Научная статья на тему 'Педагогические условия гуманизации художественного образования школьников в процессе изучения регионально-национальных традиций'

Педагогические условия гуманизации художественного образования школьников в процессе изучения регионально-национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТРАДИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбиева Хулимат Хамидовна

Статья посвящена комплексному исследованию путей гуманизации художественного образования школьников. Автор считает актуальным дифференцировать методы, формы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, этнопедагогических, эстетических традиций для создания необходимых условий и средств гуманизации художественного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF A HUMANISATION OF ART EDUCATION SCHOOLboys IN THE STUDY OF REGIONAL AND NATIONAL TRADITIONS

The article is devoted to the complex research ways of humanization of art education schoolchildren and carefully considered relevant a differentiated methods, forms and methods of learning, taking into account the existing regional and national ethnopedagogical, aesthetic traditions and creating the necessary conditions and means of humanization of art education students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия гуманизации художественного образования школьников в процессе изучения регионально-национальных традиций»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНЫХТРАДИЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию путей гуманизации художественного образования школьников. Автор считает актуальным дифференцировать методы, формы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, этнопедагогических, эстетических традиций для создания необходимых условий и средств гуманизации художественного образования школьников.

Ключевые слова: гуманизация образования, художественное образование, педагогиче-скиеусловия, традиции, регионально-национальные особенности.

Khul'mat Shahbieva PEDAGOGICAL CONDITIONS OF A HUMANISATION

OF ART EDUCATION SCHOOLBOYS IN THE STUDY OF REGIONAL AND NATIONAL TRADITIONS

Annotation. The article is devoted to the complex research ways of humanization of art education schoolchildren and carefully considered relevant a differentiated methods, forms and methods of learning, taking into account the existing regional and national ethnopedagogical, aesthetic traditions and creating the necessary conditions and means of humanization of art education students.

Keywords: humanization of education, art education, pedagogical conditions, traditions, regional and national characteristics.

Интерес общества к общечеловеческим ценностям, к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших уровней развития личности затронул образовательную политику и практику России. Гуманистическая направленность образования и воспитания изменили представления о целях, содержании, механизмах, делая акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры. «Гуманизация образования - это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для развития и саморазвития» [1].

В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное - нахождение каждым человеком истины, смысла, т.е. пути познания. Сказанное подтверждает объективная необходимость эффективно осуществлять гуманизацию образования в процессе изучения регионально-национальных особенностей культуры своей малой родины. Проблема образования, в частности, художественного образования учащихся школ в процессе изучения национально-региональных традиций является предметом постоянного изучения многих гуманитарных наук. В связи с этим, ставя задачу определения путей гуманизации художественного образования школьников, считаем необходимым тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, педагогических и эстетических концепций, традиций, принципов и стилей народного искусства. В данной статье рассматривается реализация педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства, как важного средства гуманизации художественного образования школьников с учетом национально-художественных традиций. Раскрывается содержание, основные этапы, формы и методы, определяются условия и средства воспитания гуманной личности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе.

Глубоко гуманистическая философия М.М. Бахтина предполагает утверждение педагогиче-

© Шахбиева Х.Х., 2015

УДК 373.1 Х.Х. Шахбиева

ского принципа опоры на положительное в человеке, подхода к личности с оптимистической гипотезой. «Педагога можно сравнить в данном случае с художником-портретистом: он так же стремится разглядеть в изображаемом человеке потаенное, раскрыть заложенную природой красоту и своеобразие его индивидуальности, непохожести» [2].

Изобразительное искусство является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.

Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов: Э.И. Кубышки-ной, B.C. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Е.Е. Рожковой, H.H. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, A.C. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.

В настоящее время в школьной практике проблема повышения эффективности художественного образования средствами народного и декоративного искусства находит отклик. Издана новая программа интегрированного курса «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для 1-4 классов и для 5-8 классов, отвечающая современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Она создана творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикаловой. Впервые народное искусство становится предметом специального изучения в школе.

Вместе с тем внимание педагогов, психологов, специалистов привлекают возможности воздействия на детей национального искусства, региональные и художественные особенности, а главное - их влияние на гуманизацию художественного образования. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и плодотворному использованию национальных художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников. Определяя задачу гуманизации художественного образования школьников, необходимо учитывать особенности региональных традиций, тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, эстетических концепций, принципов и стилей народного искусства.

В практике преподавания изобразительного искусства опыт национально-художественных традиций следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры. И очень важно использовать ее гуманистический потенциал в художественном образовании школьников. Сегодня нужно определить содержание, условия и этапы, формы и методы гуманизации школьников средствами народного искусства, в частности, использования ее гуманистического потенциала в современной школе.

«Ценность процесса обучения заключается в повышении уровня сознания ученика, в развитии в нем чувства любознательности и благоволия, в укреплении в нем сознания единства всех со всеми. Судьбу страны определяют идеалы и культурные ценности, которые учителя вкладывают в умы находящихся под их опекой учеников, взращивая заложенные в них зерна культуры. Школа должна вдохновлять детей хранить взращивать корни родной культуры» [3, с. 37]. Анализ деятельности школ показывает, что, изучая опыт использования национально-художественной традиции, учащиеся при грамотной подаче изучаемого материала учителем постигают глубину его эстетического гуманистического потенциала. Эта преемственность высоких идеалов, бережное сохранение и развитие этических, эстетических и гуманистических оценочных критериев прошлых поколений способствуют повышению гуманизации художественного образования школьников, более глубокому и полноценному

пониманию учащимися окружающей действительности, формированию мировоззрения учащихся, характеризующего признак гуманистической направленности в современной жизни.

Рассматриваемая нами тема «Гуманизация художественного образования школьников в процессе изучения регионально-национальных традиций» определяет постановку следующих вопросов:

1) как проявляется и формируется гуманность в процессе человеческих взаимоотношений;

2) какое место занимают национально-художественные традиции, в частности декоративно-прикладное искусство, в гуманизации художественного образования учащихся школ;

3) какую роль художественное образование играет в нашей повседневной жизни и в формировании гуманных чувств и убеждений, добрых взаимоотношений, воспитание гуманных качеств учащихся школ;

4) от чего в большей степени зависит наша способность воспринимать, чувствовать и понимать гуманистические качества произведений декоративно-прикладного искусства;

5) как формировать гуманное отношение между участниками педагогического процесса, как развивать интерес к народным традициям, эстетическим предпочтениям, характерным особенностям быта народов Чеченской Республики (ЧР);

6) в какой форме должна проявляться и раскрываться гуманность учителя и ученика в процессе художественно-творческой деятельности.

Основная задача учителя изобразительного комплекса - определить, как использовать декоративно-прикладное искусство в гуманизации художественного образования и эстетическом воспитании учащихся в современной школе. Здесь важно выявить и подчеркнуть эстетическую гуманистическую ценность произведений декоративно-прикладного фонда, способствующих приобщению учащихся к национальной художественной культуре. Для успешной организации образовательно-воспитательной деятельности, в частности в гуманизации художественного образования школьников с учетом национально-художественных традиций, необходимо создание педагогических условий, непосредственно влияющих на гуманизацию художественного образования и развитие творчества школьников. Эффективность методов и средств зависит от педагогических условий и их правильного использования в учебно-воспитательном процессе.

Ниже предлагаем педагогические условия и средства, способствующие воспитанию гуманной личности с учетом особенностей знаний художественных традиций, тесно связанных с декоративно-прикладным искусством:

- воспитание гуманной личности в художественном образовании заключается в подготовке гуманной, социально-активной и интеллектуально-развитой личности, адаптированной к современной жизнедеятельности;

- воспитание гуманности необходимо осуществлять в многообразных видах, формах учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности учащихся школ, в различных проявлениях гуманизма;

- отбор произведений декоративно-прикладного искусства для изучения знаний народных традиций играет особую роль в гуманизации художественного образования школьников;

- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед об искусстве, учебно-методических наглядных пособий, изделий декоративно-прикладного искусства активизируют внимание учащихся, работу их мысли, их эмоциональную мировоззренческую эстетическую отзывчивость;

- введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач, применение разнообразных художественных материалов, техник и технологий работы с ними. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т.п.), чаще всего в их гармоничном сочетании;

- развитие интереса и любви учащихся школ к национальной художественной культуре, к пониманию национальных культур других народов;

- воспитание у учащихся способности осмысления роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

- осознание себя каждым учеником уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, обычаям и обрядам;

- наличие при коллективном художественном сотворчестве благоприятной гуманной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования;

- систематическое формирование у учащихся школ бережного гуманного отношения к культурному наследию к истории и традициям РФ и ЧР, характеризующие признаки гуманных чувств и убеждений;

- обучение школьников конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства своими руками;

- развитие интереса школьника к формированию гуманных, добрых взаимоотношений, воспитание гуманных качеств (милосердие, сострадание, свободомыслие, стремление к истине, добру, справедливости, уважение к взрослым);

- гуманность учителя и ученика в учебной деятельности должна раскрываться в проявлении доброжелательности друг к другу, оказании поддержки и помощи нуждающимся;

- активное изучение детьми высокохудожественных изделий народных мастеров, желание узнать их назначение учат детей ценить традиции родных мест, уважать труд;

- формирование у учащихся основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного декоративного образа изделий декоративно-прикладного искусства и народных традиций;

- воспитание у учащихся чувства своей значимости, взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, стремления к истине, добру, справедливости;

- совместную художественно-творческую деятельность учителя и ученика необходимо строить на гуманной творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении;

- формирование интереса учащихся к национальной культуре ЧР должно базироваться на познавательных процессах и способностях учащихся, общих законах пробуждения интереса к какому-либо объекту или действительности, а также опираться на возрастные особенности учащихся;

- знания о жизни и быте народов Чечни должны быть органически включены в содержание учебных занятий по изобразительному искусству и общеобразовательной средней школе, чтобы она давала как можно больше информации о самобытности чеченского народа, активно воздействовала на мысли, чувства и эмоциональные проявления учащихся;

- уроки изобразительного искусства должны содержать систематическую информацию о жизни и быте чеченского народа, включать наглядный показ изделий декоративно-прикладного искусства, чтение и иллюстрирование народных сказок, былин, преданий, знакомство с традициями, обрядами, чеченскими народными праздниками, устным народным творчеством, этносом, закрепление полученных впечатлений в результатах изобразительной деятельности;

- формирование интереса к национальной художественной культуре ЧР, которое основывается на положительном эмоциональном отношении к народу Чечни, их культуре, проблемам, требует учета возрастных особенностей и дифференцированного подхода в отборе познавательного материала о жизни и быте народов Чечни для работы с учащимися;

- формирование интереса к национальной художественной культуре Чечни требует сделать восприятие школьников более целенаправленным.

С этой целью необходимо регулярно и систематически проводить работу по овладению учащимися рациональными приемами организации восприятия: знакомить с жизнью и бытом народов Чечни, показывать изделия декоративно-прикладного искусства, знакомить с традициями, обрядами, национальными праздниками, устным народным творчеством и т.д. Использовать способы фиксации познавательного материала в творческой работе учащихся (рисование, аппликация, декоративно-прикладная деятельность учащихся), учить выражать в рисунке свои знания, впечатления, свое отношение. Сегодня национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ ново -го типа, которые должны гармонично сочетать учет специфики регионального компонента в гуманизации художественного образования, ассимилирующим вековые национальные традиции.

«Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позволяет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека» [4].

Художественное творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. На современном этапе развития общества гуманизация художественного образования школьников в ЧР представляется одной из самых интересных и в то же время самых сложных сфер в системе образования. Сложность ее заключается в множественности ее составляющих, в многоплановости взаимных отношений, элементов формирующих основу художественного образования, а также обуславливается большим количеством возможных соотношений между ее содержанием и формой.

Национальная художественная культура Чеченской Республики имеет множество видов и жанров, основанных на принципиально-различных технических приемах, декоративных мотивах и формах, исторически сложившихся навыках и художественных традициях. «Школа каждого народа должна воспитывать национальный дух через национальную культуру. Культура человека есть также выражение и национального духа. Школа закладывает основы культуры. Истинное образование берет начало в национальной культуре своего народа. Воспитание любви к Родине - есть любовь к родному языку, истории, литературе, искусству, этим и формируется истинная национальная культура образования. При этом безусловной задачей является уважение национальным культурам и ценностям других народов» [5, с. 48].

В преподавании дисциплин эстетического цикла современный учитель сталкивается с различным уровнем подготовленности учащихся. Это определяется, прежде всего, окружающей действительностью, примером деятельности взрослых, природными условиями. В связи с этим особое значение приобретает проблема гуманизации художественного образования школьников с учетом как региональной, так и национальной специфики художественного образования и воспитания.

Сегодня задача школьного художественного образования, особенно в тех регионах, где традиционно исторически развиты народные художественные промыслы и ремесла, состоит, прежде всего, в пополнении их изобразительной практики знаниями общепринятых основ традиционной культуры. Здесь очень важно определить эффективные методы работы с учащимися, следует обратиться к традициям обучения различным видам художественных промыслов и ремесел, изучить возможности использования этих традиций в современной школьной практике, в гуманизации художественного образования школьников. Так, например, исторически сложившиеся пути передачи национальных традиций, знаний и умений от мастера к ученику могут явиться моделью в гуманизации художественного образования школьников соответствующего учебного процесса.

Наиболее плодотворный потенциал использования национальных художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников наличествует именно там, где традиционно исторически сложились и развились художественные промыслы. Однако четкая целостная методическая система гуманизации художественного образования с учетом глубины усвоения общекультурно -го наследия данного региона до сих пор не выработана. Практика наиболее опытных и одаренных учителей до сих пор не обобщена и не систематизирована, нет дифференцированных на локальной основе методической системы и соответствующих средств обучения, учитывающих региональные, национальные, художественные особенности и позволяющих оптимально использовать их в гуманизации художественного образования школьников.

Некоторый положительный опыт использования декоративно-прикладного искусства в гуманизации художественного образования учащихся сформировался в общеобразовательных школах Че -ченской Республики. Задача состоит в том, чтобы теоретически и практически осмыслить накопленный опыт и более подробно осветить его, и тем самым оказать научно-методическую помощь учащимся и учителям изобразительного искусства в гуманизации художественного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Поэтому процесс гуманизации художественного образования школьников должен проводиться с учетом не только склонностей, но и особенностей условий, в которых они воспитываются. Использование в обучении разнообразных дидактических возможностей национального искусства, особенностей народного колорита, принципы народного декоративного искусства, типологий творчества, которое заметно влияет на развитие художественного вкуса, гуманистического, эстетического отношения к миру у школьников. Именно поэтому способность и восприимчивость к регионально-национальному искусству у школьников нужно пытаться сохранять гуманистическими воздействиями, дать свободу поступкам, создать настоящие ситуации выбора, делать обучение детей интересным, чаще проводить выставки детского творчества, вместе с ними восхищаться прекрасным.

Гуманизация процесса обучения в качестве одного из важнейших условий предполагает осуществление на уроке изобразительного искусства индивидуального подхода. Его успешность зависит от знания учителем индивидуальных особенностей своих учеников и от его умения эти особенности постоянно изучать. В конечном счете, индивидуальный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 63.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1971. - С. 68.

3. Маллаев Д.М. Манифест гуманной педагогики / Д.М. Маллаев. - Махачкала, 2010.

4. Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. - 2008. - № 6. -С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.