ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
КУПРИНА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье представлена проблема обучения студентов-дизайнеров в высшей школе. Рассмотрены пути подготовки бакалавров в области дизайна; комплекс требований к усвоенным знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к будущим дизайнерам в процессе обучения; требования к формированию профессиональных компетенций будущих дизайнеров. Проанализирована организация учебного процесса, которая осуществляется за счет форм обучения, отображающие характер взаимосвязи участников педагогического процесса в соответствии с этапами реализации интегральной технологии обучения, которые обеспечивают цикличность управления на основе обратной связи со студентом. Рассмотрена возможность внесения корректирующих изменений в процесс обучения, направленный на индивидуальный процесс передачи учебной информации в соответствии с возможностями студента. Решена проблема противоречий между индивидуальным информационным процессом и невозможностью увеличения количества преподавателей при росте численности студенческих групп за счет автоматизированного управления, сочетающего в себе ручное и автоматическое управление обучением с использованием учебно-методического комплекса. Было выявлено, что внедрение интерактивного метода обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов-дизайнеров к самостоятельной проектной деятельности. Интерактивные методы в обучении студентов-дизайнеров на всех этапах проектирования основаны на принципах творческого взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт и обратной связи. Современный специалист в области дизайна должен быть готов к постоянному приобретению новых знаний, развивать исследовательские качества, проявляющиеся в постоянном изучении теории дизайна, психологии, технологии материалов, эксплуатационных характеристик изделий, маркетинга, механизмов потребления и др.
Ключевые слова: будущий дизайнер, компетентность, интерактивные методы
Накопленный опыт высшей школы по подготовке студентов-дизайнеров потребовал теоретического осмысления данного опыта для повышения качества подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности, так как она является основной профессиональной деятельностью. Комплекс требований к усвоенным знаниям, умениям и навыкам студентами и требования работодателей на рынке труда предъявляются одинаковые и условия труда в целом не отличаются. На рынке труда студенты-дизайнеры составляют высокую конкурентоспособность, поэтому будущий дизайнер должен обладать профессиональными компетенциями, которые отвечают следующим требованиям:
- распределение учебной нагрузки по модулям, освоение различных дисциплин распределяется согласно рейтингово-модульной системе: каждая дисциплина подразделяется на модули, в конце каждого модуля существует отчетность в виде творческих просмотров, где студенты представляют и защищают свои дизайн-проекты;
- в освоение дисциплины применять новые нетрадиционные формы обучения (видео-лекции, деловые игры, занятия-экскурсии, интегрированные занятия, творческие просмотры и др.). Аудиторные занятия, построенные таким образом; позволяют решать поставленные задачи методического, педагогического и психологического характера: осуществление контроля знаний, навыков и умений студентов во временных границах модуля, обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение студентов к аудиторным занятиям;
- ведущая роль во время аудиторных занятий отводится студентам, а преподаватель выступает в роли наблюдателя, что, в конечном итоге, повышает практическую значимость результатов обучения [1].
Современный мир динамичен, меняются социальные тенденции, отношения, ценности, стремительно развиваются технологии, на основе этого появляются новые виды, цели и задачи дизайна, преобразовываются объекты, функции и
продукты дизайнерской деятельности. Поэтому будущий дизайнер должен уметь своевременно реагировать на происходящие изменения и уметь вырабатывать новую концептуальную основу, новые культурные ценности, планы и стратегии дизайнерской деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает непрерывное совершенствование содержания, методов и средств обучения дизайнеров в высшей школе. Новые условия жизни требуют от выпускников компетентности в предметных областях, умения применять знания в новой ситуации, обладания навыками критического мышления для рационального использования информации.
Современный дизайнер готов к самообразованию, развитию исследовательских качеств, проявляющихся в постоянном изучении теории дизайна, психологии, технологии материалов, эксплуатационных характеристик изделий, маркетинга, механизмов потребления и др. Важна направленность на инновационные исследования, связанные с эффективной коммуникацией, с методами творческой деятельности, развитием национальной культуры, конкурентоспособности и предпринимательства.
Организация учебного процесса в высшей школе осуществляется через определенные формы обучения, в которых отображается характер взаимодействия участников педагогического процесса в соответствии с этапами реализации интегральной технологии обучения. Интегральная технология обеспечивает: цикличность управления на основе обратной связи со студентами; информацию об усвоении материала и возможность внесения корректирующих изменений в процесс обучения, направленный на индивидуальный процесс передачи учебной информации в соответствии с возможностями студента; разрешение противоречий между индивидуальным информационным процессом и невозможностью увеличения количества преподавателей при росте численности студенческих групп за счет автоматизированного управления, обучения с использованием учебно-методического комплекса [2].
Эта форма обучения используется, прежде всего, в целях формирования мотивации, ориентирования на достижение целей, изучения содержательного блока. Поскольку концентрация необходимых психологических образований студента на объектах познавательной деятельности возможна только при наличии осознания цели, понимания места предмета изучения в профессиональной области, занятия должны ориентировать студентов, давая возможность на базе фундамен-
тальных знаний решать прикладные задачи профессиональной области и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Внедрение интерактивного метода обучения -одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов-дизайнеров к самостоятельной проектной деятельности. Интерактивные методы в обучении студентов-дизайнеров на всех этапах проектирования основаны на принципах творческого взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт и обратной связи. При интерактивном обучении будущих дизайнеров создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональных знаний и творческого опыта, возможностью взаимной оценки и контроля.
Интерактивные методы обучения строятся на принципах, где роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение определенных целей обучения и осуществления поэтапного контроля в ходе обучения [2].
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную и творческую состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения, в ходе которого приобретаются необходимые знания и навыки будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров.
Для достижения поставленной цели интерактивного обучения студента-дизайнера был выработан комплекс задач:
- заинтересовать студента в решении конкретных профессиональных проблем;
- обеспечить эффективное усвоение учебного материала;
- организовать самостоятельную работу студента в решении поставленной учебной задачи;
- обучить умению работать в команде;
- проявлять толерантность к чужому мнению, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинства сокурсников;
- сформировать у студента умение аргументировать своего мнения и отношения к профессиональным ситуациям;
- выйти на уровень осознанной профессиональной компетентности студента [2].
В общем виде профессиональную компетентность можно характеризовать уровнем сформиро-ванности у специалиста единого комплекса знаний, умений, навыков психологических качеств, профессиональных позиций. Остальные компоненты
уи. Р. КИРКМЛ
предстают в качестве субъективных характеристик, указывая на отношения исполнителя к деятельности и на его индивидуальный стиль.
Термин «компетентность» широко используется в современной литературе, касающейся вопросов образования, поиска и отбора персонала, оценки результативности труда и успешности обучения, профессиональной ориентации и т. д.
Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Потенциальные возможности не являются компетентностью, а только скрытым потенциалом. Требования к профессиональной компетентности можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения, направленные на выполнение профессиональной деятельности. Вторая группа требований связана со способностью специалиста работать с людьми и управлять собой. В процессе выполнения дизайнерского проекта специалист взаимодействует с широким кругом людей - коллегами, руководителями, разнообразной клиентурой. Чтобы работать с людьми, различающимися по своему статусу и интересам, дизайнер должен обладать разнообразными специфическими личностными качествами, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт.
При профессиональной подготовке студентов -дизайнеров к будущей деятельности необходимо выделить три плана соответствия:
- предрасположенность к профессиональной деятельности, как к необходимому элементу своей жизнедеятельности (профессиональная пригодность), предполагающая обязательную готовность к ней;
- стабильное единство интеллектуального развития человека, положительного эмоционального состояния и предрасположенность к профессиональной деятельности;
- личностная готовность будущего специалиста дизайнера к изучению основ профессионального мастерства [3].
Компетентностный подход в подготовке будущего дизайнера - это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, следовательно, с международными профессиональными стандартами. Это позволит повысить конкурентоспособность специалистов и избежать ситуацию, когда выпускники высшей школы овладевают необходимыми теоретическими знаниями, но не способны использовать их в постоянно меняющихся условиях экономического рынка для решения конкретных профессиональных задач. Таким образом, можно дать определе-
ние, что означает такое понятие, как компетент-ностный подход, это соответствие образования и потребности рынка, решение противоречия между учебной и профессиональной деятельностью.
Необходимость введения компетентностного обучения обусловлена процессами гармонизации структуры европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, понятийного содержания нового термина.
Впервые «компетентностная» тема как ответ на конкретный заказ профессиональной сферы стала разрабатываться в Англии в 50-60-е гг. прошлого века.
Если образование, начиная с Я. А. Коменско-го, оперировало такими единицами, как знания, умения и навыки, то современная профессиональная сфера оперирует компетенциями.
Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Отечественные исследователи полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению.
Понятие «компетентность» в современной отечественной литературе трактуется как:
- владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;
- комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;
- наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;
- уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;
- соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности;
- психосоциальное качество, означающее
силу и уверенность;
- владение определенными знаниями, профессиональность [4].
Таким образом, компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков, она свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты. Компетентность есть личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления.
Таким образом, компетентность может рассматриваться как обладание свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности. Выпускник вуза должен обладать определенными компетенциями - профессионально-релевантными качествами, которые не только дают оценку степени его профессионального соответствия, но и показывают степень практической применимости результатов обучения, а также степени социальной применимости вариантов решения поставленных профессиональных задач, в соответствии с тем потенциалом, который в дальнейшем будет актуализирован в процессе осуществления деятельности.
Осуществленный анализ определил необходимость использования информационной лич-ностно-ориентированной технологии обучения, предусматривающей индивидуальный подход к обучению студентов, направленной на формирование опыта творческого саморазвития и индивидуального стиля деятельности, применения методов проблемного обучения (алгоритмического, эв-
ристического, исследовательского) в сочетании с методом ассоциативного обучения и методом компьютерного моделирования, вариативного подхода к организации творческой деятельности студентов с учетом темпа и особенностей развития их способностей. Активное включение студентов в учебное и реальное дизайн-проектирование (задания-упражнения, репродуктивные задания, пропедевтические, с элементами творчества и творческие комплексные дизайн-проекты), дифференцированного контроля за результатами дизайнерской деятельности в соответствии с задачами и этапами обучения.
Литература
1. Аронова А. А. Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. М., 2007.
2. Куприна Ю. П. Теоретические основы дизайна: учеб. пособие. Тамбов, 2015.
3. Зюзин Д. И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., 2009
4. Вершинин С. И. Методы изучения профессионально важных качеств личности. М., 2007.
References
1. Агоиоуа А. А. Dizajnerskoye obrazovaniye. Is-toriya. Teoriya. Praktika [Design education. History. Theory. Practice]. M., 2007.
2. Kuprina Yu. P. Teoreticheskiye osnovy dizajna: ucheb. posobiye [Theoretical bases of design: study guide]. Tambov, 2015.
3. Zyuzin D. I. Kachestvo podgotovki spetsialistov kak sotsial'naya problema [Quality of training of specialists as social problem]. M., 2009
4. Vershinin S. I. Metody izucheniya professional'no vazhnykh kachestv lichnosti [Methods of studying of professionally important qualities of the personality]. M., 2007.
* * *
PROBLEMS OF STUDENTS DESIGNERS TRAINING
KUPRINA YULIA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article presented the problem of training of students designers at the higher school, considered ways of training of bachelors in the field of design; the complex of requirements to the acquired knowledge, skills shown to future designers in the course of training; requirements to formation of professional competences of future designers. The author analyzed organization of educational process carried out at the expense of forms of education, the interrelations of participants of pedagogical process displaying character according to stages of realization of integrated technology of training which provide recurrence of management on the basis of feedback with the student. The article considered possibility of entering of the correcting changes into the training process directed on individual process of transfer of educational information according to the student's opportunities. The author solved the problem of contradictions between individual information process and impossibility of increase in number of teachers with a growth of number of student's groups due to the automated management combining manual and automatic control of training with use of an educational and methodical complex. The article revealed that introduction of an interactive method of
YU. P. KUPRINA
training - one of the most important directions of improvement of training of students designers for independent design activity. Interactive methods in training of students designers at all design stages based on the principles of creative interaction, activity of trainees, a support on group experience and feedback. The modern expert in the field of design has to be ready to continuous acquisition of new knowledge, develop the research qualities shown in continuous studying of the theory of design, psychology, technology of materials, operational characteristics of products, marketing, consumption mechanisms, etc.
Key words: future designer, competence, interactive methods.