Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© М.И. Григорьева, Н.Н. Журавлева
УДК 374
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
М.И. Григорьева, Н.Н. Журавлева (Новосибирск, Россия)
В статье рассматриваются концепции поликультурного, этнокультурного, национальнорегионального и глобального образования. Проблемы этнокультурного образования исследуются в контексте приобщения к национально-региональным ценностям культуры. Представлен опыт реализации модели бикультурной образовательной среды прогимназии.
Ключевые слова: этнокультурное образование, бикультурная образовательная среда, раннее изучение иностранного языка.
Сегодня перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям
культуры. Проблемы их сбалансированности влияют на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной,
личностной, гражданской, профессиональной.
Поиск параметров развития современной образовательной системы в новых
цивилизованных условиях привел к
появлению в конце ХХ века различных
подходов, идей, концепций поликультурного, этнокультурного, национально-регионального и глобального образования. Каждая из
концепции по-своему рассматривает и решает проблемы плюрализма культур и отражения этого в образовании.
Концепция этнокультурного
образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской
Федерации» [1], которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить
конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития
национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В этом документе раскрывается роль этнокультурного
образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития образования и условий развития.
Этнокультурное образование
рассматривается как целенаправленный
педагогический процесс приобщения
учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и
профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Григорьева Маргарита Иосифовна - директор, МБОУ Прогимназия № 1, соискатель кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет.
Журавлева Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции).
Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой -сохранение культурной идентичности собственного народа.
Все человечество - каждый народ, каждое поколение, всегда находится на какой-нибудь ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействующих на них факторов. Состояние культуры образует то пространство, в которое вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек - продукт своего времени. Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное
время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов, то есть мы должны поступать культуросообразно.
Каждый человек должен соответствовать своему времени, должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями - со всем, что в нем признается и принято.
Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход выступает как центральная идея этнопедагогики.
В.И. Андреев в книге «Педагогика творческого саморазвития: инновационный
курс» [3] в качестве приоритетных стратегий культурологического подхода выделяет следующие:
1) развитие личности как человека культуры;
2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.п.) учителя, а также его профессиональной культуры;
3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;
4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;
5) уровень культуры родителей играет важную роль в воспитании личности;
6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Каждая эпоха, каждый народ вносили лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком. Наша задача, суметь сохранить культуру предков, передать национальный дух в форме возрастающей духовности.
Таким образом, наметилась позиция развития личности в контексте культуры. Культура призвана решать проблемы воспитания и образования через этнокультурную деятельность.
В ряду таких определений, как традиционная культура, народная
художественная культура, встречается «национальная культура», включающее в себя пространственную локализацию,
персонификацию в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного коллектива, члены которого идентифицируются между собой единством языка, исторически
сформировавшимися ценностями и нормами, воспринятыми в количестве обязательных для всех.
В настоящее время в педагогической практике все чаще стали обращаться к традициям и опыту народной педагогики и этнопедагогики. Еще в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, видел в произведениях устного народного творчества «первые и блестящие попытки русской народной педагогики. Он впервые ввел в
педагогическую литературу определение «народная педагогика».
В своей работе «Народность в общественном воспитании» К.Д. Ушинский отмечал: «народная педагогика» - область эмпирических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народных воззрениях на цели и задачи воспитания и обучения; источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью,
этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры, игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее» [4]. Он отмечал, что у каждого народа своя система воспитания, что нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана [4].
Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. Отличие между народной и этнопедагогикой состоит в том, что народную педагогику создал народ из своего опыта, воспитания и обучения, а этнопедагогика - это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем, в ней сформированы и собственные методы.
Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г.Н. Волковым.
Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова, полнее и точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации и народности [5].
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Бесценны образцы народной педагогики. Богатейшее устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в преданиях, легендах, пословицах, нравах, обычаях, фольклоре и т.д., имело огромное воспитательное значение.
Традиция - это то, что передается. Если обычай как понятие вбирает в себя этическую сторону, то традиция или традиционность как ведущий признак фольклора объясняются как сохранение, бережное отношение и передача последующим поколениям навыков, умений, норм поведения [6].
В возрождении традиции предполагается и само явление, и способ его передачи, предусматривается различие между реставрацией или «рождением заново» и функционированием. Традиционная культура как культ предков имеет своим смыслом зеркальное повторение младшими образа жизни старших.
Воспитание на народных традициях выкристаллизовывалось на протяжении многих веков, доказывало свою жизнедеятельность и большие воспитательные возможности.
Народный педагогический опыт, заключенный в традициях и обычаях - это этнографический предмет прошлого. Эта система воспитания, основанная на народной мудрости, на педагогическом опыте целых поколений, наглядно показывающая уроки высокой нравственности, трудолюбия, уважения к человеку и т.д.
Проблема этнокультурного развития волновала и волнует многие поколения. При этом, чем малочисленнее и однороднее этнокультурная группа, тем настойчивее защищаются выше перечисленные ценности, тем острее реагируют на угрозу своей духовной суверенности. Примером могут служить различные народности, которые
активно защищают свои этнокультурные особенности и ценности в последние годы, о чем свидетельствуют научные работы исследователей разных национальностей.
Этнокультурная идентичность
достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения и др.
При введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:
- разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;
- содержание образовательных
программ должны быть наполнено
региональным компонентом;
- организация образовательного
процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;
- создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического);
- создание и обеспечение учебнометодическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент.
Непременным условием этнокультурной идентичности школьника является процесс его приобщения к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.
Этнокультурное образование
рассматривается как часть непрерывного образования. Переход к системе этнокультурного образования носит
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
длительный характер. Для чего необходимо создать определенные условия.
В 1994 году в г. Новосибирске был запущен пилотный проект по раннему изучению немецкого языка на базе начальной школы-детского сада «Солнышко», впоследствии получившей статус
прогимназии. Дети разных национальностей, начиная с дошкольного возраста, получили возможность обучаться и воспитываться в бикультурной среде. Проект был создан на основе межправительственного соглашения по культурному сотрудничеству России и Германии [7].
В концепции российского образования важное место уделяется этнокультурному компоненту в образовании личности. Так, в прогимназии при обучении иностранным языкам приоритетны не формальные навыки при обучении чтению, письму и переводу, а навыкам коммуникации.
Особенностью учреждения сегодня является то, что педагогический коллектив успешно создаёт и развивает лингвострановедческую базу для раннего изучения немецкого языка. Мы вводим детей в особую культурно-развивающую билингвальную среду, находясь в которой, дети, еще не зная грамматики, охотно начинают разговаривать по-немецки.
В настоящее время прогимназию посещают 300 детей в возрасте от 3 до 11лет: 4 дошкольные группы и 8 классов начальной школы. В учреждении разработана стройная событийная система на основе
контрастивного страноведения. Культурноразвивающее пространство организовано в двуязычном бикультурном режиме [7].
Уникальным событием является проведение четырех праздников в году в традициях немецкого и русского народов, которые несут в себе глубокий нравственный
аспект. Дети познают культуру страны изучаемого языка, традиции, обряды и быт. Национальные праздники помогают осмыслить и глубже понять родную культуру.
Этнокультурный компонент содержания образования реализуется также через кружки, студии, такие как «немецкие фольклорные танцы», «немецкая театральная студия», «русский театр», «изостудия», клуб «Диалог культур» и другие.
Проблема повышения качества деятельности образовательного учреждения определяется не только качеством условий, качеством образовательного процесса, результативностью, но и качеством взаимодействия с родителями. В прогимназии успешно внедрена такая форма взаимодействия с родителями, как «Академия прогимназического образования».
«Академия для родителей» - это получение знаний для более полного понимания, что происходит с ребёнком в данной культурно-образовательной среде. Вопросы этнокультурного образования рассматриваются на заседании клуба «Диалог культур». В основе работы клуба лежит комплексно-целевая программа прогимназии «Культурологическое развитие детей на основе контрастивного страноведения» (КЦП)
- знакомство с культурными традициями русского и немецкого народов как носителей языков, изучаемых в учреждении.
Цели клуба:
в организации работы с родителями: повышение компетентности родителей в понимании и осмыслении деятельности прогимназии по реализации КЦП
«Культурологическое развитие детей на основе контрастивного страноведения».
В организации работы с детьми: погружение в культуру двух народов; воспитание толерантности;
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
формирование социально-нравственных компетенций;
самореализация через приобщение к различным видам деятельности;
формирование мотивации изучения иностранного языка через создание у детей положительного эмоционального
психологического настроя.
В организации работы с педагогами: Повышение компетентности педагогов в реализации процесса бикультурного
образования.
Заседание включает в себя теоретическую и практическую части, включая совместную продуктивную
деятельность педагогов и родителей по
изготовлению оформления или атрибута к празднику событийного календаря.
Этнокультурный компонент в
образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории.
Таким образом, для практической реализации идеи этнокультурного
образования необходимо знать сущностные характеристики, подходы и развитие этнопедагогики в истории образования, только при этом условии можно надеяться на успешность в создании культурноразвивающего пространства в деятельности образовательного учреждения
инновационного вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Книга 2.- Казань, 1998.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Педагогические сочинения : соч. в 2-х т. - М.: 1981. - Т.1. - С. 58-92.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001. -528 с.
7. Григорьева М.И. Этнокультурный компонент в мотивационной модели изучения немецкого
языка в условиях прогимназии № 1 // Вестник Новосибирского государственного
педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 84-88.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
UDC 374
ETHNOCULTURAL EDUCATION: ESSENCE, APPROACHES, EXPERIENCE OF REALIZATION
M.I. Grigoreva, N.N. Zhuravleva (Novosibirsk, Russia)
In this paper authors consider concepts of polycultural, ethnocultural, national-regional and global formation. Problems of ethnocultural education are investigated in a context offamiliarizing with nationalregional values of culture. Experience of realization of model the by-cultural educational environment of a programmar school is presented.
Keywords: ethnocultural education, the by-cultural educational environment, early studying of foreign language.
Grigoreva Margarita Iosifovna - director of the Pro-gymnasium №1, the competitor of faculty of management of education, Novosibirsk State Pedagogical University.
Zhuravleva Natalia Nikolaevna - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of faculty of management of education, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]