Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственной воспитанности дошкольников на традициях этнопедагогики'

Педагогические условия формирования нравственной воспитанности дошкольников на традициях этнопедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УОСВИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ / MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL WASWE / PEDAGOGY / TRADITION / PRESCHOOLERS / FORMATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассмотрены педагогические условия формирования нравственной воспитанности дошкольников на традициях этнопедагогии. Охарактеризованы педагогические условия которые тесно взаимодействуют дошкольные образовательные организации и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE TRADITIONS OF ETHNOPEDAGOGICS

The article deals with the pedagogical conditions of formation of moral education of preschool children on the traditions of ethnic pedagogy. Pedagogical conditions of close interaction of kindergarten and family in questions of education of preschool children are characterized.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственной воспитанности дошкольников на традициях этнопедагогики»

Педагогика

УДК: 378.1

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г.Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия формирования нравственной воспитанности дошкольников на традициях этнопедагогии. Охарактеризованы педагогические условия которые тесно взаимодействуют дошкольные образовательные организации и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, педагогические уосвия, этнопедагогика, традиции, дошкольники, формирование, дошкольное образовательное организация.

Annotation. The article deals with the pedagogical conditions of formation of moral education of preschool children on the traditions of ethnic pedagogy. Pedagogical conditions of close interaction of kindergarten and family in questions of education of preschool children are characterized.

Keywords: moral education, pedagogical waswe, pedagogy, tradition, preschoolers, formation, preschool educational organization.

Введение. Совершенствование процесса нравственного воспитания личности может осуществляться в разном направлении и разными средствами. Вместе с тем, коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе, требуют переосмысления многих ориентиров, на которые опирались педагоги в работе по нравственному воспитанию до недавнего времени.

В литературе обозначенa область развития нравственного воспитания ребенка, требующая дальнейшей разработки. Это становление и сущность «моральных критериев», «нравственных эталонов», «личностных норм», используемых ребенком для оценки своих действий и действий других, и определение педагогических условий, при которых их усвоение будет протекать наиболее успешно.

Изложение основного материала статьи. Отличительными особенностями образовательного пространства дошкольных образовательных организациях Крыма является их полиэтничность и поликультурность, которые обусловлены многонациональным составом посещающих его детей. В таких условиях обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на существующие отличия, имеют единую нравственную основу, и созданы объективные предпосылки для повышения качества нравственной воспитанности детей.

Анализ особенностей поликультурных и поликонфессиональных процессов в регионе Республики Крыма позволяет выделить основные требование к созданию регионального компонента в системе дошкольного образования. Они предполагают учет: особенностей региона (исторические, национальные, культурные, эколого-климатические); экономических, социальных, приоритетов развития региона; образовательных потребностей региона, в целом и контингента дошкольных учреждений в частности; духовных приоритетов, культурно-исторических традиций, и менталитета населения региона.

Использование народных традиций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста предполагает определение педагогических условий, наличие которых влияет на результативность этого процесса. Под педагогическими условиями мы понимаем такие объективные внешние обстоятельства в организации учебного воспитательного процесса, которые закономерно детерминируют достижение необходимого результата. Применительно к цели нашего исследования представлялось необходимым выяснить: при каких педагогических условиях организация процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на этнопедагогических традициях крымскотатарского народа будет наиболее эффективной.

Определяя эти педагогические условия, мы учитывали, что структура нравственно воспитанной личности включает: нравственные чувства, нравственное сознание, нравственные нормы, нравственное поведение и нравственные качества. Все эти характеристики в разной мере могут осваиваться ребенком в силу особенностей дошкольного возраста, возможностей его психического и социального развития.

Нравственные чувства выражают эмоциональные состояния, которые вызывают у ребенка нравственные поступки и действия окружающим по отношению к нему и его собственные поступки по отношению к окружающим. Они определенным образом окрашивают все психические процессы, которые служат движущей силой поведения ребенка и мотивируют его.

Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Известно, что функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Нравственное сознание выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия.

А. Леонтьев отмечает, что, обладая нравственным сознанием, человек открывает себя для самого себя и переживает себя в проекции своей собственной оценки и оценки других. Личность осознает собственную оригинальность и исключительность, оценивает себя в категориях самооценки. В этом оценочном осознании своего «Я» она переживает характер своей самобытности в ее запредельной и недосягаемой глубине. В отношении ко всей окружающей реальности бытия, самосознающее себя «Я» выходит за свои собственные пределы и распространяется по всему открывающемуся ему феноменальному лику бытия, не превращая при этом в себя окружающую реальность и, в то же время, не растворяясь в ней, а лишь этически постигая ее, с точки зрения заключенного в ней блага, и определяя к ней свое нравственное влечение [7]. Для ребенка дошкольного возраста такое соотнесение собственного Я с окружающим его миром, с образами Я других людей только начинает оформляться, что накладывает определенные ограничения на возможность усвоения им нравственных норм поведения.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. При этом стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть - универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние - наиболее сложными дифференцированными формами нравственного сознания.

Нравственные качества представляют собой особые характеристики личности, в которых выражается нравственная направленность ее поступков (бескорыстность, гуманность, организованность, ответственность, совесть, справедливость, трудолюбие, уважение к старшим, честь, честность, чуткость). Как свидетельствует ряд исследований (А. Запорожец [3], С. Рубинштейн [9]), структуру нравственных качеств личности определяют три составляющих: когнитивная, эмоциональная, практическая. В основе нравственных качеств лежат знания о нравственных нормах, доступные пониманию детей.

Нравственное поведение - это результат нравственного воспитания. Нравственные понятия, убеждения, чувства в своей совокупности помогают личности вырабатывать правильную линию нравственного поведения. Подчас ребенок знает нравственные нормы, но в жизни его поведение не всегда соответствует им. Это происходит потому, что нравственное сознание еще не соответствует нравственному поведению, нет еще нравственного опыта и нравственных привычек, сопутствующих нравственному поведению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы дети на основании усвоенных нравственных норм, правил, знаний, систематически совершая нравственные поступки, вырабатывали нравственные привычки, которые бы постепенно становились жизненной потребностью и устойчивым качеством личности.

В этико-психологической литературе нравственная норма рассматривается как одно из наиболее простых нравственных требований, она выступает в двойном виде: как элемент нравственных отношений и как форма нравственного сознания. Таким образом, с одной стороны, это нормы поведения, обычаи, которые постоянно отображаются в однотипных поступках многих людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека. В любом обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных часто повторяющихся ситуациях люди действовали однотипно. Эта потребность практически реализуется при посредничестве нравственной нормы. Ее обязывающая сила для каждого отдельного человека базируется на других формах практически выраженной власти общества.

Особенности дошкольного возраста накладывают определенные ограничение на воспроизведение структуры нравственно воспитанной личности в полном объеме. Вместе с тем, по мнению большинства исследователей, решение задач, связанных с осознанием детьми нравственной ценности норм и правил поведения возможно в старшем дошкольном возрасте. Именно на этом возрастном этапе их усвоение ведет не только к выработке нравственных привычек, но и обеспечивает развитие нравственного сознания ребенка.

Исходными при определении педагогических условий нравственного воспитания старших дошкольников на этнопедагогических традициях крымских татар для нас явились положения теории деятельности (А. Леонтьев [7], С. Рубинштейн [9], Д. Эльконин [11]). Согласно этим положениям ребенок овладевает социальными способами общения и деятельности через овладение определенными предметами и продуктами человеческой культуры. По мысли А. Леонтьева, для того, чтобы эти способы были воссозданы в психическом плане, необходимо их воссоздать на основе анализа самих предметов и явлений культуры и деятельности с ними [7].

Освоение этих предметов культуры осуществляется через общение ребенка с окружающими и, в первую очередь, со взрослыми. Именно в системе отношений ребенок-взрослый задается содержание и направление психического развития, а в отношениях со сверстником складываются его энергетические и динамические аспекты. Если взрослый "ведет за собой развитие", то в общении сверстников возникают условия для саморазвития ребенка.

В концепции культурно-исторического развития психики Л. Выготского значение отношений «взрослый-ребенок» определяется в качестве как фактора, решающим образом детерминирующего направление и темпы психического развития детей [2]. Ведущая роль взрослого в усвоении и детьми дошкольного возраста социальных норм не только как носителя образцов поведения, но в первую очередь, как источника мотивов и личностных смыслов ребенка отмечается в исследовании Е. Смирновой [10].

Возможности и закономерности сознательного усвоения детьми нравственных норм и правил, показывают, что процесс их осознания происходит на протяжении всего дошкольного возраста и характеризуется постепенным проникновением детей в их сущность. Полное осознание правила предполагает понимание детьми его ценности для них самих и других, умение оценить соответствие правилу поступков других людей и собственного поведения, превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы поведения.

Дошкольнику еще не имеющему достаточного социального опыта, мировоззренческой зрелости, нравственной устойчивости, достаточно сложно научиться различать истинные и ложные ценности, разпознавать, понимать явления, события, ситуации, происходящие в обществе. Речь может идти только о формировании представлений про нравственные нормы и принципы нравственного поведения. О доступности нравственных представлений для понимания детьми дошкольного возраста высказывалась Л. Божович [1]. По сути, нравственные представления являются первым шагом, первой ступенькой к осознанию нравственных норм поведения, взаимодействия с окружающими. Насколько быстро и эффективно они будут сформированы, зависит от того, как они представлены в содержании воспитательного процесса.

Ребенку трудно сложить о чем-то представление, если оно не предоставлено ему в виде определенного содержания. С учетом особенностей работы с детьми в детских дошкольных учреждениях выделение и предъявление такого содержания составляет одну из задач воспитателя. Таким образом, отображение этнопедагогических нравственных традиций крымских татар в содержании работы воспитатели дошкольного учебного заведения мы рассматриваем в качестве первого педагогического условия нравственного воспитания старших дошкольников на данных традициях.

При определении следующего педагогического условия мы исходили из того, что любые представления закрепляются в структуре личности, становятся регулятивом ее поступков, поведения и деятельности при условии, что они переживаются в личном опыте. Для ребенка дошкольного возраста переживание, т.е. эмоциональное восприятие того, что ему преподносится в виде абстрактных формул особенно важно в силу прагматичности его сознания и предметности мышления.

В исследованиях А. Леонтьева показана роль мотивации, которая придает тот или иной личностный смысл деятельности и определяет ее воспитательные возможности [7]. В основе воспитательного влияния деятельности лежит переживание ее общественно ценного значения, ставшего личностным смыслом. Осознание личностного смысла связано с эмоциональным отношением к нему, поэтому закономерная связь между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности, основа усвоения нравственных норм и принципов, образуется в процессе деятельности.

Совершенствование нравственного воспитания предполагает решение сложных проблем его связи с многосторонним процессом формирования личности. Важным условием оптимизации процесса нравственного воспитания личности является продуманное совершенствование всего комплекса воспитательных мер с учетом закономерности усвоения морали. Одни и те же виды деятельности и воспитательные мероприятия могут протекать в разных условиях, побуждаться разными стимулами и в зависимости от этого давать неодинаковый воспитательный результат.

Важные воспитательные возможности деятельности старшего дошкольника обуславливаются той системой объективных отношений, коллективных контактов, в которые он включается в процессе деятельности и которые влияют на ее цели, мотивы и личностный смысл. В случаях, когда деятельность не приобретает для субъекта нравственного характера, ее воспитывающие возможности снижаются, а иногда она даже отрицательно влияет на формирование нравственных качеств личности.

Общение со сверстниками является второй сферой накопления дошкольниками опыта нравственного поведения и его переживания. На этом основании стимулирование активности детей к познанию и использованию народных традиций крымских татар в игровой повседневной деятельности мы рассматриваем в качестве второго педагогического условия их нравственного воспитания.

При определении следующего условия мы учитывали, что наибольшее влияние на формирование личности дошкольника оказывает его семья.

Семья является основным социальным институтом, в котом осуществляется воспитание молодого поколения, обеспечивается забота о родных, создается опыт разных типов нравственных отношений: мужчина - женщина, отцы - дети, дети - дети, дети - другие члены семьи. Именно в семье закладываются основы социально-психологической компетентности ребенка. Общественная ценность и социально-психологическое значение семьи обусловлены ее отражением непосредственной жизни, воспитанием детей, передачей от старших к младшим социального опыта, ценностей культуры, формированием индивидуального сознания . Нравственные нормы, принципы, нравственные обязанности регулируют семейные противоречия, являются своеобразным социальным ориентиром в приобретении социально-психологических знаний.

Дошкольники подражают своим родителям и берут с них пример. От уровня образованности и нравственных принципов семьи в значительной степени зависит нравственное здоровье нации. Родители первые взрослые, которые гуманизируют внутренний мир ребенка, утверждают идеалы добра, в нем веру в справедливости, чести, милосердия и любви.

В этнопедагогических традициях крымских татар семье придается особое значение. Именно в семье сохраняются и воспроизводятся нравственные традиции взаимоотношений, сложивших в культуре крымскотатарского народа. Педагогическое просвещение родителей представляет собой форму взаимодействия общественного и семейного воспитания. Оказание помощи семейному воспитанию, направленной на укрепление всех звеньев семейного воспитания, осуществляется через повышение педагогической компетентности родителей. Первые нравственные навыки дети получают в семье, под воздействием родителей они уже в детстве начинают различать, что такое хорошо и что такое плохо, замечать и различать хорошие и плохие поступки у сверстников и взрослых. В семье вырабатываются первые навыки культуры поведения ребенка, формируются его нравственные качества: послушание, уважение к старшим, вежливость, скромность, приобретаются первые навыки коллективизма, бережного отношения к вещам.

Выводы. Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей на традициях этнопедагогики крымских татар будет успешным при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников. Этнопедагогическая компетентность родителей проявляется в привлечении дошкольников к выполнению посильных поручений и непосредственном участии в работе воспитателя по нравственному воспитанию детей. Однако без специальной подготовки родителям трудно использовать возможности крымскотатарской этнопедагогики в воспитании нравственности своих детей. Поэтому, просвещение и привлечение родителей к нравственному воспитанию детей на традициях этнопедагогики крымских татар, мы рассматриваем третьим условием, необходимым для эффективности данного процесса.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. псих. труды / Л.И. Божовичю - М., Воронеж.: НПО «ЛЮДЭК», 2001. - 352 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 95 с.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды в 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 320 с.

4. Зереддинова Э.Р. Формирование нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.07. - К., 2004. - 240 с.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия. 2002. - С. 103.

6. Крымский веночек / Сост. Мухоморина Л.Г. Араджиони М.А., Горькая А.А., Кемилева Э.Ф. и др. -Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2004. - 52 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекция / учебное пособие для студентов педаг. Учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. и доп. - М.: Эрайт, 2000. - 532 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

10. Смирнова Е. А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / Е. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1987. - 204 с.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

12. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Роль соблюдения этической нормы в ее усвоении // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / С.Г. Якобскон, В.Г. Щур. - М., 1977. - С. 127- 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.