Научная статья на тему 'Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар'

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КРЫМСКИХ ТАТАР / MORAL EDUCATION / TRADITIONS OF ETHNIC PEDAGOGY OF THE CRIMEAN TATARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Людмила Ивановна

В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар. Рассматривается роль этнопедагогических традиций нравственного воспитания в приобщении детей к нравственным ценностям крымскотатарского народа. Обосновываются цель, задачи и содержание особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE TRADITIONS OF ETHNOPEDAGOGICS OF CRIMEAN TATARS

The article deals with the features of moral education of children of preschool age on the traditions of ethnic pedagogy of the Crimean Tatars. The role of ethno-pedagogical traditions of moral education in introducing children to the moral values of the Crimean Tatar people is considered. The purpose, objectives and content of the features of moral education of children of preschool age on the traditions of ethnic pedagogy of the Crimean Tatars are substantiated.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар»

5. Новикова Т. А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. - Великий Новгород: 2004. - С. 218-219.

6. Гавриленко А. П. Трехуровневый подход в методике преподавания курса «Архитектоника объемных форм» в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров // Научный потенциал мира. Материалы международной научно-практической конференции. Том 38: Проблемы подготовки специалистов. - Днепропетровск: 2004. - С. 27 - 30.

7. Калина Н. Д. Конструктивный подход в обучении рисунку: формирование профессиональных конструктивно-графических умений будущих дизайнеров. - Владивосток: 2010.

8. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. - СПб.: 2007. 216 с.

9. Кулешова А. И. Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. Педагогика. - 2006. - Вып. 3. -С. 246 - 250.

10. Новикова Т. А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. - Великий Новгород: 2004. - С. 218 - 219

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и управления учебными заведениями Редькина Людмила Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КРЫМСКИХ ТАТАР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар. Рассматривается роль этнопедагогических традиций нравственного воспитания в приобщении детей к нравственным ценностям крымскотатарского народа. Обосновываются цель, задачи и содержание особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиции этнопедагогики крымских татар.

Annotation. The article deals with the features of moral education of children of preschool age on the traditions of ethnic pedagogy of the Crimean Tatars. The role of ethno-pedagogical traditions of moral education in introducing children to the moral values of the Crimean Tatar people is considered. The purpose, objectives and content of the features of moral education of children of preschool age on the traditions of ethnic pedagogy of the Crimean Tatars are substantiated.

Keyword: moral education, traditions of ethnic pedagogy of the Crimean Tatars.

Введение. С момента присоединения Крыма к РФ начался процесс становления государственности, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории полуострова. Республика Крым — территория с большим этнокультурным наследием. Поэтому все острее встает социальная потребность в формировании личности, которая была способна существовать в поликультурном социуме и быть готовой к положительным межэтническим отношениям. В связи с этим значительное внимание последнее время уделяется нравственному воспитанию детей и подростков. В современных условиях все это обуславливает выбор качественно нового подхода к воспитанию и детей дошкольного возраста. В качестве ключевого момента такого воспитания необходимо учитывать культурную, религиозную и этническую принадлежность ребенка, тем самым формируя уважение и терпимость к представителям других национальностей.

Цель статьи. Раскрыть особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях развития качественно нового общества дошкольное воспитание является основой всестороннего развития личности ребенка, дальнейшего успешного обучения, вхождения в социум сверстников и общества в целом. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.

Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Навственное воспитание детей с раннего возраста формирует личность ребенка, помогая ему приобщиться к ценностям не только своей культуры, но и культурному наследию соседей по региону Система обучения и воспитания в поликультурном пространстве дошкольного образовательного учреждения, учитывая культурную, религиозную, этническую специфику участников процесса дает широкий спектр всестороннего развития личности ребенка.

Цель формирования такой личности, начиная с раненого возраста, требует наполнения всех звеньев учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении содержанием, которое бы отображало историю, духовную и материальную культуру народов проживающих в Крыму, в том числе и крымскотатарского

народа.

Этнопедагогика крымских татар рассматривается как самостоятельная отрасль педагогической науки, совокупность педагогических знаний крымскотатарского народа, в которых отражено его мировоззрение, особенности национального характера, культуры, опыт воспитания детей.

Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте, и является неотъемлемой частью той народной духовной культуры крымских татар, которая была выработана тысячелетиями, закрепленная в религии, фольклоре, праздниках, семейных традициях и народеном этикете, народном календаре, способствующая воспитанию толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей, терпимости, гуманизма, положительных межэтнических отношений.

Этнопедагогические традиции нравственного воспитания крымских татар - целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям крымскотатарского народа.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на этнопедагогических традициях крымских татар - процесс воспитание нравственных чувств, привычек, нравственных качеств личности, формирования навыков поведения и общения на основе усвоенных этических норм и правил крымских татар.

Развитие нравственных качеств личности старших дошкольников на традициях этнопедагогики крымских татар позволяет:

- оптимизировать процесс вхождения дошкольников в многонациональный социум;

- обеспечить формирование положительных межличностных, межэтнических контактов в дошкольном учреждении;

- воспитать положительные нравственные качества личности, сформировать навыки культурного поведения;

- стимулировать проявления нравственных качеств уважительного отношения к людям разных национальностей.

Поэтому, для осуществления нравственного воспитания детей дошкольного возраста на традициях этнопедагогики крымских татар требует решения следующих задач:

- формирование у членов педагогического коллектива понимания и внутреннего принятия целей и задач нравственного воспитания дошкольников, в свете основных положений концепции гражданского воспитания и концепции национального воспитания;

- воспитание правильного понимания и отношения к усвоению элементов духовной и материальной культуры крымскотатарского народа;

- ознакомление детей дошкольного возраста с учетом доминант их психолого-педагогического развития с элементами нравственных традиций крымскотатарского народа;

- использование в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения элементов крымскотатарской этнопедагогики;

- овладение старшими дошкольниками элементами правил и норм поведения в поликультурном социуме;

- воспитание у дошкольников позитивного отношения к людям разной национальности;

- воспитание у старших дошкольников положительных нравственных качеств, навыков положительного межэтнического общения.

Решение этих задач будет способствовать формированию нравственных качеств личности, навыков межэтнического общения и сосуществования в полиэтническом социуме, культивировать уважительное отношение к соседям по культурно-географической рекреации.

Содержание нравственного воспитания старших дошкольников на этнопедагогических традициях крымскотатарского народа должно включать:

- знания норм и правил поведения крымских татар в группе сверстников: гостеприимство, уважение к человеку, почитание старших, почитание родителей;

- развитие способности ребенка использовать приобретенные знания правил поведения в общении со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальностей;

- воспитание: толерантности, уважения друг друга, положительных межэтнических отношений, любви к ближнему, доброты и отзывчивости.

Таким образом, нравственное воспитание старших дошкольников на основе этнопедагогических традиций крымскотатарского народа осуществляется на основе единых подходов к содержанию воспитания, в основу которых положены такие общие ценности, как:

- уважение соседей по региону;

- толерантность, чуткость, доброта, взаимопомощь, человечность;

- готовность к взаимодействию, стремление к дружескому сосуществованию с детьми разных национальностей.

Выводы. Усвоение детьми старшего дошкольного возраста традиций нравственного воспитания крымских татар будет способствовать ознакомлению с элементами духовной культуры соседей по региону, формированию навыков положительного межэтнического общения и культуры поведения; воспитания уважительного отношения к людям разных национальностей проживающих в Крыму, что в дальнейшем будет способствовать адаптации ребенка в полиэтническом, поликультурном социуме.

Литература:

1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, Культура, 2005. - 240 с.

2. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. - М.: Издательство Московського психолого -социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 304 с.

3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.

4. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2006, №8. - с. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.