Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / FORMATION OF READINESS FOR ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY OF A DESIGNER / DESIGN EDUCATION / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE / PROFESSIONAL TRAINING OF A DESIGNER / INNOVATIVE ACTIVITY IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капунова Маргарита Ивановна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием готовности будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности в процессе обучения и профессионального становления. Отдельное внимание уделяется вопросу профессиональной подготовке таких специалистов и ее специфике. Изучается вопрос сущности феномена готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE DESIGNERS FOR INNOVATION IN THE PROCESS OF TRAINING

The article is devoted to the consideration of issues related to the formation of the readiness of future designers to carry out innovative activities in the process of education and professional development. Special attention is paid to the issue of professional training of such specialists and its specifics. The question of the essence of the phenomenon of readiness to carry out any activity is studied.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

местности много лет назад и совсем недавно, формируются патриотические чувства у участников туристических походов;

- происходит эмоциональное сопереживание в процессе восприятия природных объектов и социальных преобразований территории, способствующие патриотическому воспитанию молодежи;

- деятельностный характер туризма отражает стремление молодых людей к определенным действиям во благо развития своего, родного края, страны, Отечества.

Выводы. В связи с вышеизложенным, можно отметить, что туристско-рекреационная деятельность как составляющая культурно-познавательного туризма молодежи имеет большое значения для воспитания патриотизма у молодежи, возможности которой неограниченны. Она включает в себя огромный тематический спектр туров и направлений путешествия. К ним можно отнести и виртуальные экскурсии, связанные с паломничеством по святым местам; экскурсии, связанные с культурно-этническим историй регионов; экскурсии, связанные с культурными событиями; экскурсии, раскрывающие ценностные богатства регионов и др. Все это позволяет молодым людям лучше изучить, понять и познать объективные и культурные богатства своей страны. В целом, потенциал хорошо организованной туристско-рекреационной деятельности имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств молодых людей, чья познавательная, эмоциональная, деятельностная и мировоззренческая сферы только формируются.

Таким образом, исходя из требований современности, изложенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы» [4], в воспитании патриотических чувств и качеств молодежи необходимо использовать наиболее эффективные средства, к числу которых можно, по праву, отнести туристско-рекреационную деятельность.

Литература:

1. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М.; Воронеж, 2007.

2. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 14-24.

3. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза: монография. - Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. - 115 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] // URL : http://m.govemment.ru/docs/21341/. - (Дата обращения 04.03.2020).

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.

6. Закон Краснодарского края от 30.12.2013 № 2867-КЗ (ред. от 06.02.2015) «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 25.12.2013) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.03 2020).

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 221-222

8. Кобылкин Р.А. Патриотизм - новая тенденция современной России [Электронный ресурс] / https://studref.com/410570/pravo/ (дата обращения: 06.03 2020).

9. Ковалева А.В. Некоторые проблемы патриотизма в современной России // Ростовский научный журнал [Электронный ресурс] / http://rostjoumal.ru/?p=1775 (дата обращения: 06.03 2020).

10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] / https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 06.03 2020).

11. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20 октября 2016 года № 1257-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493».

12. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Том 1: Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. - 584 с.

Педагогика

УДК 378.147:7.05

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием готовности будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности в процессе обучения и профессионального становления. Отдельное внимание уделяется вопросу профессиональной подготовке таких специалистов и ее специфике. Изучается вопрос сущности феномена готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Ключевые слова: формирование готовности к деятельности, инновационная деятельность дизайнера, дизайн-образование, современная педагогическая наука, профессиональная подготовка дизайнера, инновационная деятельность в процессе обучения.

Annotation. The article is devoted to the consideration of issues related to the formation of the readiness of future designers to carry out innovative activities in the process of education and professional development. Special attention is paid to the issue of professional training of such specialists and its specifics. The question of the essence of the phenomenon of readiness to carry out any activity is studied.

Keywords: formation of readiness for activity, innovative activity of a designer, design education, modern pedagogical science, professional training of a designer, innovative activity in the learning process.

Введение. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров занимает особое место в системе высшего художественного образования, поскольку являет собой сложный и многоструктурный процесс, требующий от педагогов и студентов значительной доли внимания к специфике современного дизайна. Сегодня в стремительно развивающемся мире и образовательном пространстве существуют определённые тенденции относительно развития тех или иных гуманитарных и технических дисциплин. Все они сегодня развиваются в соответствии с ключевыми приоритетными направлениями, реализованными в социокультурном пространстве посредством важнейших современных технологий. Для того, чтобы образовательное пространство и профессиональная подготовка будущих дизайнеров была актуальным и всеобъемлющим процессом, необходимо обеспечить будущим специалистам данной области такие благоприятные условия для формирования готовности к инновационной деятельности, которое позволит не только при образовывать окружающую действительность, но и активно вовлекать в исследовательскую и инновационную деятельность в процессе обучения.

Образование всегда являло собой важнейшую область человеческой деятельности и взаимодействия с окружающей действительностью. Именно оно позволяет человеку пройти профориентационную подготовку, выявить свои сильные и слабые качества, проявить себя в различных ключах, включая творческую и инновационную деятельность именно поэтому системе высшего профессионального образования отводится весомая роль по взращиванию нового поколения дизайнеров, соответствующих ключевым требованиям социума [3].

Дизайнеру сегодня недостаточно быть хорошим профессионалом, обладающим знаниями и навыками относительно своей профессиональной деятельности, но и мобильно, актуально, целенаправленно и активно вовлекается в процесс общей интеграции различных социальных процессов в глобальное пространство, самостоятельно определять и решать проблемы, существующие в области дизайнерской деятельности.

Инновационная деятельность занимает особое место в различных процессах по оснащению окружающей действительности результатами творческого подхода различных исследователей. Она является объектом изучения многих прикладных и теоретических наук. Говоря о такой деятельности в ходе образования и получения специальности, необходимо помнить, что она всегда базируется на творчестве и самостоятельности студентов, ориентирующихся на приобретении профессиональной компетенции. Посредством инновационной деятельности студент может преобразовать образовательное пространство и стать активным участником творческой деятельности по формированию новых образовательных маршрутов, образовательных элементов.

Изложение основного материала статьи. Дизайн-образование вообще является достаточно сложным для понимания и теоретического описания. Оно подразумевает множество как технических, так и гуманитарных направлений, которые обязательно должны быть освоены студентами, будущими специалистами. Их инновационная деятельность ложится в основу развития всей системы такого образования и является источником для нововведений, которые в дальнейшем могут быть заимствованы иными направлениями подготовки художественного цикла. Кроме того, инновационная деятельность позволяет студентам проявить творческую активность и активировать собственные творческие механизмы, ориентировать их на достижение глобальной цели, совершенствовать собственную систему знаний и навыков, повлиять на систему образования, преобразовать её, а значит и модернизировать [8].

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров ориентируется в первую очередь на взращивание профессионала, способного наряду с традиционными применять инновационные формы, методы, технологии и инструменты творческого процесса по созданию дизайн-продукта и разработки проекта. При этом важным в этом процессе остается формирование готовности будущих дизайнеров к осуществлению такой деятельности в процессе обучения и воспитания.

В целом готовность к инновационной деятельности понимается современными исследователями как основа профессиональной позиции и профессионализма будущего специалиста в области дизайна, а также стержнем его саморазвития, самосовершенствования и самостановления в профессиональном, творческом, личностном планах [1]. Требования, о которых мы говорили ранее, сегодня позволяют педагогам реализовывать цели и задачи педагогического характера в области профессионального дизайн-образования позволяют обеспечить высокое качество профессиональной подготовки таких специалистов. Это позволяет пополнить отечественный базис дизайна новыми именами, работами и подходами к осуществлению профессиональной деятельности.

Для оптимизации и наиболее качественной организации такой деятельности необходимо применить различные методы к решению научных проблем, связанных с активным включением образовательных моделей инновационного характера в процесс подготовки будущих специалистов. Здесь справедливо говорить о качественном и непосредственном обновлении, совершенствовании, модернизации профессиональной подготовки, за счет чего возможно сформировать наиболее чёткую и профессионально-ориентированную готовность будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности как в процессе образца обучения, так и осуществлению профессиональных действий.

По нашему мнению, для того, чтобы рассмотреть настоящую тему более глобально и всецело, важно обратиться к пониманию сущности дизайн-образования и современного дизайна в целом. Важно понимать, что современный дизайн - достаточно распространённая и популярная сфера человеческой деятельности в современном социокультурном пространстве. Инновационная деятельность дизайнера сама по себе заключена в рамки дизайна, поскольку дизайн предполагает создание принципиально нового, отличного от предыдущего художественного объекта, проекта или инструмента. Инновационность здесь проявляется в виде формирования нововведений в той или иной области, а также в виде применения в процессе обучения и работы инновационных технологий. Таким образом, становится понятно, что образовательная деятельность по профессиональной подготовке будущих дизайнеров должна быть так организована, чтобы была возможность учесть наибольшее число требований, критериев, нюансов и аспектов инновационной деятельности дизайнера в принципе [4].

С другой стороны, готовность будущего специалиста к какой-либо деятельности заключается в психологическом стремлении к совершенствованию собственной системы знаний и навыков, а также в способности к осуществлению этой деятельности. Иными словами, готовность понимается нами как психологическая способность и желание будущего дизайнера применять инновационные технологии, разрабатывать их и апробировать в образовательном процессе.

Как отмечают некоторые отечественные исследователи, процесс формирования готовности будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности в процессе обучения, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, должен осуществляться в соответствии с определённым алгоритмом действий, то есть поэтапно и последовательно. Кратко опишем этот алгоритм:

- первый этап ориентируется на формировании у студента положительной мотивации, которая будет поддерживаться им самостоятельно в ходе обучения и получения профессиональной компетенции, то есть будет устойчивой и ценностной; кроме того, в ходе такого этапа у будущего дизайнера формируются основные ценностные ориентации, которые призваны стимулировать активное использование инновационных технологий в рамках образовательной и профессиональной деятельности;

- второй этап базируется на освоении будущим специалистом ключевых знаний относительно сущности, содержания, специфики, структуры инновационной деятельности как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности; Этот этап часто называют теоретическим;

- третий, заключительный этап формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности в процессе обучения, заключается в том, что ориентируется в первую очередь на формировании у студентов практических навыков и исследовательских умений, рефлексивных способностей, необходимых для инновационного воздействия на процесс обучения и профессиональную деятельность.

Помимо всего прочего, мы считаем, что рассматриваемая нами тема особенно проявляется в виде отдельно взятых специфических характеристик готовности к инновационной деятельности. По нашему мнению, формирование готовности к такой деятельности может быть эффективным в случае, если все ниже перечисленные аспекты выполняются качественно и своевременно:

- если у студентов первостепенно формируется готовность к восприятию и освоению творческих разработок собственного и чужого производства;

- если будущие специалисты были ознакомлены с инновационным опытом иных дизайнеров, адаптировали его к новым условиям, сформировали собственное отношение к нему и ознакомились с его ключевыми результатами;

- если они участвуют в разработке и апробации собственных инноваций, стремятся к передаче собственного инновационного опыта в области дизайна, а также регулярно обмениваются им с иными участниками образовательного процесса и профессионалами;

- если педагогами образовательного учреждения своевременно и цельно были организованы и проведены творческие эксперименты, вовлекающие большинство студентов, будущих специалистов в области дизайна.

Такая готовность может быть сформирована исключительно в том случае, когда педагог прикладывает максимум собственных усилий к процессу благоприятного взаимодействия с студентами, ему здесь необходимо развивать как в себе, так и в будущих специалистах навыки самостоятельного решения не только образовательных, но и профессиональных задач, с которыми так или иначе сталкиваются все дизайнеры [1].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что существует перечень задач, стоящих перед педагогами высших учебных заведений, ориентированных на профессиональную подготовку будущих дизайнеров, которые ориентируются на:

- подготовку наиболее востребованных, актуальных и адаптивных специалистов, способных осуществлять свою деятельность в различных условиях, при любых обстоятельствах и учётом любых профессиональных сложностей;

- подготовку дизайнеров к принципиально новым, проблемным и не типичным профессиональным условиям, которые могут развиваться в соответствии с развитием иных социокультурных механизмов;

- формирование умений и навыков у студентов взаимодействия с инновационными разработками, совершенных предшественниками, различными инновационными технологиями и инструментами;

- формирование и развитие ключевых навыков понимания и осознания профессиональных обязанностей, учебных задач, собственной значимости, теоретических знаний в области средств и методов достижения поставленной инновационной цели;

- формирование способности к осуществлению самостоятельной деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию, которые необходимы современным дизайнером зачастую даже больше, чем некоторые теоретические знания.

Таким образом, деятельность современного дизайнера в большинстве своем не сводится к наличию учебных и художественных умений. Она не зависит от гуманитарного или исключительно технического наполнения образовательной программы. Здесь важно другое - готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в наиболее качественном и целенаправленном ключе, что в дальнейшем порождает готовность к осуществлению инновационной деятельности на протяжении всего профессионального пути. Важно, чтобы студент сам понимал и осознавал значимость инновационных видений в образовательную программу, профессиональную деятельность и понимал свое место в системе художественно-творческого обрамления современного социокультурного пространства.

Качественная реализация процесса формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности в процессе обучения всегда стремится к выполнению определённых требований, а прежде всего к формированию инновационно-ориентированной образовательной среды, которая является разновидностью творческой среды. Творческая среда крайне важна для каждого творческого человека и специалиста, занимающегося прежде всего творческой деятельности. Её правильная сформированность и правильно выбранные инструменты, задействованные в её основе, способны крайне положительно оказать влияние на готовность будущих дизайнеров к инновационной деятельности, поскольку творческая среда имеет специальную организацию, ориентируется на выполнения специальных задач, а также оказывает активное влияние на образовательно-воспитательный процесс при помощи применения современных технологий.

Здесь важно отметить, что современные технологии играют достаточно большую роль в современном социуме. Они позволяют студентам и выпускникам вузов осуществлять различную коммуникацию, вовлекаться в виртуальные проекты, осуществлять свою деятельность и расширять её поле влияния. Кроме того, сегодня, они лежат в основе любой профессиональной деятельности которая обладает творческим и преобразовывающим характером, как, например, дизайн. В связи с этим будущим специалистам в этой области необходимо обладать сформированным спектром знаний и навыков работы с современными

технологиями, обладать спектром умений по их преобразованию и своевременному использованию в профессиональной и учебной деятельности.

Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что любая профессиональная подготовка дизайнеров представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит прежде всего подготовка их к осуществлению творческой деятельности. Она состоит в решении творческих задач, преобразование окружающей действительности средствами инноваций, формировании и развитии творческого потенциала человека. В связи с этим справедливо говорить об огромном значении, которую играет в процесс становления будущего специалиста, развития его личностных качеств, которые в свою очередь являются главным индикатором успешности человека.

Формирование и развитие профессиональных способностей, навыков, умений и знаний, которые так или иначе определяют готовность будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности, на сегодняшний день являются ключевой проблемой, занимающей наиболее актуальные и передовые позиции в современной педагогике. Отечественными и зарубежными педагогами все чаще применяются инновационные технологии в самом процессе обучения, тем самым демонстрируя будущим специалистам их эффективность и значимость. При этом важно отметить, что использование исключительно традиционных технологий и методов обучения на сегодняшний день является не актуальным и не интересным с точки зрения приобретения новых знаний.

Литература:

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. - науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

2. Глазычев, В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 188 с.

4. Капунова, М.И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности / М.И. Капунова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 143-146.

5. Лесняк, В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. - М.: ИндексМаркет, 2011. - С. 208.

6. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. - Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 205 с.

7. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л.С. Подымова - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

8. Чибирева, Е.М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников: автореф. дис. кандидата пед. наук: 13.00.08 / Е.М. Чибирева. - Казань,1998. - 16 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кобесашвили Наили Левановна

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет) (г. Владикавказ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена анализу содержания пространственного мышления, его структуры и особенностям формирования данного типа мышления у студентов технического вуза. Основу пространственного мышления в статье составляет тип мышления, обеспечивающий воссоздание пространственных образов, а также способность к оперированию выработанными образами для решения сложных учебных задач. Важнейшим механизмом развития пространственного мышления личности выступает активизация перспективных действий, а его содержание наполнятся образами, представленными в структурированной последовательности или описанными различными графическими или схематическими изображениями. В структуре пространственного мышления происходят стабильные трансформации образов, преобразовываясь из пространственных образов в реальные объекты, их условно-графических изображений в трехмерные изображения, из трехмерных пространственных образов в двухмерные и т.д. В статье доказывается тезис о том, что активизация пространственного мышления способствует формированию способностей к овладению различными видами деятельности, особенно технологиями графического моделирования, позволяющими раскрывать исследуемые теоретические зависимости, фиксировать результаты их проявления в разнообразных сферах деятельности.

Ключевые слова: пространственное мышление, обучение студентов, пространственные образы, графическое представление.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the content of spatial thinking, its structure and the peculiarities of the formation of this type of thinking among students of a technical university. Spatial thinking in the article is considered by the author as a type of thinking that provides the formation of spatial images and the ability to operate with these images in the process of making responsible problem solving. The main mechanism of spatial thinking is a variety of perspective actions, and its content is the operation of images that are truly presented in a certain sequence or described by various graphic methods. In spatial thinking, there are constant transformations of images, that is, the transition from spatial images of real objects to their conditional graphic images, from three-dimensional images to two-dimensional and vice versa. The article proves the thesis that the activation of spatial thinking contributes to the formation of the ability to master various types of activity, especially graphic modeling technologies, which make it possible to reveal the studied theoretical dependencies, to record the results of their manifestation in various fields of activity.

Keywords: spatial thinking, teaching students, spatial images, graphic representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.