Научная статья на тему 'Влияние бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплины «Формообразование»'

Влияние бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплины «Формообразование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
творческое мышление / бионика / биодизайн / проектирование / творче мислення / біо- ніка / біодизайн / проектування

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Гадзина

В статье рассматривается влияние бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов. Проанализированы понятие биодизайна, методы исследования биоорганизмов и приёмы моделирования объёмов на основе биоформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

У статті розглядається вплив біоніки на формування творчого мислення студентівдизайнерів у процесі вивчення формальних властивостей природних аналогів. Проаналізовано поняття біодизайну, методи дослідження біоорганізмів та прийоми моделювання об’ємів на основі біоформ

Текст научной работы на тему «Влияние бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплины «Формообразование»»

4. 1гнатенко П. Р. Виховання громадя-нина: Психолого-педагогiчнi i народознавчi аспекти / П. Р. 1гнатенко, В. Л. Поплужний, Н. I. Косарева, Л. В. Крицька. - К. : 1нститут змiсту i метода навчання, 1997. - 252 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комптентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

2004. - 42 с.

6. Концепщя громадянського виховання особистосп в умовах розвитку украш-сько! державносп // Джерело педагогично! майстерностг Громадянська освiта школярш. -

2005. - № 1 (33). - С. 35-45.

7. Кропотова Н. Чотири аспекти про-феси як соцiокультурного феномену / Н. Кропотова // Виша школа. - 2010. - № 3-4. -С. 44-50.

8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1971. - 279 с.

9. Мартиненко С. Особливосп педагогично! взаемодо суб'екпв навчально-виховного процесу, науково! та сощально-гумаштарно! дiяльностi / С. Мартиненко // Виша школа. - 2009. - № 11. - С. 32-39.

10. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

11. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение / А. П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

12. Пацора И. В. Педагогические условия гражданского воспитания студентов : дисс. ... к. пед. н. : 13.00.01 / Пацора Ирина Викторовна. - Пятигорск, 2010. - 163 с.

13. Пелех Ю.В. Визначення рол1 цштсно-смислово! константи у формуванн готовносп майбутнього педагога до профе-сшно! дальноси / Ю. В. Пелех // Педагопчт науки : теор1я, iсторiя, шновацшт технологи. - 2010. - № 10. - С. 347-353.

14. Савотина Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе : дисс. ... д. пед. н. : 13.00.01.-Москва, 2005.- 459 с.

15. Сухомлинська О. Методолопя дослвдження юторико-педагопчних реалш друго! половини ХХ стол1ття / О. Сухомлинська // Шлях освпи. - 2007. - № 4. - С. 6-12.

16. Уайт П. Громадянсью чесноти i шшльна освгта: виховання громадян демократичного сустльства / П. Уайт. - К: Виша школа, 2002. - 118 с.

17. Хриков £. Педагопчт умови як складова наукових знань / £. Хриков // Шлях освгти. - 2011. - № 2. - С. 11-15.

Е. В. Гадзина,

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

УДК: 7.013:57:62:7.05

ВЛИЯНИЕ БИОНИКИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

«ФОРМООБРАЗОВАНИЕ»

Развитие системы образования в Украине на современном этапе требует особого внимания к качеству знаний, получаемых студентами-дизайнерами. Высшая школа предусматривает фундаментальную практическую подготовку специалистов, при этом значимым является принцип непрерывности профессионального обучения.

Одной из важнейших составляюших дизайн-образования является развитие творческого мышления студентов посредством моделирования форм. Важное место в учеб-

ном курсе «Формообразование» занимают элементы бионики, науки, возникшей относительно недавно, в середине ХХ столетия. Бионика - наука, пограничная между биологией и инженерным проектированием, однако её использование в образовании дизайнеров вполне правомерно. Закономерности развития биологических форм сходны с разработкой композиционных структур и базируются на единстве формы и функции. Особенностью использования форм живой природы для современного проектирования заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира.

Вопросы бионического формообразования изучались нашими соотечественниками Е. Ажниной, Л. Жерарденом, И. Литнецким и другими [1; 3; 5]. Поиски закономерностей строения формы, вытекающей из законов природы, уже стали традцией в истории мирового проектирования (Витрувий, Л. Альберти, Ле Корбюзье, И. Жолтовский). Несмотря на то, что сама бионика вычле-нилась из точных наук, её отцом-основателем считается Леонардо да Винчи (1452-1519) - художник-конструктор, идеями опередивший своё время [3, с. 34].

Адаптация достижений бионики для профессионального образования студентов-дизайнеров эффективно, прежде всего, в аспекте развития творческого мышления будущих дизанеров. Одним из первых определение творческого мышления сформулировал Дж. Гилфорд, полагавший, что это качество мышления предполагает наличие таких компонентов: нетривиальности высказываемых идей; семантической гибкости; образной адаптивной гибкости как способности видеть новое в предмете [4, с. 67].

Цель статьи - анализ влияния элементов бионики на формирование творческого мышления студентов при изучении формальных особенностей природных аналогов.

В процессе разработки нового дизайн-объекта важной является способность студента-дизайнера манипулировать образами,

достигая максимальной выразительности и информативности. Для создания любой композиционной структуры творческое воображение может использовать только тот опыт, который был приобретён в процессе жизнедеятельности человека. Невозможно придумать то, чего нет. Таким образом, все объекты дизайна - это стилизованные, преобразованные, синтезированные природные аналоги.

Изучение биоморфологических, биомеханических и бионических закономерностей позволит будущему дизайнеру использовать методы построения природных объектов; способы функционирования природных объектов; внутриорганизменные процессы для создания разнообразных предметно-технических систем, а также эстетически освоить многообразные биологические формы и структуры.

В настоящее время известны отдельные концепции и разработки, осуществлённые дизайнерами на основе изучения формообразования в природе. Одним из наиболее показательных примеров является творчество итальянского дизайнера Л. Колани. Его эскизы - зарисовки морских животных (касаток, китов, дельфинов) - в дальнейшем перерабатывались в проекты различных механических средств. Чтобы назвать новое направление в дизайне, Л. Коллани использовал понятие «биодизайн».

Биодизайн - одно из ответвлений бионики и, одновременно, течение дизайна, реализующее оптимальное проектирование биотехники на основе биосистем. Объектом биодизайна являются так называемые «меха-ноорганизмы».

В процессе учебного формообразования студент сталкивается с проблемами построения объёмных композиций. Для решения этих задач возникает необходимость проанализировать структуру окружающего пространства, начать поиск адекватной формы и пропорциональной пространственной ориентации объекта. Так реализуется познавательная функция творческого мышления, заключающаяся в восприятии и отображении окружающей среды.

Биоформы отличаются согласованностью различных свойств - строения, фактуры, пропорций с условиями окружающей среды, которые выражают их эстетические характеристики.

Та же целесообразность присуща объектам предметной среды. Здесь студент может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы. В выразительных проявлениях формы участвуют:

1) собственные свойства (величина, масса, плотность);

2) пространственные связи (масштаб, устойчивость, напряженность);

3) средства и способы изображения (линейность, объём, фактура).

Трактовка той или иной формы зависит от её функционального назначения. Постепенная стилизация, перенос свойств формы природных аналогов на проектируемую композиционную структуру, уточнение конструктивных и эстетических характеристик объекта сродни процессу эволюции биологических систем. Субъективное проектирование как функция творческого мышления позволяет выстраивать дальнейшую практическую и теоретическую деятельность в связи с возникающими проблемами моделирования формы.

В процессе построения модели выявляются её основные внешние свойства, так или иначе связанные с окружающей средой. Неразрывность этого процесса с функциональной, утилитарной значимостью объекта позволяет прогнозировать возможный результат проектирования. Нельзя не признать, что связь конструкции и назначения практически идеальна только в природных аналогах. Человечество потратило века на развитие точных наук, а пчела строит соты инстинктивно абсолютно правильно. Инженер проектирует летательный аппарат, а в природе уже есть ответ на этот вопрос. Дизайнеры бьются над созданием экономичной и рациональной упаковки, а растения решили эту проблему, поместив свой сок в съедобную легкую прочную кожуру. И совершенно не важно, какой объект приходится разрабатывать дизайнеру. В. Гро-

пиус, выдающийся архитектор-мыслитель и основатель немецкой школы дизайна «Баухауз», считал, что процесс проектирования большого здания отличается от проектирования простого стула параметрами, но не принципами [2, с. 172].

Свойство нашего мышления перерабатывать и усваивать получаемую информацию, будь то анализ природных аналогов или сведения теоретических источников, позволяет синтезировать основные правила построения и функционирования различных объектов, разрабатывать новые технологии. Известные испанские архитекторы М. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, в 1991 году организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре» [1]. Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня», рассчитанный на 100 тысяч человек. В основу проекта положен «принцип конструкции дерева», аналогичный строению ветвей и кроны кипариса.

В процессе изучения дисциплины «Формообразование» личный опыт студента непременно включает в себя анализ собственных ошибок и достижений. Подобная рефлексия способствует «открытию» живых фактов и позволяет превратить догадки в знания.

Один из самых ответственных этапов работы студента-дизайнера над формой - это исследование живых организмов, выявление тех их качеств, которые могут стать решением поставленной задачи. Это так называемый «метод функциональных аналогий» биодизайна, или метод сопоставления. На выбор нужного природного аналога влияют как интуитивное чувство формы, так и выбор средства исполнения.

Изучая «живой» объект, студент под руководством опытного педагога стремится расчленить его на композиционно-функциональные центры, выявить характерные конструктивные особенности и упростить до тех пределов, которых позволяет достигнуть используемый для проекта материал. Поми-

мо технических характеристик, форма должна ещё отвечать и основным требованиям композиции для достижения наибольшей выразительности и эстетичности.

Проводя серии точных реалистичных зарисовок природного образца, студент с помощью организующих линий упрощает его и разрабатывает графический эскиз композиции.

В целом эстетика формы напрямую зависит от её утилитарной функции. Выбирая какой-либо образ из живой природы, студент-дизайнер переносит его характер на разрабатываемый объект.

Необходимость изучения природных форм диктуется тем, что их структуро-образование абсолютно. Так, форма цветов в большей степени строится на основе равносторонних многогранников, а отношение их масс - по правилу золотого сечения. Можно позавидовать орнаментальности кожи земноводных и ритмичности членений насекомых, функциональным особенностям и мимикрии хищников и аэродинамическим характеристикам птиц.

Однако при выборе природного аналога для разработки в том или ином проекте студент-дизайнер руководствуется скорее собственной интуицией, чем рациональным мышлением. Только творческий подход может гарантировать выразительность формы после художественной обработки. Например, в графическом дизайне объект подвергается сильной стилизации, но основным критерием всё-таки остается узнаваемость.

Анализ влияния элементов бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров показал необходимость широкого применения бионики в формообразовании.

Биодизайн окружает нас и пронизывает все стороны жизни. Изучение законов формообразования в природе и перенос их свойств на разрабатываемые модели не только способствует оптимальному решению конкретного проектного задания, но и развивает профессиональное мышление студентов, их способности к инновационной

деятельности. Изучение формальных свойств биоорганизмов способствует накоплению знаний, практических навыков, служит повышению уровня выполненных практических задач.

В процессе изучения дисциплины «Формообразование» реализуются функции профессионального мышления, оптимизируется учебный процесс.

Процес проектирования на основе использования принципов бионики упрощает решение поставленной задачи, открывает возможности для нахождения нового, субъективного подхода к трактовке живой природы.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов. Проанализированы понятие биодизайна, методы исследования биоорганизмов и приёмы моделирования объёмов на основе биоформ.

Ключевые слова: творческое мышление, бионика, биодизайн, проектирование.

АНОТАЦ1Я

У статп розглядаеться вплив бюшки на формування творчого мислення студенпв-дизайнерiв у процеа вивчення формальних властивостей природних аналопв. Проаналiзовано поняття бюдизайну, методи дослтження бiоорганiзмiв та прийоми моделювання об'емiв на основi бюформ.

Ключовi слова: творче мислення, бю-тка, бюдизайн, проектування.

SUMMARY

In article influence of bionics on formation of creative, professional thinking of studentsdesigners in the course of studying of formal properties of natural analogues is considered. The concept of biodesign, methods of research of organisms and receptions of modeling of volumes on the basis of biform is opened.

Keywords: Creative thinking, bionics, biodesign, design.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ажнина Е. Бионика: природа знает лучше! [Электронный ресурс] / Е. Ажнина. -Режим доступа : http://www.kak.ru.

2. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры / В. Гропиус. - М. : Искусство, 1971. - 273 с.

3. Жерарден Л. Бионика / Л. Жерарден. -М. : Мир, 1971. - 232 с.

4. Немов Р. С. Общие основы психологии : учебник / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

5. Литнецкий И. Б. Беседы о бионике / И. Б. Литнецкий. - М. : Наука, 1968. - 592 с.

О. В. Янжула,

аспiрантка 1нституту проблем виховання НАПН Украни

УДК: 37.012:316.47/.6

ОСНОВН1 П1ДХОДИ ДО РОЗУМ1ННЯ ПОНЯТТЯ «КОММУН1КАТИВНА КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

ч^панування молодою людиною стратеги сшлкування е основою и комуткативно! компетентносп. У бшьш загальному вигляд1 комункативну компетенттсть можна визна-чити як р1вень сформованосп досввду м1ж-особиспсно! взаемодп, необхвдний особис-тосп для успшного функцюнування в сус-пшьсга з огляду на власт зд1бност1 й сощальний статус.

Комуншативна компетенттсть перед-бачае готовтсть й вмшня будувати контакти на р1зних психолопчних дистанц1ях. Склад-носп школи можуть бути пов'язан з шерцш-тстю позицш - опанування та реал1зад11

яко1сь однш з них и незалежно ввд характеру й своер1дност1. Як правило, якщо сп1лку-вання призводить до конфлшлв, причиною цього бувае незнання техн1к сп1лкування [3].

Поняття «комуншативна компетент-н1сть» е одн1ею з важливих наукових кате-гор1й, вивчення яко! почалося в 60-х - 70-х роках ХХ стор1ччя. На сьогодш 1снуе значна к1льк1сть дослвджень, присвячених ц1й проб-лем1. Разом з тим учеш пост1йно вказують на виняткову важлив1сть 1 точтсть визначення ц1е1 деф1н1цИ, «_тому що представники р1зних галузей знань описують це поняття з позицй власних 1нтерес1в 1 п1дкреслюють у ньому те, що е найсуттев1шим для ц1е! науки^> [4, с. 17]. Комуншативну компетент-н1сть активно дослвджують як в1тчизнян1, так 1 заруб1жт вчен1: I. Бех, М. Вятютнев, М. Гез, Д. 1заренков, О. Казарцева, Ю. Федоренко та шш1 [1; 4; 5; 10; 11; 13].

Мета статл - проанал1зувати основн1 подходи розум1ння поняття «комушкативна компетентн1сть»; досл1дити, як1 саме ште-груюч1 компоненти стали основою цього поняття.

Сшлкування е важливим чинником сощально! детермiнадil повед1нки 1ндив1да. У процеа спiлкування людина завжди пригне певним чином впливати на свого партнера, i сама п1ддаеться впливу з боку останнього. П1д час стлкування передаються манери, звича!, стиль поведшки [2, с. 10].

Будучи важливою стороною життед1яль-ност1 суб'екта, стлкування ввдграе важливу роль у формуванш i розвитку людини. Через стлкування, безпосередне й опосередковане, людина отримуе знання про навколишнiй свiт, «привласнюе» суспiльнi дiнностi, пiзнае природу. Вступаючи у спiлкування, 1ндив1д формуе критери людсько! одiнки, що е важливою умовою його самосввдомост! П1д час стлкування здтснюеться комун1катив-ний обмш: обмiн iнформадiею, думками, почуттями, способами й результатами д1яль-ност1 - вщбуваеться взаемод1я, взаемовплив iндивiдiв, виникае взаеморозум1ння [2, 14].

«Комун1кативна компетенттсть» (в1д лат. соттип1со - роблю загальним, зв'язую, i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.