Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ / СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА / MODERN ART EDUCATION / DOMESTIC SYSTEM OF ART EDUCATION / FOREIGN SYSTEM OF ART EDUCATION / PEDAGOGICAL SCIENCE / EDUCATION / COMPARISON OF EDUCATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Анна Евгеньевна

В статье рассматривается сущность и специфика системы современного художественного образования как за рубежом, так и в отечественных реалиях. Помимо этого, проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта организации и реализации современного художественного образования. Выделяются существующие в данной области проблемы, а также приоритетные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SYSTEM OF MODERN ART EDUCATION: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The article examines the essence and specificity of the system of modern art education abroad and in domestic realities. In addition, a comparative analysis of foreign and domestic experience in the organization and implementation of modern art education. Problems and priority areas are also highlighted in this area.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

культуре, а определяется степенью сформированности его умений применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Представляется, что информационная грамотность будущего педагога - это результат информационного образования, которое должно стать неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки.

Литература:

1. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 180-194.

2. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5 (66). - С. 66-69.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzmAX.pdf.

4. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К. Уилсон, А. Гриззл, Р. Туазон, К. Акьемпонг, Ч.К. Чун [Электронный ресурс]: русское издание; научные редакторы Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко. - URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000192971_rus.

5. Наука в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу / перевод Л. В. Петрова. - СПб., 2004. - 102 с.

6. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: http ://fgosvo.ru/news/8/1583.

7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. - URL: http ://fgosvo.ru/news/3/1642.

8. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Максименко Анна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и специфика системы современного художественного образования как за рубежом, так и в отечественных реалиях. Помимо этого, проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта организации и реализации современного художественного образования. Выделяются существующие в данной области проблемы, а также приоритетные направления.

Ключевые слова: современное художественное образование, отечественная система художественного образования, зарубежная система художественного образования, педагогическая наука, образование художников, сравнение образовательного опыта.

Annotation. The article examines the essence and specificity of the system of modern art education abroad and in domestic realities. In addition, a comparative analysis of foreign and domestic experience in the organization and implementation of modern art education. Problems and priority areas are also highlighted in this area.

Keywords: modern art education, domestic system of art education, foreign system of art education, pedagogical science, education, comparison of educational experience.

Введение. Сегодня существует множество различных направлений развития и совершенствования системы образования. Все они направлены на общую модернизацию как системы образования, так и профессионального пространства, в рамках которого после выпуска из учебных заведений будут функционировать молодые специалисты. Современными педагогами регулярно проводятся исследования на тему определения ключевых проблем и ориентиров, существующих на всех уровнях образования. Посредством этого становится возможным выработать четкую систему стратегических целей и задач, влияющих на оптимизацию процесса подготовки специалистов того или иного уровня. Такая ситуация характерна как для общей системы, так и для частных направлений профессиональной подготовки, в том числе и художественного образования.

Изложение основного материала статьи. Художественное образование - важный и основополагающий источник формирования духовно-нравственного и всесторонне развитого общества, способного осуществлять творческую деятельность в той или иной сфере жизнедеятельности. Следует отметить, что такое образование формирует и художественную элиту страны, которая ориентируется на качественное эстетическое преобразование реальности вокруг и формирование художественно-эстетического потенциала государства в художественном плане. Именно поэтому оно занимает особое место в общей системе образования и представляет собой сферу исключительного интереса у отечественных и зарубежных исследователей [1-7]. По нашему мнению, сегодня крайне актуальным является проведение анализа современной художественной системы образования как в отечественных, так и зарубежных условиях, что поможет нам сформировать ряд рекомендаций для совершенствования такой системы, оптимизации учебного процесса, а также определить первичные прогнозы в области развития не только художественного образования, но и всей художественной деятельности в стране.

Начать следует с определения понятия «художественное образование», которое различными исследователями понимаются по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных толкований

данной дефиниции отечественными учеными-педагогами, активно занимающимися разработкой этой темы. Итак, под художественным образованием в отечественных реалиях принято понимать:

- ключевое средство развития современных творческих и культурных индустрий;

- образовательно-воспитательная деятельность относительно определенных социальных групп людей, которые так или иначе связаны со сферой культуры и искусства посредством осуществления деятельности по удовлетворению социокультурных потребностей социума и выполнению особого социального заказа;

- процесс усвоения системы знаний, навыков и умений искусствоведческого порядка, а также деятельность по формированию художественно-образного мышления, художественного и эстетического вкуса;

- деятельность по включению обучающегося в общую художественно-культурную среду, формирование и развитие творческих и эмоционально-ценностных критических способностей по оценке и восприятию произведений искусства, художественной деятельности, ее результатов и потенциала [1; 4; 5; 6].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что, хотя все вышеперечисленные определения по-разному трактуют сущность художественного образования и отражают его специфику с различных сторон, все они объединены определенными особенностями. Все они сходятся во мнении о том, что художественное образование включает в свой состав две сферы, находящиеся в регулярном взаимодействии. Как и любое прикладное и эстетическое направление обучения, художественное образование базируется на изучении как теоретических, так и практических основ исследуемой области.

Так, студенты данного направления получают знания первостепенного значения по истории искусства, анализу общего духовно-нравственного и эстетического опыта, приобретают понимание социокультурных процессов, направленных на обогащение и творческое преобразование окружающей действительности.

Параллельно с этим они осваивают практическую область, обучаясь и усваивая навыки и умения в сфере художественного ремесла, тем самым практически приобщаясь к глобальной художественной системе и получая эмоционально-оценочный и аналитико-рефлексивный опыт. Это свидетельствует о том, что в современных отечественных реалиях художественное образование носит фундаментальный характер и базируется на четкой системе взаимодействия теоретического и практического знания.

Это дает нам повод полагать о высоком качестве такого образования и его значительного превосходства над исключительно теоретически ориентированными (или наоборот - практически ориентированными) системами такого образования. Студенты учатся не только создавать художественные произведения, но и адаптировать их, анализировать свои и чужие работы, вырабатывать понимание художественно-эстетических процессов, направленных на совершенствование эстетической и духовной составляющих современного быстро развивающегося мира [2].

Относительно рассматриваемой нами системы образования можно отметить, что отечественный опыт нацелен на рассмотрение художественного образования как длительного и непрерывного процесса, который направлен на обеспечение качества образования и художественной подготовки выпускников. Таким образом, оно обладает сложной структурой и предполагает множество различных результатов как общего, так и промежуточного результата. Это обеспечивает не только регулярный контроль и своевременное педагогическое влияние на процесс и результаты образования, но и в целом нацеленность на вовлечение в художественно-эстетическое и культурное пространство всех членов общества. Причем результат художественного образования напрямую зависит от педагогического воздействия и качества такого воздействия, в связи с чем в отечественных реалиях подбору педагогического персонала в художественные учебные заведения уделяется особенное внимание со стороны образовательных управленцев.

Важным аспектом такого образования в отечественных условиях является нацеленность образовательно-воспитательного влияния на выполнение ключевого образовательного принципа - личностно-ориентированного обучения. Средства художественного образования развивают не только общественные отношения и вовлекают широкую общественность в культурные процессы, но и активно воздействуют на личность будущего или уже состоявшегося художника, в соответствии с чем ключевой задачей такого образования является художественно-эстетическое становление будущего специалиста, воспитание у него художественно-эстетического вкуса и системы ориентирования в богатом культурном опыте государства.

Отечественное художественное образование, как и любая другая область общей образовательной системы в России, обладает рядом проблем, снижающих результативность и эффективность художественного освоения мира обучающимися. Эти проблемы заключаются в следующем:

- в отечественных реалиях наблюдается значительная социальная недооценка роли и места художественной культуры и художественного образования. Обывателями принято считать, что эти аспекты не оказывают прямого и действенного влияния на общество, а значит - их развитие у студентов художественных вузов необязательно. Это заблуждение приводит к тому, что сама система такого обучения теряет эффективность и стремление к развитию, что понижает общий уровень знаний и навыков выпускников;

- общее образование никогда не ставит художественно-эстетическую его часть на первый план, отводя ей второе место, тем самым делая художественное обучение дополнительным к основному;

- значительные пробелы и упущения педагогов и управленцев в области материально-технического и кадрового обеспечения системы художественного образования не только в частной, но и в общей системе образования [2; 4; 5; 7].

Таким образом, нами были выявлены и описаны ключевые проблемные стороны отечественной системы художественного образования, которые могут многое сказать о текущем положении вещей в данной отрасли. По нашему мнению, решение этих проблем невозможно без исследования зарубежного опыта, способного представить альтернативные варианты решения вышеуказанных проблем и осветить новые способы оптимизации образовательно-воспитательного художественно-эстетического обучения.

Художественное образование за рубежом насчитывает внушительное количество направлений подготовки и активных, популярных специальностей художественного плана. Так, сегодня развиваются графический и интерьерных дизайн, иллюстрирование, анимирование и множество иных творческих направлений. Это связано не только с менталитетом, отличающимся в каждой стране. Дело в том, что системы образования в США, например, не принижают роль художественно-эстетического образования, не ставя его на второстепенные позиции. Важна сама культура развития общества, которая там носит несколько иной характер и следует иному вектору. В Европе существует множество художественных школ, которые

изначально готовят детей к профессиональному становлению в данной области посредством привития им художественно-эстетической культуры сызмальства. Такое обучение становится более осознанным и перспективным.

Кроме того, за рубежом, очевидно, материально-техническая база художественного образования гораздо шире и объемнее отечественной. Это связано со многими факторами, но в основном, с формированием особой художественно-маркетинговой культуры, которая вовлекает творческий процесс в развитие маркетинговых каналов и формирования принципиально нового рынка труда [1].

Образовательного система художественного профиля также достаточно своеобразна и богата, будучи направленной на развитие новых специалистов нового уровня. Создаются востребованные образовательные программы по наиболее актуальным профессиям. Особенно это касается профессий в интернете. Западная культура гораздо шире и свободнее участвует в процессе обучения и воспитания посредством средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) за счет чего расширяет спектр воздействия педагога и обучающегося, а также ориентирует будущих специалистов на онлайн-деятельность. Конечно, это не умаляет значения и офлайн-работы, которая также имеет место быть. Однако больший упор делается на исследование и освоение именно так называемой диджитал-области. При этом образование за рубежом по длительности примерно повторяет ситуацию в отечественных реалиях, поскольку составляет примерно четыре полноценных года системного обучения.

Как было сказано ранее, ключевое место в развитии способностей обучающихся занимают современные ИКТ, за счет которых происходит не только освоение компьютерных программ, но и проводится дистанционное обучение, индивидуально-модульное обучение и интенсивные курсы художественной направленности. Современные зарубежные обучающиеся учатся не только создавать художественные произведения, апробировать их, оптимизировать процесс их создания, но и понимать, оценивать и анализировать чужие достижения в данной области. Развивается особый комплекс эстетико-технических знаний и навыков, а также художественно-духовных ценностей и устоев.

Помимо этого, за рубежом особую популярность приобрел принцип непрерывного образования специалиста художественного плана, происходящее в течение всей жизни человека. Оно опирается на сформированность самосознания обучающегося, на его способности самостоятельного освоения действительности, самостоятельного взаимодействия с художественными произведениями, самостоятельного их оценивания и критики. Профессионал в данной области должен быть, прежде всего, целостной личностью, которая нацелена не столько на получение прибыли из своей профессиональной деятельности (что также крайне важно для общей мотивации человека), сколько на самореализацию посредством преображения окружающей действительности, приобретения непоколебимого авторитета и фундаментального опыта в развиваемой им области.

За рубежом, несмотря на активно развитую капиталистическую систему, значительное внимание уделяется духовности, что не совсем соответствует пониманию отечественных исследователей о художественном образовании вне стран СНГ. Заблуждением было бы полагать, что там образование сводится исключительно к получению прибыли и общественного признания, поскольку в таком случае и ближнее, и дальнее зарубежье не обладало бы четко сформированной и обширной художественно-эстетической базой видных деятелей и произведений искусства.

В целом, и отечественная, и зарубежная системы художественного образования нацелены на один основополагающий результат - придание художественной деятельности работников искусства содержательности и смысловой наполненности. Следует помнить, что художественно-эстетическая деятельность - общемировое и ценное достояние, которое требует духовного и нравственного развития деятеля, поскольку именно оно обеспечивает личности системное и устойчивое развитие, формирует четкую структуру социокультурного пространства и его эстетической наполненности.

Поскольку система отечественного художественного образования стремится к внедрению в международную, важно определять соответствующие ориентиры, которые позволят ей осуществить качественный переход на международный уровень. Это возможно при помощи нескольких способов:

- формирование у педагогов и студентов цифровой грамотности и основ работы с современными ИКТ, лежащими в основе развития художественных способностей учащихся;

- предоставление обучающимся возможности ознакомления с зарубежным опытом преподавания и овладения достояниями художественного образования за рубежом;

- внедрение в учебный процесс обильной материально-технической базы, необходимой для осуществления интенсивного дистанционного образования, которое может значительно повлиять на процесс самообразования студентов, ознакомить их с принципами международного взаимодействия при помощи электронных средств;

- наполнение образовательной программы интенсивными курсами по изучению иностранных языков или единого международного - английского - языка, необходимых для осуществления непосредственной межличностной коммуникации между представителями различных культур и национальностей;

- ознакомление обучающихся и педагогов с принципами межнационального общения, воспитание толерантности, терпимости и понимания особенностей тех или иных культур.

Выводы. Таким образом, можно заметить, что художественное образование затрагивает множество сфер человеческой деятельности и влияет не только на непосредственно процесс создания художественного произведения или преобразования окружающей действительности, но и на личность обучающегося. Оно позволяет реализовывать массу идей и коммуникативных целей, помогать обучающемуся постигать и совершенствовать мир, смореализовываться и самоактуализироваться.

Изучение и сравнение зарубежного и отечественного опыта позволило нам прийти к выводу о том, что, несмотря на различия в менталитете и культурном опыте, система художественного образования в сущности не обладает внушительным количеством различий, хотя какие-то отличительные особенности, конечно, есть. Важно понимать, что сегодня во всем образовании в мире происходит переход к иному способу взаимодействия обучающихся и педагогов, образовательной системы и социума. Именно поэтому можно сказать, что цели у этих систем одинаковы - привести общество к художественно-эстетическому осмыслению мира, к формированию определенных духовно-нравственных идеалов.

Художественное образование стремится, в первую очередь, интегрировать личный опыт каждого человека в глобальный культурный фонд мирового масштаба, сформировать у обывателей понимание

значимости и ценности культуры и искусства, воспитать новое эстетически-чувственное поколение. В связи с этим важным остается решение насущных образовательно-воспитательных и организационно-управленческих проблем в данной сфере, поиск новых механизмов для осуществления педагогической деятельности и формировании новой системы образования согласно социальному заказу.

Литература:

1. Алексеева, Л.Л. Народное творчество в современном художественном образовании / Л.Л. Алексеева // Гуманитарное пространство. - 2019. - № 8.

2. Бедина, А.Ф. Классические традиции в современном художественном образовании / А.Ф. Бедина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - № 2.

3. Ермолинская, Е.А. Современные концепции художественного образования / Е.А. Ермолинская // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 4 - 5 (13).

4. Мастера искусства об искусстве. - Т. 5 - 1. - М.: Искусство, 1969. - С. 103.

5. Медведев, Л.Г., Маврин, С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования / Л.Г. Медведев, С.А. Маврин // Вестник Омского государственного педагогического университета. - Гуманитарные исследования. 2018. - № 4 (21).

6. Серегин, Н.В. Художественное образование в современном мире / Н.В. Серегин // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2018. - № 1 (2).

7. Шуплецова, Е.Ж., Гончаров, С.З. Современное художественное образование: феномен сокровенного / Е.Ж. Шуплецова, С.З. Гончаров // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 2.

Педагогика

УДК 371

аспирант Маркарян Вера Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Основу настоящего исследования составляет рассмотрение этнопедагогических традиций физического воспитания современной молодежи. Особенное внимание уделяется православным и мусульманским традициям в этой сфере, поскольку они составляют особый пласт духовно-нравственного развития современных религиозно ориентированных молодых людей. Выявляется сущность и специфика таких традиций, а также содержание физического воспитания относительно православного и мусульманского вероисповедания личности. Определяются общие и особенные аспекты этих двух групп этнопедагогических традиций, на основе чего делается комплексный вывод в заключительной части настоящей исследовательской работы.

Ключевые слова: православные этнопедагогические традиции, мусульманские этнопедагогические традиции, этнопедагогика, этнопедагогические традиции физического воспитания, физическое воспитание современных верующих молодых людей, современная педагогическая наука.

Annotation. The basis of this study is the study of ethnopedagogical traditions of physical education of modern youth. Particular attention is paid to Orthodox and Muslim traditions in this area, since they constitute a special layer of spiritual and moral development of modern oriented young people. The essence and specificity of such traditions, as well as the content of physical education in relation to the Orthodox and Muslim faiths, are revealed. The general and special aspects of these two groups of ethnopedagogical traditions are determined, on the basis of which a comprehensive conclusion is made in the final part of this research work.

Keywords: Orthodox ethnopedagogical traditions, Muslim ethnopedagogical traditions, ethnopedagogy, ethnopedagogical traditions of physical education, physical education of modern believing young people, modern pedagogical science.

Введение. Во все времена функционирования социума и социальной активности людей существовали факторы, обеспечивающие незримую, но тесную связь членов общества. Она поддерживала их стремления к развитию, но в то же время обращала внимание на необходимость изучения и освоения опыта предшественников в каком-либо вопросе или сфере. Она же в итоге сформировала ряд принципов, направленных на регулирование взаимоотношений между всеми субъектами социокультурного пространства целого государства. Речь идет о традициях, исследование которых послужило отправной точкой настоящего исследования этнопедагогических аспектов физического воспитания современных молодых людей. Особенное внимание здесь хотелось бы уделить рассмотрению религиозных традиций в области физического воспитания, поскольку они лежат в основе развития и всех остальных этнопедагогических традиций.

Религиозные каноны, внедряемые в повседневную жизнь в различных ее проявлениях, независимо от направления (мусульманство или православие), позволяют открыть новый потенциал религии, осветить ее результативную сторону. В настоящем случае хотелось бы обратить внимание именно на сторону физического воспитания и оздоровления молодежи, поскольку это - одна из передовых проблем современности. На сегодняшний день считается, что подрастающее поколение достаточно нездорово с физической точки зрения: большая часть обладает низкой степенью физического воспитания, что сказывается и на всех остальных сферах жизни. В связи с этим справедливо с нашей стороны говорить о возникшей необходимости в поиске новых путей укрепления здоровья молодежи в условиях учебного заведения (высшего или среднего профессионального) как светского, так и религиозного направления. Такая необходимость, по нашему мнению, подчеркивает важность исследования не только путем массового оздоровления новыми образовательно-воспитательными средствами, но и путем внедрения в практику физического воспитания православных и мусульманских этнопедагогических традиций. Это позволит нам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.