Научная статья на тему 'Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения'

Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / DESIGN / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капунова Маргарита Ивановна

Глубокие структурные и содержательные изменения затрагивают все направления подготовки обучающихся в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование. В настоящее время происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования по специальности «Дизайн». Разрабатываются новые государственные образовательные стандарты для конкретных дизайнерских специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе. В статье рассматриваются современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения. Деятельность дизайнера направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Уже в процессе специальной подготовки на стадии получения образования необходимо развивать у будущих дизайнеров способность понимать и чётко формулировать принципиальную схему решения поставленных перед ними дизайнерских задач и способность вырабатывать наибольшее количество вариантов их реализации. Концепция модернизации образования определяет актуальные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки обучающихся и как системы интеллектуально-личностного развития будущих специалистов. Это требует кардинальных преобразований в системе подготовки современных специалистов и обусловливает ориентацию целей высшего профессионального образования на интересы личности будущих профессионалов. Новые условия функционирования высшей школы требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности. Целью высшего образования сегодня должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS IN THE LEARNING PROCESS

Profound structural and substantive changes affect all areas of training students in higher education, including artistic and vocational education. Currently, there is a reassessment of conceptual approaches to the reform of higher professional education in the specialty "Design". New state educational standards for specific designer specialties are being developed, the conditions for the construction and functioning of the educational process, the forms, methods and means of teaching in higher vocational school are changing significantly. The article discusses the current requirements for professional training of future designers in the learning process. The designer’s activity is aimed at developing and designing a subject-spatial environment surrounding a person. In the process of special preparation at the stage of education, it is necessary to develop in future designers the ability to understand and clearly formulate a conceptual scheme for solving the design tasks assigned to them and the ability to develop the largest number of options for their implementation. The concept of the modernization of education defines the actual tasks of improving the quality of vocational training of students and how the system of intellectual and personal development of future specialists. This requires fundamental changes in the system of training modern specialists and determines the orientation of the goals of higher professional education to the interests of the personality of future professionals. New conditions for the functioning of higher education require the introduction of significant adjustments to the process of preparing designers for professional activities. The goal of higher education today should be the preparation of a competitive, competent specialist who is able not only to apply the acquired knowledge and skills, but also to make original and non-standard decisions when it is required.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения»

Таблица 3

Уровни конфликтности

Уровни конфликтности Количество опрошенных в %

Привлекают сцены насилия Не привлекают сцены насилия

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Низкий 6 0 0 13

Средний 50 19 31 44

Высокий 19 6 6 6

Различия по агрессивности оказались статистически значимыми (Шм=35; Шр=221; р<0,01), что подтверждает связь предпочтения компьютерных игр, содержащих сцены насилия, с детской агрессивностью, которая является свойством личности, проявляющимся готовностью и предпочтением насилия для достижения своих целей. Различия по конфликтности оказались статистически незначимыми (Шм=88,5; икр=167,5; р>0,05).

Выводы. Итак, наше исследование частично подтвердило гипотезу: у школьников, предпочитающих компьютерные игры, содержащие сцены насилия, уровень тревожности, агрессивности и конфликтности выше. Статистически значимыми оказались различия по агрессивности.

Литература:

1. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А.В. Федоров. - Таганрог, 2004. - 418 с.

Педагогика

УДК: 378.016:7.05

ассистент Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Глубокие структурные и содержательные изменения затрагивают все направления подготовки обучающихся в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование. В настоящее время происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования по специальности «Дизайн». Разрабатываются новые государственные образовательные стандарты для конкретных дизайнерских специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

В статье рассматриваются современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения. Деятельность дизайнера направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Уже в процессе специальной подготовки на стадии получения образования необходимо развивать у будущих дизайнеров способность понимать и чётко формулировать принципиальную схему решения поставленных перед ними дизайнерских задач и способность вырабатывать наибольшее количество вариантов их реализации. Концепция модернизации образования определяет актуальные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки обучающихся и как системы интеллектуально-личностного развития будущих специалистов. Это требует кардинальных преобразований в системе подготовки современных специалистов и обусловливает ориентацию целей высшего профессионального образования на интересы личности будущих профессионалов. Новые условия функционирования высшей школы требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности. Целью высшего образования сегодня должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, дизайн, инновационные технологии, профессиональные требования.

Annotation. Profound structural and substantive changes affect all areas of training students in higher education, including artistic and vocational education. Currently, there is a reassessment of conceptual approaches to the reform of higher professional education in the specialty "Design". New state educational standards for specific designer specialties are being developed, the conditions for the construction and functioning of the educational process, the forms, methods and means of teaching in higher vocational school are changing significantly.

The article discusses the current requirements for professional training of future designers in the learning process. The designer's activity is aimed at developing and designing a subject-spatial environment surrounding a person. In the process of special preparation at the stage of education, it is necessary to develop in future designers the ability to understand and clearly formulate a conceptual scheme for solving the design tasks assigned to them and the ability to develop the largest number of options for their implementation.

The concept of the modernization of education defines the actual tasks of improving the quality of vocational training of students and how the system of intellectual and personal development of future specialists. This requires fundamental changes in the system of training modern specialists and determines the orientation of the goals of higher professional education to the interests of the personality of future professionals. New conditions for the functioning of higher education require the introduction of significant adjustments to the process of preparing designers for professional activities.

The goal of higher education today should be the preparation of a competitive, competent specialist who is able not only to apply the acquired knowledge and skills, but also to make original and non-standard decisions when it is required.

Keywords: professional training, professional activity, design, innovative technologies, professional requirements.

Введение. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров осуществляется в течение всего срока обучения и направлена на развитие определенных компонентов: профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный интерес, дизайнерское мышление, потребность в самореализации. Подготовка будущих дизайнеров к профессиональной деятельности представляет собой специально организованный процесс активного целенаправленного взаимодействия преподавателей и обучающихся, направленный на формирование готовности будущих дизайнеров к решению творческих задач как профессионально-значимого качества в единстве его теоретической, практической и личностной составляющих. Современная профессиональная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование специалиста, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными формами, методами и технологиями творческого процесса. Инновационные технологии обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества будущих дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров в процессе обучения предполагает создание условий для овладения новыми образовательными технологиями, формирование у обучающихся готовности к определению целей и способов своей деятельности, к работе в условиях существенно возросшей индивидуализации образовательного процесса. Система обеспечения качества профессиональной подготовки будущих специалистов включает в себя:

• диагностическую постановку цели каждого занятия, четкую ориентацию дидактических процессов на формирование ключевых компетенций;

• качественный состав педагогических кадров;

• качество знаний, умений, навыков обучающихся;

• качество учебно-методической, экспериментально-методической работы;

• качество материально-технической базы;

• качество учебного процесса;

• качество конечного результата образовательной деятельности преподавательского коллектива;

• физическое, психическое и моральное здоровье обучающихся;

• качество управления;

• профессиональную подготовку обучающихся.

Эффективное дизайн-образование вызывает интерес исследователей и практиков. Разработка научно-теоретической и практико-методической базы отражена в специальной литературе таких авторов, как В.Г. Аронов, H.H. Волков, Н.В. Воронов, В.Л. Глазычев, А.П. Лосенко ,Т.Ю. Ломакина, О.В. Чернышева.

Задачами педагогического обучения будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в заведениях высшего образования являются:

• формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;

• подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;

• формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;

• формирование умения пользоваться инновационными разработками;

• формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки их значимости, знания средств достижения цели.

Сегодня главной целью профессионального образования является не только формирование у обучающихся системы знаний и практических умений, необходимых для будущей профессии, но и воспитание высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, что является неотъемлемой частью профессиональной компетентности дизайнеров [2, с.2061. Личностные качества оказывают значительное влияние на готовность дизайнеров к профессиональной деятельности. В связи с этим выделены личностные компетенции дизайнеров, необходимые им для успешной профессиональной деятельности:

• способность к самосовершенствованию;

• способность к усвоению новых знаний и личностному росту;

• амбициозность;

• креативность;

• целеустремленность;

• активная жизненная позиция;

• художественные способности;

• способность творчески подходить к работе;

• ответственность.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Дизайн» характеризует профессиональную деятельность дизайнеров как вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения [3, с. 841.

В соответствии с требованиями к ключевым компетенциям (ФГОС ВО по направлению «Дизайн») будущие дизайнеры должны:

иметь: представление о роли в обществе и границах дизайн-деятельности, которая постоянно изменяется в результате внедрения в производственную и социальную сферу новых компьютерных технологий, технических достижений в области телекоммуникаций;

знать: приемы сбора и оформления предпроектного материала, фиксации существующего положения; последовательность и характер действий в процессе проектирования (поиск, анализ, решение); требования к оформлению проектного материала;

уметь: работать со справочной литературой, составлять опорные схемы, определять материал (в том числе, с использованием современных программных продуктов) и грамотно представлять свою работу на презентации, защите;

иметь навыки: натурного обследования объекта и анализа ситуации; самостоятельного составления задания на проектирование и программы работ; формирования творческой концепции и ее отображения в предварительных эскизах; композиционного решения общей экспозиции проекта; цвето-графического решения и изготовления макетов и моделей;

быть компетентным: в современных тенденциях в области архитектуры, искусства и дизайна, истории культуры народов, их традиций, обычаев. Ориентироваться в процессе постоянно изменяющихся потребностей общества.

Будущие дизайнеры должны уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере их профессиональной деятельности. Последовательность процесса проектирования, выполнять эскизные материалы, воплощать готовую проектную идею в демонстрационных материалах, в соответствии с требованиями оформлять проект. Условием формирования готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности является развитие у них творческого потенциала и инновационных способностей [41.

Инновации являются необходимым условием развития современных ВУЗов. Применение инновационных технологий формируют практические навыки анализа информации, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора в дизайнерской Инновационные технологии обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества будущих дизайнеров, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным [6, с. 2031.

Инновационная деятельность будущих дизайнеров будет эффективной, если в профессиональной подготовке отражаются содержание дизайнерской практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в дизайне. Стимулирование интереса у будущих дизайнеров к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий в ВУЗе: дискуссий, конференций, представлений творческих работ, круглых столов.

Основные методы, используемые при обучении будущих дизайнеров: словесные методы, объяснительно-иллюстративный метод, преобразовательный метод, систематизирующий метод, практический метод, контрольный метод. Группа эвристических методов: частично-поисковый метод, метод ассоциаций, аналогии, интерпретация, инверсия, «мозговой штурм», метод комбинаторики, метод модульного проектирования, метод проектов [7, с. 631.

Формы обучения; беседа, диалог, консультация, лекция, учебно-практическая работа.

Средства обучения: наглядные пособия, электронные методические пособия, проекты, студенческие работы.

Учебные дисциплины должны обеспечивать:

• фундаментальную, гуманитарную и социально-экономическую подготовку;

• профессионально-практическую подготовку, необходимые знания, умения и навыки исследовательской и предпринимательской работы в сфере дизайна;

• формирование профессиональной культуры.

Внедрение в учебный процесс инновационных средств обучения обеспечивает высокий уровень подготовки будущих дизайнеров, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности [1, с. 3151.

Итак, особенности профессиональной подготовки будущих дизайнеров:

• овладение теоретическими знаниями в области теории, истории и практики изобразительного искусства: рисунок, цвет, колорит, основы техника и технология творческого художественного вкуса;

• применение основных методов, профессиональных способов и навыков в проектно-художественной деятельности, умение использовать теоретические знания в профессиональной творческой деятельности;

• использование современных визуализаций авторской идеи, грамотное употребление в своей деятельности профессиональной лексики.

Таким образом, следует подчеркнуть, что современный дизайнер должен быть универсальным специалистом, разносторонне развитым и востребованным.

Выводы. Формирование профессиональных способностей, определяющих готовность будущих дизайнеров к профессиональной деятельности в процессе обучения, является одной из актуальных проблем, стоящей в сфере высшего профессионального образования. В процессе социального и экономического развития общества и культуры к современному специалисту-дизайнеру предъявляются все новые и новые требования. И, используя только традиционные приемы и методы обучения, невозможно подготовить современного специалиста-дизайнера. Перед современными педагогами встает вопрос о повышении уровня развития профессиональных способностей и развитии творчества, формировании особого вида мышления будущих дизайнеров. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются. Это требует от человека продуктивно и творчески подходить к любым изменениям. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который имеет четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следует тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу, реагирует на социально-экономические изменения и, самое важное, умеет опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством конкурентоспособного дизайнера, и на этапе приобретения знаний, и на этапе их дальнейшего профессионального использования.

Литература:

1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. / Б.Л. Борисов. - М Издательство: Фаир-Пресс, 2004. - 624 с.

2. Васильев, Г.А., Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г.А.Васильев, В.А. Поляков - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 348 с.

3. Кармин А.С. Психология рекламной деятельности. / А.С. Кармин. - СПб.: Питер, 2006. — 464 с.

4. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент / Л.Б. Переверзев // Техническая эстетика. 1987. - № 6. - С. 24-28.

5. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2008. - 219 с.: ил.

6. Юнг К.Г. Архетип и символ. / К.Г. Юнг. - Москва: Ренессанс, 1991. - 300 с.

7. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. - Издание 2-е., - М.: «Когито-Центр», 2010. - 352 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей развития художественно-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: восприятие, художественно-эстетическое восприятие, дети дошкольного возраста.

Annоtation. The article is devoted to the problem of studying the features of the development of artistic and aesthetic perception of children of preschool age.

Keywords: perception, artistic and aesthetic perception, preschool children.

Введение. Один из наиболее важных разделов педагогики посвящен формированию художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста. Такой подход позволяет вырастить гармоничную и изобретательную личность, развить в ребенке любовь к искусству, научить ценить изящество окружающего мира, понимать и создавать прекрасное на благо всего человечества. Давно известно, что наши дети - это отражение нас самих, они с первых месяцев жизни слышат и запоминают наши слова и подражают нашим поступкам, поэтому начинать процесс становления личности желательно как можно раньше. Наиболее же благоприятным по мнению ученых является старший дошкольный возраст.

Во время чтения стихов и сказок, просмотра ярких иллюстраций в книжках, прослушивания песен и красивой музыки, или в процессе игры с красочными цветными игрушками, дети испытывают множество приятных эмоций, возникающих у них на подсознательном уровне. По мере взросления и развития, бессознательные эмоции постепенно, шаг за шагом трансформируются в осознанные, развивается художественно-эстетический вкус, появляется тяга к живописи, музыке, танцам или другим видам деятельности, и задача родителей и воспитателей обнаружить и усовершенствовать эти наклонности. Грамотный преподаватель обязан обратить внимание на личностные особенности характера, выявить влечение к той или иной сфере творческой деятельности и помочь малышу правильно распорядиться своими способностями.

Наиболее подходящее время для начала художественно-эстетического развития, как уже отмечалось выше - это дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок активно изучает окружающую среду, учится мыслить самостоятельно, совершать осознанные поступки и общаться с людьми. Каждый день ребенка в этом возрасте наполнен новыми впечатлениями, которые он получает не только из повседневной жизни или социального общения, но и от художественной и природной красоты, оказывающей огромное воздействие на формирование творческой личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольной образовательной организации как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В этом документе подчеркивается, что проблема развития художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, так как эстетическое восприятие в дошкольном периоде является необходимым компонентом образованной личности в дальнейшем. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сформированность художественно-эстетического восприятия является необходимым условием развития человека высокой культуры и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Изложение основного материала статьи. Проблема развития художественного творчества неразрывно связана с изучением особенностей восприятия произведений различных видов искусства, в том числе художественной литературы, и формированием представлений о художественном образе. Взаимосвязь восприятия произведений художественной литературы и различных видов детского творчества прослеживается во взаимном влиянии одного процесса на другой. Это объясняется тем, что художественное произведение пробуждает у человека глубокие чувства, которые активизируют творческое воображение и становятся побуждением к творческой деятельности под влиянием впечатлений от воспринятого. Итак, чем более глубокими оказываются переживания от воспринятого, тем значительнее влияние искусства на психику человека, тем сильнее оказывается побуждение к активной творческой деятельности.

Восприятие и понимание детьми содержания художественных произведений становилось предметом исследования многих ученых (Н. Ветлугина, Л. Выготский, Е. Лукина, Л. Славина, Е. Флерина и др.) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.