УДК 745.5
О. В. Даниленко Г. В. Толмачёва
аспирант (24.00.01) профессор, зав. кафедрой
Омский государственный дизайна костюма,
технический университет Омский государственный
E-mail: [email protected] технический университет
E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА
Статья посвящена феномену возникновения школы дизайна в регионе. Рассматривается специфика становления, а также формирование педагогической и художественной деятельности Омской школы дизайна костюма, представленной кафедрой дизайна костюма Омского государственного технического университета. Школа сегодня является уникальным примером зарождения и развития отечественной региональной школы дизайна во второй половине ХХ в. и имеет большое социокультурное и искусствоведческое значение.
Большое внимание в статье отводится анализу социальных, исторических, культурных и художественных процессов, происходивших в Омске с конца XIX в. и сформировавших социокультурную платформу для возникновения и развития школы дизайна в регионе. Изучение сложившихся традиций в художественно-образовательной среде города, во-первых, характеризует художественную специфику города, во-вторых, частично объясняет статус Омской школы дизайна костюма, учитывая относительно непродолжительный период существования кафедры дизайна костюма.
Для утверждения статуса Омской школы дизайна в статье кратко рассмотрено явление «дизайн-школа» в проектной культуре и его признаки, представлены определения школы дизайна от искусствоведов, изучавших в свое время феномен советских дизайн-школ.
Кроме того, проанализирован процесс образования профессиональной идеологии школы и социально-исторические условия формирования педагогических и художественных концепций, которые легли в основу учебных процессов на последовательных этапах эволюции школы. Сформирована периодизация становления школы, а также сформулировано авторское понимание данного явления.
Ключевые слова: Омская школа дизайна костюма, проектная культура, школа дизайна, пропедевтический курс, «метод проектов»
Для цитирования: Даниленко, О. В. Творческий портрет Омской школы дизайна костюма / О. В. Даниленко, Г. В. Толмачёва // Вестник культуры и искусств. - 2019. -№ 2 (58). - С. 113-123.
Омская школа дизайна костюма (ОМШД) начала своё формирование в 1977 г.1, в период активного формирования проектной среды в
1 1977 г. - Омский технологический институт бытового обслуживания (ОмТИ); с 1997 г. - Омский государственный институт сервиса (ГОУ ВПО ОГИС, с 2011 г. -ФГБОУ ВПО ОГИС); с 2016 г. - Омский государственный технический университет, Институт дизайна и технологий (ФГБОУ ВО ОмГТУ).
СССР, и стала первой школой дизайна на территории Западной Сибири. Сегодня она являет собой пример диалектического взаимодействия сильных академических художественных традиций и не менее сильного новаторства, на основе которого были созданы авторские курсы дисциплин ведущих преподавателей школы.
113
Перед тем как приступить к характеристике творческого портрета Омской школы дизайна костюма, необходимо сформулировать определение творческой школы и её признаки. Само понятие школа в искусствознании многогранно: в изобразительном искусстве выделяется художественная школа, в проектной культуре -школа дизайна. Мы подробно рассмотрели эти два термина в публикации «Генезис и социокультурные факторы формирования региональной школы дизайна (на примере Омской школы дизайна костюма)» [3].
Понятие школа дизайна в проектной культуре, в отличие от художественной школы в изобразительном искусстве, - явление сравнительно молодое (детище ХХ в.). Говоря о школе дизайна, мы имеем в виду нечто большее, чем просто учебное заведение с правом выдачи дипломов по специальностям. В определенном смысле понятие школа внеинституци-ональное. Нетождественность учебного заведения и школы предполагает наличие отличительных признаков.
Специалисты ВНИИТЭ дали свою трактовку школы дизайна в контексте проектной культуры. По их мнению, «дизайн-школа -это не только заведение по подготовке кадров, но в первую очередь это центр формирования и распространения определенной проектной культуры, которая проявляется в стиле, методах формообразования, разработанной методологии и стратегии, образцах профессионального мышления, поведения и мастерства, а также формирует имидж профессии» [2, с. 6]. Также, по мнению В. Ф. Сидоренко, заведующего сектором ВНИИТЭ, школа - это «одна из форм существования и воспроизводства культуры, а культура передается от одного поколения к другому через школу и в форме школы» [1, с. 4]. Она должна иметь единую творческую и педагогическую концепцию, устоявшееся кредо и авторскую программу. В этом заключается первый признак школы. Вторая особенность - непрерывная преемственность поколений преподавателей. Преемственность обеспечивает сохранение художественных и педагогических прин-
ципов, методов и традиций, а обмен творческим опытом поколений учителей и учеников формирует тот необходимый дух подлинного творческого новаторства, который развивает и укрепляет устоявшиеся традиции. Третий признак - накапливаемый тезаурус, это сокровищница произведений, создаваемых художественно-практических работ, согласных по духу и стилю, носителей художественного синтеза и общего почерка, а взаимосвязь и взаимодополняемость теоретических трудов позволяет выявлять единомыслие школы на аналитическом уровне. Четвертый - наличие системы продуктивных связей с внешней по отношению к школе средой. Пятый признак -определенная длительность существования школы. Здесь следует сделать уточнение, так как критерий продолжительности - признак относительный и зависит от наличия историко-культурной платформы, на которой основывается школа. Этот критерий позволяет определить истоки традиций, заложившие основы и особенности профессионального художественного образования [3, с. 23].
На основе выявленных признаков предлагается авторское определение школы дизайна. Школа дизайна - это парадигма проектного знания, характеризующаяся художественным своеобразием определенных совокупностей явлений искусства и стиля, объединенных единой творческой инициативой, успешность и действенность которой подтверждена временем. Таким образом, школа дизайна - это центр формирования и распространения определенной проектной культуры, а задачами ее выступают создание стиля, методологической стратегии, образцов профессионального мышления, а также имиджа профессии и национального престижа [Там же].
Омская школа дизайна начинает складываться в период, когда проектный процесс становится частью социальной жизни и глубоко внедряется в производство. Сложные условия формирования и в целом существования дизайнерского образования на периферии, закрытость страны, отсутствие отработанной отечественной модели проектного образования в то время во-
114
преки всему положительно повлияли на возникновение школы дизайна в регионе.
Удачным для формирования профессиональной культуры будущих художников по костюму стало и само расположение школы. Определенные условия, которые в дальнейшем способствовали появлению и развитию школы дизайна костюма в Омске, складывались с начала прошлого столетия. Особое развитие город получил в статусе столицы Государства Российского в 1918-1920 гг. За период короткого правления Колчака в Омске открылся художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля, или омский Худпром (1920), который положил начало традиции подготовки профессиональных художников-промышленников в регионе. С созданием Худпрома Омск стал столицей художественно-промышленного образования в Сибири. Этому также способствовала проведенная в 1894 г. железная дорога, которая усилила интенсивность контактов между городами Европейской России и Сибири, разительно изменив экономический, административный и культурный облик Омска. Подъем обусловил активность художественной жизни и стремление художников и представителей омской интеллигенции к объединению и плодотворной деятельности в сфере изобразительного искусства. После закрытия учебного заведения в 1930 г. не прекращались разговоры о необходимости сохранить художественное образование в Омске, обсуждались возможности восстановления техникума. Возрождение традиции художественного образования произошло с появлением Худграфа (ХГФ, художественно-графический факультет в структуре Омского государственного педагогического института, сейчас - факультет искусств Омского государственного педагогического университета) в 1960 г. под руководством народного художника Алексея Николаевича Либерова. Перед А. Н. Либеровым была поставлена задача - готовить учителей рисования, черчения и труда [13, с. 10]. Однако в художественной жизни Омска Худграф сыграл более значительную роль, воспитав, помимо учителей рисования, целую плеяду оригинальных молодых художников,
сформировавших представление о нем как о
« 2 «классической школе авторства» .
Особую ценность для профессиональной педагогической и художественной среды Омска представляют те, кто, окончив вуз, сумел реализовать свои амбиции в педагогике. Выпускники омского Худграфа внесли значительный вклад и в воспитание омских художников-модельеров. Эти преподаватели, будучи состоявшимися художниками, увидели в открывшемся учебном заведении возможности для самореализации и воплощения творческих планов, приобщая студентов к культуре авторства. Первый преподавательский коллектив Омской школы дизайна составили молодые талантливые художники, выпускники Худгра-фа: А. А. Чермошенцев, П. Е. Абрамов, В. А. Сафронов, Г. Н. Манжаев, В. Ф. Ерош-кин, П. И. Копысов. Именно первые художники-преподаватели запустили процессы формирования школы дизайна: открытость нового учебного заведения различным идеям дизайнерского и художественного образования на первоначальном этапе определила одну из ее основных особенностей - экспериментальную направленность педагогики.
Одной из главных ценностей школы является преемственность поколений преподавателей, которые сохранили эту экспериментальную направленность, а также развили комплексную авторскую систему дизайн-проектирования костюма как единую творческую инициативу. Сегодня основной педагогический коллектив составляют ее выпускники. Возглавляет кафедру3 с 1985 г. Г. В. Толмачёва -одна из первых выпускниц. Таким образом, омская школа развивалась в уже сформированном микроклимате, опираясь на накопленный опыт исторически сложившейся разнооб-
2 В основании этого утверждения лежит противоречие между официально заявленной функцией Худграфа -готовить учителей рисования, черчения и труда для общеобразовательных школ и той значимой ролью - воспитание омских художников, - которую факультет сыграл в истории города; в результате худграф стал структурой, дающей шанс художнику состояться как автору.
3 Кафедра дизайна костюма стала официально называться школой дизайна с конца 1990-х гг.
115
разной художественной жизни Омска прошлого века. Этот опыт подготовил почву для формирования уникального явления в художе -ственной и педагогической сферах города.
Преподавательский коллектив кафедры, состоящий преимущественно из профессоров, доцентов и старших преподавателей, членов Союза дизайнеров России, придерживается методологических принципов: невозможно научить проектировать все, главное - овладеть методами проектирования. Дальнейшие методологические разработки в Омской школе дизайна приводили к появлению других дисциплин, которые условно можно разделить на дисциплины академического и пропедевтического цикла (на начальных курсах) и проектные (на старших курсах и в магистратуре).
Одной из важнейших задач студентов -дизайнеров костюма на современном этапе является развитие профессиональных навыков путем выполнения последовательно и логично выстроенных заданий по специальным дисциплинам. Каждый преподаватель разрабатывает авторские дисциплины с уникальным методическим инструментарием. Так, помимо традиционных художественных дисциплин, которые составляют академический курс («живопись», «рисунок», «графика»), в школе был сформирован пропедевтический курс, направленный на развитие художественно-пластических представлений как специфической формы художественного видения студентов-младшекурсников. Курс состоит из таких дисциплин, как «пропедевтика» (Е. В. Азиева, О. В. Даниленко, Е. В. Филатова), «цветоведение и колористика» (Э. В. Васильева), «пластическое моделирование» и «текстильный дизайн» (М. Р. Тимофеева), и является базой для следующего этапа обучения на профильном курсе, состоящего из авторских дисциплин «дизайн-проектирование костюма» (Г. В. Толмачёва и др.), «дизайн-проектирование трикотажных изделий» (Ю. Л. Герасимова), «макетирование» (Н. О. Соснина) и «креативные методы дизайн-проектирования» (М. Р. Тимофеева).
Подобно разработанному во ВХУТЕМАСе «объективному методу», единому для всех ви-
дов творчества, пропедевтический курс в ОШДК способствует формированию навыков создания плоскостной, объемной и объемно-пространственной структуры, применения композиционных законов, приемов и средств, предшествует работе непосредственно с костюмом. Курс включает большое количество авторских упражнений и интерактивных методик проведения занятий, формирующих знания закономерностей композиционной структуры (пропедевтика), направленных на изучение влияния цвета на зрительное и эмоциональное восприятие костюма (колористика), орнаментального дизайна полотен (текстильный дизайн), поиски возможностей формообразования (пластическое моделирование).
Кроме того, многие упражнения нацелены на слом определенных стереотипов мышления. Так, на вводном занятии по пластическому моделированию студентам дается упражнение «шар», материал для которого - бумага - сразу побуждает к творчеству. Подобной провокацией является также использование нетрадиционных материалов для декорирования и создания полотен на текстильном дизайне, относящихся к сфере экспериментального дизайна. Таким образом, структура пропедевтического курса строится не только на изучении основ художественного языка и особенностей зрительного восприятия, но и тренирует навык применения креативности. Креативность как практическое использование воображения и реализация новых идей при переходе непосредственно к проектированию костюма оттачивается при изучении русского народного костюма - одного из самых богатых творческих источников для развития навыков проведения художественно-конструкторского и структурного анализа костюма.
На профильном курсе, следующем за пропедевтическим, а также в рамках магистерской программы активно используется метод проектов, дающий практическую возможность количественного и качественного генерирования креативных идей и способов их фиксации. Студенты изучают макетирование костюма, дизайн-проектирование костюма и креативные
116
методы дизайн-проектирования по авторским методикам. Для выявления и развития творческих, интеллектуальных и проектных качеств студентов метод проектов наиболее эффективен.
Переходной дисциплиной от пропедевтического курса к «методу проектов» является «объемное эскизирование» (макетирование), авторская программа доцента Н. О. Сосниной, в рамках которой предусмотрена активная экспериментальная работа с формой и конструкцией костюма. Приемы макетирования направлены на преодоление барьера между графической идеей и ее воплощением в материале. В качестве основной идеи дисциплины взят метод деконструктивизма как наиболее ресурсный и перспективный для экспериментов [5, с. 134].
В авторских программах преподавателей Омской школы дизайна используются и некоторые специфические методы проектирования костюма. Так, Г. В. Толмачёва представляет авторскую методику системного перспективного проектирования костюма [12], которую используют в своей работе многие выпускники Омской школы. Методика позволяет табличным способом, системой построения графиков составить логическую структуру коллекции, выявить виды композиционных связей в ней, грамотно расставить акценты [8, с. 120122]. Это очень важная часть дизайнерской деятельности для ресурсной организации работы и прогнозирования качественного результата.
Профессор М. Р. Тимофеева в рамках учебной магистерской программы «Дизайн-проектирование» разработала технологию развития креативного проектного мышления у дизайнеров костюма, представленную тремя проектами, направленными на конкретный результат и создание самобытного продукта [6]: 1) «Единичное изделие. Концепция самодостаточности, или 8К», 2) «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд», 3) «Платье как искусство». Основной задачей предлагаемой технологии является использование этапов проектировочных действий с узконаправленными точными инструкциями и выполнение мини-
упражнений как метод поиска новых идей в дизайне костюма [7, с. 58].
Направление «Дизайн трикотажных изделий», включенное в образовательные программы Омской школы, уникально для российских школ дизайна. Методики по проектированию трикотажных изделий разрабатывались А. И. Толкачёвой и Ю. Л. Герасимовой. Подготовка специалистов по трикотажу включает создание авторских полотен через комплексное понимание технологии, материаловедения, цветовых гармоний и принципов построения орнаментальных композиций. Это всегда самобытный стиль и дизайн, основанный на междисциплинарных связях и знании истории моды.
Создание авторских методик идет параллельно с развитием стилевых особенностей школы. Отличительные стилевые черты ОШДК формировались под влиянием различных факторов и условий становления дизайнерского образования в регионе, на которые также оказали воздействие мировые стили, течения и методы. Начало разработок авторской методики проектирования костюма основывалось на принципах конструктивизма, которые легли в основу советской методологии художественного проектирования костюма в 1960-1980-х гг. Затем сложившаяся в школе «свободная» система художественного образования в период господствующего метода социалистического реализма и отсутствие единого стилевого ориентира формируют «по-листилизм», ставший характерной чертой художественного процесса в Омской школе дизайна. Суть этого феномена в том, что как в академических дисциплинах, так и в проектных методах школы развивается несколько стилевых потоков: наравне с академизмом и реализмом происходили авангардные поиски средств графической выразительности. Специфика центрального расположения города среди регионов, имеющих разные культурные и исторические корни и традиции, обуславливает разнообразный национальный состав студентов, что способствует развитию этнического поликультурализма, а последнее в свою
117
очередь (усиленное модулем «Дизайн трикотажных изделий» в 1981 г.) - активному развитию этнического стиля. Последнее десятилетие этника становится одним из определяющих стилей ОШДК, и в 2012 г. кафедра организует конкурс моды и искусства «Сибирская этника».
С развитием собственной методологии дизайн-проектирования костюма в омской школе в основу большинства авторских методик лег принцип деконструктивизма. Подход к формообразованию через деконструкцию становится способом иного восприятия привычных явлений и характеризуется свободной ассоциативностью и отказом от рационализма. Следует отметить, что этот принцип в своем выражении в школе меняется. Так, до 2010 г. деконструктивизм носил разрушительный характер со стремлением к искажению форм и пропорций костюма и самого человека. В последнее десятилетие деконструктивизм приобретает позитивный характер и становится «гибридным», направленным на построение целостной системы путем «складывания», соединения, «приращивания», что существенно расширяет возможности метода и его применения при создании авторского стиля.
Формирование авторской методологии и стиля школы происходило под влиянием исторических, социокультурных и художественных условий в стране. Таким образом, нами выделено и проанализировано четыре основных периода в развитии ОШДК. Развитие каждого из них обусловлено определенными историческими, социокультурными и художественными условиями в стране, на основании которых можно проследить формирование стилевых и художественных особенностей Омской школы дизайна костюма.
Первый период (формирование школы) -конец 1970-х - начало 1980-х гг. Период главенства советского конструктивизма в отечественном проектировании костюма и возникновение основ художественно-графических традиций.
Второй период (художественно-экспериментальный) -1980-е - первая половина
1990-х гг. Период отличается активной художественной жизнью города. Школа становится экспериментальной площадкой для художников различных направлений. Разрабатывается методология проектирования костюма и устанавливаются междисциплинарные связи.
Третий период (методологически-стилевой) - вторая половина 1990-х - 2000-е гг. Окончательное формирование авторской методологии и стиля школы. Период признания ОШДК российской и мировой общественностью.
Четвертый период (современный) -2010-е гг. Период развития школы как социально и культурно значимого явления. В художественном плане не имеет однозначной характеристики в связи с незавершённостью. Также наиболее сложный для школы по причине происходящего реформирования высшего образования в России.
Первый период характеризуется формированием художественной и педагогической платформы будущей школы, отличается отсутствием аналогичных учебных заведений в регионах, готовивших художников-модельеров.
К открытию Омского технологического института в 1977 г. в стране уже имелся опыт подготовки художников-модельеров, главным образом в московских технологическом и текстильном институтах. Поэтому определенное влияние на разработку первых учебных программ в Омской школе дизайна костюма оказал опыт этих вузов. Причем опыт передавался не только в форме обмена учебными программами, но и при активном личном участии московских педагогов. Однако более значимая роль в становлении ОШДК на первоначальном этапе была отведена омскому Худграфу.
Обучение студентов на кафедре художе -ственного моделирования требовало фундаментальной художественной подготовки будущих художников-модельеров. В качестве первых преподавателей для разработки новой специальности на кафедру рисунка и живописи были приглашены выпускники Худграфа ОГПИ
A. А. Чермошенцев, Л. В. Чуйко, П. Е. Абрамов,
B. А. Сафронов, В. В. Петлина, С. Н. Пирогов, И. Н. Шалимов, а также выпускники Московско-
118
го технологического института Т. И. Николаенко и А. В. Соколков4. Первым заведующим кафедрой художественных дисциплин Омского технологического института (1978-1980) стал А. А. Чер-мошенцев - советский и российский художник-график и живописец, впоследствии профессор кафедры рисунка факультета искусств ОмГПУ (бывший ОГНИ).
Благодаря тому, что практически все первые преподаватели являлись выпускниками художественно-графического факультета ОГПИ, будущие модельеры получали серьезные художественные навыки. Отдельно стоит отметить, что художественные дисциплины в первые годы существования специальности были доминирующими по отношению к дисциплинам художественного моделирования одежды.
В 1979/80 учебном году кафедра художе -ственных дисциплин разделилась на две: кафедру рисунка и живописи и кафедру моделирования и художественного оформления костюма. С самого начала образования кафедры художественного моделирования в ОмТИ складывалась специфика ОШДК: учебные программы и основы художественных дисциплин разрабатывались преподавателями-художниками с академическим и художественно-педагогическим образованием на основе существующих методик художе -ственного проектирования костюма (из Московского технологического института). При фактическом отсутствии в первые годы отработанной методики проектирования на кафедре выполнение костюма в материале представляло собой объемно-пространственное воплощение графических и живописных работ студентов. При высоком образном решении костюм не выполнял утилитарную функцию и зачастую был скорее бутафорским.
В этот период студенты являлись более художниками, чем модельерами, и воспринимали костюм как холст, поле для творчества, что выражалось в «плоскостности» и его декоративном исполнении. Однако
4 КУОО ИсА. Ф. 3004. Оп. 1. Д. 85. Л. 70.
именно эта специфика сформировала высокую художественность эскизной части проектирования и ярко выраженную концепту-альность костюма, которая с развитием методологии дизайн-проектирования оттачивалась и совершенствовалась в последующие десятилетия.
Второй период характеризуется активными художественными поисками, а также формированием регионального компонента. На этом этапе еще рано говорить о создании авторской методологии проектирования костюма.
С момента основания кафедры моделирования в преподавательский состав входили выпускники Московского технологического института, а также он пополнялся кадрами из Института текстильной и легкой промышленности (ВЗИТЛП)5. На кафедре читаются дисциплины по конструированию и технологии швейных изделий. Одной из первых выпускниц, приглашенных на кафедру моделирования в качестве ассистентов, была Г. В. Толмачёва.
В 1981 г. из состава кафедры конструирования швейных изделий в отдельную кафедру текстильного материаловедения выделилась секция «Текстильное материаловедение и технология трикотажа». Для студентов появляется новое поле для творчества - создание трикотажных полотен с последующим изготовлением из них костюма. Кафедра стала особо любима студентами-художниками за практически безграничную возможность художественных экспериментов с цветом, фактурой и объемом. В СССР, так же как и сегодня в России, было очень мало учебных заведений со специализацией «Дизайн трикотажных изделий», поэтому с появлением «трикотажной» кафедры, ОмТИ и формирующаяся Омская школа дизайна костюма стали выгодно отличаться от большинства других вузов, готовивших дизайнеров.
В этот период в тесном содружестве развивались три кафедры: конструирования швейных изделий, технологии швейных изделий (где с 1981 г. появилась технология трикотажа), ху-
5 КУОО ИсА. Ф. 3004. Оп. 1. Д. 340. Л. 4.
119
дожественного оформления и моделирования изделий текстильной и легкой промышленности. Концентрация профессорско-преподавательского состава на специализированных кафедрах способствовала профессиональному подходу в преподавании специальных дисциплин. Лучшие методологические разработки внедрялись в учебный процесс. Дисциплины по конструированию практически не отличались по своему качеству у студентов - конструкторов и художников по костюму, технологические разработки активно внедрялись и у обучающихся технологов, и конструкторов, и художников-модельеров. Подобное сопряжение дисциплин формировало практико-ориентиро-ванный учебный процесс. Примечательно, что в этот период на пространстве от Волги до Дальнего Востока не было ни одного вуза с подобным набором специальностей.
Третий период характеризуется окончательным сложением методологии и стиля школы. С 1994 г. кафедра художественного моделирования переименовывается в кафедру дизайна костюма6.
Разрабатывается большое количество авторских методик и дисциплин, происходит окончательная отработка общей методологии школы. В 1997 г. выходит учебное пособие Г. В. Толмачёвой «Система перспективного проектирования» с описанием метода морфологического анализа (ММА), М. Р. Тимофеевой разработана дисциплина «текстильный дизайн», которая окончательно дополняет авторский пропедевтический цикл дисциплин ОШДК, О. В. Ющенко - дисциплина «графический дизайн», издано учебное пособие А. И. Толкачёвой «Дизайн трикотажных изделий» и др. Главным достижением периода является то, что авторские методики выстроились во взаимно увязанные системы и позволяли научить студентов пользоваться композиционными средствами как инстру-
6 На основании приказа государственного комитета РФ по высшему образованию от 5.03.1994 № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования».
ментарием для проектирования дизайнерского продукта. В дальнейшем внедряемые методики апробировались и отрабатывались.
Отработанная авторская методология проектирования костюма в ОШДК позволяет качественно подготовить специалиста, не имеющего предварительной художественной подготовки, при том, что объем часов, выделенных на академические дисциплины, постоянно сокращающется.
О процессе самоопределения Омской школы дизайна в своей публикации впервые заявляет Г. В. Толмачёва [См.: 11, с. 44], также ей отмечается практическое влияние студентов и выпускников на эстетическое воспитание и формирование культурных традиций в регионе [См.: 10, с. 18].
Еще одной важной характерной чертой третьего периода стало внедрение разработанных студентами моделей в производство. Удачное сотрудничество налажено с производственными объединениями «Омсктри-котаж», «Большевичка», «Кировтрикотаж», Новосибирским домом моделей и т. д. Лучшие работы студентов получили одобрение на международных и российских конкурсах: «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург), «Русский силуэт» (Москва), «Международная премия дизайна Смир-нофф» (Москва), «Арт-Форум» (Пермь) и др., а в 1997 г. ОШДК инициирует в Омске городской конкурс молодых дизайнеров «Формула моды» - региональный этап конкурса «Русский силуэт». О сформированно-сти школы говорит череда побед студентов на российских и международных конкурсах дизайнеров костюма.
В художественном плане период характеризуется концептуальным подходом к проектированию костюма, что проявляется в его усложняющейся структуре, экспериментах с фактурой в формообразовании и идейных проработках образа.
В четвертый период омская школа (наряду с другими образовательными учреждениями) переживает реформирование национальной системы образования в соот-
120
ветствии с основными положениями Болон-ской декларации и переход на двухуровневое обучение в рамках Болонского процесса. Также слияние с Омским государственным техническим университетом в единый технический опорный вуз в 2016 г. может негативно повлиять на сложившуюся методологию ОШДК в связи с нарастающим сокращением учебного плана и учебных часов. Текущий период важен с точки зрения фиксирования художественной, педагогической и социокультурной деятельности ОШДК и выявления основных стилевых ориентиров для сохранения «звания» школы.
Практико-ориентированное построение учебного процесса, сформированного в предыдущий период, прошло апробирование на конкурсах, в различных номинациях от авангарда и «костюм как искусство» до прет-а-порте. Уровень школы подтверждают неоднократные награды и номинации «лучшая школа», множество побед студентов. Также в организации учебного процесса сыграли роль стажировки.
Современный этап характеризуется развитием социокультурного влияния школы на город. Своеобразный индикатор поликультурной трансформации в социокультурное пространство города - конкурс «Формула моды: Восток - Запад», организованный кафедрой дизайна костюма и являющийся инновационным методом в дизайн-образовании [9, с. 233]. Деятельность конкурса и его влияние на социум преподаватели кафедры описывают в научно-творческих монографиях [Например, 4].
Интересы школы расширяются от подготовки дизайнеров по костюму до создания открытой площадки для общественных и креативных инициатив. Такой площадкой стал проект «Омская Арт-резиденция», организованный в 2017 г. доцентом кафедры дизайна костюма Э. В. Васильевой. Важным моментом проекта стало объединение различных сфер деятельности - от дизайна различных направлений до информационных технологий. Взаимодействие разных творческих инициатив ге-
нерирует новые конструкции. Возможно, эта тенденция синтеза искусств, которая сейчас активно проявляется в мировой проектной культуре и художественной практике, станет началом следующего, качественно нового этапа в проектной деятельности Омской школы дизайна костюма.
На основании специфики формирования и развития ОШДК мы рассматриваем ее как единую творческую инициативу, представляющую художественное единство инновационной образовательной практики. Творчество учеников Омской школы дизайна костюма объединяет применение уникальных принципов деконструкции в формообразовании костюма и концептуального подхода к проектированию костюма, в результате чего обретает эстетическую, идеологическую и искусствоведческую значимость.
Отличительной особенностью дизайнерского образования в Омской школе дизайна костюма стало то, что первые программы и системы междисциплинарных связей разрабатывали художники - выпускники «классической школы авторства».
Изучена система сложившегося художественного образования в ОШДК и проанализирована теоретико-методическая концепция построения художественно-педагогической модели дизайн-образования. Профессиональная подготовка в Омской школе дизайна включает три основных курса: академический, пропедевтический и профильный (или метод проектов). Пропедевтический развивает навыки плоскостной, объемной и объемно-пространственной структуры, приёмы и средства формообразования. Специфика разработанного в ОШДК пропедевтического курса заключается в возможности подготовить специалиста-дизайнера без базового академического художественного образования. Метод проектов является завершающим в образовательном цикле, направлен на генерирование системно-креативных идей и предполагает работу непосредственно с костюмом.
По итогам анализа творческого портрета школы можно сделать вывод, что для нее характерно наличие единого методологическо-
121
го стержня, который окончательно сформировался в 1997 г. и очевиден сегодня. Главной ценностью Омской школы дизайна костюма является преемственность поколений препода-
вателей, а также сохранение и развитие комплексной авторской системы дизайн-проектирования костюма как единой творческой инициативы.
1. Бандорин, В. Г. Ленинградская школа дизайна : метод. материалы / В. Г. Бандорин. - Москва : ВНИИТЭ, 1990. - 101 с.
2. Бобковская, М. А. Уральская школа дизайна : метод. материалы / М. А. Бобковская, С. Ф. Бойцов. -Москва : ВНИИТЭ, 1989. - 116 с.
3. Даниленко, О. В. Генезис и социокультурные факторы формирования региональной школы дизайна (на примере Омской школы дизайна костюма) [Электронный ресурс] / О. В. Даниленко // Архитек-тон: известия вузов. - 2018. - № 4 (64). - Режим доступа: http://archvuz.ru/PDF/ %23%2064%20РБР/%2364_23_Бат1епко.р^ (дата обращения: 20.03.19).
4. Международный конкурс молодых дизайнеров «Формула моды: Восток - Запад» 2014 : науч.-творч. моногр. / под ред. Г. В. Толмачёвой. - Омск : Изд-во ОГИС, 2016. - 86 с.
5. Соснина, Н. О. Деконструктивизм как метод креативного формообразования в дизайне костюма / Н. О. Соснина, Г. В. Толмачёва // Международный журнал экспериментального образования. -2016. - № 1. - С. 133-135.
6. Тимофеева, М. Р. Креативные методы дизайн-проектирования: учеб.-нагляд. пособие / М. Р. Тимофеева. - Омск : ОГИС, 2013. - 24 с.
7. Тимофеева, М. Р. Технология развития креативного мышления у дизайнеров через проектные методы [Электронный ресурс] / М. Р. Тимофеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 4. - Режим доступа: Шр8://8аепсе-е^сайоп.ш/ш/агйс1еМетс^=20588 (дата обращения: 20.03.19).
8. Толмачёва, Г. В. Использование проектного метода морфологического анализа в дизайн-проектировании костюма / Г. В. Толмачёва, О. В. Даниленко // Известия высших учебных заведений. Технология лёгкой промышленности. - 2017. - № 4. - С. 118-125.
9. Толмачёва, Г. В. Конкурс молодых дизайнеров одежды «Формула моды: Восток - Запад» как инновационный образовательный проект / Г. В. Толмачёва // Дизайн, технологии и инновации в текстильно и легкой промышленности (Инновации-2014): материалы междунар. науч.-техн. конф. -Москва, 2014. - С. 232-234.
10. Толмачёва, Г. В. Омская школа дизайна костюма / Г. В. Толмачёва // Омский научный вестник. -2002. - № 19. - С. 18-19.
11. Толмачёва, Г. В. Омская школа художественного моделирования / Г. В. Толмачёва, Л. Т. Ляшева // Омский регион: исторический опыт. Проблемы и пути экономического развития в современных условиях : материалы межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Омской области. - Омск, 1994. - Ч. 3. - С. 43-44.
12. Толмачёва, Г. В. Система перспективного проектирования костюма / Г. В. Толмачёва. - Омск: ОГИС, 2004. - 52 с.
13. Факультет искусств: 40 лет / авт.-сост. Г. Г. Гурьянова. - Омск, 2000. - 128 с.
Получено 25.03.2019
122
O. Danilenko
G. Tolmacheva
Post-graduate student (24.00.01), Omsk State Technical University E-mail: [email protected]
Professor, Head of the Department of Costume design, Omsk State Technical University E-mail: [email protected]
CREATIVE PORTRAIT OF OMSK FASHION DESIGN SCHOOL
Abstract. The article is devoted to the phenomenon of Fashion Design School formation in the region. The author studies the peculiarities of establishment along with the development of pedagogical and artistic activity of the Omsk Fashion Design School presented by the Fashion design chair of the Omsk State Technical University. Today the school is a unique example formation and development of Russian regional fashion design school in the second half of XX century and is of big social-cultural and artistic meaning. The author of the article pays special attention to the analysis of social, historical, cultural and artistic processes which took place in Omsk since the end of XX century and formed social-cultural ground for appearance and development of a fashion design school in the region. Studying the traditions in the artistic-educational environment of the city, firstly, characterizes the artistic peculiarities of the city, and secondly, partly explains the status of the Omsk Fashion Design School taking into account the Fashion Design Chair relatively short period of existence. To determine the status of the Omsk Fashion Design School the article shortly discloses the Design School phenomenon in the project culture and its characteristics and contains the Design School definitions given by art experts having studied the phenomenon of the Soviet design schools.
Besides this the article contains the analysis of the process of formation of school professional ideology and social-historical terms of pedagogical and artistic concepts formation which have built the grounds for educational process in different consistent stages of the school evolution. The school periods of development as well as the author's understanding of this phenomenon have also been formularized in the article.
Keywords: Omsk Fashion Design School, project culture, design school, propaedeutic course, "project method" For citing: Danilenko O., Tolmacheva G. 2019. Creative Portrait of Omsk Fashion Design School. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 113-123.
1. Bandorin V. 1989. Leningradskaya shkola dizayna [Leningrad design school]. Moscow: VNIITE. 101 p. (In Russ.).
2. Bobkovskaia M., Boitsov S. 1989. Ural'skaya shkola dizayna [Ural design school]. Moscow: VNIITE. 116 p. (In Russ.).
3. Danilenko O. 2018. Genesis and sociocultural factors of regional design school formation (based on the example of the Omsk Fashion Design School (OFDS)) [Electronic resource]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: University news]. No. 4 (64). Available from: http://archvuz.ru/PDF/%23%2064%20PDF/%2364_23_Danilenko.pdf (accessed: 20.03.2019). (In Russ.).
4. Mezhdunarodnyy konkurs molodykh dizaynerov «Formula mody: Vostok - Zapad» 2014 [International competition of young designers "Fashion Formula: East - West" 2014]. 2016. Omsk: OGIS. 86 p. (In Russ.).
5. Sosnina N., Tolmacheva G. 2016. Deconstructivism as a method of creative shaping in fashion design. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. No 1: 133-135. (In Russ.).
6. Timofeeva M. 2013. Kreativnye metody dizayn-proektirovaniya [Creative techniques in fashion design]. Omsk: OGIS. 24 p. (In Russ.).
7. Timofeeva M. 2015. Technology development of creative thinking among designers through design methods [Electronic resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No 4. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20588 (accessed: 20.03.2019). (In Russ.).
8. Tolmacheva G., Danilenko O. 2017. Morphological analysis design method in fashion education. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Tehnologiya legkoy promyshlennosti [Proceedings of higher educational institutions. Light industry technology]. No 4: 118-125. (In Russ.).
9. Tolmacheva G. 2014. Competition for young fashion designers "Fashion Formula: East - West" as an innovative educational project. Dizayn, tekhnologii i innovatsii v tekstil'noy i legkoy promyshlennosti (Innovatsii-2014) [Design, technology and innovations in textile industry (Innovations-2014)], Omsk: OGIS. P. 232-234. (In Russ.).
10. Tolmacheva G. 2002. Omsk Fashion Design School. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk scientific news]. No 19: 18-19. (In Russ.).
11. Tolmacheva G., Liasheva L. 1994. Omsk school of art modeling. Omskiy region: istoricheskiy opyt. Problemy i puti ekonomicheskogo razvitiya v sovremennykh usloviyakh [Omsk region: historical experience. Problems and ways of economic development in modern conditions]. Omsk. Part 3. P. 43-44. (In Russ.).
12. Tolmacheva G. 2004. Sistema perspektivnogo proektirovaniya kostyuma [Perspective fashion design system]. Omsk. 52 p. (In Russ.).
13. Fakul'tet iskusstv: 40 let [Faculty of arts: 40 years]. 2000. Omsk. 128 p. (In Russ.).
References
Received 25.03.2019
123