Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / КОМПОНЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / INNOVATION / DESIGN / COMPONENT INTEGRATION / READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капунова Маргарита Ивановна

В статье выявлены особенности процесса обучения будущих дизайнеров и их готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Рассмотрены содержание и структура инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров в процессе специальной подготовки, сущность готовности к инновационной деятельности как ключевой момент в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF FUTURE DESIGNERS AND THEIR READINESS FOR INNOVATION IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

In the article the essence, the contents and structure of innovative professional activity are revealed for future designers in the course of special preparation; the structure of readiness for innovative activity is considered as a key preparation in the educational process for the future designers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Е.С. Полат. М.: Академия, 2005. - 272 с.

12. Абаева, Н.Н. Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения / Н.Н. Абаева // Школьная педагогика. - 2017. - № 2 (9). - С. 14-17.

13. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 415-421.

14. Суслова О.Н. Организация внеклассной работы как условие повышения качества знаний школьников по основам безопасности жизнедеятельности / О.Н. Суслова // Студенческая наука и XXI век. -2018. - Т. 15. - № 2 (17). - Ч. 2. - С. 383-385.

15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ. - 2003. - 110 с.

16. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В.С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6. - С. 53-62.

17. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: дис. ... канл. пед. наук / Е.С. Александрова. - СПб., 2000. - 220 с.

Педагогика

УДК 378.147:7.05

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье выявлены особенности процесса обучения будущих дизайнеров и их готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Рассмотрены содержание и структура инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров в процессе специальной подготовки, сущность готовности к инновационной деятельности как ключевой момент в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: инновационная деятельность, дизайн, компонент, интеграция, готовность.

Annotation. In the article the essence, the contents and structure of innovative professional activity are revealed for future designers in the course of special preparation; the structure of readiness for innovative activity is considered as a key preparation in the educational process for the future designers.

Keywords: innovation, design, component integration, readiness.

Введение. Определяет актуальные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки обучающихся способом совершенствования образования, как средство интеллектуально-личностного развития перспективных профессионалов. В порядке подготовки нынешних экспертов это требует кардинальных преобразований и обусловливает ориентацию целей полного специального образования на интересы личности профессионалов. Особо следует отметить изменения новшеств, в каких-либо проявлениях самосовершенствования формирующих средств среди преимуществ в области подготовленности специалистов в области дизайн. Прежде всего под их действием преображаются только лишь некоторые компоненты - методы, технологии обучения, цели и содержание, но и сам будущий специалист.

Не могут считаться профессионально-знающие специалисты, не понимающие смысл в современном деле и в профессиональной области, не овладевающие особенность креативного движения, не разбирающиеся широким запасом инновационных технологий.

Подготовленность дизайнера к внедрению инноваций не только формирует основу для реализации конкурентоспособности профессионалов в дизайнерской области, но и определяет направления профессионального роста дизайнеров, творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Развитие и стремления будущих дизайнеров являются особенностями процесса обучения к приобретению новейшего опыта, развитость понятия профессиональных знаний и умения. Правильно создавать функционирование дизайн-проектирования при помощи средств ИТ, уверенности в своих силах при изучении новейших методов использования инновационных технологий в профессиональной деятельности, включающая понимание важнейшими компьютерными средствами, уровень формирования компьютерной осведомленности, действиями реализации действий, методиками применения специальных программ в профессиональной деятельности дизайнера.

Специально организованный процесс активного, целенаправленного взаимосвязи педагогов и обучающихся, сконцентрированный на развитие будущих дизайнеров. К результату творческих задач, как значимо-профессионального атрибута в единстве его теоретической, практической и личностной составляющих, представляет собой подготовочный этап перспективных дизайнеров к современному профессиональному делу.

В теории выражать специфичность процесса подготовки будущих специалистов в области дизайн и их подготовленность к новшеству.

Изложение основного материала статьи. Ведущий показатель готовности будущих специалистов в области дизайн, внедряет в учебную работу профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных оперативно определять сложнейшие и разнообразные задачи своей деятельности. Использование инноваций направляет обучающихся на поисково-творческую деятельность по добыванию, моделированию и изучению процессов и явлений, конструированию новых знаний, проектированию

способов профессиональной деятельности. Большая и сложная система, складывающаяся из большого числа различных инноваций, которые рассматриваются с различных позиций - инновационная деятельность в дизайне.

Приоритетной становится в дизайне качественная профессиональная подготовка будущих дизайнеров в ВУЗе, обеспечивающая выполнение будущими специалистами функций, адекватных инновационным потребностям.

Актуальным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов выступает готовность к инновационной деятельности, связанной с отказом от известных штампов, стереотипов в профессии, выходом за рамки действующих нормативов, нахождением новых оригинальных способов решения профессиональных задач.

Основные вопросы традиционных и новейших приемов обучения, характеристики изучены в трудах, исследованиях деятелей различных научных отраслей: педагогов, художников, психологов, дизайнеров, искусствоведов [71.

Научный анализ сложившиеся на сегодняшний день, разрешающие разработать способ развития готовности к инновационной квалифицированной деятельности у будущих дизайнеров. Описаны компоненты, сущностные характеристики, совокупность и функции инновационного развития в работах Бондаревской Е.В., Бордовской М.Л., В.И. Загвязинского, Сластелина В.А.

Деятельно изучаются различные аспекты требования к инновационной деятельности: принятие решить относительно новшества (Б. Твисс); вопросы эффективности инноваций, направлений взаимодействия нововведений, взаимосвязи среды и инновационного этапа (Б. Санто).

Подготовка будущих дизайнеров требует поиска новых методов и форм их работы и активизации творческой деятельности обучающихся. Пологается обоснование возможностей комплексного подхода к проблеме непрерывного обучения основам изобразительной и художественной деятельности.

Умение видеть будущее и возможность реализовать его как в виде законченных объектов и проектов, так и в виде неких идей и концептов без ограничения заданными материалами, технологиями и объектами проектирования - инновационная профессиональная деятельность в дизайне. Инновационный дизайн ориентирован на процессы, в основе которых стоит человек, на развитие стиля жизни и инновационного общества, а не центрирован на производстве и средствах производства. Художественное мышление, опирающееся на художественные законы восприятия и формально-эстетические закономерности - главное в механизме формирования инноваций в дизайне [2].

Основывает инновационная деятельность принцип применения в образовательном этапе новых технологий, способов и форм организации, систем, отображенных в инновационной платформе ВУЗа.

Важными составляющими при использовании современых технологий подготовки выступают актуальные средства обучения. К ним относятся аудивизуальные деятельные средства: «метод проектов», «мозговой штурм», «коллаж». Усовершенствование компьютерной техники и программного обеспечения содействовало внедрению в учебный процесс мультимедиа технологий, интернет технологий, Web дизайна.

Интерактивность - это главная особенность применения этих средств. Она представляет связь между обучающимися как друг с другом так и с преподавателями. При создании дизайнерских проектов интерактивные средства обучения способствуют быстрому обмену информацией и объединения совместной креативной работе.

В творческий процесс интеграция новейших технологий позволяет, с одной стороны, получить перспективным дизайнерам знания, обязательны для жизни и работы в социуме. С другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации творческой деятельности.

Совершенно новые возможности новейшие технологий разрешают реализовать принципиально новые формы и способы образования с использованием моделирования явлений и развития, содействуют формированию познавательного интереса перспективных дизайнеров и их мотивации, что в конечном итоге, повышает качество образования [51.

Процесс становления подготовленности к инновациям в профессиональной деятельности будущих креативных специалистов реализовывается методично, постепенно:

• первый этап - главной задачей выражает развитие стабильной положительной мотивациии, на использование новшеств в творческой профессии ценностных ориентации;

• второй этап - главный задачей показывает изучение познаний о сущности, содержании и строению новшества в профессиональном деле;

• третий этап - главный задачей показывает развитие рефлексивных и исследовательских умений и мастерства обучающихся.

Реализовывает развитие готовности будущих креативных специалистов к новшеству в проф. деятельности важнейшим направлением через усвоение изобразительных разработок, вырабатывание готовности к рассмотрению; получению иных дизайнеров креативного опыта и его приспособлению к новейшим условиям; личных разработанных новшеств, получению личного инновационного опыта; организации, проведению творческих исследований [11.

Интеграция содержания специальных дисциплин является одним из важнейших формирований проектно-художественных умений и условий результативности обучения дизайнеров проектно-художественной деятельности. Интеграция, осуществленная на общенаучном, общетехническом, общепроектном и частнопроектном уровнях, дает возможность структурировать содержание в следующие блоки:

• обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, умений по предметам естественнонаучного цикла -общенаучный блок;

• способствует усвоению гуманитарных знаний, умений -общегуманитарный блок;

• направлен на формирование знаний технических наук - общетехнический блок;

• развивает творческие способности и практические художественно-изобразительные навыки -художественный блок;

• инвариантный, включает общие принципы дизайн-проектирования, общие проектные закономерности и принципы, процедуры и способы их выполнения - общепроектный блок.

В процессе обучения особенностями процесса студентов-дизайнеров являются способность реализовывать интегративное содержание дисциплин, создание оптимального психологического климата, наличие технологии формирования проектно-художественных умений [81.

Развитие способностей к целостному восприятию, познанию, оценке и преобразованию окружающей предметной среды как объекта и сферы дизайна во всем разнообразии его проявлений, являются главными задачами профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

Важно развитие индивидуальных творческих способностей, формирование художественного мировоззрения, художественно-конструкторского мышления. Способности к самостоятельной познавательной деятельности, новаторского творческого подхода к работе необходимо развивать у будущих специалистов-дизайнеров. Навыки высокопрофессиональному проектному мастерству предполагает глубокое овладение специальными знаниями, практическими умениями.

Для обширному дизайнерской делу новейшие методы моделирования и проектирования, установленные материалы предоставляют наилучшие возможности. Собственно инновации и креативное дело дизайнера, представляющего в роли художника-проектировщика, ссылается к фактору сделанного технологичного дизайнерского продукта [4].

Выводы. Постоянные изменения в настоящее время имеют тенденцию к усложнению. На основании с ускоренными темпами формирования научно-технического изменения и специальных задач будущих специалистов в области дизайн, существенные коррективы и новейшие обстоятельства функционирования высшей школы диктуют внесения в развитие подготовки будущих креативных специалистов к творческой деятельности.

По принципу применения в образовательном течении новейших технологий, способов и форм образования, возможностей, отображенных в инновационной платформе ВУЗа, формируется подготовленность к инновациям креативных дизайнеров в профессиональном обучении. На личностном содействии педагога и обучающегося образованы новейшие общеучебные средства комплекса процедур. Деятельные способы подготовки, обращенных на создание креативной деятельности, ориентирующих будущих творческих специалистов на самосовершенствование, повышение качества и разработка инноваций, креативное использование навыков в процессе подготовки творческих специалистов и их подготовка к внедрению новшеств.

В овладении комплекса информационно-технологических знаний заключается особенность специальной подготовленности будущих дизайнеров. Усвоение основных умений и знаний происходит в ходе выполнения различных проектных заданий. Если в профессиональной подготовке отражаются содержание дизайнерской практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных изменений в дизайне, новейшая деятельность дизайнеров будет эффективной. Использование активных форм и методов проведения занятий в ВУЗе у дизайнеров осуществляется внимание к инновационным процессам.

Готовность дизайнера к инновационной практике:

• грамотность в разработке и внедрении инновационных технологий в области дизайна;

• понимание применять новейшие технологии и методы в творческой профессии;

• умение разрабатывать (апробировать, проектировать) свои инновации;

• опыт оценивать и анализировать итоги продвижения инноваций в дизайне.

Результатом специальной проф. подготовки перспективных дизайнеров, показывает подготовленность к инновационной проф. деятельности, умений и знаний, наличие опыта необходимых для выполнения профессиональной работы.

Литература:

1. Аронов В.Г. Теоретические концепции зарубежного дизайна текст. / В.Г. Аронов - М: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.

2. Аронов В.Р. Классика мирового дизайна. Герберт рид «Искусство и промышленность» / В.Р. Аронов Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПА изд.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), 2012. - Вып. № 2-1 - С. 69-79

3. Бордовская М.Л. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / М.Л. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

4. Загвязинский В.И. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва / В.И. Загвязинский // Формирование личности с социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования: (на материале Тюменской области): сборник статей / Российская Федерация, М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. - С. 5-12

5. Лазарев В.С. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В.С. Лазарев, Н.И. Ставринова. - Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 51-59

6. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент / Л.Б. Переверзев // Техническая эстетика. 1987. - № 6. - С. 24-28

7. Сластенин В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач [Текст1 /

B.А. Сластенин // Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе: Сборник научных трудов / Под ред. В. А. Сластенина, О.А. Абдуллиной. - М.: Изд-во МГПИ им. В.А. Ленина, 1980. -

C. 55-61

8. Хан-Магомедов С.О. О месте и роли дизайна в системе художественной культуры / С.О. Хан-Магомедов // Техн. эстетика. - 1985. -№ 7. - С. 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.