Научная статья на тему 'Формирование творческого мышления студентов - дизайнеров в процессе изучения основ бионики'

Формирование творческого мышления студентов - дизайнеров в процессе изучения основ бионики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БИОНИКА / БИОДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CREATIVE THINKING / BIONICS / BIODESIGN / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзина Екатерина Викторовна

В статье рассматривается влияние бионики на формирование творческого, профессионального мышления студентов дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов. Раскрыто понятие биодизайна, определены методы исследования биоорганизмов и приёмы моделирования объёмов на основе биоформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of creative thinking of students - designers in studying bionics bases

In article influence of bionics on formation of creative, professional thinking of students-designers in the course of studying of formal properties of natural analogues is considered. The concept of biodesign, methods of research of bioorganisms and receptions of modelling of volumes on the basis of bioforms is opened.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого мышления студентов - дизайнеров в процессе изучения основ бионики»

Е. В. Гадзина

УДК: 7.013:57: :62:7.05

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БИОНИКИ

[Развитие системы образования на современном этапе требует особого внимания к качеству знаний, получаемых студентами-дизайнерами в процессе изучения профессионального комплекса. Высшая школа предусматривает фундаментальную практическую подготовку специалистов, при этом значимым является принцип непрерывности профессионального обучения.

Одной из важнейших составляющих дизайн-образования является развитие творческого мышления студентов посредством моделирования форм. Важное место в курсе «Формообразование» занимают элементы бионики - науки, возникшей относительно недавно, в середине ХХ столетия, проектирующей объекты предметной среды на основе природных аналогов. Бионика - пограничная наука между биологией и инженерным проектированием, однако её использование в образовании дизайнеров вполне правомерно. Закономерности развития биологических форм сходны с разработкой композиционных структур и базируются на единстве формы и функции. Особенность современного этапа разработки форм живой природы в предметном мире заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира.

Вопросы бионического формообразования изучались нашими соотечественниками А. И. Бергом, А. Г. Томилиным, И. Б. Литнец-

ким, Л. П. Крайзмером, В. П. Сочивко; зарубежными учёными Л. Жирарденом, В. Мар-текой, А. М. Эмме и др. В. Л. Альберти, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев искали закономерности строения формы, вытекающей из законов природы.

Одним из первых определение творческого мышления сформулировал Дж. Гилфорд, полагавший, что «творческость» мышления определена доминированием в нём четырёх особенностей: оригинальности, нетривиальности высказываемых идей; семантической гибкости, способности видеть объект под новым углом зрения; образной адаптивной гибкости как способности видеть новое в предмете; семантической спонтанной гибкости [2].

Исследование строится на определении бионики - (от греч. Ыбп - элемент жизни, буквально - живущий) - наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих - относительно молода. Годом её официального обособления принято считать 1960. Появление этой науки явилось следствием развития кибернетики, биофизики, биохимии, космической биологии, инженерной психологии и др. Название этой науке дал симпозиум в Дайтоне (США). Лозунг симпозиума: «Живые прототипы - ключ к новой технике», определяет перспективы развития бионики на многие годы. Несмотря на то, что сама бионика вычленилась из точных наук, её отцом-основателем считается Леонардо да Винчи (1452-1519) - художник-конструктор, идеями опередивший своё время [3].

Цель статьи - определить степень влияния элементов бионики на формирование творческого, профессионального мышления студентов-дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов.

В процессе разработки нового дизайн-объекта ведущую роль играет способность студента-дизайнера манипулировать образами, достигая максимальной выразительности

и информативности. Для создания любой композиционной структуры творческое воображение может использовать только тот опыт, который был приобретён в процессе жизнедеятельности человека. Невозможно придумать то, чего нет. Таким образом, все объекты дизайна - это стилизованные, преобразованные, синтезированные природные аналоги.

Изучение биоморфологических, биомеханических и бионических закономерностей позволит студенту-дизайнеру использовать методы построения природных объектов; способы функционирования природных объектов (плавание, летание и др.); внутри-организменные процессы для создания разнообразных предметно-технических систем, осуществляющих функции перемещения и переработки вещества, энергии и информации, а также эстетически воспринять и освоить многообразные биологические формы и структуры.

В настоящее время известны отдельные дизайн-концепции и разработки на основе изучения особенностей формообразования объектов природы. Одним из самых ярких примеров можно считать творчество итальянского дизайнера Л. Колани (1928, Берлин). Его эскизы - это зарисовки морских животных - касаток, китов, дельфинов, которые в дальнейшем перерабатывались в проекты различных механических средств. Для характеристики нового направления он ввёл термин «биодизайн».

Биодизайн - это одно из ответвлений бионики и в то же время течение дизайна, реализующее наиболее оптимальное проектирование биотехники на основе биосистем. Объектом биодизайна являются так называемые «механоорганизмы».

В процессе учебного формообразования студент сталкивается с проблемами построения объёмных композиций. Для решения поставленных задач возникает необходимость обратиться к аналогам: анализ структур и конструкций окружающего пространства, поиск адекватной формы, согласование фор-

мы и функции, поиск пропорциональной пространственной ориентации объекта. Так реализуется познавательная функция творческого мышления, заключающаяся в восприятии и отображении окружающей среды, отличном от существующих ранее.

Согласованность различных свойств -строения, фактуры, пропорций с условиями окружающей среды - отличают биоформы, выражают их эстетические характеристики.

Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Студент-дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жёсткость, покой.

Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют её собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность); её пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряжённость, динамическая направленность, протяжённость, цветовое развитие); средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объём, фактура, цветовое покрытие).

На основе информационной базы формируется индивидуальный синтезированный образ как модель решения поставленной задачи. Трактовка той или иной формы зависит от её функционального назначения. Постепенная стилизация, перенос свойств формы природных аналогов на проектируемую композиционную структуру, уточнение конструктивных и эстетических характеристик объекта сродни процессу эволюции биологических систем. Субъективное проектирование, как функция творческого мышления, позволяет выстраивать дальнейшую практическую и теоретическую деятельность в связи с возникающими проблемами моделирования формы.

В процессе построения модели выявляются основные внешние свойства, так или иначе связанные с окружающей средой. Не-

разрывность этого процесса с функциональной, утилитарной значимостью объекта позволяет прогнозировать возможный результат проектирования. Нельзя не признать, что связь конструкции и назначения практически идеальна только в природных аналогах. Так, человечество потратило века для развития точных наук, а пчела строит соты абсолютно правильно и без всякой математики. Инженер проектирует летательный аппарат, а в природе уже есть ответ на этот вопрос. Дизайнеры бьются над созданием экономичной и рациональной упаковки, а растения решили эту проблему, поместив свой сок в съедобную лёгкую прочную кожуру. Подобных примеров вокруг нас - целый мир. И совершенно не важно, какой объект приходится разрабатывать дизайнеру в данный момент. В. Гропиус, выдающийся архитектор - мыслитель и основатель немецкой школы дизайна «Баухауз», считает, что процесс проектирования большого здания отличается от проектирования простого стула своими параметрами, а не своими принципами.

Свойство нашего мышления перерабатывать и усваивать получаемую информацию, будь то анализ природных аналогов или сведения теоретических источников, позволяет синтезировать основные правила построения и функционирования различных объектов, разрабатывать новые технологии. Известные испанские архитекторы М. Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня». Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева», аналогичный строению ветвей и всей кроны кипариса.

В процессе изучения дисциплины «Формообразование» личный опыт студента непременно включает в себя и анализ собственных ошибок и достижений. Подобная рефлексия способствует «открытию» живых

фактов и позволяет превратить догадки в знания.

Один из самых ответственных этапов работы студента-дизайнера над формой - это исследование живых организмов, выявление тех данных, которые могут стать решением поставленной задачи. Это так называемый метод функциональных аналогий биодизайна, или метод сопоставления. На выбор нужного природного аналога повлияют как интуитивное чувство формы, так и выбор средства исполнения.

Изучая «живой» объект, студент под руководством опытного педагога стремится расчленить его на композиционно - функциональные центры, выявить характерные конструктивные особенности и упростить до тех пределов, которых позволяет достигнуть используемый для проекта материал. Помимо технических характеристик, форма должна ещё отвечать и основным требованиям композиции для достижения наибольшей выразительности и эстетичности.

Проводя серии точных реалистичных зарисовок природного образца, студент с помощью организующих линий упрощает его и разрабатывает графический эскиз композиции.

В целом эстетика формы напрямую зависит от её утилитарной функции. Выбирая какой-либо образ из живой природы, студент-дизайнер переносит его характер на разрабатываемый объект.

Необходимость изучения природных форм диктуется тем, что их структурообразо-вание абсолютно. Так, цветы в большей степени строятся на основе равносторонних многогранников, отношения масс - по правилу золотого сечения. Можно позавидовать орнаментальности кожи земноводных и ритмичности членений насекомых, функциональным особенностям и мимикрии хищников и аэродинамическим характеристикам птиц.

Однако при выборе природного аналога для разработки в том или ином проекте студент-дизайнер руководствуется скорее собственной интуицией, нежели рациональ-

ным мышлением. Только творческий подход может гарантировать, насколько выразительной будет форма после художественной обработки. Например, в графическом дизайне объект подвергается сильной стилизации, но основным критерием всё-таки остаётся узнаваемость.

Анализ степени влияния элементов бионики на формирование творческого мышления студентов-дизайнеров показал необходимость широкого применения бионики в формообразовании. Изучение формальных свойств биоорганизмов способствует накоплению знаний, практических навыков, служит повышению уровня выполненных практических задач.

В процессе изучения курса «Формообразования» реализуются функции профессионального мышления, оптимизируется учебный процесс.

Биодизайн окружает нас и пронизывает все стороны жизни. Изучение законов формообразования в природе и перенос их свойств на разрабатываемые модели не только способствует оптимальному решению конкретного проектного задания, но и развивает профессиональное мышление студентов, их способности к инновационной деятельности.

Процесс проектирования на основе использования принципов бионики оптимизирует решение поставленной задачи, открывает возможности для нахождения нового, субъективного подхода к трактовке живой природы.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние бионики на формирование творческого, профессионального мышления студентов - дизайнеров в процессе изучения формальных свойств природных аналогов. Раскрыто понятие биодизайна, определены методы исследования биоорганизмов и приёмы моделирования объёмов на основе биоформ.

Ключевые слова: творческое мышление, бионика, биодизайн, проектирование.

SUMMARY

In article influence of bionics on formation of creative, professional thinking of students-

designers in the course of studying of formal properties of natural analogues is considered. The concept of biodesign, methods of research of bioorganisms and receptions of modelling of volumes on the basis of bioforms is opened.

Key words: creative thinking, bionics, biodesign, designing.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ажнина Е. Бионика: природа знает лучше! - Как / Е. Ажнина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kak.ru.

2. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры / В. Гропиус. - М.: Искусство, 1971. -273 с.

3. Жирарден Л. Бионика / Ж. Жирарден. -М.: «Мир», 1971. - 85 с.

4. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 2001. - 688 с.

5. Литнецкий И. Б. Беседы о бионике / И. Б. Литнецкий. - М.: Наука, 1968. - 123 с.

Ш)

М. И. Капунова

УДК 378:7.05-051.001/.002

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П ереход от индустриального общества к информационному инициирует проблему модернизации обучения дизайну и, прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.