ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 373.24
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ КУЛЬТУР
© Т. В. ЗАБЕЛЬСКАЯ Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва, кафедра дошкольного и младшего школьного образования e-mail: [email protected]
Забельская Т. В. - Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур // Известия ПГПУ им. B. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 644-646. - В статье говорится о важности поликультурного воспитания, формирования этики межнационального общения и толерантного поведения в дошкольном возрасте средствами этнопедагогики.
Ключевыеслова: этнопедагогика,поликультурноевоспитание, этикамежнациональногообщения, этническаято-лерантность.
Zabelskaya T. V. - The Up-bringing of Children in Different Cultural Background // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 644-646. - This article is about the importance of cross-cultural up-bringing, the formation of ethics of cross-cultural communication and tolerant behavior of preschool children by methods of ethno-pedagogics. Key words: ethno-pedagogics, cross-cultural upbringing, ethics of cross-cultural communication, ethnical tolerance.
У каждого народа и этноса исторически складывались идеи национального воспитания, являющиеся предметом рассмотрения этнопедагогики. Речь идет о совокупности идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и иных форм проявления педагогического сознания, процессом усвоения которых занята этнопедагогика. Национальное воспитание исходит из менталитета этноса, базируется на лучших образцах народной мудрости. «Это тот могучий феномен, кото-рыйобеспечиваетсохранениенациональногохаракте-ра, обычаев и психологии человека» [3, 10].
Этнопедагогика - прежде всего отрасль эмпирических педагогических знаний, передаваемых из поколения в поколение, будучи аккумулированных в фольклоре, этнографических материалах, народных воспитательных традициях, играх, игрушках, народных праздниках и т. д.» [2, 48].
Определяя сущность этнопедагогики, один из ее основоположников Г.Н. Волков говорил, что «этно-педагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно народного воздействия, в ходе котороговоспитывается,развиваетсяличность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях и фольклоре.».
Г.Н. Волков выделял следующие проблемно -тематические разделы научной этнопедагогики:
1. Основные педагогические понятия народа.
2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т. д.).
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, заботаоздоровье,привитиелюбвикпрекрасному ).
4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).
5. Методы воспитания.
6. Средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.).
7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.
8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (общенародные праздники, трудовые объединения детей и молодежи и т. д.).
9. Народныевоспитатели ( родители, старшиедети и т. д. их педагогические принципы и мысли) [1, 22].
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, правила человеческого общежития, раз-виваютсяэлементынациональногосамосознания,вос-питывается дружеское отношение к окружающим людям (Т.Ф. Бабынина, М.И. Богомолова, С.А. Козлова,
Э.К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопеда-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
гогических технологий которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е.В. Бонда-ревская, Н.И. Ильин и др.) на признании детства как культурно-исторического феномена (Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев).
От сегодняшних приоритетов дошкольного воспитания, от нацеленности образования на нравственные ценности народной культуры зависит развитие положительной этнической идентичности подрастающего поколения.
Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в возрасте 6-7 лет (Ж. Пиаже). Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Развитие основных содержатель-ныхкомпонентовнациональногосамосознанияребен-ка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурноценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании - это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для этого этноса.
С позиции этопсихологии и этнопедагогики для появления у ребенка «базового доверия к миру», в первую очередь, должна быть сформирована установка на принадлежность к определенной социальнокультурной группе, что возможно только на основе формирования национальной и культурной идентичности (К. Блага, М. Шебеку). Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной («не тревожной» с психологической точки зрения) картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задачаособенноактуальнаясегодняне может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры» [4, 3]. Очевидно, что данный процесс в дальнейшем исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает ее ценности и обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства, а также возможно избежать и проявление «маргинального синдрома», когда человек находится на грани между двумя культурами, но не в состоянии идентифицировать себя ни с одной из них. Такое положение вещей может приводить к усилению психологического напряжения во взаимоотношениях с людьми других культур.
Изучая опыт работы дошкольных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования нами отмечено, что специфика построения моделивоспитательно-образовательногопроцессата-
ких дошкольныхучреждений состоит в том, чтобыобе-спечить развитие детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, культуре и традициям народа, сформировать у родителей представление о роли этнической культуры в развитии ребенка.
Несколько по другому формулируются цели и задачи модели воспитательно-образовательного процесса конфессиональных дошкольных учреждений с этнокультурным (русским) компонентом. Целью педагогической работы с воспитанниками является под-готовкадуховно-нравственныхвоспитанных,культур-ных и образованных граждан Отечества, способных самостоятельноитворческиосваиватьмногообразную и многонациональную культуру России.
Задачами деятельности ДОУ, имеющего статус дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным (русским) компонентом образования и православно ориентированного, являются задачи по формированию уклада жизни дошкольного учреждения в соответствии с духовно - нравственными традициями русскогонарода,созданиюприоритетапатриотическо-го, национального воспитания детей, ориентации со-держанияобразования науглубленноеизучениеоснов в первую очередь культуры и истории своего края, на ознакомление с народным искусством, традиционными видами рукоделия.
Изученный опыт работы детских садов, анализ программ и методических пособий по этнокультурному воспитанию, позволяет сделать вывод, что на сегодняшний в образовательном пространстве России существуют различные модели построения воспитательно - образовательного процесса с учетом этнического компонента, но на практике этнокультурное воспитание и обучение детей приводит к искусственности и фрагментарности при несоблюдении следующих условий:
- не происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада, а также развитие профессиональной компетенции педагогов;
- организация процесса этнокультурного воспитания детей и использование народного опыта не происходит непосредственно в жизни детей.
Однако, создавая приоритетное направление изучения родной культуры необходимо сочетать с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.
Следует учитывать, что в основе сообщаемых знанийобобычаях,культурныхценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. (Э.К. Суслова).
Такая трактовка этнопедагогики органично сочетается с поликультурным воспитанием. Проблема общения детей с представителями разных народов отражена в работах целого ряда исследователей
24 2011
Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь,
Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др. которые показывают, что «дети становятся чувствительны к национальному фактору» в связи с чем, становится актуальным формирование этики межнационального общения и толерантного поведения в этом возрасте. Содержаниепонятия«этикамежнациональногообще-ния» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражениеэмоционально-положительногоотношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.
В научном мире предпочитают говорить о разных типах толерантности, которые, так или иначе, относятся к воспитанию. Предлагается выделять то-лерантностьобразовательную,межнациональную,ра-совую, религиозную [5].
Употребляется понятие «этническая толерант-ность»,которое,каксчитаютисследователи,непосред-ственно отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния культур в рамках одного государства. Вос-питаниетолерантности,понимаетсякак«...деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого» [2, 45], и является одной из целей поликультурного воспитания. Материалы социологических, психолого-педагогических исследований, наблюдения практических работников дошкольных образовательных учреждений свидетельствуют не только о необходимости, но и о возможности воспитания эмоционально-положительного отношения к людям других национальностей у детей. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь» (Э.К. Суслова).
Модель поликультурного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях базируется на идее приобщения дошкольников к фольклору основных этнокультурных групп местного населения. Приобщение к фольклору начинается с изучения русского народного творчества как наиболее понятного и доступного всем дошкольникам. Одновременно
отыскивается сходство и общность в фольклоре других народов.
В настоящее времяопределеныосновные задачи педагогической работы с дошкольниками в многонациональных учреждениях: поощрять благожелательное отношение к культурному многообразию; научить отвергать отрицательные оценки в адрес людей иных культур и этнической принадлежности; поощрять знакомство с родной культурой. Выявляя результативность поликультурного воспитания, используются следующие критерии: правильность и полнота суждений о национальной принадлежности, традициях, фольклоре разных народов; степень интереса к народным традициям и творчеству; проявление эмпатии по отношению к окружающей среде и сверстникам. Сви-детельствамиэффективностиполикультурноговоспи-тания являются, прежде всего, изменения в сознании и поведении детей по отношению к людям других национальностей.
Такимобразом,проанализированныетеоретиче-ские и практические исследования поликультурного воспитания детей дошкольного возраста позволяют говорить об особой актуальности обозначенной проблемы на современном этапе развития социума. Но говорить о масштабном поликультурном воспитании в многонациональных дошкольных учреждениях пока нельзя. В использование народной педагогики, как компонента поликультурного воспитания детей важна установка педагога, которая должна быть направлена на миролюбие и человеколюбие, проявление любви к родному краю, уважении индивидуальности каждого человека, доброжелательном отношении к различным национальным группам, стремлении к компромиссам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. М., 2007.
3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.
5. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. 2001. № 3-4.