Научная статья на тему 'Урок народной культуры как этнопедагогическая система'

Урок народной культуры как этнопедагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОДИДАКТИКА / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ УРОК / TRADITIONAL CULTURE / ETHNIC PEDAGOGY / ETHNIC DIDACTICS / ETHNIC AND ART LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович

В статье исследуется практический опыт по построению урока народной культуры школы русской традиционной культуры «Васюганье» и урока народной культуры, спроектированного на кафедре народной художественной культуры НГПУ для школ Новосибирской области на основе этнопедагогической теории и теории этнокультрного моделирования. Определяются принципы построения этнокультрного урока как системы на основе целей, методов, форм и результатов обучения и воспитания как единой системы образования в народной культуре. В целеобразовании такого урока рассматриваются цели и задачи как воспитания, так и усвоения определенного художественного навыка или способа работы с фольклорным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lesson of popular culture as ethnic pedagogical system

He article deals with practical experience in building lesson folk culture school of Russian traditional culture “Vasyugan” and lesson folk culture, designed at the Folk art and Culture Department of Novosibirsk State Pedagogical University for schools of Novosibirsk region on the basis of ethnic pedagogical theory and the theory of ethnic and culture modeling. Define the principles of ethnic and culture lesson as systems based on the objectives, methods, forms and results of training and education as an integrated system of education in popular culture. In purpose this lesson discusses the objective as education and learning of a particular artistic skill or way of working with folk material.

Текст научной работы на тему «Урок народной культуры как этнопедагогическая система»

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© В. И. Байтуганов DOI: 10.15293/2226-3365.1501

УДК 394 + 37.0

УРОК НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В. И. Байтуганов (Новосибирск, Россия)

В статье исследуется практический опыт по построению урока народной культуры школы русской традиционной культуры «Васюганье» и урока народной культуры, спроектированного на кафедре народной художественной культуры НГПУ для школ Новосибирской области на основе этнопедагогической теории и теории этнокультрного моделирования. Определяются принципы построения этнокультрного урока как системы на основе целей, методов, форм и результатов обучения и воспитания как единой системы образования в народной культуре. В целеобразовании такого урока рассматриваются цели и задачи как воспитания, так и усвоения определенного художественного навыка или способа работы с фольклорным материалом.

Ключевые слова: традиционная культура, этнопедагогика, этнодидактика, этнохудо-жественный урок.

В современном образовании и воспитании народная традиционная культура является одновременно и методом, и средством, а также содержанием обучения и воспитания. При построении (моделировании) уроков народной традиционной культуры мы должны учитывать как ее содержательный компонент, связанный с традицией, так и методический, определяемый теорией обучения и воспитания. Для раскрытия этого тезиса надо обратиться к этнопедагогике и ее разделу - этноди-дактике, поскольку именно через дидактические задачи и будет строиться урок народной

культуры. Дидактический подход в этнопедагогике, также как и педагогики вообще, заключается в преобразовании отобранного в социальном плане и транслированного в педагогические проекты содержания образования в дидактически организованные процессы усвоения [7]. Итак, этноопедагогическая дидактика строится:

1) на закономерностях культурного и природного развития личности;

2) природосообразных и социальных способах мотивации личности к научению;

3) отборе содержания образования через систему стратификации и ролевых ожиданий.

Байтуганов Владимир Иванович - руководитель Школы русской традиционной культуры «Васюганье», доцент кафедры народной художественной культуры, аспирант кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

106

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Обучение и воспитание в этнопедаго-гике неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы чему-то научиться или что-то усвоить необходимо организовать свою учебную деятельность или использовать труд учителя. Организация обучения как деятельности подразумевает воспитательный момент. Поэтому дилемма «обучая - воспитываю» имеет большое значение в современном педагогическом процессе. К. Д. Ушинский писал: «Воспитывать, значить способствовать развитию <...> воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ <...> педагогика - есть осознание воспитания» [8].

Велика роль обучения и воспитания в их единстве, т. к. нельзя приобрести и развить какое-либо качество личности ребенка, не обучая конкретному делу через опредмеченную деятельность. Создавая школу русской традиционной культуры «Васюганье», мы старались дать ребенку специальность, научить конкретному делу, а это оказалось воспитанием человека, формированием личности.

Именно через деятельность ребенок учится и делу (предмету), и виду деятельности, т. е. способам деятельности, в том числе, духовным, социальным, поведенческим. А методы, дидактика обучения в традиционном воспитании связаны с опытом, традициями, а также механизмами передачи этого опыта. Л. Клинберг в своей книге «Проблемы теории обучения» утверждает, что: «Начало дидактики заложено в необходимости передачи опыта поколений <.> основная функция обучения есть передача опыта в процессе образования» [4, с. 21]. В этом смысле этнопедаго-гика более универсальна, чем классическая педагогика, т. к. использует разные виды обучения. Например, средовое и трудовое обучение, социальное воспитание, механизмы обряда, семейное воспитание и т. д. И все это

связано как с конкретной образовательной деятельностью ребенка, так и с усвоением культурных норм, традиций, образцов того общества или этноса, в котором он живет. Вот почему в этнопедагогике, обучая ремеслу, мы не забываем и духовный контекст ремесла: «Народная педагогика - совокупность навыков и приемов, применяемых в целях формирования личности» [2, с. 79]. А, обучая творчеству, мы создаем и творим одновременно духовный мир ребенка через творческую деятельность как бы «воссоздавая мир из хаоса», проживая вместе с ним ситуацию созидания, возделывания, преобразования мира, научаем маленькую личность нравственным основам традиции.

Традиционная культура обеспечивает процесс усвоения накопленного опыта через свои органические возможности, связанные с природными и культурными механизмами человека. Обучать - это значит побуждать ученика к тому, чтобы он научал себя сам, это руководство интеллектуальному воспитанию, это процесс духовной выработки образования (А. Дистервег).

Этнопедагогика является синтетической теорией обучения, т. к. включает в себя:

1. Культурное развитие личности.

2. Деятельностно-действенное развитие личности.

3. Принятие ценностных ориентаций через содержание образования.

Рассмотрим подробнее каждый пункт:

1. Сущность культурного развития личности по мысли Л. С. Выготского заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им [3, с. 316].

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru !Б5Ы 2226-3365

2. Деятельностно-личностный подход или «действенное» обучение является основой воспитания коммуникативных свойств личности, а также приобретение ею умений и навыков в процессе познавательной деятельности.

3. Ценностные ориентации, как цели обучения и воспитания, являются синтезирующими явлениями процесса обучения как воспитания. Выбор и приобретение их, а также закрепление в качестве свойств личности является базой для развития цельной личности.

Таким образом, современное обучение можно представить как развитие личности на основе овладения ею знаниями, способами деятельности (навыки, умения), духовной и материальной культурой.

Обучение же в традиционной культуре (этнопедагогике) - это обучение традициям или нормам, культурным ценностям через практическую и символическую деятельность ребенка. В то же время обучение - это и деятельность, и процесс, направленный на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей. Основной закон обучения - взаимосвязь обучения, воспитания и развития [10, с. 249].

Усвоение культурных норм, традиционных ценностей, образцов протекает во взаимодействии когнитивных, аффективных (катек-тических) и ценностных составляющих личности, поэтому воспитание, развитие и обучение являются равноценными целеполагаю-щими функциями в парадигме обучение как воспитание.

Обучение как воспитание выступает сегодня главным системным принципом этнопе-дагогики, т. к. способствует развитию и совершенствованию личности в процессе образовательной деятельности вместе с усвоением культурных норм и ценностей. Этот под-

ход можно характеризовать в современной педагогике как ценностный, по названию доминантной функции обучения и воспитания.

Этнопедагогическая дидактика - народная теория обучения и воспитания в своей основе системна, так же как и традиционная культура. Она имеет целостную структуру, которая выражается в способности средствами и методами этнопедагогики формировать цельную личность и иерархию связей, которые выявляют приоритетные цели в способах формирования личности, ее развитии, во внутреннем и внешнем функционировании, связанном как с функционированием внутри педагогической системы общества, так и внутри традиционной культуры. А также формировать органическую природу - способность воспроизводить и повторять свои методы и процессы, а также проектировать их в будущее, сочетая с прошлыми системными образцами.

Системность этнопедагогической дидактики проявляется, прежде всего, в следующих принципах:

1) единство содержательной и процессуальной сторон обучения, связанных с жизнью социума;

2) воспроизводимости одних и тех же моментов в обучении;

3) управление воспитательно-образовательным процессом;

4) диагностиромостью результатов учебно-педагогической деятельности.

Этнопедагогическая дидактика строится:

1) на закономерностях культурного и природного развития личности;

2) природосообразных и социальных способах мотивации личности к научению;

3) отборе содержания образования через систему стратификации и ролевых ожиданий.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

108

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Дидактический подход в этнопедаго-гике, так же как и в педагогике вообще, заключается в преобразовании отобранного в социальном плане и транслированного в педагогические проекты содержания образования в дидактически организованные процессы усвоения [4, с. 56].

В современной этнопедагогической дидактике большое значение приобретает вопрос моделирования образовательного процесса (обучения) и привнесение его в современные образовательные институты, т. к. современные социокультурные механизмы вместе с традиционной культурой функционируют в обществе недостаточно эффективно. Поскольку традиционная культура, представленная в обществе в виде ценностных ориен-таций, служит обществу скорее историческим

прошлым, ориентироваться на которое совсем необязательно. Однако при ближайшем их рассмотрении и выявлении в них образца -ценностных парадигм - они могут служить обновленными моделями в педагогической практике, а также эффективными, адаптивными, ролевыми и социальными механизмами.

Поскольку цели обучения нами были рассмотрены ранее и выбор главной цели обучения - Ь (латентной) модели - связан с традициями, образцами и моральными нормами, то в дилемме «обучение как воспитание» цели (эталоны) будут связаны с эталонными переменными, конкретизированными русской этнической историей и современными ценностями общества (табл.)

Таблица

Эталонные переменные

Нормы поведения Стандарты

Аффективная нейтральность (дисциплина) - приводит к ценностному эталону Универсализм (ответственность, оценка по нормам) - преимущество моральных ценностных эталонов - законность порядка в силу его освящения традицией - всегда наиболее универсальный и первоначальный случай - долговременные жизненные идеалы, связанные со способами существования его (актора) группы

Качество (обладание чем-то) - следование нормам, нормативный стандарт - качество личности (атрибуты объекта), объект нравственных чувств, участие в осуществлении культурных ценностей Диффузность (общинные отношения) - взятие на себя обязательств - устойчивые отношения между людьми - семья, любовь, уважение

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru !55Ы 2226-3365

Обучение - это передача от личности к личности ценностных эталонов. Поэтому в схеме ценностные эталоны входят как в цели обучения, так и в сам процесс обучения. Исходя из целей обучения как воспитания выразим следующие системные элементы обучения как процесса.

Принципы обучения как воспитания:

а) природосообразность воспитания и обучения;

б) нравственное, физическое и умственное развитие в контексте своей этнической истории и культуры;

в) интериоризация своей и мировой культур в личность;

г) деятельностно-личностный подход в обучении.

Формы обучения вытекают из методов обучения и их интерпретации. Формы могут быть как современными, так и традиционными, но главное - это использование как тех, так и других. Среди них - классно-урочная система, система праздников и мастерских, экскурсия, паломническая поездка, экспедиция, фестиваль, конкурс, выставка и т. д. Особо следует отметить использование в обучении традиционных религиозных форм: посещение храма, молитва, литургия, исповедь, причастие.

Главными и основными средствами обучения выступают культурные объекты. Средства обучения - культурные объекты (материальные, идеальные ценности).

Функции средств обучения:

1. Формирующие.

2. Познавательные.

3. Дидактические.

Классификация культурных объектов по происхождению:

1. Символические.

2. Природные.

3. Технические.

Классификация средств обучения по видам:

1. Речь.

2. Общение.

Определив принципы этнодидактики, а значит и построения урока как системы, перейдем непосредственно к моделированию урока народной культуры. Он будет состоять из целей, содержания и результатов. В целеоб-разовании такого урока народной культуры будут преобладать задачи как воспитания, так и усвоения определенного художественного навыка или способа работы с материалом, т. е. языком фольклорной традиции. Однако существует и другая разновидность этнохудоже-ственного урока - урока приобщения к народным традициям. Таковы уроки без глубокого погружения в народную культуру, в которых используются современные методы культурологического урока (уроки-беседы, посещение музеев и выставок, уроки-видеофильмы о народной культуре и др.). Собственно этноху-дожественные уроки или уроки народной культуры - это уроки в большей степени связанные с освоением народных традиций в их художественных формах, а к ним мы относим: народное пение, ремесла, народный танец и театр, декоративно-прикладное творчество и др. (табл.).

Рассмотрим структуру этнохудоже-ственного урока по народному пению. Структура урока включает его основные этапы:

1 . Актуализация прежних знаний (распевка, повторение разученных произведений).

2. Формирование новых понятий (новые распевки и новый учебный материал).

3. Применение (например, освоенных вокальных интонаций в новых фактурных условиях и песнях).

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица

Классификация этнохудожественных уроков

Тип урока Вид урока в народной культуре Дидактическая цель Дидактические задачи Результаты

Изучение но- Урок-лекция, урок-беседа, Обеспечить Усвоение новых поня- Постижение

вого матери- видеоурок овладение но- тий и способов деятель- сути усваивае-

ала вым материалом ностей, формирование ценностных отношений мых знаний

Совершен- Урок самостоятельной ра- Совершенство- Закрепление ранее усво- Активные дей-

ствования боты, урок работы в мате- вание знаний енных знаний, получе- ствия учащихся

знаний, уме- риале, урок практическое (активизация ние новых или дополни- с объектом обу-

ний и навы- занятие, урок-экспедиция обучения) тельных сведений об чения

ков учебном материале

Обобщения и Творческие уроки (созда- Приведение Актуализация межпред- Умение пользо-

систематиза- ние композиций, импрови- знаний в си- метных связей, а также ваться знани-

ции зации) стему или за- связей между видами ями в разнооб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

крепление народного творчества разных ситуа-

навыков циях

Комбиниро- Урок-игра, урок-действо, Решаются за- - -

ванный урок, урок-праздник дачи первых

синтетиче- трех этапов

ский урок

Контрольные Конкурсы, концерты, фе- Оценка про- Оценить уровень усвое- Умение пользо-

уроки стивали, народные кален- цесса обучения ния системы понятий, ваться знани-

дарные праздники, об- и его результа- сформированности уме- ями в разнооб-

ряды, ритуалы, досуг в тов ний и навыков разных ситуа-

традиционной культуре циях

Освоение народной культуры может протекать в различных формах урока. Так многие педагоги, используя программу М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», знакомят детей с основами народного миропонимания и педагогики. В результате возникают нестандартные уроки народоведения, такие как: урок-викторина, урок-экскурсия, игровой урок, урок с элементами театрализации, интегрированные уроки, урок-сотворчество, урок-праздник. Большое значение сегодня приобретают и уроки с этнокультурным компонентом или уроки с элементами этнокультуры. Эти уроки как инновационная форма занятий со школьниками, по мнению А. Б. Афанасьевой, имеют следующие формы [1]: © 2011-2015 Вестник НГПУ

1. Интегративные уроки этнокультурного содержания основаны на взаимодействии разных видов народной культуры внутри урока. Эти уроки могут проводиться в разных формах: уроки-путешествия, уроки-посиделки, уроки, моделирующие народно-бытовую или обрядовую ситуацию.

2. Углубленный горизонтальный цикл уроков этнокультурного направления. Им свойственно расширение программы при изучении какого-либо вида народного творчества. На уроках представлен один вид народной культуры.

3. Самостоятельный специализированный предмет. К ним относятся программы

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru !55Ы 2226-3365

Т. А. Шпикаловой «Основы народного и декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства» для 1 -4 классов, И. П. Фрейтаг «Основы трудового обучения на материале традиционной культуры Русского Севера». Эти уроки реализуются в методических системах уроков изобразительного искусства или художественного труда.

4. Межпредметная интеграция цикла уроков, основанных на единой этнокультурной теме. Например, дни погружения в народную культуру. На уроках художественного цикла в центре внимания - фольклорная тема во взаимодействии разных видов народного творчества. На других уроках этнокультурный материал иллюстрирует учебную тему. В соответствии с метаметодическим подходом в цикле уроков по народной культуре ставится новая цель - дать представление о фольклоре как части этнокультурного комплекса, сформировать целостное представление о народной культуре и развить этнокультурное сознание школьников (этнокультурную компетентность). На содержательном уровне уроки цикла строятся на общности тем, образов; в организационно-деятельностном плане - на диалоге разных видов народной культуры с доминированием одного вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала.

Духовно-нравственная природа этноху-дожественного (этнокультурного) урока. Основная задача этнохудожественного урока -пробудить в ребенке стремление к совершенству через преодоление своего несовершенства, а значит возвратить его к своей духовной сути. И дополнительно - дать ребенку опору в его творческих наклонностях и исканиях через ремесло и труд.

В этнохудожественном уроке построение внутреннего мира и гармонии в самом

обучающимся проходит на основе построение мира объектов, данных учителем, в целостный духовный мир или космос на основе уже найденных культурных архетипов (роспись, глина, музыка и др.). Кроме того, использование слова имеет главный и самый значимый смысл духовно-нравственного урока. Поэтому учитель с особым вниманием должен отнестись к искусству подачи слова и любого текста на уроке. По мнению В. С. Безруковой духовно-нравственная природа урока - это вера учителя и учеников друг в друга. Учитель верит в возможности и лучшие намерения ученика, ученик - в любовь к нему учителя, в его уверенность в нем и его силах. В этнохудоже-ственных уроках комплексного интегрированного типа (комбинированный, синтетический тип уроков) духовно-нравственная основа является основополагающей задачей в освоении культурного (духовного) наследия.

Взаимодействие этнохудожественного урока как урока погружения в традицию урока, а также урока приобщения к народной культуре порождает урок комплексного освоения народной культуры как системы с ее воспитательными и культурологическим возможностями. Такой урок был смоделирован как проект «Открытый урок народной культуры», и проведен в Средней общеобразовательной школе № 1 р.п. Колывань Новосибирской области студентами и преподавателями факультета культуры и дополнительного образования НГПУ (рис. 1-7).

Студенты факультета под руководством своих наставников -руководителей творческих коллективов и отделений: С. М. Ципла-ковой, В. И. Байтуганова, И. В. Шейко, о. Димитрия (Долгушина) и др. разработали и воплотили программу творческих мастерских по народной культуре для учащихся средней школы. По сути, был смоделирован

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

112

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

праздник народной культуры, который пришелся на празднование дня памяти святого Николая Угодника, который по народному календарю именуется как Никола Зимний. Опыт проведения таких праздников как творческих мастерских уже апробирован и внедрен в практику работы факультета. Стало уже традиционным в течение последних лет выступление студентов и преподавателей на празднике-фестивале народного художественного творчества Никола Вешний 22 мая в с. Верх-Тула Новосибирского района. Отличие данного проекта - это использование принципа народного календаря и комплексного подхода к освоению народной культуры в условиях средней школы, работа с разновозрастным контингентом детей по приобщению их к православным народным художественным традициям.

Рисунок 1.

Участники урока народной культуры - студенты и преподаватели

ФКиДО, учащиеся СОШ№ 1, р.п. Колывань

Праздник открыли студенты направления дополнительного образования народными играми на площадке начальной школы, к ним присоединились студенты отделения детского прикладного творчества с мастер-классами по валянию. Затем уже для учащихся средней школы начался мастер-класс по народному танцу, в программе которого - сибирская кру-туха и ирландский танец.

На площадке конференц-зала прошла программа для старшеклассников. В ней приняли участие хор факультета культуры и дополнительного образования и фольклорный ансамбль «Мангазея». А предшествовало началу выступления слово священника о. Димитрия (Долгушина) о значении праздника Никола Зимний в православной культуре.

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Рисунок 2.

Фольклорный ансамбль «Мангазея», рук. В. И. Байтуганов

Рисунок 3.

Хор студентов ФКиДО, рук. С. М. Циплакова

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

114

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Рисунок 5.

Участники танцевального мастер-класса, выпускники хореографического отделения ФКиДО и их подопечные - учащиеся СОШ№ 1, р.п. Колывань

Рисунок 6.

А) Мастер-класс по народному танцу

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Рисунок 7.

А) Праздник народной игры, проводят студенты третьего курса профиля дополнительного образования

Рисунок 7.

Б) Праздник народной игры, проводят студенты третьего курса профиля дополнительного образования

Рисунок 7.

В) Праздник народной игры, проводят студенты третьего курса профиля дополнительного образования

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

116

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Рисунок 7.

Г)Праздник народной игры, проводят студенты третьего курса профиля дополнительного образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева А. Б. Этнохудожественное образование ребенка: история и современность [электронный ресурс]. - URL: http://art-education.narod.ru/authors/Afanasyeva1.htm (дата обращения: 21.12.2014)

2. Виноградов П. С. Страна детей: избранные труды по этнографии детства. - СПб.: Анатомия,

1998. - 549 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: История развития высших психических

функций / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

4. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

5. Махмутов М. И. Современный урок. - 2-е изд.., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

6. Онищук В. А. Урок в современной школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. -

101 с.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райго-

родский. - Самара: Бахрах-м, 2001. - 672 с.

8. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания: опыт пед.

антропологии: ч. I. - М.: УРАО, 2002. - 512 с.

9. Филипов В. В. Информационные технологии - как ресурс современного урока // Инноваци-

онные ресурсы развития современного урока: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 3 ч., г. Новосибирск, 21-23 апреля 2009 г. / отв. за выпуск Т. И. Березина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - Ч. 1. - 273 с. - С. 219-224.

10. Хуторской А. В. Современная дидактика. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 638 с.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

117

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2015, Vol. 4, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1501

Baituganov Vladimir Ivanovich, Head of the School of Russian Traditional Culture "Vasyugan", Associate Professor of the Folk Art and Culture Department, Post-Graduate Student of the Management Education Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation E-mail: [email protected]

THE LESSON OF POPULAR CULTURE AS ETHNIC PEDAGOGICAL SYSTEM

Abstract

The article deals with practical experience in building lesson folk culture school of Russian traditional culture "Vasyugan" and lesson folk culture, designed at the Folk art and Culture Department of Novosibirsk State Pedagogical University for schools of Novosibirsk region on the basis of ethnic pedagogical theory and the theory of ethnic and culture modeling. Define the principles of ethnic and culture lesson as systems based on the objectives, methods, forms and results of training and education as an integrated system of education in popular culture. In purpose this lesson discusses the objective as education and learning of a particular artistic skill or way of working with folk material. Keywords

traditional culture, ethnic pedagogy, ethnic didactics, ethnic and art lesson

REFERENCES

1. Afanasiev A. B. Ethnic and art education of the child: history and modernity. Available at: http://art-

education.narod.ru/authors/Afanasyeva1.htm (accessed 21.12.2014) (In Russian)

2. Vinogradov P. S. Country children: Selected Works on the Ethnography of childhood. Saint Peters-

burg, Anatomy Publ., 1998, 549 p. (In Russian)

3. Vygotsky L. S. Collected works in 6 volumes. Vol. 3: History of development of higher mental func-

tions. Ed. by A. M. Matyushkin. Moscow, Education Publ., 1983, 368 p. (In Russian)

4. Kleinberg L. Problems of learning theory. Moscow, Education Publ., 1984, 256 p. (In Russian)

5. Makhmutov M. I. Modern lesson. Moscow, Longman Publ., 1985, 184 p. (In Russian)

6. Onischuk C. A. Lesson in modern school. The Handbook for teachers. Moscow, Education Publ.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1981, 101 p. (In Russian)

7. Practical diagnostics. Methods and tests. The textbook. Manual. Ed. comp. D. J. Raigorodsky. Sa-

mara, Bahrah-m Publ., 2001, 672 p. (In Russian)

8. Ushinsky K. D. Pedagogical anthropology: Man as the subject of education: the experience of the

pedagogical anthropology. Vol. I. Moscow, University of the Russian Academy of Education Publ., 2002, 512 p. (In Russian)

9. Filipov V. V. Information technology as a resource for contemporary lesson. Innovative resources for

the development of modern lesson. Proceedings of the 12th International scientific and practical conference. Ed. T. I. Berezina. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2009, 273 p., pp. 219-224. (In Russian)

10. Khutorskoy A. Century Modern didactics. Moscow, 2007, 638 p. (In Russian)

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.