografiya. Kiev, 2001.

3. Stel'mahovich M.I. Tradiciii tendenciirazvitiya semejnoj 'etnopedagogikiukrainskogo naroda. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kiev, 1989.

4. Hajruddinov M.A., Skorobogatova M.R. Vospitanie i duhovnoe razvitie mladshih shkol'nikov na osnove 'etnokul'turnyh tradicij. Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2006; № 85: 119 - 124.

5. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki, g. Yalta, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 10.11.20

УДК 378

Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: plieva.asya@yandex.ru

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

APPLICATION OF GAME METHODS OF LEARNING IN CREATING A REFLEXIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article examines the process of using game teaching methods in creating a reflective educational environment of a university. The gamification method is used as a means of creating reflection, increasing the motivation and interest of students in learning. Thanks to gamification, the skill of social communication and interpersonal interaction is acquired, the well-built communication between the students of the group and coordination on the part of teachers activates the creative abilities of the learner, develops creative thinking, strengthens such qualities as introspection, self-control and self-discipline. Playing in learning is one of the most effective forms of learning, where one of the important components of this method is the correct organization, transfer of learning into a play format. It was revealed that the use of gamification in education can serve as an auxiliary condition for creating a reflective educational environment in higher education, the use of game elements in education contributes to the self-development of both the student and the teacher.

Key words: game method, gamification, student, reflective educational environment, university.

А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: plieva.asya@yandex.ru

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ РЕФЛЕКСИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье рассмотрен процесс применения игровых методов обучения в создании рефлексивно-образовательной среды вуза. Метод геймификации используется как средство по формированию рефлексии, повышению мотивации и интереса студентов к обучению. Благодаря геймификации приобретается навык социальной коммуникации и межличностного взаимодействия, правильно выстроенная коммуникация между студентами группы и координирование со стороны преподавателей активизируют творческие способности обучающегося, развивают креативное мышления, усиливают такие качества, как самоанализ, самоконтроль и самодисциплина. Игра в обучении является одной из самых эффективных форм, где одним из важных составляющих компонентов является правильная организация, перенос обучения в игровой формат Выявлено, что применение «геймификации» в образовании может служить вспомогательным условием для создания рефлексивно-образовательной среды в высшей школе, применение игровых элементов в сфере образования способствует саморазвитию как обучающегося, так и преподавателя.

Ключевые слова: игровой метод, геймификация, игрофикация, студент, рефлексивно-образовательная среда, вуз.

На сегодняшний день существует широкий спектр методов для создания рефлексивно-образовательной среды в вузе, которая необходима для самоактуализации как студента, так и преподавателя высшей школы. В исследовании мы выделяем метод геймификации, считая его одним из наиболее эффективных в образовании. Методы геймификации используют для повышения мотивации, привлечения студентов к обучению, а также для профессиональной рефлексии. Обучение на основе геймификации как для студентов, так и для педагогов высшей школы в наше время стало доступным благодаря информационно-коммуникативным технологиям и электронным устройствам. Данная методика позволяет проводить занятие в интерактивной форме, а также развивает абстрактное мышление, т.е. с ее помощью создается конкретная проблемная ситуация, обусловленная определенной задачей и наличием правил, а элемент игры, в свою очередь, мотивирует участников прилагать усилия для достижения поставленной цели.

Рассмотрим подробнее понятие «геймификация». В конце ХХ века ученый Т. Мэлоун [1] был первым, кто рассмотрел игру как способ мотивации к критической мысли, нестандартному решению проблемы и самоанализу своей деятельности. Исследователь видел применение игровых процессов в других сферах жизни как источник «эвристики для приятных интерфейсов», а также считал, что они с успехом могут быть применены в обучении. Т. Мэлоун выявил следующие

поведенческие факторы: контроль, воображение, желание и любопытство к познанию и конкуренция. Впервые термин «геймификация» был введен Р. Бартлом в публикации, посвященной видеоиграм [2], но заключал в себе совсем иной смысл, который далек от того, каким наполняют его современные ученые, а также имел совсем другие характеристики. Ученый понимал под «геймификацией» использование игровых технологий для совместной работы пользователей. В современной интерпретации понятие «геймификация» ввел в обиход Н. Пиллинг [3], который создал компанию для активного применения игровых технологий в сфере потребления товаров и услуг, уже тогда американский разработчик отметил, что игровые элементы могут быть успешно применены не только в торговой сфере. Он подчеркнул, что на данный момент общество не готово понять всей ценности геймификации.

Геймификация, или игрофикация - это использование игровых подходов для неигровых процессов. Сегодня мы видим инструменты геймификации во многих сферах жизни, например, в кофейне, когда собираем купоны, чтобы получить мороженое в подарок. Учеными доказано, что игровые методики мотивируют на заполнение своего профиля в «^асеЬоок» или «^адгат». Классические образовательные методики часто игнорируют простой, но безгранично значимый факт - обучение должно приносить радость, оно может и должно быть интересным. Так устроен мозг человека: когда вместо борьбы с хандрой есть драйв и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.