ным мышлением. Только творческий подход может гарантировать, насколько выразительной будет форма после художественной обработки. Например, в графическом дизайне объект подвергается сильной стилизации, но основным критерием всё-таки остаётся узнаваемость.
Анализ степени влияния элементов бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров показал необходимость широкого применения бионики в формообразовании. Изучение формальных свойств биоорганизмов способствует накоплению знаний, практических навыков, служит повышению уровня выполненных практических задач.
В процессе изучения курса «Формообразования» реализуются функции профессионального мышления, оптимизируется учебный процесс.
Биодизайн окружает нас и пронизывает все стороны жизни. Изучение законов формообразования в природе и перенос их свойств на разрабатываемые модели не только способствует оптимальному решению конкретного проектного задания, но и развивает профессиональное мышление студентов, их способности к инновационной деятельности.
Процесс проектирования на основе использования принципов бионики оптимизирует решение поставленной задачи, открывает возможности для нахождения нового, субъективного подхода к трактовке живой природы.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается влияние бионики на формирование творческого, профессионального мышления студентов - дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов. Раскрыто понятие биодизайна, определены методы исследования биоорганизмов и приёмы моделирования объёмов на основе биоформ.
Ключевые слова: творческое мышление, бионика, биодизайн, проектирование.
SUMMARY
In article influence of bionics on formation of creative, professional thinking of students-
designers in the course of studying of formal properties of natural analogues is considered. The concept of biodesign, methods of research of bioorganisms and receptions of modelling of volumes on the basis of bioforms is opened.
Key words: creative thinking, bionics, biodesign, designing.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажнина Е. Бионика: природа знает лучше! - Как / Е. Ажнина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kak.ru.
2. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры / В. Гропиус. - М.: Искусство, 1971. -273 с.
3. Жирарден Л. Бионика / Ж. Жирарден. -М.: «Мир», 1971. - 85 с.
4. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 2001. - 688 с.
5. Литнецкий И. Б. Беседы о бионике / И. Б. Литнецкий. - М.: Наука, 1968. - 123 с.
Ш)
М. И. Капунова
УДК 378:7.05-051.001/.002
КРИТЕРИИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П ереход от индустриального общества к информационному инициирует проблему модернизации обучения дизайну и, прежде
хУ^м^я лт ^ ныФ н/ц
всего, поиска методов преподавания, которые могли бы обеспечить формирование готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий в своей профессиональной деятельности. Главной задачей процесса обучения инновационным технологиям в вузе становится разработка эффективных методик, критериев и средств повышения готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности [7, с. 58].
Применение инноваций в дизайне неизбежно и необходимо, так как одним из современных требований работодателей к специалисту дизайна является готовность к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Задачи создания принципиально новых условий для формирования и реализации инновационного потенциала будущих специалистов-дизайнеров приобретают особую актуальность. Самореализация личности в профессиональной деятельности, выработка на этой основе индивидуально-творческой системы самосовершенствования, постоянное стремление к реализации инновационного потенциала представляют собой основные направления формирования инновационной культуры специалиста.
В педагогической теории готовность к различным видам деятельности в области дизайна всесторонне исследуется, и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий её сущность и структуру. Проблемам формирования профессиональной готовности посвящены работы Л. А. Кандыбович, Г. А. Бокарсовой, К. М. Ду-рай-Новаковской. На результаты названных выше исследований опираются и В. С. Ильин, Н. В. Кузьмина, П. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин. Особенностям дизайн-образования посвящены труды таких учёных, как Д. Я. Герасименко, А. Л. Дижур, Т. В. Кос-тенко, А. Г. Куликов, Е. Н. Лазарев, Л. В. Левицкий, Л. Б. Переверзнев, Р. М. Рогозин, В. Ф. Сидоренко, О. М. Солдатов, Е. В. Тка-
ченко, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магометов, Л. А. Шапошников.
В новых социально-экономических условиях система высшего профессионального образования не всегда в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные запросы общества. В этой ситуации приоритетным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов высшего звена выступает формирование готовности к инновационной деятельности, связанной с отказом от известных штампов, стереотипов в профессии, выходом за рамки действующих нормативов, нахождением новых оригинальных способов решения профессиональных задач [1, с. 259].
В контексте обозначенной проблемы целью статьи является определение критериев и уровней готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности; определение теоретических основ и обоснование условий формирования инновационного потенциала будущего специалиста-дизайнера.
Эффективность формирования инновационного потенциала будущего специалиста-дизайнера в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена, если сущность, структура и содержание инновационного потенциала будущего дизайнера, а также его включение в инновационную деятельность в процессе профессиональной подготовки рассматриваются в качестве основных целей учебно-воспитательного процесса.
Основы процесса формирования готовности к профессиональной деятельности как системы нашли отражение в исследованиях Г. А. Бокарсовой, Д. Я. Герасименко, А. Л. Ди-жур, К. М. Дурай-Новаковского, В. С. Ильина, Н. В. Кузьмина, Л. А. Кандыбовича, Т. В. Костенко, А. Г. Куликова, Е. Н. Лазарева, Л. В. Левицкого, Л. Б. Переверзнева, Р. М. Рогозина, П. К. Сергеева, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, В. Ф. Сидоренко, О. М. Солдатова, Е. В. Ткаченко, А. Г. Устинова, С. О. Хан-Магометова, Л. А. Шапошникова.
Инновация - (от латинского «innovation» -нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в профессиональной деятельности дизайнера, совершенствование технологии и организации дизайнерского производства.
Одним из современных требований работодателей к специалисту дизайна является готовность выпускников к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Первостепенное значение имеет разработка критериев готовности специалистов дизайна к решению профессиональных задач средствами инновационных технологий [5, с. 134].
Профессиональная готовность является закономерным результатом специальной подготовки, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Такая готовность регулирует деятельность, обеспечивает её эффективность. Одним из важных качеств дизайнера, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.
Успешность инновационной деятельно -сти предусматривает, что дизайнер осознаёт практическую значимость различных инноваций не только на профессиональном, но и на личностном уровне [3, с. 157].
Готовность к инновационной деятельности - особое личностное состояние, которое предполагает наличие у дизайнера мотива-ционно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения профессиональных целей, способности к творчеству и рефлексии. Инновационная компетентность дизайнера - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных
качеств, что обеспечивает эффективность использования новых дизайнерских технологий в работе.
Компонентами инновационной компетентности дизайнера является осведомлённость в инновационных дизайнерских технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в работе, личная убеждённость в необходимости применения инновационных технологий.
Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию дизайнера. По структуре это сложное интегратив-ное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности она является предпосылкой эффективной деятельности дизайнера, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала.
Готовность к инновационной деятельности формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время дизайнерской практики, аккумулируя всё накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому высшего уровня. Это означает, что каждый предыдущий уровень готовности является предпосылкой формирования нового [2, с. 101].
Готовность будущих дизайнеров к решению профессиональных задач средствами инновационных нововведений определяется критериями (когнитивный, деятельностно-практический, мотивационный) и уровнями сформированности (высокий, средний, низкий).
Когнитивный критерий готовности к инновационной деятельности включает в себя знания и представления студента-дизайнера об инновационных технологиях в вы-б ранной специальности и о собственном инновационном потенциале. Этот компонент является результатом познавательной деятельности. Его характеризуют объём знаний
(ширина, глубина, системность), стиль мышления, сформированность умений и навыков будущего специалиста.
Деятельностно-практический критерий готовности студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности сложно оценить при изучении отдельной дисциплины, поэтому он оценивается на этапах отчёта студентов о прохождении производственной практики, выполнении и защите курсовой работы и при защите студентом выпускной квалификационной работы. При этом учитываются такие личностные качества и профессиональные навыки, как организованность, способность работать самостоятельно и в команде, способность применять имеющиеся знания при решении новых проблем и практическая подготовка.
Мотивационный критерий учитывает мотивы обучения студентов-дизайнеров в ходе образовательного процесса. Показатели данного критерия - интересы и склонности к будущей профессиональной деятельности, заинтересованность в получении и использовании знаний и практических навыков, способность к самокритике и восприятию конструктивной критики со стороны окружающих [4, с. 36].
Готовность к профессиональной деятельности будущих специалистов-дизайнеров с использованием инноваций формируется через последовательность уровней её становления: низкий, средний и высокий. Каждый уровень определяется в соответствии со степенью сформированности конкретных составляющих готовности.
Низкий уровень - фрагментарное представление об инновационной профессиональной деятельности.
Средний уровень - общее представление об инновационной профессиональной деятельности.
Высокий уровень - интегративное представление об инновационной профессиональной деятельности.
Уровень готовности будущих дизайнеров к решению профессиональных задач сред-
ствами инноваций имеет тенденцию к возрастанию, достигая к последнему курсу необходимых показателей [5, с. 138].
Характеристика уровней готовности дизайнера к применению инноваций.
Низкий. Потребность в применении инноваций в профессиональной деятельности. Знания основ дизайн-проектирования носят поверхностный характер, знания в области информационных технологий бессистемные, неполные. Частичные практические навыки и умения в области художественного проектирования. Неспособность оценить, проанализировать свои действия.
Средний. Достаточно высокий интерес к проблемам профессиональной деятельности дизайнера. Осознаны профессиональные мотивы к применению инноваций. Знания по ряду тем систематизированные, осознанные. Усвоенные знания активно применяются в практической деятельности. Недостаточно высокий уровень умений в области инновационных технологий. Оценка целей, процесса и результатов деятельности не всегда адекватная, но идет постоянный поиск причин недостатков.
Высокий. Устойчивая профессиональная мотивация, потребность в профессиональной деятельности. Познавательные мотивы носят устойчивый характер. Ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности. Убеждённость в необходимости применения инноваций в профессиональной деятельности. Знания полные и глубокие. Интерес к литературе по проблемам инновационной деятельности в дизайне. Устойчивая потребность реализации знаний в практической деятельности. Чёткая постановка целей и задач. Высокий уровень навыков и умений в области инноваций. Самокритичность, способность адекватно оценивать собственную деятельность. Стремление к познанию себя, самовыражению, самореализации [7, с. 46].
Готовность к инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров в период обучения в учреждении высшего образования - это система критериев готов-
ности к инновационнои деятельности, которая обеспечивает выполнение им функций, адекватных инновационным потребностям профессиональной деятельности. Обеспечение профессиональной инновационной подготовки будущих специалистов в условиях резкого увеличения наукоёмкости профессиональной деятельности определяется сфор-мированностью всех критериев и уровней инновационной готовности студентов-дизайнеров. Для успешного функционирования системы подготовки профессионалов высшие учебные заведения должны повышать значимость инновационной профессионально-педагогической деятельности, углублять и расширять процессы модернизации образования и качественно обновлять содержание образования.
АННОТАЦИЯ
В статье выявлены критерии и уровни готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Особое внимание уделено проблеме использования инновационных технологий в подготовке дизайнеров. Уточнены сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров к использованию инновационных технологий, под которыми подразумевается целостное свойство личности, характеризующее единство её знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инновационные технологии, дизайн, критерии, уровни готовности.
SUMMARY
In the article criteria and levels of readiness of future designers to innovative professional activity are revealed. It is shown that the problem of using of innovative technologies is actual in training of designers. Intrinsic characteristics of readiness of future designers to use of innovative technologies are specified, which are meant as the holistic property of the personality that characterizes unity of its knowledge, capabilities, abilities and skills to creative using of innovative technologies in professional activity.
Key words: technologies, design, criteria, levels of readiness.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерность, основы и методы / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 386 с.
2. Згнченко С. В. Особливостг професш-но! тдготовки майбутнгх викладачгв-дизайнерiв / С. В. Згнченко // Професгйно-художня освгга Укра!ни: зб. наук. пр. / 1н-т педагопчно! освгга i освгга дорослих АПН Укра!ни, Черкаський обл. гн-т пгслядиплом-но! освгга пед. працгвникгв. - Ки!в, Черкаси. 2007. - Вип. IV. - С. 97-101.
3. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев. -Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - Ч. 2. -232 с.
4. Лапин Н. И. Нововведения в организациях. Структура инновационного процесса / Н. И. Лапин. - М.: ВНИИСИ, 1991. - 176 с.
5. Прудовская О. Ю. Разработка и внедрение методики формирования профессиональной готовности к применению ИТ у студентов-дизайнеров / О. Ю. Прудовская // Омский науч. Вестн. Сер. Общество История Современность. - 2007. - Вып. 1 (51). -С. 134-138.
6. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И. А. Розенсон. -СПб.: Питер, 2008. - 219 с.
7. Щеблева С. В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе инновационных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Щеблева. - Магнитогорск, 2000. - 149 c.