Научная статья на тему 'Системно-модульная организация процесса подготовки студентов технического вуза к дизайн-проектированию'

Системно-модульная организация процесса подготовки студентов технического вуза к дизайн-проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОГЛАСОВАНИЕ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРО / DESIGN EDUCATION / DESIGN ENGINEERING / INTEGRATION COORDINATION / AUTHOR'S PROGRAM / INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR DESIGNERS' PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дромова Наталья Александровна

В статье представлен этап формирующего эксперимента, целью которого было развитие уровня готовности студентов технического вуза к дизайн-проектированию на основе интеграционного согласования художественной и инженерной составляющих дизайн-проектирования; анализируется потенциал использования авторской программы и инновационных технологий, форм и методов обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-MODULAR ORGANIZATION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS TRAINING FOR DESIGN-ENGINEERING

The article presents the stage of the forming experiment, the purpose of which was to develop the level of readiness of technical college students for design-engineering based on the integration of artistic and engineering components of design-engineering; the potential of using the author’s program and innovative technologies, forms and methods of training for future specialists’ professional training are analyzed

Текст научной работы на тему «Системно-модульная организация процесса подготовки студентов технического вуза к дизайн-проектированию»

Н. А. Дромова

(Санкт-Петербург)

СИСТЕМНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ

SYSTEM-MODULAR ORGANIZATION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS TRAINING FOR DESIGN-ENGINEERING

В статье представлен этап формирующего эксперимента, целью которого было развитие уровня готовности студентов технического вуза к дизайн-проектированию на основе интеграционного согласования художественной и инженерной составляющих дизайн-проектирования; анализируется потенциал использования авторской программы и инновационных технологий, форм и методов обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов. Ключевые слова: дизайн-образование, дизайн-проектирование, интеграционное согласование, авторская программа, инновационная технология профессиональной подготовки дизайнеров.

The article presents the stage of the forming experiment, the purpose of which was to develop the level of readiness of technical college students for design-engineering based on the integration of artistic and engineering components of design-engineering; the potential of using the author's program and innovative technologies, forms and methods of training for future specialists' professional training are analyzed.

Key words: design education, design engineering, integration coordination, author's program, innovative technology for designers' professional training.

Возросшие требования современного общества к профессии дизайнера потребовали пересмотра образовательного процесса в условиях опережающего обучения, его составных компонентов, в особенности таких, как расширение спектра специальных дисциплин, направленных на развитие художественно-образного и креативно-конструкторского мышления, выбор инновационных технологий обучения студентов, которые призваны помочь будущему специалисту освоить необходимый набор компетенций и актуальных способов деятельности, способствовать его самоопределению и самореализации [4].

Одним из главных инструментов в решении этой задачи является дизайн-проектирование, спецификой которого является его синтетический характер и природа, интегрировавшие аспекты искусства, тех-

нологии, социальных коммуникаций, культуры, взаимосвязь и взаимодействие между данным феноменом и сформировавшими его разнообразными сферами деятельности. С позиций системно-деятельностного подхода дизайн-проектирование - это сложный комплекс логически-операционных действий, направленных на достижение основных целей и задач дизайна, который имеет практическую направленность, актуализирует и развивает системные принципы включения человеческого фактора в проектную деятельность на основе концептуализации как самого процесса обучения, так и «материального» дизайн-продукта и его художественно-конструкторского обеспечения. Содержание и характер дизайн-проектирования определяют в своей основе две ведущие составляющие деятельности специалиста-дизайнера - художественно-эстетическая и

инженерно-технологическая. Отличие дизайнера от инженера, заключающееся не только в разнице их художественной подготовки, но и в различии самого процесса проектирования, усилило требование интеграции этих ведущих видов проектирования, т. к. деятельность дизайнера не является синонимом деятельности инженера с художественной или эстетической окраской в подходе к форме.

Поэтому подготовка студентов к профессиональной дизайнерской деятельности является актуальнейшей проблемой, которая учитывает как потребности общества, так и индивидуально-личностные возможности специалиста.

Как показывают педагогическая практика и наблюдения, абитуриенты, поступающие в технический вуз на специальность «Дизайн», имеют слабое представление о видах деятельности, которыми им предстоит заниматься, и неоднородную подготовку в сфере культуры и естествознания. Эта исходная позиция влияет на изучение специальных дисциплин, базирующихся на сформированности мировоззренческой позиции личности, её творческом потенциале, наличии дизайнерского мышления в художественных и промышленных категориях, умении выразить проектную мысль через её художественно-эстетические и инженерно-технологические качества.

Все это определяет необходимость разработки дополнительной программы и технологии, рассчитанной на целенаправленное воздействие на развитие западающей области деятельности (художественной или инженерной). Для этого необходимо диагностировать начальный уровень готовности будущего специалиста к дизайн-проек-

Уровни готовности студ

тированию, в частности к художественному и инженерному виду проектной деятельности, для составления индивидуального маршрута обучения.

Первичная диагностика студентов-дизайнеров на предмет сформированности у них различных компетенций по инженерной и художественной составляющим позволяет распределить их по четырем группам (табл. 1).

Полученные данные подтвердили необходимость нового подхода в профессиональной подготовке будущего дизайнера как универсального специалиста. Было определено, что при разработке технологии подготовки дизайнеров в вузе особо важно руководствоваться следующими положениями:

1. Образование дизайнеров должно строиться на гуманистической концепции, учитывающей основные особенности обучения: включение человеческого фактора в проектную деятельность на основе концептуализации как самого процесса обучения, так и «материального» дизайн-продукта и его художественно-конструкторского обеспечения. Гуманистический подход предполагает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» в «антропоформу» [4]. При этом происходит изменение самого содержания дизайн-образования, трансформация самого объекта проектирования и развития личности, осуществляемого в данной профессии.

2. Дизайн-проектирование как объективная и универсальная методика переноса принципов и средств художественно-образного, композиционно-выразительного фор-

Таблица 1.

в к видам проектирования

Виды пр-я Студенты^^^^^^ Инженерное (конструктивное, моделирующее, программирование и т.п.) Художественное

1 группа Элементарный Элементарный

2 группа Элементарный или частично репродуктивный Репродуктивный

3 группа Репродуктивный Элементарный или частично репродуктивный

4 группа Креативный Креативный

мообразования, на свойства предметной среды, позволяет обеспечить целостность процесса формирования гармоничной культуры в современном общественном устройстве за счет формирования социально ответственного человека, наделенного гуманистической системой ценностей и развитой творческой парадигмой [2].

3. Личностный подход реализуется через включение студентов в разнообразную по содержанию и характеру, постоянно усложняющуюся деятельность, обеспечивающую формирование стремления к профессиональной творческой деятельности, перерастание обучения в профессиональное творческое саморазвитие и самообразование [7].

4. При проектировании содержания подготовки студентов необходим учет начального уровня готовности будущего специалиста к инженерному и художественному виду проектирования для составления индивидуального маршрута обучения и целенаправленного педагогического воздействия на западающую составляющую дизайн-проектирования. В связи с этим важна разработка первичной диагностики студентов первого курса на предмет сформированно-сти у них различных дизайн-компетенций.

Авторская программа «Развитие готовности к дизайн-проектированию» разрабатывалась в соответствии с принципами научности, непрерывности и преемственности и позволила сформировать умения студентов интегрировать различные компоненты профессиональной (производственной) деятельности, разрабатывать инновационные дизайн-проекты при активном использовании современных информационных и промышленных технологий. Программа тесно связана с комплексом спецдисциплин, в совокупности формирующих готовность студентов к профессиональной деятельности. Цель программы - достижение студентом собственного творческого метода дизайн-проектирования.

Авторская программа построена по модульному принципу, содержит следующие модули [5]:

- пропедевтический (мировоззренческий),

- информационно-технологический и естественнонаучный (химико-технологический);

- художественно-эстетический,

- интеграционно-практический.

Каждый модуль представляет собой

сконструированный блок учебной ин-

Модуль 1. Пропедевтический (мировоззренческий)

О

о

Модуль 2. Информационно-технологический и инженерно-конструкторский

Повышение культурно-эстетического уровня, установка на самообучение, саморазвитие, самореализацию

Подбор и изучение автоматизированных средств ДП, интеграция знаний естественнонаучной направленности: антропометрия, химия, эргономика, экология, психология и др.

О

Формирование навыков преобразования задач и обстоятельств проектирования предметов в их утилитарных и художественных характеристиках

Презентация творческого продукта

О

О

Интеграция художественной и инженерной составляющих дизайн-проектирования, реализация от идеи до продукта творчества

Сопровождение экспериментальной работы в условиях вуза и реальных задач

Рис.1. - Модульная структура авторской программы развития готовности студентов

к дизайн-проектированию.

формации и технологии овладения ею студентами, в его состав входят: целевой компонент, банк научной, профессиональной и учебной информации, методические рекомендации, обеспечивающие достижение дидактических целей.

Охарактеризуем содержание модулей и используемые технологии обучения студентов.

Для студентов, имеющих низкий (элементарный) уровень готовности как к инженерному, так и художественному проектированию, разработан Модуль пропедевтический, направленный на приобретение и расширение теоретических и методологических профессиональных знаний, являющихся необходимой базой для подготовки будущих специалистов к дизайн-проектированию, повышению их мотивации к самообразованию. Инженерное и художественное проектирование предполагают в качестве важнейшего фактора своего существования наличие глубоких знаний в гуманитарных, естественно-научных, технических, технологических, культурно-исторических, эргономических, художественно-эстетических и других областях науки и производства, постоянного углубления знаний во всех сферах. Широкий диапазон необходимых знаний определяется спецификой дизайнерской деятельности, объединяющей в себе инженерное конструирование и изобразительное искусство.

Модуль пропедевтический является важным для формирования мировоззрения, композиционной культуры дизайнера. Целью этого модуля является познание закономерностей и средств, помогающих создать объекты дизайна, в которых гармонично сочетаются эстетическое, эргономическое и инженерно-технологическое содержание; освоение основных категорий по композиции в дизайне; формирование конструктивного, художественно-образного мышления и художественно-творческой культуры дизайнера. Задачи модуля: формирование мировоззрения, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности,

зрительной памяти, умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое, формирование умений анализировать произведения искусства, вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной форме, овладение навыками самообразования, эффективным поиском профессиональной и научной информации, исследовательскими методами. Результатом данного модуля должно стать умение студентов осуществлять синтез инженерной и художественной деятельности на основе современных знаний и технологий.

На данном этапе обучения студенты понимают, что художественное творчество и инженерно-технологическая деятельность становятся основной задачей подготовки дизайнера. Творчество относится не к врожденным способностям, а к повседневному способу действия потребностно-мотивацион-ной сферы личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориен-таций, способность к саморазвитию, самоактуализации, эмпатии, рефлексии, конструктивности, оригинального, творческого подхода к решению профессиональных проблем.

Модуль информационно-технологический и инженерно-конструкторский нацелен на развитие готовности к дизайн-проектированию студентов, у которых уровень инженерной составляющей находится на базовом или репродуктивном уровне [1]. Он предназначен для второй группы студентов, имеющих достаточно высокий уровень подготовки в художественном направлении, однако плохо ориентирующихся в инженерной составляющей созидательной деятельности дизайнера, которая соединяет в себе функциональность и точный прагматический расчет. Модуль авторской программы направлен на развитие креативно -конструктивного мышления дизайнера, связанного «с перекомпоновкой, улучшением, нахождением новых связей между яв-

лениями или внутри них, связей ранее замаскированных, не обнаруженных, но все же заложенных в самих объектах» [5, с. 16], от которого зависит, насколько процесс синтеза в дизайн-проектировании будет интересен, оригинален. Задачами данного модуля являются знакомство с технологическими и программными особенностями новых информационных и химических технологий на современном этапе их развития, исследование компьютерных моделей технологических и информационных процессов.

Для студентов, которые обладают хорошо развитыми способностями и знаниями в области инженерного проектирования, но недостаточно подготовлены в художественном направлении, разработан Модуль художественно-эстетический авторской программы, ведущей идеей которого является развитие эстетико-мировоззренческого мышления и художественной образности. Модуль базируется на утверждении, что любой вид дизайнерской деятельности, опирающийся на искусство, предполагает творчество, социально, эстетически и исторически осмысленную новизну, вносимую дизайнерским решением в сложившиеся культурные ценности, нормы, традиции. При этом специфика художественного образа в дизайне рассматривается в отражении целесообразности вещи, в целостности реализуемой системы функций.

Целью данного модуля является развитие культурного и духовного уровня и художественно-эстетических взглядов; анализ основных положений современных отечественных и зарубежных художественно-эстетических дизайн-концепций; выработка навыков практического использования художественных и эстетических знаний в дизайн-проектировании [8].

В процессе изучения данного модуля студенты овладевают профессиональной терминологией по композиции для понимания, анализа и обобщения в процессе восприятия произведений пластических искусств и дизайна; учатся определять различие между свойствами и средствами, пользоваться широким спектром изобразитель-

ных приемов, использовать различные графические материалы и грамотно их сочетать, изучают приемы преобразования задач и обстоятельств проектирования предметов в их утилитарных и художественных характеристиках на разных стадиях дизайн-проектирования.

В ходе реализации второго и третьего модулей происходит диверсификация преобладающего вида деятельности (инженерного или художественного) в менее развитый. В обобщенном своем представлении диверсификация характеризует расширение и совмещение различных специализированных видов деятельности в рамках существующего образовательного процесса, его потенциала и имеющихся ресурсов. В авторской программе она проявляется в расширяющемся разнообразии: содержания программы и её взаимодействие с другими дисциплинами, специальностей, форм обучения, методов и технологий образования, оценок его качества. Происходит взаимопроникновение, слияние, комбинация различных видов деятельности, возникает новое качество готовности специалиста как потенциал эффективного осуществления дизайн-проектирования. Оно характеризует не всякие изменения, а только те, которые позволяют полнее использовать ресурсы, обеспечивать относительную устойчивость развития, удовлетворять изменяющиеся потребности, повышать потенциал развития типологическим разнообразием деятельности, поиском новых подходов, стратегий и пр.

Заключительный интеграционно-прак-тическиймодуль направлен на осмысление дизайна как нового креативного вида проектной деятельности, побуждает студентов к саморазвитию и духовному и профессиональному обогащению, что предполагает интеграцию художественной и инженерной составляющих как профессиональной основы дизайн-проектирования, практическое воплощение профессиональной задачи от идеи до продукта творчества [1].

Итоговый Модуль имеет своей целью интеграционное согласование приобре-

тенных профессиональных знаний с конструктивно-креативным и эстетико-миро-воззренческим мышлением, интеграцию инженерной и художественной деятельности в процессе дизайн-проектирования для получения продукта, обладающего новыми качествами.

Интеграция инженерной и художественной составляющей дизайн-проектирования в обучении предполагает становление способов творческой деятельности на основе овладения специальными знаниями и их применения на практике, а также «выработку необходимой психологической установки будущего специалиста на реализацию своих творческих возможностей, на дальнейшее самообразование» [6]. То есть фундаментальные знания необходимы для реализации концептуального замысла на всех этапах его создания. Интеграция профессиональных знаний, художественно-мировоззренческого и конструктивно-креативного мышления, интеллектуальное развитие личности в этом процессе, в том числе ее наглядно-образного мышления,

есть становление творческо-деятельност-ных компонентов личности профессионала, направленного на достижение собственного творческого метода работы, на познание и преобразование окружающей среды. Это достигается в дизайн-проектировании интегрированием конструкции, технологии и композиции, слиянием утилитарного и эстетического начал (пользы и красоты) в целостной форме произведения дизайна.

Таким образом, системно-модульная организация подготовки будущий специалистов-дизайнеров позволяет расширить практический опыт в сфере разработки дизайнерских проектов, приобрести устойчивые навыки проведения проектного анализа, разрабатывать концепцию проекта и творчески подходить к выбору графических средств при выполнении эскизов, реализо-вывать собственные творческие идеи, креативно использовать известные способы построения и создания новых форм, воплощать видение собственного творческого метода дизайн-проектирования.

Литература

1. Камзина Н. Е. Интеграция гуманитарных знаний в художественном творчестве и проектной деятельности дизайнера: дис.....канд. искусствоведения, 17.00.04. - Барнаул,

2012.

2. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей — 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. - 224 с.

3. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 8. - С. 6-14.

4. Медведев В. Ю. Сущность дизайна. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.

5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. -432 с.

6. Степанов А.П. Взлеты и падения русской архитектурной школы// Архитектурная наука в МархИ. - М.: Ладья, 1999. - В.3. -С. 10-12

7. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования // Профессиональное образование. Приложение.- 2006. - №8. - 44 с.

8. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. И. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.; под общ. ред. А. В. Иконникова. - М.: Строй-издат, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.