СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN EDUCATION PROBLEMS
АЛГОРИТМ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
КУПРИНА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема подготовки профессионального специалиста - дизайнера. Были выявлены недостатки современного образования, они заключаются в чрезмерной академичности профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки, которой отводится от 10 до 20 % учебного времени. Дисбаланс между требуемым количеством выпускников с высшим образованием и спросом рынка труда обусловил необходимость дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области дизайна, ориентированной на специалистов с начальным и средним образованием. Были определены требования к выпускникам со стороны работодателей на современном этапе развития общества. Для решения данных проблем Правительством РФ были определены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций. Современные тенденции социально-экономического развития мирового сообщества и России свидетельствуют о повышенном внимании к развитию области дизайнерской деятельности. Рассмотрена двухступенчатая система высшего образования (бакалавр и магистр), учет усвоенных студентами знаний в кредитных единицах, которыми измеряется не время обучения, а усвоение знаний и умений, модульные учебные программы, что предусматривает Болонская декларация. Однако переход к положениям Болонской конвенции сам по себе не решает проблему качества подготовки специалистов. Прежде всего, рассмотрены традиции Европейской высшей школы, которая выделяет несколько университетских моделей. В статье представлены четыре модели , которые оказали значимое влияние на формирование образовательного пространства Европы - это модель Гумбольдта, модель Наполеона, англо-саксонская и советская (русская) модели. Кроме них, существуют и другие модели: модель США, ориентированная на рынок, скандинавская модель (реализуемая в Финляндии и Швеции), и др. Выявлены характерные черты каждой модели и ее значимость в образовательной сфере подготовки специалиста. Для обеспечения эффективного взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в области дизайна, отвечающих запросам работодателей, требованиям рынка труда, экономики в целом необходимо совершенствовать процесс подготовки профессионального образования в области дизайна.
Ключевые слова: дизайн, профессиональное образование, специалист, Болонская конвенция.
Современное состояние системы профессионального образования в сфере дизайна в России и возможные перспективы ее развития в соответствии с рядом принятых в последние годы законодательных актов свидетельствуют о необходимости поиска новых форм организации образовательной деятельности, адекватных мировым тенденциям в области образования.
Подготовка кадров в области дизайна в настоящее время включает в себя следующие уровни профессионального образования: довузовское, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура) и дополнительное (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки всех уровней квалификации).
В подготовке кадров высшего профессионального образования в области дизайна можно отметить ряд недостатков выпускников высших учебных заведений:
- чрезмерная академичность профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки;
- недостаток учебной и учебно-методической литературы по дизайну ввиду отсутствия практической направленности;
- отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подготовки, что не обеспечивает студентов необходимыми практическими навыками и др.
Как отмечают специалисты данной отрасли, подготовка выпускников различных уровней обра-
зования не отвечает требованиям работодателей и не соответствует мировым стандартам; в учебных планах НПО, СПО и ВПО на производственную практику отводится от 10 до 20 % учебного времени [1].
В настоящее время образовался дисбаланс между требуемым количеством выпускников с высшим образованием и спросом рынка труда, что обусловило необходимость дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области дизайна, ориентированной на специалистов с начальным и средним образованием. В последние время в России повышению квалификации стали уделять повышенное внимание: приобретая навыки и знания, слушатели курсов становятся более конкурентоспособными на рынке труда, получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри, так и вне компании.
На современном этапе развития общества со стороны работодателей к выпускникам предъявляются следующие требования: участие в развитии общества, способность, желание и стремление повышать профессиональный статус на протяжении всей жизни, ответственность при принятии и выполнении принятых решений, владение новыми технологиями выполнения профессиональных функций, восприятие многообразия культур и национальных традиций, подготовленность к инновационной деятельности и другим обеспечивающим профессиональное совершенствование и карьерный рост действиям. В этих условиях существенно возрастает значение и общественная ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса.
Мировые интеграционные процессы по созданию единого образовательного пространства привели к изменениям в российской системе образования. Переход в 2011 г. на двухуровневую систему высшего образования, разработка новых образовательных стандартов свидетельствует о возрастающем интересе общества и государства к качеству образования.
Как известно, Болонская декларация предусматривает двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр и магистр), учет усвоенных студентами знаний в кредитных единицах, которыми измеряется не время обучения, а усвоение знаний и умений, модульные учебные программы. Разработанные учебно-методическим объединением по образованию в области дизайна
(УМО) проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) соответствуют основным целям Болонской конвенции, они предусматривают качественное и содержательное улучшение подготовки кадров в условиях изменения соотношения теоретических и практических блоков, изучения современных мировых технологий организации дизайнерской деятельности.
Однако переход к положениям Болонской конвенции сам по себе не решает проблему качества подготовки специалистов. Прежде всего, рассмотрим традиции Европейской высшей школы, которая выделяет несколько университетских моделей. Существуют разные подходы к их классификации, в зависимости от того, какую задачу ставит себе исследователь, что он хочет проанализировать.
Рассмотрим четыре модели, которые оказали значимое влияние на формирование образовательного пространства Европы - это модель Гумбольдта, модель Наполеона, англо-саксонская и советская (русская) модели. Кроме них, существуют и другие модели: модель США, ориентированная на рынок, скандинавская модель (реализуемая в Финляндии и Швеции), и др [2].
Модель Гумбольдта названа в честь Вильгельма Гумбольдта, родоначальника европейского исследовательского университета. Характерная черта этой модели заключается в том, что преподавательская работа должна идти параллельно с исследовательской. Гумбольдтовская модель отличается свободой в изучении дисциплин и проведении исследований (правительство практически не вмешивается в сферу деятельности университета). Приоритет в рамках этой модели всегда отдавался обучению.
Модель Наполеона - один из наглядных примеров того, как государство поддерживает университеты, рассматривает его как основной инструмент модернизации общества, который способствует усилению национальной идентичности. Ключевая идея этой модели - централизованность. Государство осуществляет контроль и за финансированием, и за назначением преподавателей, и за использованием юридических механизмов.
Англо-саксонская модель отличает иерархически структурированная система, в рамках которой наблюдается сильная конкуренция среди университетов. В Соединенном Королевстве в 1980 г. произошла серьезная перестройка структуры высшего образования. Университеты отличаются автономией - и юридической, и финансовой. Следовательно, преобладает рыночный подход - все образование ориентировано на предоставление
услуг. Упор делается на вопрос, как адекватно подготовить студента к рыночной ситуации, сориентировать его на работодателя.
Появление Российской модели, или как ее еще называют Центрально-Европейская модель, ассоциируется с созданием в 1725 г. Академии наук, по которой функционируют университеты Центральной и Восточной Европы. Вузы в России рассматривались как распределители знаний, - чисто исследовательскими университетами можно было назвать лишь те, которые числились при Академии наук [2]. Эта модель часто анализируется и исследуется на Западе. До сих пор многие профессора исследовательских университетов, интегрированных в Академию наук, занимаются и преподавательской деятельностью. Это сближает российскую модель с гумбольдтовским подходом.
Гармонизация подготовки специалистов в области дизайна является одной из целей Европейского Союза. Учебные заведения Европы, готовящие специалистов для данного вида деятельности, большая их часть приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи Англии, Франции, Бельгии и Голландии. Основной акцент при обучении в средних специальных учебных заведениях делается на приобретение практического опыта работы в области дизайна на базе основного общего образования. Получение специального профессионального образования с получением сертификата о присвоении квалификации требует дополнительного обучения.
В международной практике используется Международная стандартная классификация профессий, иногда называемая Международной стандартной классификацией занятий, которая используется для сопоставимости данных в экономической статистике, статистике отрасли, а также для создания национальных классификаций профессий, занятий и должностей. Классификационной единицей при этом является профессия, которая определяется как совокупность задач и обязанностей, выполняемых одним лицом. При классификации профессий в группы применяются два параметра: уровень квалификации и профессиональная специализация. Уровень квалификации определяется масштабом и сложностью выполняемых функций, а профессиональная специализация приобретается в системе общего образования и профессиональной подготовки.
Болонская декларация для вузов российского дизайна: во-первых, это налаживание более тесной, органической связи между высшим образованием и научными исследованиями, между евро-
пейским пространством высшего образования и европейским пространством научных исследований. Данное направление позволит расширить разработку и внедрение различных инновационных технологий и т. д., а также использовать полученные результаты при подготовке соответствующих специалистов. Во-вторых, это развитие и интеграция непрерывного образования. Признание необходимости обучения и повышения образовательного уровня на протяжении всей жизни (концепция пожизненного обучения LLL-обу-чения через всю жизнь) является отличительной чертой европейского высшего образования и предполагает, осваивать новые технологии и методы работы, поскольку конкуренция в данной сфере достаточно высокая и требует своевременного внедрения инноваций [2].
Для решения данных проблем Правительством РФ были определены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций. К названным приоритетам можно отнести:
- максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных кадров всех уровней профессионального образования, востребованных в конкретной сфере экономики;
- совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке востребованных на рынке труда кадров;
- формирование компетенций обучающихся, отвечающих требованиям заинтересованных контрагентов и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в данном сегменте отрасли;
- взаимодействие институциональных структур в системе регулирования трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в области дизайнерской деятельности [3].
Для осуществления приоритетных направлений в образовательной системе Российской Федерации на ближайший период и перспективу являются следующие условия:
- сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;
- развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на
рынках труда;
- активное участие представителей инсти-
туциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными траднцнями и европейскими тенденциями;
- переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе;
- усиление роли учебных заведений как структур обеспечения и непрерывного повышения качества образования;
- тесное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников;
- участие, совместно с федеральными органами управления образованием, в организационном и методическом обеспечении масштабов перехода на уровневую систему образования при учете мнений работодателей и экономики в целом, а также традиций отечественного профессионального образования;
- обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров, и направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях как единства воспитания и обучения;
- изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;
- совершенствование процессов подготовки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере запросам работодателей [3].
Для решения проблем, связанных с совершенствованием подготовки современных кадров, необходимо планомерное осуществление последовательных программных действий, направленных на разработку и фактическую реализацию компе-тентностного подхода к формированию образовательных программ, обеспечение координации деятельности образовательных учреждений и ведущих профильных предприятий на основе повышения роли профессиональных кадров на современном рынке труда и в экономике в целом.
Современные тенденции социально-экономического развития мирового сообщества и Рос-
сии свидетельствуют о повышенном внимании к развитию области дизайнерской деятельности. Увеличение объемов реализации дизайнерских услуг населению, постоянно возрастающие со стороны населения требования к качеству дизайнерских услуг, рост потребностей предприятий в области дизайна закономерно требуют соответствующего подхода к формированию целенаправленной системы подготовки кадров и содержания профессионального образования в области дизайна. Достижение положительных результатов в системе опережающего профессионального обучения подготовки дизайнеров возможно за счет оперативного решения на основе эффективного взаимодействия институциональных структур следующих задач:
- координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в совершенствовании подготовки кадров для дизайнерской деятельности, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в области дизайна;
- развитие связей и взаимодействия институциональных структур, в том числе и международных, способствующих совершенствованию подготовки кадров в области дизайна;
- разработка комплекса учебно-методического обеспечения программ специализированной подготовки выпускников в области дизайна;
- прогнозирование потребности в кадрах с учетом тенденций и перспектив развития отраслей в области дизайна;
- участие в оценке и регулировании приема и выпуска специалистов по образовательным программам в области дизайна;
- реализация других мероприятий, направленных на развитие взаимодействия институциональных структур, совершенствование подготовки кадров в области дизайна, интеграцию академической общественности и представителей работодателей, в том числе и зарубежных стран [3].
Исходя из основных приоритетных направлений, можно предложить принципы взаимодействия институциональных структур по формированию системы опережающего профессионального обучения подготовки дизайнеров. Во-первых, разработка совместно с представителями работодателей концепции подготовки кадров в области дизайна с учетом тенденций развития и темпов роста рекламы, интернета и телевидения. Во-вторых, разработка предложений по дополнению и изменению перечня направлений под-
готовки и специальности дизайн, востребованных в экономике. В-третьих, создание с привлечением заинтересованных институциональных структур действенной системы опережающей подготовки кадров в области дизайна. Распространение и эффективное применение имеющегося отечественного и международного опыта в системе опережающего профессионального обучения в процессе совершенствования подготовки дизайнеров, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. В-четвертых, введение в качестве обязательного элемента проводимой учебными заведениями оценки качества подготовки выпускников участие представителей работодателей с учетом профиля образовательной программы. Привлечение к преподаванию дисциплин представителей ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей в области дизайна с учетом профиля образовательной программы. В-пятых, оказание содействия в трудоустройстве выпускников в области дизайна с учетом профиля освоенной программы [3].
Для обеспечения эффективного взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в области дизайна, отвечающих запросам работодателей, требованиям рынка труда, экономики в целом необходимо совершенствовать процесс подготовки профессионального образования в области дизайна. Необходимо введение новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из области дизайнерской деятельности с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений, которые в течение многих лет успешно работают на образовательном рынке Европы, профильных дизайнерских выставок, которые одновременно собирают большое количество профессионалов - представителей дизайнерского бизнеса, руководителей крупных рекламных агентств и т. д. Также, необходимо создание условий для повышения квалификации дизайнеров, и прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме
этого, учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в области дизайна, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки. Для подготовки дизайнеров необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений. взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в области дизайна, как признание необходимости обучения и повышения образовательного уровня дизайнера на протяжении всей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день профиль большинства университетов определен принципами стратегического управления и внешней оценки, которая формирует четкие регламенты и запросы к качеству подготовки кадров в структуре инновационных обществ XXI в.
Таким образом, перед профессиональной школой поставлена важная задача сохранения ценностей и традиций российской системы образования и обновления ее содержания в соответствии с современными требованиями общества. В учебном заведении встает задача научить будущего специалиста технологии не только самостоятельному накоплению знаний, но и интенсивной их переработки в систему личностных смыслов.
Литература
1. Куприна Ю. П. Теоретические основы дизайна: учеб. пособие. Тамбов, 2015.
2. Каменски Х. Европейское высшее образование в глобальном контексте. URL: http:www.bologna.ntf.ru. / DswMedia / bp_kbsu_2010_rus
3. Чучалин А. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенции выпускников // Высшее образование в России. 2008. № 10.
References
1. Kuprina Yu. P. Teoreticheskiye osnovy dizajna: ucheb. posobiye. Tambov. 2015.
2. Kamenski Kh. Evropejskoye vyssheye obrazovaniye v global'nom kontekste. URL: http: www.bologna.ntf.ru. / DswMedia / bp_kbsu_2010_rus
3. Chuchalin А. Proyektirovaniye obrazovatel'nykh programm na osnove kreditnoj otsenki kompetentsii vypusknikov // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2008. № 10.
* * *
ALGORITHM OF SYSTEM OF PREPARATION OF PROFESSIONAL STAFF
IN THE FIELD OF DESIGN
KUPRINA YULIYA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author considered the problem of training of the professional expert - the designer; revealed shortcomings of modern education, they consist in excessive academism of professional education in the absence of necessary practical preparation which is from 10 to 20% of school hours. An imbalance between the demanded number of graduates with the higher education and market demand of work that caused need of the additional vocational training and retraining of personnel in the field of design focused on experts with primary and secondary education. The author defined requirements to graduates from employers at the present stage of development of society. For the solution of these problems the Government of the Russian Federation determined priorities by innovative development of economy and creation of system of continuous professional education that promotes providing labor market with shots of the necessary qualifications. Current trends of social and economic development of the world community and Russia testify to special attention to a development of the region of design activity. The author considered the two-level system of the higher education (the bachelor and the master), the accounting of the knowledge acquired by students in credit units by means of which no time of training, but assimilation of knowledge and abilities, modular training programs is measured that the Bologna declaration provides. However transition to provisions of the Bologna convention in itself doesn't solve a problem of quality of training of specialists. First of all, the author considered traditions of the European higher school which allocates some university models. The article presents four models which had significant impact on formation of educational space of Europe i. e. a model of Humboldt, Napoleon's model, Anglo-Saxon and Soviet (Russian) model. Except them, there are also other models: the model of the USA focused on the market, the Scandinavian model (realized in Finland and Sweden), etc. The article revealed characteristic features of each model and its importance in the educational sphere of training of the expert. For ensuring effective interaction of the institutional structures interested in high-quality preparation of the human resources in the field of design answering to inquiries of employers, requirements of labor market, economies in general it is necessary to improve process of preparation of professional education in the field of design.
Key words: design, professional education, expert, Bologna convention.