Научная статья на тему 'О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры'

О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / РЕСПОНДЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакназаров Саид Хамдамович

Введение. Рассматриваются вопросы этнокультурного образования в школах Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Целями и задачами работы стали сбор и изучение информации о необходимости преподавания предметов этнокультурной направленности в школах округа, в частности обобщение результатов социологического исследования о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, проведенного среди родителей школьников Сургутского района Югры (2014 г.). Практическая значимость определяется тем, что результаты работы важны для принятия управленческих решений в области этнообразования в школах округа. Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные социологического опроса о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, реализованного методом анкетирования. Обработка его результатов была выполнена в программе для обработки социологической информации «Vortex». Результаты исследования и их обсуждения. Большинство респондентов (38,9 %) полагают, что преподавание родного языка и других предметов национально-регионального содержания в школах, где учатся их дети, крайне необходимо. Считают, что это, возможно, необходимо и необходимо только для некоторых учеников, соответственно 23,2 и 22,7 % родителей. Лишь незначительная их доля (2,5 %) уверена, что в этом нет необходимости. Заключение. Результаты социологического опроса показывают, что преподавание хантыйского языка, литературы и других предметов с национально-региональным содержанием в школе необходимо, притом в рамках обязательной программы. По мнению опрошенных, главная цель освоения дисциплин с национально-региональным содержанием состоит в сохранении народных традиций и распространении языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

УДК 37.013.43

О ПОТРЕБНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ШКОЛАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ХАКНАЗАРОВ Саид Хамдамович,

кандидат геолого-минералогических наук, заведующий научно-исследовательским отделом социально-экономического развития и мониторинга Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск, РФ), [email protected]

Введение. Рассматриваются вопросы этнокультурного образования в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Целями и задачами работы стали сбор и изучение информации о необходимости преподавания предметов этнокультурной направленности в школах округа, в частности обобщение результатов социологического исследования о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, проведенного среди родителей школьников Сургутского района Югры (2014 г.). Практическая значимость определяется тем, что результаты работы важны для принятия управленческих решений в области этно-образования в школах округа.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные социологического опроса о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, реализованного методом анкетирования. Обработка его результатов была выполнена в программе для обработки социологической информации «Vortex».

Результаты исследования и их обсуждения. Большинство респондентов (38,9 %) полагают, что преподавание родного языка и других предметов национально-регионального содержания в школах, где учатся их дети, крайне необходимо. Считают, что это, возможно, необходимо и необходимо только для некоторых учеников, соответственно 23,2 и 22,7 % родителей. Лишь незначительная их доля (2,5 %) уверена, что в этом нет необходимости. Заключение. Результаты социологического опроса показывают, что преподавание хантыйского языка, литературы и других предметов с национально-региональным содержанием в школе необходимо, притом в рамках обязательной программы. По мнению опрошенных, главная цель освоения дисциплин с национально-региональным содержанием состоит в сохранении народных традиций и распространении языка.

Ключевые слова: этнокультурное образование; малочисленные народы Севера; респонденты; национально-региональные предметы.

Для цитирования: Хакназаров С. Х. О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 113-121.

Введение

Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем ее приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ею ценностей мировой культуры. Это - важная часть образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, в котором заложен образовательный и воспитательный потенциал для решения задач патриотического, духовно-нравственного воспитания. Реализация этнокультурного компонента в содержании образования представляет со-

бой новый подход к разработке программ, учебников, учебных пособий по родному языку, литературе и т. п.

Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания [8]. Под этнокультурным компонентом подразумевается все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что помогает становлению всесторонне раз-

© Хакназаров С. Х., 2017

ISSN 2076-2577 (print) 113

витой гармоничной личности, патриота, высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации человека [4; 8].

Цель работы заключается в обобщении результатов социологического опроса о необходимости преподавания предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югры). Дополнительно изучались вопросы владения родным языком. Задача исследования - рассмотреть необходимость преподавания предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на примере Сургутского района.

Обзор литературы

Успешное изучение родного языка и литературы учащимися школ с этнокультурным компонентом невозможно без глубокого интереса к нему. Для этого нужно стремиться раскрывать перед учениками красоту и богатство родного языка, показывать его многообразные возможности, пробуждать у детей постоянное желание узнавать новое о родном языке, его истории, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям и справочникам, бороться за культуру речи [4]. Только так можно сформировать у них осознанные и прочные языковые знания и умения, научить владеть всеми сокровищами родного языка, помочь по-настоящему полюбить этот непростой предмет. Большую роль в этнокультурном направлении играют уроки родной литературы, которые обучают пользоваться средствами литературного языка, развивают словарный запас, формируют умение выражать мысли. Именно на этих уроках осуществляется воспитание нравственных начал.

Задача школы - помочь учащимся обрести уважение к каждому этносу, показать, что нет народа лучше или хуже, что главное в человеке - личностные качества, а не национальная принадлежность.

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Феде-

рации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления совершенствования системы образования в России на период до 2025 г. [3]. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия всех народов страны. Документ раскрывает роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы и условия его развития.

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) на этапах дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации (СМИ). При введении этнокультурной составляющей следует предусмотреть [1]:

- разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровнево-сти и вариативности;

- наполнение содержания образовательных программ региональным компонентом;

- осуществление организации образовательного процесса педагогами этнокультурной и этнопедагогической ориентации;

- создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического);

- подготовку учебно-методических, дидактических, наглядных пособий, отражающих этнокультурный компонент, и обеспечение ими процесса.

Непременным условием этнокультурной идентичности школьника служит его приобщение к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.

Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в педагогической культуре России имеют несколько встречных путей: этнофилологический -через развитие этноязыка и совершенствование языковой компетенции в це-

лом; этнохудожественный - через привлечение внимания к народной художественной культуре в процессе образования; эт-нопедагогический - через этнопедагоги-зацию учебного процесса; регионоведче-ский - через включение краеведения с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики; культурологический - через познание этнокульту-ры как части цивилизационной культуры; этнокультурологический - через постижение этнокультуры в ее системной целостности. Первые два подхода возникли приблизительно в одно время - в последней трети ХХ в. и на рубеже веков вошли в педагогическую теорию и практику России. Во взаимодействии всех перечисленных потоков и должно развиваться этнокультурное образование [5].

Выделяются следующие основные положения, на которые может опираться этнокультурное образование [6]:

1) необходимость включения в систему образования национального (национально-регионального и школьного) компонента, базирующегося на идеях полилога культур, полилингвизма, актуальных ценностных ориентациях личности и общества, что позволяет в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям разных этнических сообществ;

2) обоснование особого содержания этнокультурного образования, в котором наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоиндентифициро-ваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, включиться в текущие мировые общецивили-зационные процессы, т. е. приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества и способы международного сотрудничества, в том числе права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, иностранные языки и формальные языки современных средств коммуникаций;

3) определение вариативности этнокультурного компонента образования, который может реализовываться в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия имеющихся педагогических технологий;

4) признание важности разработки учебных планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного направления достижения реальных разнообразия и вариативности содержания дошкольного, школьного, дополнительного и послешкольного образования.

Этнокультурный компонент в образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории. Для практической реализации данной идеи следует знать сущностные характеристики, подходы и этапы развития этнопедагогики в образовании. Только при этом условии можно успешно создавать культурно-развивающее пространство в деятельности образовательного учреждения инновационного вида.

Процесс становления школ с этнокультурным содержанием в ХМАО - Югре во многом определялся социально-экономическими условиями жизни местного населения, состоянием народного хозяйства, перспективами его включения в активную экономическую структуру страны. Исключительно важную сторону развития региона составляет культурно-просветительная работа, которая началась с ликвидации неграмотности среди взрослых. Мировым научным сообществом давно признаны психофизиологические особенности развития коренных народов и, следовательно, необходимость формирования таких форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, которые учитывали бы эти особенности и соответствовали действительным нуждам различных групп коренного населения. В России к изучению данного аспекта приступили относительно недавно [5].

Существующая система школьного образования ориентирована главным образом на развитие формально-логического

мышления, заучивание готовых логических схем и накопление информации. В связи с этим обучение детей коренных народов округа вызывает гораздо более значительные трудности, чем учащихся других национальностей. В ряде случаев они становятся непреодолимыми, что приводит к отнесению абсолютно нормальных детей к категории умственно отсталых. При более благоприятных условиях следствием будут снижение общеобразовательной подготовки и увеличение немотивированного отсева, что и происходит на практике. Общее количество продолжающих обучение в 7-м классе - менее 35 %, успешно заканчивают неполную среднюю и среднюю школы только 5 % поступивших в эти учреждения [2].

Малочисленные народы Севера, не только ХМАО - Югры, но и других северных регионов России, в вопросах школьного образования полностью зависят от государственных органов, их различных резолюций и постановлений, и управлений образованием краев, областей, округов и других структур. Для решения проблем в этой сфере необходимы серьезный государственный подход и активная заинтересованная позиция самих коренных народов [2].

Обучение детей малочисленных народов осуществляется по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения северных этносов и обусловливает такие негативные моменты, как немотивированный отсев, формальное получение образования, отсутствие заинтересованности в его продолжении и т. д. На ассимиляцию отрочества была направлена и сформировавшаяся еще в 1930-е гг. государственная политика в области образования. В ее основе лежало получение образования через систему школ-интернатов. Естественно, невозможно однозначно определить некий единый стандарт развития системы образования с этнокультурным содержанием. Поэтому важно не просто включить данный компонент, но и использовать этнопедагогику при обучении и воспитании. Во всех подобных школах изу-

чают родной язык, историю края, культуру народов Югры.

В округе ведется большая работа по созданию учебников и учебных пособий специально для школ с этнокультурным содержанием, издаются буквари на диалектах аганских и ваховских ханты, на языке манси, русско-хантыйский и хантыйско-русский разговорники, словари, книги для чтения на русском языке. Результаты анализа содержания образования в национальной школе, изучения опыта позволяют сделать вывод о том, что национальные школы региона основываются на принципах человекосообразности, этнизации, природосообразности, культуросообраз-ности и гуманизации. Педагоги и местные органы образования стремятся к тому, чтобы каждая такая школа стала школой свободного развития учащихся [2, 79-83].

Как отмечает В. И. Сподина, в рамках национально-регионального и школьного компонентов в учебные планы подобных общеобразовательных учреждений включены следующие учебные предметы, реализующие программы этнокультурной направленности: родной язык, родная литература, история ХМАО, география ХМАО, интегрированные курсы мировой художественной культуры, модернизированные программы (с этнокультурным компонентом) по технологии, ИЗО, физическая культура [7]. А в учебных программах 2006/2007 учебного года имелись также национальные виды спорта, рыболовство (или охотоведение, оленеводство, звероводство).

Материалы и методы

В 2014 г. сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок провели социологическое исследование по поводу возможностей и потребности преподавания в школе предметов с национально-региональным содержанием среди родителей учащихся Сургутского района.

Основной метод исследования - анкетирование. При компьютерной обработке результатов была использована программа для обработки социологической информации «Vortex».

Результаты исследования и их обсуждение

В опросе приняли участие 203 респондента из сельских поселений. Из них представители коренных этносов: ханты -182 чел. (89,7 %), манси - 6 (3,0 %), русские - 11 (5,4 %), другие - 4 чел. (2,0 %); в том числе мужчин 77 (37,9 %), женщин 125 (61,6 %).

Опрошенные проживают в Сургутском районе, в том числе в пос. Лямино - 68 чел. (33,5 %), пос. Русскинские - 70 (4,5 %), в пос. Угут - 65 чел. (32,0 %).

По состоянию на 1 сентября 2014 г. хантыйские язык и литературу изучали в четырех образовательных учреждениях района 250 воспитанников, а именно в 1-4-х классах - 143 чел., в 5-9-х - 102, в 10-11-х классах - 5 чел.

Отвечая на вопрос: «Знаете ли Вы хантыйский язык?», 37,9 % респондентов отметили, что могут не нем свободно говорить, читать и писать, 47,8 - могут только говорить, 7,9 - понимают речь, но почти не могут говорить, 6,4 % респондентов заявили, что не знают хантыйский язык.

На вопрос: «Если Вы пользуетесь хантыйским языком, то в каких ситуациях?» 75,4 % информантов ответили, что пользуются хантыйским языком при общении в семье, 64,5 - при общении с родственниками, 45,8 - при общении с соседями и друзьями, лишь 7,4 % информантов пользуются им на работе.

Большинство опрошенных (48,8 %), отвечая на вопрос: «Читаете ли Вы газеты, журналы или книги на хантыйском языке?», указали, что не читают периодические издания на хантыйском языке, 21,2 % из них читают, 17,2 - читают, но редко, 4,9 - читают часто, у 3,9 - нет такой возможности и 3,0 % опрошенных не видят в этом необходимости.

Отметим, что 52,2 % участников опроса смотрят и слушают теле- и радиопередачи на хантыйском языке, в том числе 3,5 % -сморят и слушают регулярно, 4,4 - часто, 15,8 - редко, 21,2 - не смотрят и не слушают, 3,4 - лишены такой возможности, 2,0 % участников опроса не видят в этом необходимости.

Отвечая на вопрос: «Изучает ли Ваш ребенок хантыйский язык в школе?», 77,8 % респондентов сказали «да», 17,2 % - «нет».

О том, хотят ли они, чтобы их дети изучали хантыйский язык в школе, абсолютное большинство информантов - родителей школьников (82,3 %) отозвались утвердительно, 11,8 % - отрицательно, незначительная доля родителей (5,9 %) затруднилась ответить.

Ответы на вопрос: «Изучает ли Ваш ребенок в школе какие-либо из нижеперечисленных национально-региональных предметов?» распределяются следующим образом: хантыйский язык изучают 76,8 % детей; хантыйскую литературу - 33,5; историю ХМАО-Югры - 28,1; традиционную культуру коренных народов Севера - 23,6; затруднились ответить 3,9 % респондентов.

Абсолютное большинство родителей (69,9 %) оказалось не готово ответить на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок изучал дополнительные предметы к школьным часам?», незначительное большинство (23,2 %) ответило утвердительно, 6,9 % родителей отнеслись к этому негативно [9].

Выборы 40 человек, ответивших на вопрос: «Если "Да", то какие?», ранжированные по убыванию, выглядят так: 1) хантыйский язык - 35,0 %; 2) народные промыслы - 15,0; 3) русский язык, иностранные языки и физкультура - по 12,5; 4) математика и краеведение в начальных классах - по 7,5; 5) культура народов Севера, декоративно-прикладное искусство, литература, ИЗО и черчение - по 5,0; 6) история, биология и география - по 2,5 %.

Относительно того, насколько необходимо преподавание родного языка и других предметов национально-регионального содержания в школе, где учится ребенок респондента, 38,9 % опрошенных высказались, что это крайне необходимо; 23,2 и 22,7 - соответственно что это, возможно, необходимо и необходимо только для некоторых учеников; 2,5 - что в этом нет необходимости; 10,8 % опрошенных затруднились ответить [9].

Отвечая на вопрос: «В какой форме, на Ваш взгляд, следует преподавать хантыйский язык и литературу в школе?», 51,7 % участников анкетирования указали, что названные предметы должны быть обязательными, 33,0 - выбрали форму дополнительных занятий по желанию родителей и учащихся (факультатив), 13,8 % участников анкетирования затруднились с выбором.

По мнению незначительного большинства респондентов (39,4 %), преподавать другие предметы с национально-региональным содержанием в школе следует как обязательные, 33,0 % - как дополнительные по желанию родителей и учащихся (факультативно), 11,3 % респондентов отметили, что некоторые предметы нужно преподавать как обязательные, прочие - по желанию.

На вопрос: «В каких классах уместно изучение хантыйского языка?» 72,9 % информантов ответили, что в 5-9-х классах,

70.0 - в 1-4-х, лишь 31,0 % информантов указали 10-11-й классы.

Значительное большинство взрослых (70,4 %) считают, что цель преподавания родных языков или других предметов с национально-региональным содержанием заключается в сохранении народных традиций и распространении языков, 30,5 % полагают, что это делается для расширения кругозора, 29,1 - думают, что для формирования патриотизма,

27.1 и 12,3 % взрослых назвали в качестве цели соответственно получение специальных навыков и умений (традиционных ремесел и т. п.) и формирование чувства принадлежности к своей национальности.

По поводу учета обстоятельств при планировании преподавания хантыйского языка и других предметов с национально-региональным содержанием выборы респондентов распределились следующим образом: загруженность учащихся - 45,8 %; национальность учащихся - 43,8; мнение родителей и учащихся -42,4; мнение национальных общественных организаций - 5,9; мнение религиозных организаций - 4,9; затруднились ответить 15,8 % респондентов.

С целью получения информации о действиях родителей в случае, если в школе, где учится их ребенок, не будет возможности обучения хантыйскому языку, был задан соответствующий вопрос. Выяснилось, что в такой ситуации будут добиваться от администрации школы введения преподавания языка 45,8 % взрослых; ничего не предпримут 19,7; задумаются о переводе ребенка в другую школу 8,4; затруднились ответить 26,1 % взрослых.

Относительно преподаваемых предметов предпочтения родителей школьников таковы: хантыйский язык приоритетен для 76,4 %; хантыйская литература, как и народные промыслы, - для 41,4; история ХМАО-Югры - для 35,0; краеведение - для 28,6; народное искусство - для 25,1; география региона - для 21,2 % родителей.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) 37,9 % респондентов свободно говорят, читают и пишут на хантыйском языке, 47,8 - только говорят на нем, 7,9 - понимают язык, но не могут говорить на нем, 6,4 % респондентов не знают хантыйский язык;

2) абсолютное большинство опрошенных (75,4 %) пользуется хантыйским языком при общении в семье, 64,5 % - при общении с родственниками, 45,8 % - при общении с соседями и друзьями, лишь 7,4 % опрошенных используют хантыйский язык на работе;

2) абсолютное большинство родителей (77,8 %) отметили, что их ребенок изучает хантыйский язык в школе;

3) абсолютное большинство информантов - родителей школьников (82,3 %) хотят, чтобы их дети изучали хантыйский язык в школе, 11,8 % родителей против этого;

4) отметили, что их ребенок изучает в школе хантыйский язык, 76,8 % участников анкетирования, хантыйскую литературу - 33,5, историю ХМАО-Югры - 28,1, традиционную культуру коренных народов Севера - 23,6 % участников;

5) незначительная доля взрослых (23,2 %) хотела бы, чтобы их ребенок изучал дополнительные предметы к школьным часам, 6,9 % - против этого, большинство респондентов (69,9 %) оказались не готовы ответить на такой вопрос.

Таким образом, данные социологического опроса свидетельствуют о том, что потребность в преподавании родного языка и предметов с этнокультурной направленностью в Сургутском районе Югры имеется.

Респонденты-родители являются носителями хантыйского языка, употребляют его в разных сферах общественной жизни и, что особенно важно, в малых груп-

пах: в семье, в кругу родственников, друзей и соседей. Важно то, что опрошенные высоко оценили свой уровень владения хантыйским языком. Поддерживая определенный уровень знания языка и владения им, общаясь на нем с детьми, они будут обеспечивать языковую преемственность поколений. Регулярное получение населением района информации на хантыйском языке из СМИ и книг сказывается на его употребительности и укрепляет его позиции.

В целом, потребность в изучении родного языка и предметов этнокультурной направленности в школах ХМАО-Югры существует.

Поступила 10.02.2017, опубликована 13.12.2017

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (6). С. 28-34. URL: www.vestnik.nspu.ru (дата обращения: 02.04.2015).

2. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. Вып. 4. С. 7983. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ etnokulturnyy-komponent-v-deyatelnosti-sovremennyh-shkol-regiona (дата обращения: 03.04.2015).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751.

4. Проблемы сохранения и развития родного языка в школе с этнокультурным компонентом. URL: http://cheburgin.depon. info/?p=8 (дата обращения: 02.04.2015).

5. Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования ХМАО-Югры. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2008. 410 с.

6. Реймер М. В. Состояние и перспективы этнокультурного образования в учреждениях

дополнительного образования детей. URL: http://pandia.org/text/78/148/14576.php (дата обращения: 03.04.2015).

7. Сподина В. И. Ханты-Мансийский автономный округ: этнические языки в вузах и школах региона // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы. Москва, 2011. С. 211-239.

8. Фоменко Н. М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. URL: http:// orpheusmusic.ru/publ/problemy_realizacii_ koncepcii_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_ uchebno_vospitatelnom_processe_ obrazovatelnykh_ucherezhdenij/308-1-0-511 (дата обращения: 03.04.2015).

9. Хакназаров С. Х. О потребности изучения хантыйского языка и предметов этнокультурной направленности в школе (по результатам социологического опроса среди родителей школьников Сургутского района Югры) // Проблемы и перспективы социально-экономического и этно-культурного развития коренных малочисленных народов Севера: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ижевск, 2016. С. 72-85.

THE NEED OF STUDYING OF COURSES OF THE ETHNIC AND CULTURAL SIGNIFICANCE AT SCHOOLS OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS REGION - YUGRA

KHAKNAZAROV Said Kh.,

Candidate Sc. {Geology and Mineralogy},

Head of the Research Department of Socio-Economic Development and Monitoring, Ob-Ugrian Institute of Applied Research and Development (Khanty-Mansiysk, Russia), [email protected]

Introduction. In article studies ethnocultural education at schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Region. The aim of this paper is to collect and study the data on the need of teaching ethnic and cultural courses at schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Region. In particular in article considers the results of a sociological research about the possibility and need in teaching courses with national and regional content at school which was conducted among the parents of school students of the Surgut district of Yugra (2014). The results of the research are important for the administrative decisions in the field of ethnic-based education at schools of the region.

Materials and Methods. The data for the paper was collected due to the sociological research on the possibilities and needs in teaching courses with national and regional content at schools which was conducted in 2014. The results of the research were processed in "Vortex", sociological information software.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results and Discussion. Most of respondents (38,9 %) believe that teaching the native language as well as other courses of national and regional significance at their school is extremely necessary; 23,2 and 22,7 % of respondents among school pupils and their parents respectively consider that it is rather necessary. Only an insignificant share of respondents (2,5 %) consider that in it there is no need in it.

Conclusion. In general, the results of sociological survey show that there is a need in teaching the Khanty language, literature and other courses of national and regional significance at schools, even as mandatory courses. According to the respondents, the main goal of teaching the native languages or other courses of national and regional significance is a preservation of national traditions and development of language.

Key words: ethno-cultural education; indigenous peoples of the North; respondents; national and regional courses.

For citation: Khaknazarov SKh. O potrebnosti v izuchenii predmetov etnokul'turnoi napravlennosti v shkolakh Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - lugry [The need of studying of courses of the ethnic and cultural significance at schools of Khanty-Mansiysk autonomous region - Yugra]. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2017; 3: 113-121. (In Russian)

REFERENCES

1. Grigor'eva MI, Zhuravleva NN. Etno-kul'turnoe obrazovanie: sushchnost', pod-khody, opyt realizatsii [Ethnocultural education: essence, approaches, experience of realization]. Vestnik Novosibirskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta = Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical university. 2012; 2(6): 28-34. Available from: http://vestnik.nspu.ru (accessed 02.04.2015). (In Russian)

2. Ibragimova LA, Salavatova AM. Etno-kul'turnyi komponent v deiatel'nosti sovre-mennykh shkol regiona [An ethnocultural component in the work of modern schools of the region]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Nizhnevartovsk state university. 2013; 4: 79-83. Available from: http://cyberleninka. ru/article/n/etnokulturnyy-komponent-v-deyatelnosti-sovremennyh-shkol-regiona (accessed 03.04.2015). (In Russian)

3. Natsional'naia doktrina obrazovaniia v Ros-siiskoi Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 g. № 751 [The national doctrine of education in the Russian Federation: The resolution of the Government of the Russian Federation on 04.10.2000. № 751]. (In Russian)

4. Problemy sokhraneniia i razvitiia rodnogo iazyka v shkole s etnokul'turnym komponen-tom [Problems of preservation and development of the native language at school with an ethnocultural component]. Available from: http://cheburgin.depon.info/?p=8 (accessed 02.04.2015). (In Russian)

5. Razrabotka modeli profil'nogo obucheniia dlia shkol s etnokul'turnym soderzhaniem obrazovaniia KhMAO-Iugry [Development of profile training model for schools with the ethnocultural content of formation of KhMAO - Yugra]. Nizhnevartovsk, 2008. (In Russian)

6. Reimer MV. Sostoianie i perspektivy etnokul'turnogo obrazovaniia v uchrezhde-niiakh dopolnitel'nogo obrazovaniia detei [A state and the prospects of ethnocultural education in institutions of additional education for children]. Available from: http:// pandia.org/text/78/148/14576.php (accessed 03.04.2015). (In Russian)

7. Spodina VI. Khanty-Mansiiskii avtonomnyi okrug: etnicheskie iazyki v vuzakh i shko-lakh regiona [Khanty-Mansi Autonomous Okrug: ethnic languages in higher education institutions and schools of the region]. Pravovoi status finno-ugorskikh iazykov i etnokul 'turnye potrebnosti rossiiskoi shkoly = Legal status of Finno-Ugric languages and ethnocultural requirements of Russian school. Moskva; 2011: 211-239. (In Russian)

8. Fomenko NM. Problemy realizatsii kontsept-sii etnokul'turnogo obrazovaniia v uchebno-vospitatel'nom protsesse obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Problems of implementation of the concept of ethnocultural education in teaching and educational process of educational institutions]. Available from: http://

orpheusmusic.ru/publ/problemy_realizacii_ koncepcii_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_ uchebno_vospitatelnom_processe_obrazo-vatelnykh_ucherezhdenij/308-1-0-511 (accessed 03.04.2015). (In Russian) 9. Khaknazarov SKh. O potrebnosti izuche-niia khantyiskogo iazyka i predmetov etnokul'turnoi napravlennosti v shkole (po rezul'tatam sotsiologicheskogo oprosa sredi roditelei shkol'nikov Surgutskogo raiona Iugry) [About the need of studying of the Khanty language and courses with ethno-cultural content at school (the results of sociological survey among the parents of school students of the Surgut district of Yugra)]. Problemy i perspektivy sotsial 'no-ekonomicheskogo i etnokul'turnogo razvitiia korennykh malochislennykh narodov Se -vera: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. = Problems and the prospects of social and economic and ethno-cultural development of indigenous ethnic groups of the North. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Izhevsk; 2016: 72-85. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.