Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников'

Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1823
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL COMPONENT OF THE NATIONAL REGIONAL TRADITIONS / ARTISTIC TRADITIONS / ARTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов Исмаил Магомедович, Шахбиева Хулимат Хамидовна

В статье рассматриваются возможности национально-регионального компонента в художественном образовании школьников, дается подробный анализ и использование творческого опыта наследие предков в образовательно-воспитательной деятельности учащихся с учетом особенностей культурно-исторических традиций народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабов Исмаил Магомедович, Шахбиева Хулимат Хамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National-regional component in the art education students

This article discusses the possibility of national-regional component in art education students, provides a detailed analysis and the use of creative experience in the heritage of their ancestors of educational and educational activities of students, taking into account the features of cultural and historical traditions of the people.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников»

УДК 378 ББК 67.9

Раджабов Исмаил Магомедович

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой методики преподавания ИЗО и ДПИ Чеченский государственный педагогический институт

г. Грозный Шахбиева Хулимат Хамидовна заведующий кафедрой изобразительного искусства факультета искусств Чеченского государственного педагогического института

г. Грозный Radjabov Ismail Magomedovich Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor,

Head of the Department of Fine Arts and teaching methodology DPI Chechen State Pedagogical Institute Grozny

Shakhbiev Hulimat Hamidovna

Head of the Department of Fine Arts Faculty of Arts Chechen State Pedagogical Institute Grozny [email protected]

Национально-региональный компонент в системе художественного

образования школьников National-regional component in the art education students

В статье рассматриваются возможности национально-регионального компонента в художественном образовании школьников, дается подробный анализ и использование творческого опыта наследие предков в образовательновоспитательной деятельности учащихся с учетом особенностей культурноисторических традиций народа.

This article discusses the possibility of national-regional component in art education students, provides a detailed analysis and the use of creative experience in the heritage of their ancestors of educational and educational activities of students, taking into account the features of cultural and historical traditions of the people.

Ключевые слова: региональный компонент, национально-региональные традиции, художественные традиции, художественное образование.

Key words: regional component of the national regional traditions, artistic traditions, arts education.

Сегодня в условиях социально-экономических и общественнополитических преобразований, происходящих в обществе, народы нашей стра-

ны получили возможность обращения к ценностям традиционной региональнонациональной культуры.

Это связано с растущим интересом к данной проблеме не только со стороны ученых-педагогов, но и необходимостью ее глубокого осмысления и практического решения.

Известно, что в Российской Федерации проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной, духовной национально-художественной культуры.

Преобладающее большинство этих народов на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России, сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В рамках национально-регионального компонента необходимо обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных культурно-исторических этнопедагогических традиций в образовательновоспитательной деятельности учащихся, молодежи.

Поскольку регионально-национальные компоненты носят комплексный характер - здесь и культура и экономика, и социальные аспекты, которые пронизаны проектно-производственными проблемами, целесообразно определить ту точку, в которой сходятся все эти аспекты и такой точки опоры будет конкретный человек, его образ жизни. Изучение особенностей образа жизни человека в регионах должно стать источником новых проектных идей, при этом традиции и современность не будут противопоставляться. Сегодня необходимо создавать новый современный национальный стиль и предметный мир, окружающий нас должен нести элементы национальной культуры, которые предо-

пределяли бы социальное поведение человека в обществе. Создание собственной материальной культуры организует и скрепляет народ в рамках одной местности, при этом объединяющей доминантой должно выступать национальное сознание.

В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема национальнорегиональная культура, народное искусство, забота об охране народных ремесел, попытки возрождения своеобразия культуры, утраченной и забытой в предметном мире. В основе этнической и региональной культурной общности лежат вырабатывавшиеся на протяжении веков характерные представления людей об окружающем мире, которые влияют на художественные особенности предметно-пространственной среды того или иного этноса и региона.

Расширение сфер образовательных влияний национального искусства отвечает стратегическим воспитательным задачам общества: максимально использовать в работе с учащимися, с молодежью все то, что опирается на прогрессивные традиции народа, что связано с его национальной самобытностью во всех областях духовной жизни, задача актуальная.

Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования гуманизации художественного образования учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и этно-педагогического наследия человечества.

На современном этапе развития общества автономии, национальные округа и различные регионы Российской Федерации в частности Чеченская республика получили правовые возможности создать на основе федеральной базовой программы свои варианты учебные планы и программ с учетом национально-региональной культуры.

Одно из определяющих условий этого процесса - стабильная тенденция гуманизации образования, в частности художественного, т.е. сознание индивидуумом всей системы общественных отношений, основанных на фундамен-

тальном исследовании, освоении мировои и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего.

Сегодняшние позиции в отношении национально-регионального компонента определяют идеологию современного Базисного учебного плана образовательной школы Российской Федерации. Новая Россия, остается многонациональным государством с множеством регионов, для которых характерно разнообразие школ, этнокультурных и региональных моделей образования.

Именно поэтому современная структура содержания образования представлена двумя уровнями: федеральным и национально-региональным, базисным и вариативным. Федеральный уровень призван обеспечить единое базисное образовательное пространство России. Он определяет стартовые возможности получения образования.

Национально-региональный компонент вариативен и определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариативном содержании. Оставаясь составной частью содержания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.

Введение национально-регионального компонента (НРК) школьного образования потребовало интенсивной разработки его содержания и соответствующих методов его освоения.

Национально-региональный компонент как часть художественного образования должен, в первую очередь, отражать национальное и региональное своеобразие культуры и искусства, обогащать гуманитарно-эстетическое воспитание и художественное образование детей. Чеченская республика является регионом в этнохудожественной культуре которого происходят сложные процессы с одной стороны, сохранение самобытности национальной культуры ка-

ждого из народов, с другой стороны - взаимопроникновение и взаимообогаще-ние культур разных народов в условиях совместного проживания.

На современном этапе развития в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивает ее и комфортно в ней пребывает, творя новые ценности культуры.

Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых - последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края.

Характерной особенностью культурного освоения территории любого региона, является постепенное формирование общего и особенного нравственнопсихологического климата, приспособление к природно-климатическим, ландшафтным условиям и учет регионально-национальных традиций.

С учетом современных условий и с введением двухуровневого образования (бакалавр, магистр) ситуация несколько поменялась: национально-

региональный компонент был введен за рамки обязательных циклов дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и профессионального. Тем не менее, в характеристике профессиональной деятельности бакалавров в п.4.4. отмечено, бакалавр должен уметь организовать культурное пространство. Для того, чтобы организовать культурное пространство, необходимо четко представить себе слагаемые этого пространства. Это отражено в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, где сказано, что выпускник должен обладать следующими профессиональными и общепрофессиональными компетенциями: «...выявить и использовать возможности региональной культурной и образовательной среды для организации культурно-

« гр /• «

просветительской деятельности». 1аким образом, национально-региональный компонент предлагается реализовывать в области профессиональных компетенций.

Исходя из вышесказанного можно, сделать следующие выводы: обновление содержания образования в соответствии с новыми требованиями двухуровневой подготовки ставит задачи разработки национально-регионального направления в современном образовательном пространстве, создания гибкой системы обучения с учетом специфики национально-региональных условий. Это, в свою очередь, вызывает необходимость обновления национально-региональной системы обучения в научно-методических разработках и научных исследованиях на базе тех учебных предметов, основой которых является предметнопрактическая деятельность с ее ориентацией на творческое и духовнонравственное, гуманистическое развитие учащихся школ.

Важно отметить что, в 2004 году в России был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компо-ненты»[1].

Точкой отсчета в данном случае послужила ст.44, п.3 Конституции РФ, в которой сказано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» [5. С. 21].

В нынешних условиях развития художественного образования, эти ключевые документы определили вектор государственной политики в области культуры и создание соответствующих механизмов и технологий, в том числе и в сфере образования.

Сущность, специфика, содержание и формы национально-регионального компонента генетически связаны с проблемным полем этнопедагогики - науки, предметом изучения которой является народная педагогика, обладающая своим

специфическим арсеналом средств, среди которых немаловажную роль играет народное искусство.

Изучение и анализ литературы показал нам, что этот термин «национально-региональный компонент» был впервые введен в конце 90-х годов педаго-гом-географом А.Ф. Греханкиной. Сама же идея необходимости опираться в учебном процессе, конкретно в гуманитарном блоке дисциплин, на культурные особенности отдельно взятой местности (края) не нова [1. С. 30].

Обратившись к истории педагогики, можно сделать вывод, что проблема эта не столь нова, как может показаться на первый взгляд, и привлекала внимание педагогов с незапамятных времен, однако подходы к ее решению были разными.

Еще известный русский педагог К. Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения истории и культуры отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности». «Отечествоведение» К.Д. Ушинский рассматривал как комплексную характеристику края, региона проживания, где общенаучные знания в области гуманитарных дисциплин формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения. И в этом ему вторил известный русский православный философ И.А. Ильин, в начале 20 века он писал: «Каждый народ имеет свой инстинкт, данный ему от природы [2].

В последнее время теоретики и практики образования усилили внимание к специфике российских регионов, а одной из ведущих целей гуманитарного образования на современном этапе считают - включение и практическая подготовка подрастающего поколения к жизни в определенном социокультурном пространстве. В последние годы был проведен ряд научных исследований в области теории и методики обучения изобразительному искусству, в ходе которых предметом изучения процесс освоения национально-регионального компонента ИЗО и ДПИ.

Многочисленные педагогические исследования показали развивающее влияние использования национально-регионального компонента в области художественной педагогики. Учет специфики национально-регионального ком-

понента представляет собой целый круг научно-методических вопросов. Педагогические наблюдения за построением учебно-воспитательного процесса показывают, что влияние регионального компонента оказывает сильное воздействие на мировоззрение ребенка, формирование его эстетических, художественных идеалов средствами народного декоративно-прикладного искусства, что актуально и необходимо для гармоничного развития чувств и изобразительных навыков.

В научных исследованиях В.С. Бадаева, А.П. Даниленко, М.А. Ершовой,

Н.В. Еремичевой, Г.Ю. Коваленко, И.Н. Полынской, Е.В. Плотниковой в последние годы исследуются особенности формирования декоративных способностей у детей на занятиях и в кружках по декоративно-прикладному искусству.

Вместе с тем, большое внимание специалистов привлекает педагогический потенциал, таящийся в воспитательных возможностях воздействия на детей национального искусства, провинциальной художественной культуры. В методике преподавания изобразительного искусства представлены значительные научные исследования и обобщения художественного опыта с учетом национально-регионального компонента, что наиболее полно представлено в докторских диссертациях И.М. Раджабова, В.Ф. Канаева, С.Ф. Абдуллаева, С.С. Булатова [4].

Важное значение в выявлении психологических особенностей становления и проявления изобразительных способностей раскрыто в трудах известных психологов - Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Л.Ф. Обуховой. Значительное влияние на разработку теории и методики преподавания декоративного искусства оказали исследования, проведенные в докторских диссертациях Ж.К. Амиргазиным, В.Ф. Каневым, Ю.Ф. Катхановой, Н.С. Новыковым и др. Имеется ряд диссертаций, которые связаны с изучением влияния этноса, сложившихся традиций региональнонационального искусства, типологии творчества в национальной культуре -М.А. Ершовой, Н.В. Ефремичевой, О.П. Савельевой, И.Н. Полынской, О.В. Ре-

зановой, Д.А. Хворостова, М-Х. Арсалиева, Т.В. Юсупхаджиева [4].

Так, например, не вполне ясна роль влияния декоративного искусства (как врожденного свойства), национальной культуры, на развитие живописи и рисунка. Обычно, в характеристике этих эстетически значимых тенденций, как правило, идет речь о национальном колорите, творческом кредо, школе. Научных исследований в этой части почти нет.

Федеральный компонент автором рассматривается как общекультурное наследие данной историко-экономической формации и оптимально реализуется через творческое мышление и видение, а также через оптимально подобранные в каждом конкретном случае методы и приемы художественного обучения, с одной стороны и, с другой, - условия и факторы, которые активно влияют на позитивность и максимальную эффективность художественного образования учащихся школ.

Региональный компонент художественного образования 1-6 классов средней школы можно наиболее плодотворно реализовать, используя историческую память, творческое природное мышление с учетом национального художественно - эстетического стиля, базирующегося на эстетических компонентах природы данного региона, исторических традициях экономически хозяйственного уклада, базирующихся на локальных ресурсах. При этом необходимо тщательно изучать «золотые гнезда» народного художественного творчества и ремесла, своего рода «школы народного творчества».

Большое внимание уделено тезису, что лишь правильное взаимодействие вышеуказанных компонентов и художественного образования может дать позитивные результаты при условии оптимально гармонического сочетания федерального и регионального компонентов в преподавании изобразительного искусства в школах (в данном конкретном случае республики Дагестан, с его многовековыми художественными традициями и самобытными промысловыми центрами).

Важно отметить, что национально-региональный компонент содержания образования определяется как часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры. Как видим, структура современного содержания образования предусматривает баланс интересов государства, региона, школы, что в принципе создает предпосылки для получения полноценного, качественного среднего образования, в частности художественного образования. В некоторых национальных школах, так например, Алтая, Башкортостана, Карачаево-Черкессии, Чечни, Татарстана, Дагестана, Мари Эл отмечается приоритет национально-регионального компонента в содержании и структуре предметов гуманитарного цикла и трудового обучения.

Нужно отметить, что диссертационные исследования в этом направлении осуществляются довольно разобщенно и пора организовать научные семинары с привлечением ведущих специалистов в этой области, впрочем, также как и по другим направлениям диссертационных исследований.

Библиографический список

1. Греханкина А.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования [Текст] /А.Ф. Греханкина // Педагогика. 1999. №8.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А. Ильин// Работы разных лет. СПб.: Библиополис, 2006. 259 с.

3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М., 2002.

4. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 1998. - 36.

5. Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. М., 2004.

Bibliography

1. Grehankina A.F. Regional component in the structure of educational content [Text] / A.F. Grehankina // Pedagogy. 1999. Number 8.

2. Ilyin I.A. Path of spiritual renewal [Text] / I.A. Ilyin // Works of different years. St. Petersburg.: Bibliopolis, 2006. 259 c.

3. Constitution of the Russian Federation. The official text. Moscow, 2002.

4. Radjabov I.M. Arts and crafts in the system xy dozhestvennaya Education of the Republic of Dagestan. // Abstract. dis ... Doctor. ped. Sciences. - M., 1998. - 36.

5. Federal Law: Volume 41 (224) on education. Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.