6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Рос.законодательство».
7. О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение от 29.05.2015 № 996-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Рос.законодательство».
8. Ожегов, С. И. (2007)Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва: Технологии. - 938 с.
9. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
10. Сеничкина, А. В. (2006) Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Сеничкина. - Череповец. - 19 с.
11. Татур Ю.Г. (2004) Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. № 3 C. 65-71
12. Тошбоева М. Э. Professional competence and culture in pedagogy // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 351-353. — URL https://moluch.ru/archive/208/50396/ (дата обращения: 15.06.2018).
13. Teleuyev, G., Isaev, I. F., Eroshenkova, E. I., Krolevetskaya, E. N., Peresypkin, A. P. & Shumakova, I.A. (2015). Formation and Development of a Teacher Professional Pedagogical Culture at a High School in Russia. The Social Sciences, 10(6), 1486-1489.
14. Хутоской А.В О компетенции и компетентности в общих чертах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/261851/chem-otlichaetsya-kompetentnost-ot-kompetentsii-kompetentnost-i-kompetentsiya-otlichiya-v-obrazovanii (дата обращения: 01.06.2018).
15. Norman Frederiksen, Robert Glaser, Alan Lesgold, Michael G. Shafto (2013) Diagnostic Monitoring of Skill and Knowledge Acquisition // Routledge,. - 528 p.
16. Andreas Kollias, Kathy Kikis (2005) From wider visions and policy reforms to school culture // EdicionsUniversitat Barcelona. - 107 p.
17. S. Ram (2003) Current Issues In Teacher // Sarup& Sons. - 320 p.
18. Zienau, N. (1996) A guide to the Russian education system. Manchester: British Council.
Педагогика
УДК: 378.147.001.76:7.05
ассистент кафедры изобразительного искусства,
методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)
РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДИЗАЙН-
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Инновационные технологии получают все большее распространение в дизайн-образовании. Поскольку современная профессиональная деятельность дизайнера невозможна без применения новейших достижений компьютерной техники и инновационных приемов, то и профессиональная подготовка будущих специалистов нуждается в соответствующем подходе.
В статье теоретически обоснована роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования. Применение инноваций в дизайне неизбежно и необходимо, так как одним из современных требований работодателей к специалисту дизайна является готовность к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Инновационный подход и проблемы в дизайн-образовании входят в число наиболее острых как для преподавателей ВУЗов так и для обучающихся. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследования инновационной деятельности специалистов дизайна, разработки механизмов, средств, технологий формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, готовность к инновациям, дизайн, инновационные технологии.
Annotation. Innovative technologies become popular in design education. As modern professional activity of the designer is impossible without application of the latest developments of the computer equipment and innovative receptions, and vocational training of future designers needs the corresponding approach.
In article the role and influence of innovative technologies in improvement of quality of design education is theoretically proved. Application of innovations in design is inevitable and it is necessary as one of modern requirements of employers to the expert of design training for use of innovative technologies is in professional activity. Innovative approach and problems in design education are very important both for teachers of higher education institutions and for students. In this regard the problems researches of innovative activity of designers, development of mechanisms, means, technologies of formation of readiness of future designers to innovative activity are relevant. It demands scientific reconsideration of an essence of professional and pedagogical training of future designers.
Keywords: professional activity, readiness for innovations, design, innovative technologies.
Введение. Современная профессиональная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование специалиста, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными
формами, методами и технологиями творческого процесса. Инновации являются необходимым условием развития современных ВУЗов. Применение инновационных технологий формируют практические навыки анализа информации, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора в дизайнерской деятельности. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой, неся в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, инновации закладывают основы социальных преобразований. Основной задачей современной высшей школы является формирование специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности. Инновационные технологии обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества будущих дизайнеров, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
Формулировка цели статьи. Теоретически обосновать роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования.
Изложение основного материала статьи. Инновационная деятельность будущих дизайнеров формируется на основе использования в образовательном процессе современных технологий, средств, методов и форм организации, отраженных в инновационной инфраструктуре ВУЗа. Под готовностью к инновациям в профессиональной деятельности понимаются целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в профессиональной деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать новшества, потребность в постоянном саморазвитии. Инновационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов, способствуют развитию познавательного интереса будущих дизайнеров и их мотивации, что в конечном счете, повышает качество образования [3, с. 231.
Инновационные технологии в профессиональном дизайн-образовании ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
Интерактивный - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности в процессе обучения. При реализации интерактивных методов преобладает в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя, а деятельность обучающихся. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы в творческой деятельности. Преподаватель выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную творческую деятельность обучающихся по продуцированию знаний, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов в дизайне, самостоятельному решению проблем. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных ситуаций, использование дидактических игр, создание проблемных конкретных ситуаций, решения дискуссионных вопросов, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами творческой деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Опыт обучающегося является в интерактивном обучении главным источником учебного познания. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимся, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность. Внедрение интерактивных методов дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, то есть сделать обучающихся соавторами лекции, семинарского или практического занятия. В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимодействия, ответственности.
Инновационные технологии обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества будущих дизайнеров, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Включение в занятия интерактивных технологий способствуют формированию у обучающихся начального опыта профессиональной деятельности, что создает для них возможность увидеть весть объем навыков необходимых для профессиональной деятельности и в дальнейшем осознанно вырабатывать у себя умения и навыки необходимые в дизайне. В ходе обучения преподаватель уделяет особое внимание раскрытию индивидуальности обучающихся, подсказывая средства художественной выразительности. Применение интерактивных технологий в ходе проведения занятий способствуют формированию у обучающихся:
• позитивного самоопределения к учебной деятельности;
• абстрактного и образного мышления;
• представлений о средствах художественной выразительности;
• творческих способностей.
Технология проектного обучения - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом обучающиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей творческой деятельности [1, с. 741.
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный дизайнерский продукт. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход
органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то творческой задачи, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, дизайнерских средств, а с другой - интегрирование знаний, умений. Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы обучающихся. Включение метода проектов в образовательный процесс дает возможность значительно расширить и раскрыть творческий потенциал обучающихся, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу обучающихся [5, с. 691.
Использование метода проектирования является действенным средством повышения качества знаний обучающихся, методом активизации творческого и критического мышления, инструментом для создания действительно оригинальных дизайнерских продуктов. Обучающиеся получают специфические умения и навыки, которые могут стать основой будущей профессии дизайнера. Применение технологии проектного обучения способствуют созданию условий учебной деятельности, при которых обучающиеся:
• самостоятельно и мотивированно ищут и обрабатывают информацию;
• применяют теорию на практике;
• взаимодействовуют друг с другом;
• ведут исследовательскую творческую деятельность;
• развивают системное мышление.
Компьютерные технологии обучения - это процесс сбора, переработки, хранения и передачи информации обучающимся посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Компьютерные технологии обучения связаны со всеми этапами образовательного процесса и является
важным фактором качества профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Компьютерные технологии обучения используются на всех этапах учебного процесса: для изложения и объяснения новой информации, для закрепления и обобщения изученного, выполнения заданий, разных видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, всех элементов контроля и самоконтроля, для учебных дизайнерских проектов. Компьютерные технологии обучения создают возможность реализации разных способов управления учебной деятельностью, обеспечивают единое информационное пространство для работы обучающихся.
Компьютерные технологии обучения активизируют деятельность обучающихся через выполнение разных видов творческой работы, использования разных способов и источников получения информации, решения дизайнерских задач разных уровней сложности, выполнения дизайн-проектов [2, с. 115].
Компьютерные технологии обучения создают условия для самоконтроля и обмена мнениями с другими обучающимися и преподавателем, имеют способность к обновлению содержания, адаптации управления программой в соответствии с условиями учебного процесса [4, с. 581.
Выводы. Применение инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих дизайнеров обеспечивает развитие, усовершенствование образовательной системы, переход ее в качественно-новое состояние. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой образовательной системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Инновационные технологии позволяют достичь определённых целей и влияют на:
• обеспечение оптимизации учебного процесса, повышение качества дизайн-образования, организация благоприятных условий усвоения материала;
• использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучение самостоятельному поиску нужной информации, проверки ее адекватности, повышение интереса обучающихся к новому материалу, контроль за усвоением информации;
• совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновационная деятельность в высшем учебном заведении определяет направления профессионального роста будущих дизайнеров, их творческого поиска, реально способствует личностному росту будущих профессионалов в дизайне.
Литература:
1. Анисимов, Н. М. Обучение студентов решению инновационныхзадач / Н. М. Анисимов // Педагогика. - 1998 - № 4 - С. 48-71.
2. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR. / Б. Л. Борисов. - М Издательство: Фаир-Пресс, 2004. - 624 с.
3. Васильев, Г.А., Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г.А.Васильев, В.А. Поляков - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 348 с.
4. Каплан, С. Л. Развитие инновационных процессов в условиях модернизации образования / С. Л. Каплан // Среднее профессиональное образование, 2004, № 5
5. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности Текст. / Т.В. Поштарева // Педагогика. 2005. - № 3. - С. 35-42.
6. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / - М.: Магистр, 1997 -163- 185 с.
7. Щеблева, С. В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе инновационных образовательных технологий: дис. кандидата пед. наук : 13.00.08 / С. В. Щеблева. - Магнитогорск, 2000 - 149 с.
Педагогика
УДК 808.5
кандидат педагогических наук, доцент Каримова Татьяна Сергеевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования коммуникативной толерантности у обучающихся образовательных организаций МВД России посредством изучения дисциплины «Риторика», поскольку их будущая повседневная профессиональная деятельность, а также ее результативность напрямую зависит от умения общаться. При выполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции взаимодействуют с разными категориями граждан: с подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями и обычными людьми. Сотрудник правоохранительных органов должен владеть не только навыками грамотного и культурного общения, но и располагать к себе всех участников коммуникации, с учетом их психо-эмоционального настроя в процессе общения.
Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, сотрудники правоохранительных органов, педагогический потенциал гуманитарных дисциплин, изучение дисциплины «Риторика», диалогическое общение.
Annotation. The article deals with the relevance of the communicative tolerance formation among the students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the study of Rhetoric due to the fact that their daily professional activities, as well as its effectiveness, directly depend on the ability to communicate. Performing the duties the police interact with different categories of citizens: with suspects, accused, victims, witnesses and ordinary people. A law enforcement officer must possess not only the skills of literate and cultural communication, but also attract all participants of communication, taking into account their psycho-emotional attitude in the process of communication.
Keywords: tolerance, communicative tolerance, law enforcement officers, the pedagogical potential of the humanities, the study of the discipline "Rhetoric", dialogic communication.
Введение. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют адекватных средств преодоления. Итогом этих усилий стала выработка норм и принципов, которые носят гуманистический характер. Они получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях.
Обратимся к анализу понятия толерантности. В Современном словаре иностранных слов «толерантность» имеет два значения: 1) биол., мед. Полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря или снижение организма к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; 2) терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. (Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2000).
Более широкое толкование этого понятия представлено в «Краткой философской энциклопедии»: «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
В Декларации принципов толерантности, подписанной в 1995 году ЮНЕСКО, отмечается, что толерантность включает в себя, прежде всего, «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
В содержании этого документа очень подробно дается определение понятия терпимости, которое раскрывается через четыре компонента:
1. Толератность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, а также свобода мысли, совести и убеждений.
2. Толерантность - не уступка, не снисхождение и не потворство. Толерантность предполагает прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
3. Толерантность есть обязанность способствовать утверждению прав человека, культурного плюрализма, демократии и правопорядка.
4. Толерантность есть проявление терпимости, созвучное уважению прав человека, которое, однако, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, нарушению прав другого человека, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Проблема толерантности рассматривается в следующих аспектах:
- толерантность как терпимость по отношению к другим (в национальных, межконфессиональных, политических этнических и т.п.) отношениях;
- толерантность как диалог культур;
- толерантность как универсальный этический принцип.
В рамках реализации идея гуманизации образовательного процесса толерантность следует рассматривать как одно из необходимых условий эффективной профессиональной реализации будущего специалиста.
По окончании обучения молодые специалисты непроизвольно сталкиваются с необходимостью отстаивать свою точку зрения, высказывать самые разнообразные оценочные суждения, вступая в спор,