Научная статья на тему 'Семейное воспитание как Гарант информационно-психологической безопасности младшего школьника: теоретический аспект'

Семейное воспитание как Гарант информационно-психологической безопасности младшего школьника: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOL / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Рузольда Ивановна

В статье анализируется влияние интернета на ребенка. Рассматриваются условия, необходимые для сохранения устойчивости его к влиянию информации, поступающей извне. Отмечается отличие в положении дошкольника и младшего школьника. Уделено внимание семейному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY EDUCATION AS A GUARANTOR OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT: THEORETICAL ASPECT

This article analyzes the impact of the Internet on the junior student. Discusses the conditions necessary for the sustainability of the child to information coming from the outside. The protective mechanisms are proposed to benefit from the experience of adults. There is a difference in the situation of a preschooler and the younger student.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание как Гарант информационно-психологической безопасности младшего школьника: теоретический аспект»

функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию в выборе будущей профессии.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2001. - 299

2. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3. - С. 94-99.

3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Издательство: Речь. Волкова Л.М., Козинцева Л.С. - Профессия моих родителей - Минск: Красико - Принт, 2010. - 126 с.

4. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. 2010. № 12. С. 64-71.

Психология

УДК 37.018:681.3

доктор биологических наук, профессор Кузьмина Рузольда Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ГАРАНТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется влияние интернета на ребенка. Рассматриваются условия, необходимые для сохранения устойчивости его к влиянию информации, поступающей извне. Отмечается отличие в положении дошкольника и младшего школьника. Уделено внимание семейному воспитанию.

Ключевые слова: интернет, дошкольник, младший школьник, семейное воспитание.

Annotation. This article analyzes the impact of the Internet on the junior student. Discusses the conditions necessary for the sustainability of the child to information coming from the outside. The protective mechanisms are proposed to benefit from the experience of adults. There is a difference in the situation of a preschooler and the younger student.

Keywords: интернет, дошкольник, младший школьник, family education.

Введение. Поскольку дети являются самой уязвимой частью общества, открытой для разного рода опасностей и угроз, в современной психолого-педагогической науке нет разногласий по поводу того, когда необходимо начинать формировать основы безопасного поведения у детей [17, с. 561. Сегодня такая работа начинается уже в дошкольном детстве [2, с. 461. Однако если дошкольники находятся под постоянной опекой взрослых и зависят от них, они, как правило, не сталкиваются с ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, младший школьник впервые в своей жизни попадает в потенциально опасные ситуации [11. Связано это и с психологическими особенностями этого возраста, и с новым социальным статусом, который младший школьник приобретает, а также во многих случаях с изменением режима жизни ребенка (необходимостью самостоятельного передвижения по городу, увеличением доли времени, проводимого отдельно от взрослых, и т. д.) [4].

Формулировка цели статьи. Рассмотреть психолого-информационную безопасность поведения младшего школьника в эпоху развития интернета.

Основное изложение материала статьи. ХХ1 столетие по своей направленности и информационной насыщенности отличается от ХХ века.

Известный специалист по Интернету и интернет-среде А.И. Лучинкина пишет об интернете, который стремительно ворвался в жизнь человека, о том, что он стал обязательным информационным пространством и внес изменения в обычный ход событий. Теперь родители зовут ребенка не с улицы, отрывая его от общения с друзьями, а из Интернета. Обычные библиотеки заменили электронные ресурсы. В интернете стали возможными встречи и знакомства, поиски людей и родственников, и многое другое [14, с. 11.

Однако оказалось, что хорошее приобретение - интернет, необходимое и полезное, способен негативно влиять на общество и особенно на детей.

Психологи и психиатры всерьез обеспокоены появлением интернет-аддикции, уводящей личность ребенка в виртуальный мир, когда последний не в состоянии выйти оттуда, забывает о сне и еде, пропускает уроки в школе, игнорирует предстоящие дополнительные занятия (например, по музыке). Особенно плохо влияет на ребенка, затягивая его в сети, чрезмерное увлечение компьютерными играми, и общение через Интернет [16].

Кроме того, появление интернета дало доступ ко всякой разной информации, интересной, ранее закрытой, зачастую откровенно пошлой, но главное - уводящей человека в сторону от чего-то для него главного.

Конечно, человек должен уметь отбирать информацию, какая нужна, а какая - нет, что объясняется ценностью времени, которое он может тратить впустую, например, смотря рекламу. Зачастую оказывается, что главное для государственной системы ставить на первое место, - бизнес и получение прибыли, а развитие мозгов людей, мол, подождет [2].

По-видимому, индивид должен уметь отсекать ненужное, исходящее из интернета, чтобы взять только то, что ему необходимо для саморазвития [14].

Ученые считают, что в дальнейшем, с развитием общества, человек будет находить приятное, уходя из интернета, он сможет больше читать настоящих, а не электронных книг, посетит музеи, оторется от «наушниковой» музыки, и «отведет» (отдохнет) душу в концертных залах.

Однако такое развитие произойдет не сразу, ему предшествуют годы борьбы за информационно-психологическую безопасность ребенка.

Существует мнение, что та информация, которая даётся школьникам в школах, - сейчас довольно ущербна, поэтому вопрос чему и как учить современную молодёжь является насущным, и стоит указать в

этом отношении на приоритеты. Особо следует обратить внимание на младшего школьника и влияние на него среды общения - коллектива [101.

Наиболее ярким примером влияния коллектива является становление личности младшего школьника, так как оно происходит под влиянием новых отношений с множеством людей: учеников, учителей, одноклассников. Младший школьный возраст обладает колоссальными возможностями для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В начальной школе закладываются основы нравственного поведения личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется у них учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, её роль в процессе социализации личности огромна [41.

Г. Ф. Гаврилычев [41 в своем исследовании выявляет возрастные особенности современного младшего школьника, проявляющиеся под действием тех или иных социальных факторов, среди которых выделяет:

-взрослость суждений и определенная независимость;

-рано задумывается о своем будущем и включается в деятельность - занятия, обеспечивающие знания, умения, которые потребуются в будущей работе;

-характерен практицизм;

-идеал - образ сильного, всемогущего, жестокого, умеющего постоять за себя сверхчеловека, обладающего властью и деньгами;

-отсутствие оптимизма.

Отмечается, что для современного младшего школьника взрослые теряют позиции незыблемого авторитета. На вопрос: «К кому бы ты обратился за помощью, советом, поддержкой?» Были получены ответы: к маме - 82%, к папе - 40%, к друзьям - 31%, к учителю -14%, к другим взрослым - 5%.

Школьник способен понять свои слабости, недостатки и сравнить себя с другими, самого себя в настоящем и прошлом, оценить себя, т. е. способен к самоанализу и рефлексии.

Он нередко растерян, переживает отчуждение от семьи, 60% ответов на вопрос: «Что тебе дороже всего в жизни?» были связаны с семьей, 10% с самой жизнью.

Современный младший школьник ощущает непонимание со стороны взрослых; теряет чувство защищенности (именно потребность в защищенности, уверенности в своих силах вышла на первое место по результатам диагностики исследователей). Он нуждается в поддержке, в ласковом слове, внимании, помощи.

По мнению О.А. Конопкина, при изучении уверенности ребенка в своих силах имеют значение психологические механизмы регуляции деятельности [4, с. 35].

Особо стоит обратить внимание на важность семьи и семейного воспитания в защите от влияния интернета. Данное обстоятельство объясняется тем, что семейное воспитание является основой формирования характера у детей [19]. Наиболее уязвимыми являются младшие школьники, так как они находятся в переходном возрасте, когда их эмоциональная сфера испытывает воздействие школы и коллектива.

Именно семейное воспитание оказывается тем хребтом, который не перешибешь, и которым стоит гордиться. Такое воспитание обычно в семьях, где изначально лучше сохранилась родовая память, поэтому тема семейного воспитания для них очень важна - знания о предках (прадеды, деды). Ярким примером такого воспитания может служить крымская диаспора Республики Крым [8, с. 66]. Нами было установлено, что Крымские татары имеют все перечисленные выше свойства [11; 12]. Семейное воспитание у них формирует ценные личностные качества, позволяющие противостоять неприятным тенденциям интернета.

Семья обозначена как главное звено национальной воспитательной системы крымских татар. В исследовании представлены основные принципы и нормы крымскотатарского этикета семейных отношений. Выявлено, что характерной особенностью крымскотатарской семьи является дифференцированное воспитание мальчиков и девочек, целью которого является совершенный человек, обладающий высокими нравственными качествами, необходимыми знаниями и умениями взаимодействовать в конкретной национальной среде, способностью к интеграции к определенному сообществу и отличаться от других языком, культурой, связями с прошлым, обычаями и традициями [9].

Крымскотатарский этикет семейных отношений включает в себя следующие основные принципы и нормы: 1) человеколюбие и гуманизм; 2) вежливость, закрепленная в золотом правиле: не делай другим того, чего не желаешь себе; 3) тактичность; 4) добросердечность и благородство [8].

Трудолюбие почиталось у татар как высшая нравственная ценность.

Идеального человека крымские татары наделили совокупностью таких качеств, как трудолюбие («ишкирлик») и усидчивость («турмадан, башыны котермеден чалыша бильмек»), терпеливость («сабыр»), выносливость («чыдамлылыкъ»), основательность в подходе и в совершении дел («бир шейни япкъанда яхшы, темелли япмакъ»), стойкость в отстаивании своих нравственных принципов («ольсем, озюм олейим, ольмесин сезюм!»), в верности дружбе («достлукъкъа садыкълыкъ»), уважении к родителям и старшим по возрасту («Ана-бабагъа ве буюклерге урьмет»), тяга к знаниям, наукам, книге, образованности («бильгиге, илимге, китапкъа, тасильге сарылув»), презрение к праздности («бош вакъыт кечиргенлерге нефрет») и т.п. Идеал человека в этнопедагогике крымских татар являлся связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания, а также критерием при оценке результатов воспитания [9].

Нами рассматривался портрет-гражданина ученика-второклассника, который является представителем начальной школы, а также процедура составления портрета на выборке Крымской диаспоры [11, с. 110].

Как объект исследования, второклассник довольно удобен, потому что ребенок еще не оторвался от семьи, но уже привыкает к задачам и условиям школы.

Имеет значение в семейном воспитании и исследование личности ребенка-гражданина. Гражданские позиции детей изучали в Белоруссии (г. Гродно).

По предлагаемой теме имеются данные ученых Белоруссии (г. Гродно) [18]. Прежде всего, для установления качества формирования личности школьника-гражданина по определенному плану делаются массовые опросы. С этой целью компонуется состав качественных показателей, т.е. критериев гражданской позиции школьника. Именно это и является основной работой по составлению портрета-личности патриота -портрета-гражданина [11].

По мнению Белорусских учителей-экспертов, у младших школьников гражданская позиция отсутствует и ее надо формировать [18]. Данное положение нами было подтверждено в работе на выборке детей одной из

школ г. Симферополя. Была создана анкета отношения учеников к себе, семье, государству, с помощью которой удалось установить особенности личности второклассника в условиях Крыма [12].

По данным С.О. Домбек и Н.В. Лебедевой, учителя-эксперты (из 209 опрошенных) для себя выбрали 76 % патриотизм, 66 % педагогов - долг, 57 % - мужество, 36,7 % - уважение, 38,4 % - человечность, 19 % учителей выбрали ответственность. Таким образом, у них на первом месте был патриотизм, а на втором -чувство долга [7].

Опираясь на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [5], мы выделили основные критерии для формирования личности второклассника и заложили их в анкету [12, с. 18].

При опросе детей в свободной форме было подтверждено, что по своей простоте и получению информации анкета составлена правильно: дети раскрывали своими рассказами суть положения в семье, в городе, в стране. Они гордились своим языком, семьей, родителями, родственниками, традициями своей страны.

Экспертами школьников, как правило, бывают учителя. Чтобы обеспечить точность портрета-гражданина, экспертам были предложены из словаря психолога [13] в алфавитном порядке тридцать два качества личности, которые подразделялись на свойства личности, относящиеся:

1) к гражданину (патриотизм, долг, ответственность, трудолюбие, сплоченность) и

2) нравственные качества (любовь, уважение, воспитанность, честность, человеколюбие, мужество).

Приведенные примеры характеристик взяты из опытных шкал. Отнесение характеристик к первому или

второму пункту довольно условно, и зависит от точки зрения эксперта. При отнесении характеристик к гражданским качествам обычно исходят из мнений ученых. Так, опираясь на данные К. Муздыбаева, «ответственность» можно считать основным кирпичиком здания гражданственности. Следуя концепции А. С. Макаренко, «труд» был отнесен к государственным критериям. Гражданин нового общества, - считал Антон Семенович, - это, прежде всего, человек трудящийся [15].

В результате, был намечен порядок процедур по установлению портрета второклассника-гражданина и проведен опрос детей взятой выборки, в которой было 30 мальчиков и 30 девочек.

Выяснили, что понятие «гражданская позиция» учителя-эксперты понимают как отношение личности к государству, что не противоречит имеющимся сведениям [1; 3].

«Долг» и «ответственность» составляют по 20%, и одинаковы у мальчиков и девочек. У мальчиков на втором месте «мужество», а у девочек сплоченность и уважение. Заметим, что как у мальчиков, так и у девочек наблюдались высокие показатели любви, уважения и человечности, относящиеся к моральным характеристикам.

Интересно, что дети не придают значения воспитанности. Думается, такое распределение характеристик как любовь, уважение и воспитанность зависит от особенностей контингента респондентов. В основном выборку составляли дети татарской диаспоры, в семьях, где почитают старших, берегут традиции семьи, а воспитанность связана с укладом семьи и не требует особого воспитания. Предполагается, что другая выборка по этим показателям дала бы другие результаты.

У девочек выше «ответственность», у мальчиков «трудолюбие». И высокие показатели уважения, любви. «Воспитанность» у мальчиков вместе с «ответственностью» занимают первое место. У девочек «воспитанность» такая же высокая, но на первом месте стоит «ответственность», а на втором «долг», т.е. такие же показатели, как при отношении к государству. Патриотизм в обоих случаях одинаков [12].

Выводы. Таким образом, рассмотрение теоретического аспекта информационной безопасности младшего школьника показало, что на безопасность влияет семейное воспитание.

Литература:

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография.- науч. ред. Н. К. Сергеев.-Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

3. Бурматова В. В. О соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм» в теории воспитания // Наука образования: сб. науч. ст. Текст. / В. В. Бурматова, И. С. Батракова, Ю. А. Танюхин // Омск, 2000. Вып. 18. - С. 28-37.

4. Гаврилычев Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? / Г. Ф. Гаврилычев // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 13-19.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».

6. Гражданское общество. - Электронный ресурс. - Режим доступа. http://allsummary.ru/602-grazhdanskoe-obschestvo-ponyatie-struktura-priznaki.html

7. Домбек, С. О., Лебедева Н. В. Понимание гражданской позиции будущими педагогами / С. О. Домбек, Н. В. Лебедеева. - Электронный ресурс. - Режим доступа. http://programma.x-pdf.ru/16pedagogika/320455-1-udk-378-dombek-lebedeva-ponimanie-grazhdanskoy-pozicii-buduschimi-pedagogami-state-rassmotrena-suschnost-ponyatiya-gra.php

8. Зайдуллина Н. Н. Развитие трудового воспитания в педагогической мысли [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. -Пермь: Меркурий, 2011. - С. 56-58. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/26/ (дата обращения: 15.02.2018).

9. Зарединова Э.Р. Особенности воспитания мальчиков и девочек в современной крымскотатарской семье 74-76 // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, III(23), Issue: 46, 2015 www.seanewdim.com

10. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. - М.: Знание, 1980 - 243 с.

11. Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р. Портрет второклассника-гражданина // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: По материалам научно-практической конференции. 30 июня, г. Белгород, 2017. Часть 2.- С. 107-111.

12. Кузьмина Р. И., Аблаева Л. Р. О гражданственности учеников второго класса / Р. И. Кузьмина, Л. Р. Аблаева // ХХ Межд. Науч.-практ. конференция «Актуальные проблемы науки XXI века». 31.03.2017, 2 часть. - С. 32-36. - М.: Cognito ISSN: 5647-2412.

13. Личность. Психологический словарь. - Электронный ресурс. - Режим доступа. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=1004

14. Лучинкина А.И. Психология человека в интернете. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. К.: ООО Информационные системы 2012. - 240 с.

15. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

16. Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: дис... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 340 с.

17. Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М.: Новая школа, 1993. - 256 с.

18. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 20112015 годы.- Минск, 2011. - 40 с.

19. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) [Электронный ресурс]. -Режим доступа. -http: http://psyholog.by/klient/tests/81-test.html; http://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv

Психология

УДК 159.9.072.432

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кучеренко Светлана Валериевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ: ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье предложена типология личности, основанная на структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности М.С. Яницкого. В зависимости от особенностей ценностно-смысловой сферы, рассматриваются: экстернальный, эмоционально-рефлексивный, доминантный, альтруистический, интернальный и интегративный типы личности. Адаптирующемуся типу личности, ориентированному на ценности выживания и самоутверждения, соответствуют экстернальный и эмоционально-рефлексивный типы личности в терминологии нашего эмпирического исследования. Идентифицирующемуся типу, ориентированному на традиционные ценности и ценности значимых других -доминирующий и альтруистический типы. Самоактуализирующемуся, который ориентирован на ценности творчества и личностного роста - интернальный и интегративный типы личности.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, ценности личности, ценностные ориентации, социальная установка, диспозиция, аттитюд.

Annotation. The article offered for consideration a personality typology that bases on the structural dynamicmodel of the M. Yanitsky's systemvalue personality orientations. Depending on the features, the value-sense sphere, considered personality types: external, emotionally reflective, dominant, altruistic, internal and integrative. For the personality type that adapts and orients toward the values of survival and self assertion, in the terminology of our empirical exploration, there are correspond the external and the emotionally reflective personality types. For the personality type that identifies and orients toward the traditional values of social environment: the dominant and the altruistic personality types. For a type that self actualizes and orients to the values of creativity and personal growth, there are corresponds the internal and the integrative personality types.

Keywords: sphere value sense of personality, values of personality, value orientations, social attitude, disposition, attitude.

Введение. Личность, являясь субъектом, имея определенную позицию в социальной среде, характеризуется оценочным, избирательным отношением к окружающему. Следовательно, она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает ценности из окружающей среды, руководствуясь собственными потребностями, интересами, прошлым опытом, личностными смыслами, ценностными ориентациями, установками, которые совокупно создают конкретную ситуацию жизнедеятельности личности. Ценностно-смысловой сфере личности отводится в данном контексте ведущая роль.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является описание исследования по построению типологии личности в зависимости от особенностей ее ценностно-смысловой сферы.

Изложение основного материала статьи. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента: ценностные ориентации и систему личностных смыслов [14; 131. Оба компонента включены в самосознание и мотивационную сферу личности. Поскольку потребностно-мотивационная сфера личности пребывает в постоянном движении, изменяется, зафиксировать психометрическими методами можно только относительно стабильные и устойчивые ее составляющие. К таким относительно стабильным личностным образованиям относятся, на наш взгляд, ценностные ориентации и личностные смыслы.

В данном контексте изучения проблемы построения ценностно-смысловой типологии личности интересно исследование С.Р. Айбазовой [1]. Так, ею получены результаты, свидетельствующие о том, что совокупность определенных ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных характеристик образует прагматически-профессиональный, социально-коммуникативный и индивидуально-эгоистический типы ценностно-смысловой направленности личности, характеризующие отношение субъекта к окружающей действительности и самому себе. В прагматично-профессиональном типе доминируют ценности: труд, результативность, деньги и процесс. Наименее привлекательной для них выступает ценность власти. У респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностей выступают альтруизм, результативность, деньги. Отличительной особенностью индивидуально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.