Научная статья на тему 'Уральская государственная архитектурно-художественная академия: концепция стратегического плана творческого вуза'

Уральская государственная архитектурно-художественная академия: концепция стратегического плана творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариков Александр Александрович, Колясников Виктор Александрович, Смирнов Михаил Викторович

В статье описывается опыт стратегического планирования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, представлена концепция стратегического плана. В качестве теоретической базы концепции использовались принципы стратегического планирования: развитие конкурентных преимуществ, применение определенных методов (SWOT-анализ, программирование и т.д.), опора на самоуправление и собственные ресурсы, корпоративность, согласованность интересов различных групп, концентрация ресурсов и усилий на главных направлениях и т.д. В процессе работы над концепцией применялись синергетические правила творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ural State Academy of Architecture and Arts: conception of strategic planning in the creative institute of higher education

This article describes the experience of strategic planning of the Ural State Academy of Architectural and Art. The concept of the strategic plan is presented. As a theoretical basis of the concept used principles of strategic planning: development of competitive advantages, the use of certain methods (SWOT-analysis, programming, etc.), reliance on self-government and their own resources, corporation, the coherence between the interests of different groups, the concentration of resources and efforts on the main lines, etc. In the process of work on the concept applied synergetic rules of creativity.

Текст научной работы на тему «Уральская государственная архитектурно-художественная академия: концепция стратегического плана творческого вуза»

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

З^мГАХА

А. А. Стариков, В. А. Колясников, М. В. Смирнов

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ: КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

A. A. Starikov, V. A. Kolyasnikov, M. V. Smirnov

The Ural State Academy of Architecture and Arts: conception of strategic planning in the

creative institute of higher education

Уральская государственная архитектурнохудожественная академия (УралГАХА) относится к категории элитных творческих вузов России в области градостроительства, архитектуры, дизайна, искусства, прикладной экономики и информатики; является головным региональным центром науки, культуры, проектнотворческой деятельности, подготовки и переподготовки специалистов данного профиля системы Министерства образования и науки России.

«Генетические основы» академии сформировались двумя известными в стране вузами. Первый вуз — Уральский политехнический институт, где в 1947 г. замечательным архитектором и педагогом К. Т. Бабыкиным была открыта выпускающая кафедра архитектуры. Второй вуз — Московский архитектурный институт. При активной поддержке этого института и инициативе талантливого организатора, ученого и архитектора Н. С. Алферова на базе кафедры архитектуры УПИ был открыт Уральский филиал Московского архитектурного института. Филиал в 1972 г. был преобразован в Сверд-

© А. А. Стариков, В. А. Колясников, М. В. Смирнов, 2005

ловский архитектурный институт. Институт активно развивался, создавал и бережно сохранял традиции, смело разрабатывал и использовал новые знания и методики в учебном процессе. В нем впервые в стране стала осуществляться совместная подготовка архитекторов и дизайнеров. В 1995 г. институт приобрел статус академии.

В настоящее время УралГАХА представляет собой сложный комплекс образовательных, научных, проектно-производственных подразделений и студий, выполняющих широкий спектр услуг в сфере профессионального образования всех уровней, научных исследований, проектирования объектов архитектуры, дизайна, градостроительства, ландшафта, реставрации, малых архитектурных форм, а также создания произведений искусства.

В УралГАХА функционируют факультет довузовской подготовки, факультеты архитектуры, дизайна, вечернего обучения, повышения квалификации и ускоренного обучения, Институт урбанистики и Институт изобразительных искусств. Создано двадцать пять общеобразо-

вательных и специализированных кафедр с профессорско-преподавательским составом численностью более 250 человек. В составе академии имеются три филиала (в Ханты-Мансийске, Тюмени и Нижнем Тагиле), уникальный Музей истории архитектуры и дизайна Урала, издательство и редакция межвузовского журнала «Архитектон», учебно-спортивный комплекс, детская школа архитектурно-художественного творчества, аспирантура, докторантура, театр моды и студенческие клубы.

На всех направлениях и специальностях в УралГАХА обучается около 2300 студентов. Выпускники академии успешно трудятся в проектных и научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях, в частных фирмах, органах управления архитектурой, высших учебных заведениях России, а также за рубежом. Среди ее выпускников академики и члены-корреспонденты Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, заслуженные архитекторы и художники России, а также такие известные деятели культуры, как кинорежиссер Владимир Хотиненко, художники-анималисты Алексей Харитиди и Оксана Черкасова, рок-исполнители Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус», «Юпитер») и Настя Полева («Настя»), ювелир Елена Опалева и многие другие.

С 2004 г. УралГАХА интенсивно разрабатывает стратегический план своего развития. Пройдено три этапа составления этого документа. Первый этап был связан с проведением анализа внешней и внутренней среды академии, формулированием видения, миссии и главной цели ее развития; второй — с определением стратегических приоритетов и направлений деятельности академии, а также соответствующих целей и показателей; третий — с разработкой ключевых стратегических программ. На каждом этапе проводились сессии стратегического планирования, в которых приняло участие около 150 преподавателей, сотрудников и студентов академии. В межсессионные периоды осуществлялась деятельность рабочих групп и экспертов. В результате была составлена концепция стратегического плана, состоящая из пяти разделов:

1. Академия во внешней среде;

2. Внутренняя среда академии;

3. Видение, миссия и цель стратегии развития академии;

4. Стратегические направления;

5. Флагманские стратегические программы.

В качестве теоретической базы концепции

использовались принципы стратегического планирования: развитие конкурентных преимуществ, применение определенных методов (SWOT-анализ, программирование и др.), опора на самоуправление и собственные ресурсы, корпоративность, согласованность интересов различных групп, концентрация ресурсов и усилий на главных направлениях, наличие количественных показателей, реалистичность и конкретность, совместимость целей и способов выполнения плана, наличие стратегического плана как легитимного документа с основными компонентами (миссия, цель, направления, программы и проекты). В процессе работы над концепцией применялись синергетические правила творчества: «найти идею, выразить идею в образе и сюжете», «доминирование главной идеи», «использовать слова-девизы», «не спешить с приговором», «внимание к малому», «разработать варианты», «создать системную модель» и др. Эти правила понятны архитекторам, дизайнерам и художникам, так как часто используются в профессиональной творческой деятельности.

С учетом указанных принципов и правил были уточнены основные понятия. Например, стратегия развития вуза трактуется в концепции как искусство формирования и реализации генеральной программы действий, указывающей главные направления развития вуза и мероприятия плановой работы в условиях конкурентной среды, требующей наибольшего внимания, концентрации сил и ресурсов.

1. Академия во внешней среде

УралГАХА имеет хорошие предпосылки для вхождения в мировое образовательное пространство. Учебную деятельность, научные и творческие работы преподавателей и студентов академии высоко оценивают университеты Голландии, Франции, Англии, Германии, Японии, Китая и других стран. По оценке профессора Московича (Великобритания) — эксперта международной аккредитации школ Западной Европы, уровень профессиональной культуры академии соответствует международным стандартам. В 2004 г. образовательные программы подготовки дизайнеров, разработанные в

УралГАХА, успешно прошли аттестацию и аккредитацию комиссией Великобритании. Это позволило академии приступить к реализации в России программ подготовки бакалавров искусств с получением британского диплома.

Преподаватели, сотрудники и студенты академии принимают активное участие в международных научно-исследовательских и образовательных программах, творческих выставках и конкурсах, в деятельности международных организаций и центров. Заключены договоры о сотрудничестве с Первым Парижским университетом Пантеон — Сорбонна (Франция), Университетом Хаддерсфилд (Великобритания), университетом Флоренции (Италия) и др. Представители научной школы профессора УралГАХА А. А. Барабанова успешно сотрудничают с Международной ассоциацией семиотики пространства (Греция, Швейцария, Франция), профессора Л. П. Холодовой — с Международным фондом сохранения индустриального наследия, профессора А. А. Старикова — с Международным фондом наследия Демидовых.

В соответствии с Болонским процессом интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство в академии реализуется подготовка бакалавров и магистров архитектуры и дизайна, осуществля-

ется эксперимент по использованию зачетных единиц и кредитов, интенсивно ведутся работы по созданию эффективной внутривузовской системы менеджмента качества образовательной деятельности, соответствующей национальным и международным требованиям.

УралГАХА входит в число ведущих архитектурно-художественных школ России. По рейтингу Министерства образования и науки Российской Федерации она занимает третье место в группе архитектурных и художественных вузов страны. Впереди академии только два столичных вуза: Московский архитектурный институт (государственная академия) и Московский государственный художественно-промышленный университет. По информации «Комсомольской правды», УралГАХА относится к группе 20 самых престижных вузов России.

Высокое место УралГАХА в рейтингах вузов России обусловлено рядом обстоятельств. Академия — лидер в стране по реализации многоуровневой системы подготовки профессионалов в сфере творчества — архитекторов и дизайнеров. Она активно влияет на содержание архитектурно-художественного образования в России через деятельность в соответствующих учебно-методических объединениях, разработку новых государственных образовательных стандартов. В ней впервые в стране осуществ-

ляется подготовка специалистов по инновационным программам на стыке архитектуры и экономики, архитектуры и информатики. Академия первой среди архитектурных и художественных вузов ввела систему рейтинговой оценки качества знаний студентов. Всего в стране имеется 8 ведущих научных и творческих школ, объединяющих более 20 инновационных и уникальных художественных направлений: архитектурная семиотика, градостроительная экология, методология дизайна, анимационный дизайн и др.

Академия — центр архитектурно-художественного образования, науки и искусства Уральского федерального округа; имеет выгодное геополитическое положение: размещается на границе Европы и Азии, в Екатеринбурге как фокусе экономических, культурных и иных связей Востока и Запада.

В 2003 г. на международном смотре-конкурсе дипломных проектов в Минске УралГАХА стала лауреатом в номинации «Лучшая региональная школа». Академия регулярно побеждает в конкурсе на государственный заказ по подготовке специалистов архитектурно-художественного профиля в Уральском федеральном округе. Ее уровень подготовки архитекторов, дизайнеров, художников, экономистов-менедже-ров и информатиков в архитектуре остается пока

недосягаемым для региональных конкурентов. Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста конкурентной ситуации. Это связано с открытием образовательных программ подготовки дизайнеров в непрофильных вузах, меньшей платой за обучение в вузах-конкурен-тах по сравнению с УралГАХА, вытеснением академии с рынка профессиональных, проектнотворческих и научных услуг фирмами, созданными ее же талантливыми выпускниками.

Существенное значение для определения стратегии развития УралГАХА имеет усиление конкурентных преимуществ академии, связанных с ее внутренней средой.

2. Внутренняя среда академии

Внутренняя среда УралГАХА характеризуется определенными конкурентными преимуществами и возможностями, корпоративными ценностями, особенностями организации управления и экономических отношений.

Внутренняя среда академии имеет ярко выраженные черты инновационно-творческого вуза, определяющие его основные конкурентные преимущества и возможности:

1) академия реализует широкий спектр основных и дополнительных программ подготовки архитекторов, дизайнеров, художников,

экономистов-менеджеров и информатиков в архитектуре; имеются реальные возможности открытия новых образовательных программ и профилей;

2) академия имеет развитую систему довузовской художественной и специальной подготовки детей; в ее орбите более 40 специализированных школ, лицеев, студий Урала и Сибири, что обеспечивает высокое качество знаний и умений абитуриентов, высокий конкурс при зачислении; имеются возможности расширения сферы довузовского образования;

3) академия обеспечивает высокий уровень подготовки бакалавров, магистров и специалистов, активных в творческом отношении личностей, о чем свидетельствуют результаты участия вуза в международных и общероссийских конкурсах; в среднем в год на такие конкурсы представляются около 180 проектов, из которых порядка 80 отмечаются наградами;

4) академия имеет высококвалифицированный кадровый состав: более 60 % преподавателей имеют ученые степени и звания, являются членами творческих союзов; в академии работают 28 докторов наук, профессоров, 105 кандидатов наук, доцентов, 7 заслуженных архитекторов и художников России, 2 академика и 6 членов-корреспондентов различных академий России, 19 лауреатов международных и россий-

ских конкурсов, 47 членов союзов дизайнеров, архитекторов и художников России; наличие в вузе аспирантуры, докторантуры и диссертационного совета, а также развитие направлений подготовки магистров определяет реальные перспективы увеличения количества преподавателей с учеными степенями;

5) академия обладает высоким творческим потенциалом профессорско-преподавательского состава; ее сотрудники осуществляют реальное проектирование и строительство, создают произведения искусства: в среднем в год они выполняют 50 реальных архитектурных, художественных и дизайнерских проектов, участвуют в 20 выставках;

6) академия интенсивно осваивает и развивает новые технологии, в том числе технологию стратегического планирования в архитектуре и градостроительстве; она активный участник разработки и реализации стратегического плана развития Екатеринбурга, в связи с чем имеет перспективу коренным образом улучшить свою материальную базу;

7) академия воплощает в жизнь концепцию единства профессионального образования и воспитания; в ней успешно развивается сеть творческих клубов и студий, строительных и педагогических отрядов, спортивных секций; творческие группы академии в последние годы

регулярно становятся лауреатами конкурсов вузовских газет, театров моды, анимационных фильмов, ансамблей.

Портфель «продуктов» академии составляют: специалисты (бакалавры, магистры), проекты, произведения искусства, бренды, учебнометодическая литература, торговая марка вуза. Тенденции развития рынка характеризуются ростом спроса на эти продукты.

В экономическом отношении наиболее значимыми для вуза являются такие продукты, как специалисты, проекты, произведения искусства и торговая марка. Однако прогнозируется высокая конкуренция на рынке этих продуктов.

Портфель услуг академии составляют образовательные (основные и дополнительные программы), проектно-творческие, научно-технические, консультационные, сервисные и информационные (библиотека, музей) услуги. Тенденции развития рынка связаны с ростом спроса на эти услуги. В экономическом отношении наиболее значимыми для вуза будут образовательные, проектно-творческие и научно-технические услуги, но именно на рынке этих услуг в перспективе ожидается высокая конкуренция.

Академия отличается высоким уровнем корпоративной культуры. Коллективом вуза признаются следующие корпоративные ценно-

сти: 1) основные цели и задачи для всех; 2) сплоченность; 3) коммуникабельность; 4) доверие;

5) открытость; 6) демократичность; 7) индивидуальность. Высокий уровень культуры, очевидно, связан с традициями и со спецификой вуза, где каждый преподаватель и студент считает себя творческой личностью и требует уважения и внимания. Данный уровень был подтвержден сессиями стратегического планирования. В них принимали участие преподаватели, сотрудники и студенты различных факультетов, специальностей и кафедр. Они быстро консолидировались для решения поставленных задач и внимательно относились к каждому предложению и мнению. На сессиях проявилась подлинно творческая атмосфера, единство преподавателей и студентов по многим позициям.

Специфика творческого вуза, уровень корпоративной культуры и корпоративные ценности коллектива определяют особенности системы управления и экономических отношений в академии. Система управления УралГАХА построена на единстве административного управления и самоуправления (решения коллективов кафедр, советов, профкомов, конференций и семинаров). Принятие коллективных решений усиливает эффективность их выполнения, но иногда осложняет или даже блокирует действия администрации.

Концепция стратегического плана УралГАХА предусматривает совершенствование системы управления академии. Экономические отношения в академии имеют семь основных особенностей:

1. В академии активно развиваются хозрасчетные услуги, имеются возможности дополнительного заработка. Объем внебюджетных услуг составляет около 50 % от общего объема финансирования.

2. Значительный объем внебюджетных средств направляется на дотации к заработной плате, надбавки к стипендиям аспирантов и докторантов. В результате по средней заработной плате профессорско-преподавательского состава академия занимает второе место среди вузов Свердловской области и г. Екатеринбурга.

3. Из внебюджетных средств компенсируется большинство затрат студентов и преподавателей, связанных с участием в различных конкурсах и выставках, с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

4. Академия оказывает финансовую поддержку органам студенческого самоуправления, выделяет средства на культурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования.

5. Значительный объем внебюджетных средств направляется на ремонт и оборудование зданий и учебно-лабораторных корпусов академии.

6. Процесс составления и выполнения смет внебюджетных доходов и расходов открытый. Учитываются предложения студентов и преподавателей. Сметы и отчеты о их выполнении рассматриваются на ученом совете академии.

7. Определенный объем внебюджетных средств направляется на стимулирование учебно-методической работы кафедр и подразделений. Это позволяет непрерывно совершенствовать методическое обеспечение учебного процесса.

8. В академии реализуется обширный комплекс мероприятий по трудоустройству студентов и выпускников.

3. Видение, миссия и цель стратегического развития академии

Концепция стратегического плана развития УралГАХА включает пять вариантов видения

перспектив академии, отражающих представления преподавателей, сотрудников и студентов о будущем вуза, которые могут и не стать реальностью, но задают импульс для развития и изменений:

1. Вуз — евразийский международный центр, входит в мировое образовательное пространство, реализует идеи интеграции образования, культуры и науки Европы и Азии.

2. Вуз готовит кадры, соответствующие национальным и международным стандартам; осуществляет инновационную деятельность и лидирует в работе по формированию гармоничной среды постиндустриального общества; разрабатывает и активно использует новые знания, методы и технологии.

3. Вуз устойчиво развивается, обеспечивает условия для реализации инновационного творческого потенциала личности, обладает высокоэффективной внутренней средой, надежной материальной и финансовой базой; удовлетворяет потребности личности и общества на основе принципов гуманизма, взаимного партнерства и уважения; учитывает интересы настоящего и будущего поколений; привлекает для работы лучших людей.

4. Вуз развивается на основе единства административного и коллективного управления.

5. Вуз удовлетворяет потребности общества на основе принципов партнерства и уважения, единства традиций и новаторства, науки и искусства.

Эти варианты видения являются исходными компонентами стратегического плана как системы. Их интеграция — выявление и объединение наиболее существенных позиций каждого варианта, а также основные результаты анализа положения вуза во внешней среде и его внутренней среды определяют миссию и цель стратегии УралГАХА.

Миссия: вуз — устойчиво развивающийся евразийский центр образования, науки, архитектуры, дизайна, искусства, инновационной и творческой деятельности в сфере создания оптимальной среды жизнедеятельности постиндустриального общества.

Целъ стратегии: формирование творческой личности, соответствующей международным требованиям, а также гармоничной среды обитания.

4. Стратегические направления

Концепцией стратегического плана развития УралГАХА установлено пять стратегических направлений деятельности академии. Направления согласуются с вариантами видения, обоснованы стратегическими приоритетами и имеют соответствующие цели и показатели.

1. Стратегическое направление «Геополитика» согласуется с первым вариантом видения и базируется на стратегическом приоритете «Усиление позиции ведущего вуза в евразийском пространстве»; имеет 4 стратегические цели и соответствующие группы показателей:

а) цель — получение статуса университетского комплекса; показатели — количественные критерии аккредитации университета;

б) цель — повышение престижа вуза; показатели — количественные критерии рейтинга вузов России, количество лауреатов и наград международных и российских конкурсов, количество членов творческих союзов;

в) цель — создание виртуального университета; показатели — количество обучающихся по дистанционным программам, количество ключей доступа к фондам ЦБОР;

г) цель — интеграция в мировое образовательное пространство; показатели — критерии международного стандарта качества образова-

тельной деятельности, количество выпускников с дипломами европейских вузов, количество совместных программ и проектов международного сотрудничества, количество обучающихся по обмену.

2. Стратегическое направление «Качество» согласуется со вторым вариантом и базируется на стратегическом приоритете «Высокое качество деятельности вуза»; имеет 4 стратегические цели и соответствующие группы показателей:

а) цель — трансформация и формирование корпоративной культуры академии на основе понимания качества образования как необходимого условия развития творческой личности; показатели — соответствие деятельности и ее результатов критериям успешности (критериям конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», требованиям международного стандарта и др.);

б) цель — реализация системного подхода к качеству; показатели — критерии документированной и действующей системы менеджмента качества академии и ее подразделений;

в) цель — обеспечение высокого уровня показателей аккредитации академии; показатели — критерии аккредитации вузов России и международной аккредитации;

г) цель — постоянный рост удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, работодателей, учредителей, руководства и работников академии) качеством подготовки специалистов; показатели — количественные характеристики удовлетворенности студентов и работников, критерии аккредитации, количество положительных отзывов работодателей, количество жалоб и претензий, экономические потери от недостатка качества.

3. Стратегическое направление «Экономика» согласуется с третьим вариантом и базируется на стратегическом приоритете «Устойчивое экономическое развитие вуза»; имеет 3 стратегические цели и соответствующие группы показателей:

а) цель — рост валового дохода; показатель — объем роста валового дохода, % (30 % в год);

б) цель — снижение затрат; показатель — объем снижения затрат, % (5 % в год);

в) цель — минимизация рисков; показатель — доходность, %; окупаемость вложений (месяцев, лет).

4. Стратегическое направление «Управление» согласуется с четвертым вариантом и базируется на стратегическом приоритете «Совершенствование системы управления вузом»; имеет 3 стратегические цели и соответствующие группы показателей:

а) цель — влияние вуза на государственную политику в области образования, архитектуры, градостроительства, дизайна и искусства; показатели — количество человек, сотрудничающих с УМО, МООСАО, администрациями УрФО, Свердловской области, города; количество образовательных программ, разработанных с участием вуза; объем хоздоговорных научных и проектно-творческих работ, руб.; количество человек, участвующих в реализации стратегического плана Екатеринбурга, и количество разработанных академией проектов этого плана;

б) цель — совершенствование системы управления на основе стратегического планирования, развитие управленческого потенциала коллектива; показатели — критерии лицензирования, аттестации, аккредитации вузов России;

в) цель — повышение эффективности системы управления вузом; показатели — критерии рейтинга вузов России; объем валового дохода, руб.; количество жалоб работников и обучающихся.

5. Стратегическое направление «Партнерство» согласуется с пятым вариантом и базируется на стратегическом приоритете «Формирование оптимальной среды для удовлетворения потребностей работников и обучающихся»;

имеет 4 стратегические цели и соответствующие группы показателей:

а) цель — улучшение условий труда и учебного процесса; показатели — критерии аттестации рабочих мест и учебных аудиторий, объем финансирования работ, руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) цель — улучшения материального состояния работников и обучающихся в вузе; показатели — величина средней заработной платы ППС, УВП, АУП, руб.; объем отчислений на заработную плату от валового дохода, %; объем финансирования мероприятий по социальной поддержке преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов, руб.; количество работников, улучшивших жилищные условия, чел.; количество студентов, обеспеченных жильем, %;

в) цель — сохранение и развитие традиций; показатели — количество наград за внеучебную деятельность вуза, количество посетителей музея академии; объем доходов от музейно-выставочной деятельности, руб.; объем расходов на внеучебную деятельность вуза, руб.;

г) цель — создание психологически комфортной среды, условий для творческой инициативы, возможности самовыражения и взаимопонимания; показатели — объем финансирования конкурентной и выставочной деятельности, издания учебно-методической литературы, мероприятий по повышению квалификации,

участия в конференциях и семинарах, руб.; объем финансирования информационных агентств и изданий, руб.

5. Флагманские стратегические программы

Концепция стратегического плана развития УралГАХА содержит 18 стратегических программ. Участники третьей сессии стратегического планирования выделили из них пять наиболее приоритетных, флагманских программ:

1) «Развитие творческой личности — качество образования»; 2) «Инновационная экономика»;

3) «Материальное благополучие»»; 4) «Международное сотрудничество»; 5) «Стратегия вуза — новая форма управления».

Программа «Развитие творческой личности — качество образования»

Цель: системная подготовка к профессиональной деятельности, обеспечивающей высокий уровень социальной и личностной самореализации и высокий уровень жизни.

Задачи:

1) сохранение и развитие фундаментальности и инновационности в различных направлениях проектной, образовательной и научной деятельности;

2) повышение компетенции обучающихся и педагогов;

3) создание культа знаний, творчества инноваций;

4) продвижение выпускников;

5) восстановления баланса 50 : 50 (девушки : юноши);

6) защита индивидуальной собственности;

7) формирование высокого имиджа обучающегося и преподавателя в городе, регионе, стране, мире («Лучше УралГАХА вуза нет!»).

Сроки реализации: 2008 г.

Объем финансирования: 3 млн. руб. в год (РЯ и рекламная деятельность, повышение квалификации, поездки студентов, участие в конкурсах, повышенная стипендия магистрам).

Модель управления: рабочая группа при ученом совете, в составе группы — руководители стратегических проектов.

Риски: ограниченность человеческих ресурсов («Кадры решают все!»).

Планируемые результаты: увеличение доходов от платных услуг; высокий конкурс при зачислении; увеличение % лиц с учеными званиями и степенями, а также количества победителей конкурсов и членов творческих союзов; отсутствие конфликтов в коллективе.

Программа «Инновационная экономика»

Цель: формирование экономической модели академии предпринимательского типа.

Задачи:

1) поиски и освоение новых источников дохода;

2) конкурсное распределение ресурсов с учетом эффективности их вложения;

3) разработка и реализация инвестиционной политики академии;

4) коммерциализация объектов интеллектуальной собственности;

5) внедрение управленческого учета.

Сроки реализации: 2010 г.

Финансирование из внебюджета и

инвестиционного фонда.

Модель управления: использование существующей структуры управления «первый проректор — экономико-правовая служба (отдел инноваций и связи с общественностью и др.) — учебно-методическое управление (отдел

качества и др.) — проектная группа из специалистов академии».

Риски: институт власти, инфляция, проблема обеспечения кадрами, смена правового поля.

Планируемые результаты: повышение экономической эффективности деятельности вуза.

Программа «Материальное благополучие»

Цель: разработка системы вознаграждения штатных работников вуза, направленной на высвобождение от необходимости поиска дополнительного заработка.

Задачи:

1) создание экономических механизмов, стимулирующих инновационные процессы в академии;

2) совершенствование системы оплаты труда, направленной на стимулирование качественной творческой работы;

3) формирование пакета социальных гарантий для работников и студентов.

Модель управления: экономический совет стратегического развития вуза; выделение в структуре совета рабочих групп «управления программой» (ректор, главный бухгалтер, проректоры, руководители хозрасчетных подразделений), «советников» и «специалистов», обеспечивающих подготовку и разработку внут-ривузовской нормативно-правовой базы экономической деятельности.

Риски: несоответствие доходной части затратам на повышение уровня материального благополучия; неприятие и отторжение коллективом структурных изменений; падение спроса на услуги.

Программа «Международное сотрудничество»

Цель: интеграция академии в мировое образовательное пространство.

Задачи:

1) организовать сотрудничество на разных уровнях со странами, имеющими достижения в области передовых технологий по профессиональным дисциплинам;

2) создать эффективную систему языковой подготовки для студентов и преподавателей;

3) обеспечить возможности обучения иностранных студентов (экономическую, социальную, научно-творческую);

4) повысить эффективность деятельности филиалов академии в евразийском пространстве;

5) регулярно организовывать международные творческие выставки, конкурсы и конференции;

6) практиковать мастер-классы и публиковать результаты научных разработок в зарубежных изданиях;

7) организовать ознакомительные экскурсии обучающихся в страны Европы и Азии за счет средств студентов.

Сроки реализации: 2010 г.

Модель управления: создание рабочей группы из руководителей стратегических проектов, развитие международного отдела.

Риски: языковой барьер, нехватка квалифицированных кадров, нехватка средств.

Планируемые результаты: создание евразийского университета как центра образования, культуры и науки, осуществляющего экономически выгодное сотрудничество с вузами Запада и Востока; обеспечение качества подготовки в вузе, соответствующего международным требованиям.

Программа «Стратегия вуза — новая форма управления»

Цель: создание эффективных структур, механизмов и способов стратегического управления вузом.

Задачи: формирование системы управления, основанной на принципах единства самоорганизации, административного и коллектив-

ного управления; проведение маркетинга и мониторинга стратегии вуза; развитие студенческого самоуправления.

Сроки реализации: 2010 г.

Объемы и источники финансирования — бюджетные и внебюджетные.

Варианты создания модели управления:

1) совершенствуется существующая модель управления;

2) создается стратегический центр с координирующей функцией (определение приоритетных задач, их разработка и внедрение, корректировка);

3) создается проектная группа с целью разработки и реализации данной программы, имеющая централизованный или децентрализованный характер управления.

Риски: внешние силы (экономические, демографические, политические и пр.); внутренние силы — проблемы кадрового и финансового обеспечения; творческий характер учебного процесса, несовпадение интересов и целей сотрудников.

Планируемые результаты: повышение эффективности управления и достижение стратегических целей вуза; сокращение расходов на АУП; освоение новых и удержание старых сегментов рынка; стабильная тенденция увеличения доходов; совершенствование системы распределения доходов и качества управления.

Концепция стратегического плана развития УралГАХА является основной для детальной разработки стратегических программ и проектов как главных механизмов ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.