1. Диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении совокупности знаний, получаемых в образовательном учреждении.
2. Установление собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения образовательного учреждения времени.
3. Определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной.
4. Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и его обоснование для себя.
5. Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы.
6. Утверждение форм и времени самоконтроля.
7. Прогнозирование дальнейших путей совершенствования самостоятельной учебной работы студентов.
В процессе выполнения самостоятельной работы можно выделить следующие уровни:
• Тренировочные самостоятельные работы;
• Реконструктивные самостоятельные работы;
• Творческие самостоятельные работы (табл. 2):
Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, составляет во всем мире 1: 3,5. Это обосновывается огромным дидактическим потенциалом (развитие постоянного интереса и мотивации к познавательной деятельности, овладение процессами познания, формирование познавательных способностей, углубления и расширения знаний и т. д.) и необходимостью достижения цели - развитие умений самостоятельно учиться.
Для организации самостоятельной учебной работы кафедра разрабатывает:
1. Системы заданий для самостоятельной работы по различным областям знаний.
2. Темы рефератов, докладов, направления проведения научно-исследовательской работы студентов.
3. Инструкции и методические указания для выполнения самостоятельной работы.
Библиографический список
Таблица 2
Уровни выполнения самостоятельной работы
№ Уровни Их характеристика
1. Тренировочные самостоятельные работы Выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивные самостоятельные работы В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческая самостоятельная работа Требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
5. Списки обязательной и дополнительной литературы.
6. Основные подходы к организации контроля [2].
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к организации самостоятельной работы в высшей школе и требования к их организации. Хотелось бы отметить, что эффективная организация самостоятельной работы позволяет:
- активизировать у студентов самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
- обеспечить формирование у них общих умений и навыков самостоятельной работы, которые будут использоваться в дальнейшей, уже профессиональной, деятельности;
- сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.
1. Ефремова О.Н. Организация самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях по математике. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010; 12 (102): 98 - 101.
2. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону, 2011.
References
1. Efremova O.N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov na auditornyh zanyatiyah po matematike. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; 12 (102): 98 - 101.
2. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii «Prepodavatel' vysshej shkoly». Rostov-na-Donu, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.06.19
УДК 371
Adiev I.V., postgraduate, Department of DPI and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF CONDITIONS OF INTRODUCING STUDENTS TO THE ARTISTIC CULTURE BY MEANS OF WORKS OF FOLK ARTS AND CRAFTS. The
article deals with conditions of familiarizing students to art culture by means of works of folk arts and crafts. The use of teaching a variety of didactic possibilities of folk art, features of folk color, the principles of folk decorative and applied art, typologies of creativity, which significantly affects the development of artistic taste, artistic, aesthetic attitude to the world of students. In this regard, the ability and susceptibility to national and regional art of students need to be preserved by all available means, to give freedom of action, to create situations of choice, to make students' learning interesting, often hold exhibitions of works of creative activity of students, together with them to admire the beautiful. In the process of teaching students folk arts and crafts as one of the most important conditions involves the implementation of an individual approach in the classroom on artistic ceramics. Key words: art culture, folklore, students, folk crafts.
И.В. Эдиев, аспирант каф. ДПИ и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В статье рассмотрены условия приобщения студентов к художественной культуре средствами произведений народных художественных промыслов. Использование в обучении разнообразных дидактических возможностей народного искусства, особенностей народного колорита, принципов народного декоративно-прикладного искусства заметно влияет на развитие художественного вкуса, художественного, эстетического отношения к миру у учащихся. В этой связи способность и восприимчивость к национально-региональному искусству у учащихся нужно сохранять всеми доступными средствами, давать свободу поступкам, создавать ситуации выбора, делать обучение интересным, чаще проводить выставки произведений творческой деятельности учащихся, вместе с ними восхищаться прекрасным. В процессе обучения народным художественным промыслам в качестве одного из важнейших условий предполагается осуществление на занятиях по художественной керамике индивидуального подхода.
Ключевые слова: художественная культура, фольклор, учащиеся, студенты, народные промыслы.
В практике преподавания народных художественных промыслов опыт народных художественных традиций следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры. И очень важно использовать её культурологический потенциал в художественном образовании учащихся. Сегодня очень важно определить содержание, условия и средства, этапы формы и методы приобщения учащихся к народной художественной культуре средствами народных художественных промыслов, в частности, использования её культурно-художественного потенциала в современной школе [1 - 10].
Анализ деятельности современных школ показывает, что, изучая опыт использования народных художественных промыслов, учащиеся при грамотной подаче преподавателем специфики изучаемого материала постигают глубину его культурно-художественного потенциала.
Эта преемственность высоких идеалов, бережное сохранение и развитие этических, художественных и эстетических оценочных критериев прошлых поколений способствуют повышению уровня художественного образования учащихся, более глубокому и полноценному пониманию учащихся окружающей действительности, формированию мировоззрения учащихся, характеризующего признак культурно-художественной направленности в современной жизни.
При этом крайне важно дать учащимся понять, как выявить и познать художественно-эстетическую, культурную ценность декоративно-прикладного искусства, как плодотворно использовать его педагогический культурный потенциал в художественном образовании учащихся. Изучение и анализ опыта работы преподавателей декоративно-прикладного искусства ЧР по рассматриваемой проблеме показывает, что необходимо учитывать три основных методических этапа для достижения указанной цели.
Для успешной организации процесса художественного образования, в частности приобщения учащихся к народной художественной культуре средствами народных художественных промыслов, необходимо создание педагогических условий, непосредственно влияющих на процесс художественного образования и развитие творчества учащихся. Эффективность методов и средств зависит от педагогических условий и их правильного использования в процессе обучения.
Воспитание личности учащихся в художественном образовании заключается в подготовке профессионально обученной, социально-активной и интеллектуально-развитой личности, адаптированной к современным условиям жизнедеятельности. Мы полагаем, что созданные нами условия и средства, способствующие приобщению учащихся к народной художественной культуре с учётом знаний особенностей художественных традиций, тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, проявляются в следующих направлениях деятельности:
- отбор произведений народных художественных промыслов для изучения знаний народных культурных традиций, которые играют особую роль в художественном образовании учащихся, в приобщении их к народной художественной культуре;
- целенаправленное и систематизированное использование рассказов, бесед об искусстве, бесед о народной художественной культуре, народных художественных промыслах, показ учебно-методических наглядных пособий, изделий народных художественных промыслов (декоративно-прикладного искусства), активизирующих внимание учащихся, работу их мысли, их эмоциональную мировоззренческую художественно - культурную отзывчивость;
- введение в занятия творческих, импровизированных и проблемных задач, применение разнообразных художественных материалов, техник и технологий, работы с ними. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего в их гармоничном сочетании;
- развитие интереса и любви учащихся к народной художественной культуре, к пониманию национальных культур других народов; воспитание у учащихся способности осмысления роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
- систематическое формирование у учащихся бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям народов РФ и ЧР характеризующим признаки традиционных культурных чувств и убеждений;
- обучение конкретным технологиям, умениям и навыкам собственноручного изготовления изделий народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства;
- формирование у учащихся взаимоуважения, добрых взаимоотношений, воспитание человеческих качеств (милосердие, сострадание, стремление к истине, добру, справедливости, уважение к взрослым);
Библиографический список
- знакомство с высокохудожественными изделиями народных мастеров, с их назначением;
- формирование у учащихся основ целостной художественной культуры и толерантности, через познание художественного декоративного образа изделий декоративно-прикладного искусства и народных традиций;
- совместная художественно-творческая деятельность преподавателя с учащимися строится на духовном равенстве в межличностном общении;
- формирование интереса к национальной художественной культуре ЧР который основывается на положительном эмоциональном отношении к народу Чечни, её культуре, проблемам, что требует учёта возрастных и психологических особенностей каждого из учащихся и дифференцированного подхода в отборе познавательного материала о жизни и быте народов Чечни для работы учащихся.
Формирование интереса учащихся к народной художественной культуре ЧР должно основываться на познавательных процессах и способности учащихся, общих законах пробуждения интереса к какому-либо объекту или действительности, а также опираться на психолого-возрастные особенности учащихся. Знания о жизни и быте чеченского народа должны быть органически включены в содержание учебных занятий по художественной керамике на факультете искусств, чтобы они давали как можно больше информации о самобытности Чеченского народа, активно воздействовали на мысли, чувства и эмоциональные проявления учащихся.
Занятия по художественной керамике должны содержать систематическую информацию о жизни и быте Чеченского народа, включать наглядный показ изделий декоративно-прикладного искусства, обращение к чтению и иллюстрированию народных сказок, былин, преданий, знакомство с традициями, обрядами, Чеченскими народными праздниками.
С этой целью необходимо регулярно и систематически проводить работу по овладению учащимися рациональными приёмами организации восприятия: знакомить с жизнью и бытом чеченского народа, показывать изделия декоративно-прикладного искусства, знакомить с традициями, обрядами, национальными праздниками, устным народным творчеством и т. д. Использовать способы фиксации познавательного материала в творческой работе учащихся (лепка, декорирование, и т. д): учить выражать в изделиях из керамики свои знания, впечатления, своё отношение.
Отбор произведений народных художественных промыслов для изучения учащимися определяется следующими принципами:
- художественно-эстетическая ценность произведений декоративно-прикладного искусства;
- многообразие видов и жанров декоративно-прикладного искусства, традиционность видов народного творчества, технологичность художественной обработки материалов в народном искусстве;
- единство эстетического восприятия и художественной практики учащихся.
Задача состоит в том, чтобы теоретически и практически осмыслить накопленный опыт и более подробно осветить его, и тем самым оказать научно-методическую помощь учащимся и преподавателям народных художественных промыслов в художественном образовании учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Поэтому процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре средствами народных художественных промыслов должен проводиться с учётом не только склонностей, но и особенностей условий, в которых они обучаются и воспитываются. Использование в обучении разнообразных дидактических возможностей народного искусства, особенностей народного колорита, принципы народного декоративного-прикладного искусства, типологий творчества, которое заметно влияет на развитие художественного вкуса, художественного, эстетического отношения к миру учащихся. Именно поэтому способность и восприимчивость к национально-региональному искусству у учащихся нужно пытаться сохранять, дать свободу поступкам, создать настоящие ситуации выбора, делать обучение интересным, чаще проводить выставки произведений творческой деятельности учащихся, вместе с ними восхищаться прекрасным.
Таким образом, в процессе обучения народным художественным промыслам в качестве одного из важнейших условий предполагается осуществление на занятиях по художественной керамике индивидуального подхода. Его успешность зависит от знания преподавателем индивидуальных особенностей каждого учащегося и от его умения эти особенности постоянно учитывать. В конечном счёте, индивидуальный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому учащемуся, его творческой индивидуальности в условиях образовательной системы и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.
1. Абдуразакова Д.М., Магомадова З.Х. К вопросу о влиянии образовательной среды школы на воспитание толерантности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 131 - 133.
2. Асланбекова А.Х., Гаджимагомедова Т.Г., Гаджиева Д.П., Джамалудинова З.Г. Коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 112 - 113.
3. Бесаева А.Г., Гассиева Н.К., Джиоева А.А. К вопросу о формировании этнической идентификации. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 41 - 42.
4. Матис В.И. Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 72 - 74.
5. Орлова М.А. Развитие художественного восприятия в процессе обучения подростков. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 93 - 95.