Научная статья на тему 'Конкурсное проектирование как инновационная форма обучения студентов-дизайнеров'

Конкурсное проектирование как инновационная форма обучения студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / DESIGNING / COMPETITIVE DESIGNING / INDUSTRIAL DESIGN / INTEGRATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркин Андрей Юрьевич, Курочкин Валерий Алексеевич

В статье рассмотрены проблемы эффективного взаимодействия образовательного и производственного процессов в рамках методики конкурсного проектирования. Особое внимание уделено методике гармонизации теоретических знаний, креативного мышления студентов-дизайнеров с потребностями современного производства. На основе опыта уральской школы дизайна по дизайн-проектированию обоснована необходимость широкого внедрения в учебный процесс реального технического задания и оценка результатов представителями бизнес-производственного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE DESIGNING AS AN INNOVATIVE FORM OF TEACHING STUDENTS-DESIGNERS

The article deals with the problems of the effective interaction of educational and production processes within the framework of the methodology of competitive designing. Particular attention is paid to the methodology of the harmonization of theoretical knowledge, students-designers’ creative thinking and the needs of modern industry. On the basis of the experience of the Ural school of design on projecting the authors substantiate the necessity of the wide-scale introduction of the real project requirements into educational process and the evaluation of the results by the representatives of business and industrial community.

Текст научной работы на тему «Конкурсное проектирование как инновационная форма обучения студентов-дизайнеров»

Коркин Андрей Юрьевич, Курочкин Валерий Алексеевич

КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАИНЕРОВ

В статье рассмотрены проблемы эффективного взаимодействия образовательного и производственного процессов в рамках методики конкурсного проектирования. Особое внимание уделено методике гармонизации теоретических знаний, креативного мышления студентов-дизайнеров с потребностями современного производства. На основе опыта уральской школы дизайна по дизайн-проектированию обоснована необходимость широкого внедрения в учебный процесс реального технического задания и оценка результатов представителями бизнес-производственного сообщества. Адрес статьи: от^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/7-3/54.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 3. C. 190-194. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/7-З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 13.00.08

В статье рассмотрены проблемы эффективного взаимодействия образовательного и производственного процессов в рамках методики конкурсного проектирования. Особое внимание уделено методике гармонизации теоретических знаний, креативного мышления студентов-дизайнеров с потребностями современного производства. На основе опыта уральской школы дизайна по дизайн-проектированию обоснована необходимость широкого внедрения в учебный процесс реального технического задания и оценка результатов представителями бизнес-производственного сообщества.

Ключевые слова и фразы: дизайн-проектирование; конкурсное проектирование; индустриальный дизайн; интеграция; инновация.

Коркин Андрей Юрьевич, к.э.н.

Курочкин Валерий Алексеевич, к. искусствоведения, профессор

Уральский государственный архитектурно-художественный университет korkin@usaaa. ru; designkiv@gmail. com

КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Новая эпоха реформ в высшем профессиональном образовании постепенно выявляет свои плюсы и минусы. Одним из самых проблематичных аспектов современного образования в области дизайна является значительный разрыв между образовательными программами и реалиями производственных процессов.

Эта проблема, безусловно, сказывается на конкурентоспособности в дизайне, эргономике товаров отечественных производителей.

Сегодня уже очевидно, что мировой индустриальный дизайн и создание экологической архитектурной среды, гармоничной природе человека, находятся на высокой стадии развития. И цель российской образовательной системы, связанной с проектированием объектов дизайна, - соответствовать мировому уровню. Но из-за значительного отставания в развитии интеграции российских научно-производственных процессов образовательная база не имеет возможности полномасштабно содействовать более быстрым темпам становления отечественной экономики в соответствии с текущими мировыми тенденциями в дизайне.

Проблема эффективного взаимодействия образовательного и производственного процессов - двусторонняя проблема.

С одной стороны, вузовские программы рассчитаны на получение теоретических знаний, развитие креативного мышления, но слабо подкреплены практическим знанием современных технологий и материалов, широким спектром их возможностей и ограничений использования.

С другой стороны, существует поразительная для двадцать первого века невостребованность отечественной промышленностью профессионального дизайна, что приводит к недостаточной конкурентоспособности её продукции.

Обучение дизайну только на уровне развития креативного мышления приводит к глубокому разочарованию выпускников, а также низкой степени их адаптации в производстве, отсутствию реальных проектов дизайна или большим претензиям к их качеству исполнения.

Об этом также красноречиво говорит минимальное присутствие отечественных фирм-производителей на международных выставках дизайна с образцами продукции российских дизайнеров.

Значительный разрыв между образовательным и производственным процессами создает пропасть, в которую проваливаются уникальные дизайн-идеи, способные вывести Россию на передовые позиции в мировом дизайне. Отток инновационных дизайн-разработок к зарубежным производителям наносит значительный ущерб российской экономике, производственной и потребительской сферам.

И эта глобальная отечественная проблема ярко проявляется уже на начальном этапе - в рамках учебного процесса.

Например, выпускники Кафедры индустриального дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета (далее - УрГАХУ) пользуются высоким спросом у зарубежных компаний, осознающих роль дизайна в производстве продукции массового потребления. Это подтверждает тот факт, что многие выпускники работают в самых известных международных компаниях автомобилестроения, дизайна предметов быта, одежды или собственных дизайн-студиях за рубежом. Они прошли нелегкий послевузовский путь практического изучения свойств материалов и их технологических возможностей, а также добились признания своих заслуг за пределами нашей страны.

Закономерность утечки уникальных творческих идей из России неизбежна ввиду отсутствия потребности отечественных производителей в инновационных дизайн-проектах.

Глобальность проблемы востребованности специалистов в области промышленного дизайна отечественными производителями заключается не только в технологиях, но и в замкнутой системе дизайн-образования, малой информированности производителей о достижениях научно-образовательной архитектурно-дизайнерской базы и отсутствии механизма интеграции.

Социально-экономическая потребность в интеграции научно-образовательной и производственной сфер деятельности очевидна.

Но данную проблему невозможно решить без прямой обоюдной заинтересованности и конструктивного диалога руководителей научно-образовательного и бизнес-производственного сегментов российского потребительского рынка.

Для решения вышеозначенных проблем Кафедрой индустриального дизайна УрГАХУ много лет изучался, обобщался и анализировался опыт международной интеграции. В частности, несколько лет работала программа взаимообмена студентами с Великобританией (Хаддерсфильдский университет). Преподаватели кафедры также изучали опыт этой страны в области дизайна. Параллельно велась активная работа среди студентов по их привлечению к участию в международных и общероссийских конкурсах дизайна.

Таким образом формировался интерес студентов к тенденциям в мировом дизайне и выявлялись наиболее эффективные пути развития образовательного процесса.

Конкурсная основа дизайн-проектирования стала базой для осознания мировых процессов интеграции. Студенты с большим интересом участвовали в творческих конкурсах, стремясь проявлять полученные в университете знания и умения, развивать креативность своего мышления, общаться на языке дизайна со студентами других стран мира, изучать иностранные языки для изучения материалов по промышленному дизайну.

Среди студентов 3-го курса факультетов дизайна и архитектуры УрГАХУ был проведен опрос об участии студентов в конкурсах, их целесообразности и перспективах.

Опрос показал, что 94% респондентов хотя бы единожды принимали участие в проектных конкурсах и 100% считают участие в конкурсах интересным и необходимым.

Тем не менее постоянно участвуют в конкурсах лишь 25% опрошенных.

На рис. 1 приведена гистограмма факторов, препятствующих постоянному участию студентов в конкурсах. Интересно, что размер материального вознаграждения к существенным факторам отнесли лишь 13% респондентов. Более важными препятствиями студенты считают выбор объекта проектирования (25%) и высокую временную загруженность (84%).

Рис. 1. Факторы препятствия

К наиболее существенным факторам, вызывающим желание участвовать в конкурсах, студенты отнесли тему проекта (75%) и возможность внедрения проекта в жизнь (63%) (рис. 2).

Рис. 2. Стимулирующие факторы

Выявив данную тенденцию и обратив внимание на главный препятствующий фактор - временную загруженность, мы предложили инновационный метод учебно-производственной интеграции: проведение конкурсных проектов в рамках учебного проектирования с привлечением реальных бизнес-потребителей дизайна среди отечественных и зарубежных производителей.

Цели данного метода:

1. решение проблемы успешной интеграции дизайн-образования в производство и бизнес;

2. осмысление реальных социокультурных и экологических мировых и отечественных проблем;

3. повышение уровня интеграции отечественного дизайна в мировую экономику.

Методика конкурсного проектирования осваивается в разных творческих направлениях: архитектуре, графическом и средовом дизайне, искусстве [1; 5; 6]. Обычно это проявляется в демонстрации лучших дипломных проектов на традиционных международных смотрах-конкурсах. Зачастую это творческие эксперименты бакалавров и магистров на завершающей стадии их обучения и в редких случаях имеющие отношение к реальному производству.

В данной статье рассматривается опыт уральской школы дизайна на примере дизайн-проектирования у студентов Кафедры индустриального дизайна УрГАХУ.

Одним из первых продуктивных опытов в данном направлении стало инициированное кафедрой конкурсное сотрудничество с Сысертским деревообрабатывающим комбинатом, производящим предметы интерьер-ного дизайна. Руководству предприятия было предложено проведение конкурса на изготовление объектов дизайна из отходов деревообработки для их дальнейшего эффективного применения и мелкосерийного производства с использованием ручного труда неработающего и малообеспеченного населения. Данное предложение было с энтузиазмом встречено руководителем данной бизнес-структуры, так как позволяло с низкими затратами получить новые дизайн-образцы для развития производства безотходного и высокорентабельного.

Перед студентами 3-го курса в рамках курсового проекта и конкурса были поставлены следующие задачи:

- с минимальными технологическими затратами добиться эффектного художественно-образного решения изделия;

- максимально выявить выразительные возможности материала, уделить особое внимание текстуре, сучкам и прочим, на первый взгляд, дефектам древесины (сколы, остатки коры, отверстия от сучков и т.п.), так как именно в этих элементах заключена специфика и эстетическая ценность данного материала.

Для выполнения конкурсного проекта студентам были предоставлены в неограниченном количестве обрезки древесины разных пород дерева, из которых предлагалось смоделировать разнообразные структуры и формы изделий.

В течение одного семестра были спроектированы и изготовлены изделия, а также их макеты и графическая визуализация. Проекты признанных лидеров было предложено изготовить в небольшом количестве для апробации и изучения потребительского спроса.

Данный пример выявил реальную возможность и насущную потребность интеграции учебной и производственной деятельности. Этот опыт стал основополагающим для поставленной Кафедрой индустриального дизайна цели интеграции в отечественную промышленность.

Столь же интересным и реалистичным стал опыт участия в студенческом международном конкурсе ARTZEPT, который проводится на кафедре в рамках художественно-конструкторской практики для студентов 3-го курса и стал логичным продолжением эксперимента, но уже более высокого международного уровня (Рис. 3) [2].

Рис. 3. Дизайн-проект «Набор столовых приборов для рыбы и морепродуктов «ОКЕАН».

Автор: студ. Четверикова А. Руководители: проф. Вязникова Е. А., доц. Кисляков Д. А.

Таким образом, на Кафедре индустриального дизайна уже несколько лет осуществляется эксперимент, вырабатывающий новую интеграционную систему в условиях современного состояния образовательного и производственного процессов как внутри страны, так и в мире.

В рамках курсового проектирования проводятся конкурсы по тематике, установленной учебной программой, по дисциплине «Дизайн-проектирование» (раздел - «Проектирование средового и системного объекта»).

Под руководством преподавателей студенты целенаправленно участвуют в международных, региональных, корпоративных, вузовских, кафедральных и иных дизайнерских конкурсах.

Методика конкурсного проектирования на Кафедре индустриального дизайна прошла стадию апробации в конкурсах по тематикам: сувениры и товары бытового назначения, интерьеры и мебель, малые архитектурные формы и арт-объекты для городской среды.

В рамках конкурсного проектирования студенты регулярно являются участниками ежегодного конкурса «Малые архитектурные формы города Екатеринбурга: декоративная скульптура и архитектурные формы» среди архитекторов, дизайнеров, специалистов архитектурных и дизайнерских бюро, а также среди студентов соответствующих специальностей других образовательных учреждений.

Участие в этом ежегодном конкурсе позволяет студентам непосредственно влиять на формирование облика современного города путем создания оригинальных скульптур, композиций и конструкций - арт-объектов.

Здесь уже выявляется другой аспект интеграции дизайна - средовой, - который выделяет следующие доминанты:

- повышение интереса к городу как к туристическому центру;

- формирование художественного вкуса горожан;

- создание малых идейно-художественных доминант в архитектурных ансамблях города с учетом привязки к конкретной территории.

Организаторами конкурса была создана мотивация к практическому использованию дизайн-идей, их воплощению в городе. В свою очередь, руководителями данного проекта в рамках конкурсного проектирования была предложена проектная концепция, ключевыми моментами которой являлись мировые тенденции организации среды: инновационность, интерактивность, экологичность, интегративность, полифункциональность, новизна и оригинальность дизайн-формообразования, а также художественная образность с учетом привязки к конкретной территории.

Профессионально и грамотно сформулированная концепция, установка на инновационный урбанистический дизайн позволили студентам выполнить эту работу достаточно успешно и получить бесценный опыт реального дизайна городской среды.

Темой одного из конкурсов был проект благоустройства территории сада имени Энгельса (ул. Малышева -Бажова в Екатеринбурге) под девизом «Город для человека - дизайн городской среды». Особенностью этого проекта была коллективная работа. В команде единомышленников концепция получилась более продуманной и проработанной. В этой работе авторы совместили идею заботы об окружающей среде с домашней теплотой и уютом [3].

Конкурс «Коллекция сувенирно-презентационной продукции» также проводился в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование». Каждый студент спроектировал комплект сувениров, объединенных одной концепцией, легендой и формообразующим приемом, с проработкой упаковки и графическим сопровождением.

Сотрудничество с реальным заказчиком, консультации специалистов, помощь в изготовлении макетов придали творческому процессу целенаправленность, реалистичность и востребованность. Наиболее яркие и талантливые проекты были отмечены специальными призами и дипломами (Рис. 4).

За пять лет эксперимента организаторами конкурсов выступали предприятия и организации: Союз Дизайнеров России, «Сбербанк», «Цептер», МБУ «Столица Урала», магазин «Бест Керамика», Сысертский деревообрабатывающий комбинат, ОАО «Лидер», группа компаний «Прагматика», УрГАХУ, Администрация г. Екатеринбурга и др.

Рис. 4. Дизайн-проект сувениров для Сбербанка. Автор: студ. Голова К.

Руководители: проф. Курочкин В. А., проф. Постникова Е. П., преп. Крохалев В. С.

Очевидность обоюдной выгоды сотрудничества ВУЗа и производства, открытость первого и готовность принять в работу второго, решение реальных производственных задач и реальные успехи - об этом свидетельствуют положительные оценки и благодарности заказчиков. Но практика включения реальных технических заданий в учебный процесс выявила и ряд проблем, точнее, ряд необходимых условий.

Данные условия можно сформулировать как:

- соответствие темы проекта учебным планам;

- соответствие сроков проектирования учебным планам;

- соответствие объема (состава) проекта учебной программе;

- дополнительное: стимулирование студентов и руководителя проектирования.

Выполнение этих условий абсолютно реально при обоюдной заинтересованности сторон и их готовности к диалогу.

Результаты конкурсного проектирования в рамках курсовых проектов выявили следующие интеграционные аспекты:

1. выполнение реальных проектов по актуальной и востребованной тематике;

2. психологическую и профессиональную вовлеченность в процесс формирования отечественного индустриального дизайна, создание реального вклада в его развитие с ориентацией на конечный продукт своей деятельности;

3. знакомство с материалами и технологиями изготовления конкурсных объектов дизайна на площадке организаторов конкурса;

4. тщательное изучение и фиксирование аналогов зарубежного и отечественного дизайна по объекту конкурсного проектирования, которое позволяет самостоятельно повысить уровень знаний в области развития мирового дизайна;

5. вариативность выполнения проекта от индивидуальной работы над конкурсным заданием до групповой, что позволяет студентам выработать умение мыслить и создавать продукты дизайна, как самостоятельно, так и в творческом коллективе;

6. участие в конкурсе обеспечивает почти 100% своевременность сдачи проекта;

7. мотивация студентов на выполнение качественного проекта, способствующего получению высокой оценки за курсовой проект, получение премий и дипломов, которые, в свою очередь, влияют на стипендию;

8. призовая и поощрительная составляющие конкурса обладают стимулирующим эффектом;

9. развитие духа творческой состязательности и нацеленности на результат, а не только образовательный балл;

10. накопление материала для портфолио с реальными проектами и дипломами за активность в творческой деятельности и т.д., необходимые для лучших перспектив карьеры и творческой деятельности;

11. выявление индивидуальных способностей в проектировании в различных направлениях дизайна, а также работе с разными материалами;

12. перспективная профессиональная подготовка для последующей деятельности выпускников в той или иной компании - организаторах конкурсов;

13. привлечение профессионалов, выпускников кафедры к совместной проектной деятельности;

14. продвижение участников конкурса, кафедры и в целом университета с помощью публикаций на сайте, в газетах и программ на телевидении.

Таким образом, осуществляется интеграция образовательного и производственного процессов в рамках методики конкурсного проектирования, повышается уровень отечественного дизайна, создаются перспективы для его интеграции в мировые дизайн-процессы.

В результате можно прийти к следующим выводам, что конкурсное проектирование с ориентацией на конечный продукт индустриального дизайна, востребованный реальными заказчиками и социумом, многократно повысило значимость образовательного процесса и его эффективность, обозначило наиболее продуктивный путь интеграции социально-значимых процессов, налаживающих оптимально эффективную экономическую цепочку: наука - образование - производство - потребитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многолетний эксперимент и полученный опыт позволяют говорить о методике конкурсного проектирования в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование», внедренной на Кафедре индустриального дизайна УрГАХУ, как инновационной форме обучения студентов-дизайнеров, повышающей уровень отечественного дизайна, имидж России в глазах мирового дизайн-сообщества, существенно влияющий на процессы оздоровления российской экономики.

Список литературы

1. Брагин В. А. Особенности методики подготовки промышленных дизайнеров на кафедре Индустриального дизайна УралГАХА // Дизайн, бизнес, общество. Грани взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. (4-5 октября 2012 г.). Екатеринбург: УралГАХА. 2012. С. 5-8.

2. Конкурс дизайна Аrtzept [Электронный ресурс]. URL: http://www.usaaa.ru/news/2014/konkurs-dizaina-artzept (дата обращения: 30.05.2016).

3. Конкурс «Малые архитектурные формы». Итоги [Электронный ресурс]. URL: http://www.usaaa.ru/news/2014/ konkurs-malye-arhitekturnye-formy-nagrazhdenie-pobeditelei (дата обращения: 30.05.2016).

4. Курочкин В. А. Презентация продукции для Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: http://www.usaaa.ru/news/2013/ prezentaciya-produkcii-dlya-sberbanka (дата обращения: 16.05.2016).

5. Пестерева З. М. Тема конкурсного плаката в образовательном процессе подготовки графических дизайнеров // Дизайн, бизнес, общество. Грани взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. (4-5 октября 2012 г.) Екатеринбург: УралГАХА. 2012. С. 73-77.

6. Уральская государственная архитектурно-художественная академия. Кафедра архитектурного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://rus-art.com/vuz/ugaha/k_ad/defaultr.htm (дата обращения: 30.05.2016).

COMPETITIVE DESIGNING AS AN INNOVATIVE FORM OF TEACHING STUDENTS-DESIGNERS

Korkin Andrei Yur'evich, Ph. D. in Economics Kurochkin Valerii Alekseevich, Ph. D. in Art Criticism, Professor Ural State University of Architecture and Art korkin@usaaa.ru; designkiv@gmail.com

The article deals with the problems of the effective interaction of educational and production processes within the framework of the methodology of competitive designing. Particular attention is paid to the methodology of the harmonization of theoretical knowledge, students-designers' creative thinking and the needs of modern industry. On the basis of the experience of the Ural school of design on projecting the authors substantiate the necessity of the wide-scale introduction of the real project requirements into educational process and the evaluation of the results by the representatives of business and industrial community.

Key words and phrases: designing; competitive designing; industrial design; integration; innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.