14. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. -URL: https:// минобрнауки.рф/документы/ 5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody. pdf (дата обращения: 06.02.2018).
Э.Э. Бахича
УДК 373.24
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
енденции к интеграции мирового сообщества, мирного сосуществования и сотрудничества определяют жизнь государств, народов и каждого человека. Поликультурность пространства жизнедеятельности человека становится неотъемлемой и характерной чертой современного общества, которая обусловлена развитием демократических процессов, движением к утверждению и защите прав и свобод каждого человека, она приобретает значение ценностного ориентира во всех сферах деятельности человека.
В Республике Крым идея поликультурности отражена в Законе РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего, высшего и профессионального образования и, в частности, парциальной образовательной про-
грамме дошкольного образования по гра-жданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
Проблема привлечения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее этическом становлении и самовыражении продолжает сохранять актуальность в условиях современности. В трудах Я Коменского, И. Песталоцци, Ж. Руссо. К. Ушин-ского, Л. Толстого, П. Каптерева, В. Водово-зова, П. Блонского, С. Шацкого, В. Сухомлин-ского и многих других выдающихся педагогов отмечается необходимость развития национальной школы, воспитания и обучения детей на традициях родной и мировой культуры.
Современные исследования ученых, посвященные поискам форм и методов обучения межкультурному диалогу и взаимодействию людей разных национальностей, основываются на философских теориях диалогиз-ма (М. Бубер), коммуникации (А. Бодалев), этнической идентичности (Т. Стефаненко, С. Цаллагова). Необходимость изменений в содержании и педагогических технологиях образования в условиях поликультурного пространства обосновывается в исследованиях А. Давыдовой, В. Ершова, С. Зарипова, А. Ковальчук, Л. Гончаренко, Л. Волик и др.
В современном российском обществе, наряду с проблемами политического, экономического характера, проблема толерантного сосуществования, взаимопомощи и сотрудничества народов и национальностей с разными культурными историческими корнями и традициями остается достаточно острой. Отчетливо она проявляется в Крыму, где в силу исторических обстоятельств большинство населения, постоянно проживающего на этой территории, принадлежит к различным этническим группам и национальным культурам.
Этнокультурная ситуация, которая сложилась в Крыму, требует разработки и внедрения теории образования, в которой поликультурное, интернациональное воспитание детей
20/А'//
является неотъемлемой составляющей целостного процесса становления личности. Детство является одним из важнейших этапов в общем процессе становления и развития каждого человека как личности. Основные нравственные ценности, культурные нормы человеческих отношений эффективно усваиваются в дошкольном возрасте. Ученые и педагоги-практики поднимают вопрос о языке обучения, о различиях в стилях обучения детей разного этнического происхождения, о роли педагога и его отношении к представителям национальных меньшинств.
В результате сложилась концепция поликультурного образования, сторонники которой исходят из того, что этническое разнообразие обогащает нацию и увеличивает возможности решения гражданами личных и общественных проблем; что люди, которые не знают других культур, не способны познать собственную. Основные задачи поликультурного образования направлены на освоение детьми собственной этнической культуры и подготовку их к жизни в поликультурной среде [7].
В современных научно-педагогических источниках термин «поликультурное» указывает на существование в обществе различных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности - различными этническими группами и национальными меньшинствами [6].
Важно, что идеи плюрализма в культуре и обществе, принципы диалога культур и мультикультурализма, утверждение гуманистических ценностей, можно реализовывать в любой модели образования. Главное, на что обращают внимание и подчеркивают исследователи, чтобы она отвечала социокультурной ситуации определенного территориального объединения или региона. (Ю. Бочарова
[3]).
В контексте нашего исследования такая среда связана с историей и с культурой людей, населяющих Крым. Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что культурная среда Крыма складывалась и развивалась под влия-
нием многих исторических, экономических, социальных факторов. Это место встречи и взаимодействия, сотрудничества основных культур древнего мира и средневековья. По определению историков, культурологов, этнографов и археологов, Крым является «перекрестком культур и народов», что отводит ему особую роль в мировой истории и влечет его своеобразие.
Реалии социальной среды Крыма объективно состоят из взаимодействия, сотрудничества и пересечения интересов людей, принадлежащих ко многим культурам, которые отличаются друг от друга. Поликультурность является отличительной и характерной чертой социального пространства Крыма, особым качеством, под влиянием и в рамках которого его субъекты реализуют и утверждают себя как личности.
Эти различия проявляются в народных традициях организации повседневной жизни, социальных отношениях, языке, моральных ценностях, способах поведения, религии и пр. С этой точки зрения социальную среду Крыма правомерно рассматривать как особую реальность, существующую на основе взаимодействия многих различных по своему содержанию, но равноценных по значимости и равноправных по социальному статусу этнических культур (украинской, русской, крымскотатарской, армянской, греческой, еврейской и др.).
Представители этих культур составляют контингент образовательных учреждений Крыма, в том числе и дошкольных. Их традиции отражаются в поведении, языке, общении, отношении к окружающей среде и образуют реальный фон, на котором происходит обучение и воспитание ребенка.
По данным, приведенным В. Ершовым, по своим целям поликультурное образование предполагает:
- социокультурную идентификацию детей для понимания поликультурной среды и вхождения в нее;
- овладение основными понятиями, определяющими многообразие мира;
- воспитание эмоционально-положительного отношения к разным культурам;
- формирование умений, составляющих толерантное поведение [5, с. 23].
При определении содержания поликультурного образования надо учитывать социокультурное окружение детей (этнический и конфессиональный состав, установки и убеждения, индивидуальные интересы семьи к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социальных групп); этнические и социально-экономические особенности Крымского региона (причины компактного проживания этносов, совместные формы хозяйственной и социальной деятельности); социокультурную ситуацию в Крыму (процессы сближения этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причин, культурную экспансию и формирования национализма и т.п.) [5, с. 25].
По мнению И. Мнацаканян и Н. Иванова, значение локальных поликультурных цивилизаций и поликультурного образования как транслятора духовных ценностей заключается в том, что они производят социальные системы и нормы совместной жизнедеятельности различных этносов на ограниченной территории [8].
Поликультурная цивилизация и поликультурное образование создают уникальную модель решения социально-экономических проблем на основе культуры мира, кооперации и дружбы. При этом принципы этой модели являются инвариантными для всех локальных поликультурных цивилизаций, которые могут быть перенесены на все человечество. Подчеркнем, что именно в локальных поликультурных цивилизациях с опорой на поликультурное образование разрабатываются и усваиваются правила гуманистического диалога культур, формируется практика и создается теория межкультурного взаимодействия на основании различных этнических (локальных) культур.
Аналогичную точку зрения высказывает Г. Палаткина, которая отмечает, что в этно-педагогическом аспекте поликультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает адаптацию детей к различ-
ным ценностям в ситуации множества различных культур; взаимодействия между людьми с разными культурными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии одних наций и народов по отношению к другим [9, с. 41-42].
Следует отметить, что идеи поликультурного образования широко представлены в современных научно-педагогических исследованиях, но сосредоточены преимущественно на проблемах среднего общего и высшего образования. В теории и практике дошкольного воспитания они отражены не в полной мере. Это подтверждается результатами анализа содержания основных образовательных программ дошкольного образования, в которых недостаточно раскрыты задачи этнокультурного и поликультурного воспитания. Как следствие, они не предусмотрены и в смысле готовности воспитателей к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды дошкольного образовательного учреждения.
Вместе с тем объективная ситуация поликультурных регионов России, в частности в Крыму, требует определения этих целей и содержания образования для осознания воспитателями. Психологи подчеркивают, что социализация ребенка начинается с формирования ее идентичности в определенной этнокультурной среде. Сензитивним возрастом в этом процессе является дошкольный. По данным Р. Бернса [1], Л. Божовича [2], Л. С. Выготского [4] и др., именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать и строить собственное «Я», основываясь на культурных традициях семьи и ее ближайшего окружения.
Традиции крымских семей, принадлежащих к определенной этнокультуре, способствуют формированию у детей самосознания с ярко выраженной этнической принадлежностью. Как следствие этого, в каждую группу дошкольного учреждения приходят дети с различными ценностными ориентациями, нормами поведения и общения, усвоенными в пределах культурных традиций семьи.
20/6'//-
Сегодня в Республике Крым функционирует более 597 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают дети разных национальностей. Открыты группы с национальным языком обучения, проводятся занятия и воспитательные мероприятия с национальной тематикой, создана и внедряется региональная парциальная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
В условиях реализации регионального компонента дошкольного образования воспитатели, опираясь на имеющиеся знания, должны планировать, методично организовывать и осуществлять воспитательный процесс с учетом поликультурного и полиэтнического состава детских групп и их возрастных особенностей. Им необходимо подбирать формы, методы и приемы воспитания и обучения дошкольников, адекватные требованиям поликультурного воспитания. В частности, воспитатели Крыма должны решать следующие задачи:
- определять формы и методы приобщения дошкольников к народной культуре;
- закреплять знания в области поликультурного образования, их практического применения в воспитательной работе с детьми;
- владеть навыками толерантного взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами в поликультурной среде дошкольного образовательного учреждения.
При подготовке образовательной деятельности дошкольников перед воспитателями ставятся следующие задачи:
- развить интерес и обогатить представление у дошкольников о народных традициях, культуре народов Крыма;
- сформировать толерантное отношение у дошкольников в процессе взаимодействия;
- привлечь детей к разнообразным видам деятельности, которые имеют поликультурное содержание (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная деятельность);
- интегрировать различные виды искусств (музыка, хореография, устное народное творчество, драматизация) с учетом различных жанров и фольклора народов Крыма;
- рассматривать с детьми иллюстрации книг, предметов окружающей обстановки с целью уточнения и формирования у детей правильных представлений о культуре народов Крыма;
- осуществлять воспитательную работу в соответствии с принципами этнопедагогики.
Для того чтобы поликультурное воспитание способствовало духовному и нравственному становлению дошкольника, необходимо постоянное обращение воспитателей к культуре, фольклору, традициям и обрядам народов Крыма. Целесообразно использовать во время занятий сказки, пословицы, поговорки как моральный регулятор поведения; загадки - как средство умственного воспитания; танцы, песни - как фактор развития эстетических чувств; национальные игры -как средство развития физических качеств.
Таким образом, в контексте проблемы поликультурного образования одним из важных вопросов является готовность педагогов осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях с многонациональным составом детей. Понимание педагогом природы этнокультурных различий, их содержания и роли в социализации и личностном развитии ребенка, умение видеть эти различия и учитывать их в работе с детьми, становится одним из важнейших требований относительно целей, содержания и способов осуществления профессиональной деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения в поликультурной среде Крыма в условиях реализации ФГОС ДО.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы поликультурного образования детей дошкольного возраста в контексте исследования связанного с культурой людей, населяющих Крым. Раскрывается сущность понятия «поликультурное образование», формы и средства поликультурного воспитания дошкольников.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, формы работы с дошкольниками в процессе поликультурного воспитания.
SUMMARY
The article deals with the problems of multicultural education of preschool children in the context of research related to the culture of people in the Crimea. The essence of the concept of "multicultural education", forms and means of multicultural education of preschool children are revealed.
Key words: multiculturalism, multicultural education, multicultural education of preschool children, forms of work with preschool children in the process of multicultural education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 446 с.
3. Бочарова Ю. Ю. Межкультурное образование в детском возрасте. Актульные проблемы современности (по материалам отеч. и зарубеж. исследований). Образовательный портал Ханты-Мансийского автономного округа. -Ханты-Мансийск, 2002 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eduhmao.ru/portal/ dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel &type=article&dbid=ARTICLE_49635http ://w ww.eduhmao.ru/portal/dt?last=false& (дата обращения: 25.12.2017).
4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. -1991. - № 4. - С. 5-18.
5. Ершов В. В. Социокультурная идентичность как условие поликультурного образования // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 2. - C. 22-27.
6. Коган Л. Н. Культурная деятельность. -М.: Мысль, 1981. - 234 с.
7. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. - М.: Старый Сад, 1997. - С. 97-104.
8. Мнацаканян И. Проблемы высшего образования в европейском образовательном пространстве / И. Мнацаканян, Н. Иванова // Педагогический вестник - 2001. - № 3-4 [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.yspu. org/releases/pedagoka_i_psichologiy/12_2/.
9. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. -2002. - № 5. - С. 41-47.
Н. Н. Погребняк
УДК: 1149
НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ
а протяжении последних лет особую актуальность приобретает вопрос об активизации научно-исследовательской деятельности студентов российских вузов. Достижение этой цели связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает формирование у молодежи не только знаний, умений и научно-исследовательских качеств и компетенций, но и активной жизненной позиции, мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования в течении жизни.
Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт университетов Европы, которые аккумулируют все большее количество молодых исследователей. В этих странах существует методоло-