Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров'

Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
student / teacher / higher professional education / design / teaching methods / competence / innovative technologies / студент-дизайнер / преподаватель / высшее профессиональное образование / дизайн / методы обучения / компетенции / инно вационные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Ю. Амчиславская

В статье рассматривается подготовка высшего профессионального образования студентов-дизайнеров. Исследованы методы инновационных техно логий, рекомендованные к применению в педагогической практике подготовки студентов-дизайнеров. Все методы направлены на будущих специалистов, их активность, заинтересованность и мотивацию. Внедрение инновационных технологий связано с образовательной, проектно-ориентированной компетен циями. Целесообразно делать упор в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров на практическую деятельность, но теоретическая база также значима в учебном процессе. В качестве примера актуальной и современной инновационной технологии приводится идея игрового метода, в котором раскрыт потенциал развития профессиональных навыков студентов по дизайн-проектированию, разработке компетентных учебных составляющих. Выяв лена значимость психологической составляющей в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING DESIGN STUDENTS

The article deals with higher professional education for design students. The methods of innovative technologies recommended for use in the pedagogical practice of training design students are considered. All methods are aimed at future specialists, their activity, interest and motivation. The introduction of innovative technologies is associated with educational, project-oriented competencies. It is advisable to focus on practical activities in the educational process of preparing future designers, but the theoretical basis is also important in the educational process. As an example of an actual and modern innovative technology, the idea of a game method is presented, which reveals the potential for developing students’ professional skills in design and development of competent educational components.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров»

3. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра у детей. Москва: Издательство «Генуис», 2018.

4. Гайченко С.В. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в рамках ФГОС. Человеческий капитал. 2019; № 5 (125).

5. Таранченко О. Тенденции современного образования: роль педагога в создании эффективной инклюзивной школы. Дефектология. Особый ребенок: обучение и воспитание. 2011, № 1: 19.

6. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включение детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство. Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012, № 2: 119 - 127.

7. Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва: Издательство «Теревинф», 2016.

8. Шоплер Э. и др. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Available at: http://103.dou.spb.ru/attachments/article/169/B9.pdf

9. Турченко И.А. Инклюзивная компетентность педагога: методы формирования. Минск: ИВЦ Минфина, 2016.

References

1. Vygotskij L.S. Polnoe sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1983 - 1984.

2. Zalomaeva N.B. Opyt obucheniya autichnyh detej nachal'nym shkol'nym navykam. Autichnyjrebenok: Putipomoschi. Moskva: Terevinf, 1997: 273 - 294.

3. Goryacheva T.G., Nikitina Yu.V. Rasstrojstvo autisticheskogo spektra u detej. Moskva: Izdatel'stvo «Genuis», 2018.

4. Gajchenko S.V. Sovershenstvovanie professional'nyh kompetencij pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v ramkah FGOS. Chelovecheskij kapital. 2019; № 5 (125).

5. Taranchenko O. Tendencii sovremennogo obrazovaniya: rol' pedagoga v sozdanii 'effektivnoj inklyuzivnoj shkoly. Defektologiya. Osobyj rebenok: obuchenie i vospitanie. 2011, № 1: 19.

6. Kucheruk O.S., Bojchuk Yu.D. Inklyuzivnaya kompetentnost' buduschih uchitelej kak osnovnoj faktor uspeshnosti vklyuchenie detej s ogranichennymi obrazovatel'nymi vozmozhnostyami v obscheobrazovatel'noe prostranstvo. Osobyj rebenok: obrazovanie, lechenie, korrekciya. 2012, № 2: 119 - 127.

7. Nikol'skaya O.S., Libling M.M., Baenskaya E.R. Autichnyj rebenok. Puti pomoschi. Moskva: Izdatel'stvo «Terevinf», 2016.

8. Shopler 'E. i dr. Podderzhka autichnyh iotstayuschih v razvitii detej. Available at: http://103.dou.spb.ru/attachments/article/169/B9.pdf

9. Turchenko I.A. Inklyuzivnaya kompetentnost'pedagoga: metody formirovaniya. Minsk: IVC Minfina, 2016.

Статья поступила в редакцию 04.08.20

УДК 378.147

Amchislavskaya E.Yu, teacher, Department of Graphic Design and Media Technologies, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: define2005@mail.ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING DESIGN STUDENTS. The article deals with higher professional education for design students. The methods of innovative technologies recommended for use in the pedagogical practice of training design students are considered. All methods are aimed at future specialists, their activity, interest and motivation. The introduction of innovative technologies is associated with educational, project-oriented competencies. It is advisable to focus on practical activities in the educational process of preparing future designers, but the theoretical basis is also important in the educational process. As an example of an actual and modern innovative technology, the idea of a game method is presented, which reveals the potential for developing students' professional skills in design and development of competent educational components.

Key words: student, teacher, higher professional education, design, teaching methods, competence, innovative technologies.

Е.Ю. Амчиславская, преп., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород, E-mail: define2005@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается подготовка высшего профессионального образования студентов-дизайнеров. Исследованы методы инновационных технологий, рекомендованные к применению в педагогической практике подготовки студентов-дизайнеров. Все методы направлены на будущих специалистов, их активность, заинтересованность и мотивацию. Внедрение инновационных технологий связано с образовательной, проектно-ориентированной компетенциями. Целесообразно делать упор в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров на практическую деятельность, но теоретическая база также значима в учебном процессе. В качестве примера актуальной и современной инновационной технологии приводится идея игрового метода, в котором раскрыт потенциал развития профессиональных навыков студентов по дизайн-проектированию, разработке компетентных учебных составляющих. Выявлена значимость психологической составляющей в педагогическом процессе.

Ключевые слова: студент-дизайнер, преподаватель, высшее профессиональное образование, дизайн, методы обучения, компетенции, инновационные технологии.

На сегодняшний день инновационные технологии выступают как новшества, направленные на повышение эффективности в обучении студентов. Внедрение инновационных технологий в педагогическую практику обучения студентов необходимо для развития профессиональных компетенций будущего дизайнера.

Реализацией инновационных технологий в предоставлении высшего профессионального образования студентам-дизайнерам занимались такие учёные, как И.Б. Босых [1], М.И. Капунова [2] и другие [1 - 7]. При написании статьи было обращено внимание на научные труды М.В. Богуславского [4], М.Н. Гусловой [5], Н.В. Матяш [7]. При подготовке студентов-дизайнеров преподавателям высшего учебного учреждения при проведении занятий по дисциплинам должен быть разработан индивидуальный подход к студентам, применена практическая, теоретическая базы. Профессиональные компетенции при использовании инновационных методов обучения должны быть выполнены в соответствии с требованиями, выставленными в учебном плане.

Так как с каждым днём появляются новые технологии и современных студентов сложно заинтересовать с помощью стандартных лекций, педагогу необходимо проявлять смекалку и разработать инновационные технологии, подходящие под его предмет.

При использовании инновационных технологий высшее профессиональное образование предполагает совершенствование методики преподавания дисциплин по дизайну, при подходе реализуя творческий потенциал студента. Необходимо совмещать 2 компетенции в развитии профессиональной подготовки студентов: интеллектуальную и практическую деятельность. В связи с этим важной составляющей в педагогической практике является практическое обучение,

предполагающее техническое исполнение дизайн-проектов. Важными задачами преподавания дизайна в процессе обучения бакалавров и магистров необходимо применять знания в области компьютерных технологий.

В процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров неотъемлемой составляющей является научно-исследовательская работа, органически присущая учебной и творческой деятельности.

Применение научно-исследовательской деятельности в процессе высшего профессионального образования обусловлено проблемой овладения культурой научного исследования, а также научно-практическими умениями.

Обучение студентов-дизайнеров осуществляется при помощи важных образовательных компетенций:

1. Практико-ориентированные технологии: контекстное обучение:

- моделирование профессиональной деятельности (проектное обучение),

- практический метод.

2. Проблемно-ориентированные технологии.

3. Развивающие проблемно-ориентированные технологии: самостоятельный поиск и формулировка проблемы в решении творческой задачи (проблемное обучение); метод аналогий (проблемное обучение).

Для достижения планируемых результатов в изучении дисциплин «Проектирование», «Компьютерные технологии в дизайне», «Шрифты», «Дизайн упаковки» используются образовательные технологии, включающие в себя структуру компетентных информационно-развивающих технологических аспектов.

Для студентов дизайнеров в обучении предлагается применить ряд инновационных технологий:

1. Метод кейс-стади. Данный метод отвечает современным компетенциям преподавания. С помощью метода кейс-стади студенту выпадает возможность принимать решение самостоятельно, при этом преподаватель обсуждает деловые ситуации и задачи. Метод эффективен за счёт того, что обучающийся с помощью самостоятельного принятия решений становится не просто хорошим и ответственным студентом, но и компетентным специалистом в дальнейшем.

Кейс-метод относится к интерактивному виду занятий, так как в обучении дизайнеров преобладает практический род занятий, метод позволяет активно задействовать в учебном процессе студентов и педагога.

Преимущества кейс-метода в обучении студентов по дисциплинам дизайна:

1) быстрый прогресс умений и навыков в профессиональной подготовке;

2) умение быстро и правильно анализировать ситуацию. Умение компетентного анализа аналогового сбора по предмету;

3) умение делать выбор наиболее выигрышных решений;

4) повышение мотивации;

5) устойчивый навык в разрешении сложных вопросов и умение находить быстро профессиональные пути решения поставленной задачи.

Данный метод уместно принимать на любой стадии педагогического развития. Занятие может проходить в несколько этапов, в зависимости от теоретической и практической базы знаний, которые должен получить студент на данный момент. Кейс-занятие может проходить в формате: печатном (применение графических элементов, таблиц, иллюстраций), видеокейс (применение фильмов, аудио- и видеоматериалов).

2. Метод дискуссии. Метод применяется активно в современном образовательном пространстве. В процессе дискуссионного формата проведения занятий студент полноценно может высказывать своё мнение по проблеме.

Дискуссия направлена на достижение учебных целей; взаимодействие участников, задействованных в общении.

Стоит отметить, что важным критерием дискуссионного метода выступает возможность не просто обсуждения темы, но и подготовка студентов-дизайнеров к научно-исследовательской деятельности. Поэтому рекомендуется в преподавании дизайна использовать ресурс электронных библиотек. В ходе педагогической деятельности попросить у студентов написать эссе, реферат или другую письменную работу. Прежде чем начинается дискуссионное занятие, имеется возможность дать выступление студентам, которые подготовили заранее сообщение по новой теме. Вследствие чего каждый может задавать вопросы, которые в ходе беседы будут преобразованы в профессиональные ответы. Также рекомендуется применение интерактивных приёмов. Стоит обратить внимание на аналоговые составляющие по дисциплине, так как важна практическая компетенция в обучении, соответственно, необходима наглядность. Групповые и межгрупповые дискуссии выступают как интенсивные инновационные технологии. На межгрупповые дискуссии можно приглашать действующих профессиональных дизайнеров, неработающих в учебном заведении, также возможно совместить дискуссионный метод с практической, наглядной деятельностью. Приглашенный дизайнер может дать мастер-класс или же в интерактивной форме помочь разобраться с поставленной задачей перед студентами в новом дизайн-проекте, предложенном педагогом. Приглашенный дизайнер, не связанный с образовательной деятельностью, может помочь взглядом со стороны и, возможно, показать совершенно другой подход к работе, а также рассказать о своей практической деятельности.

3. Метод использования Интернет-ресурсов в образовательной системе. Данный метод только набирает свои обороты в педагогике. В связи с последними событиями, связанными с возникшей обстановкой, вызванной коронавиру-сом, обучение проводилось в дистанционном формате. Как показала практика, использование Интернет-технологий эффективно отразилось на успеваемости и самостоятельности студентов. Соответственно, необходимо ввести использование Интернет-технологий, а именно электронную почту как современный педагогический метод. Обмен информацией с помощью электронной почты значительно ускоряет и упрощает обмен важной информацией между студентом и педагогом. Сообщения удобны для передачи не только лекций, но и для практических занятий. Главные преимущества использования электронной почты в педагогическом процессе со студентами-дизайнерами:

1) обмен информацией, получение ответа в короткий срок;

2) расширение словарного запаса, навык письменного делового общения;

3) самостоятельность в решении концептуальных форм дизайн-проектирования;

4) общение с педагогом напрямую.

Несмотря на то, что электронную почту привычнее применять на практике дистанционного обучения, метод можно ввести в работу, так как в офлайн-режи-ме удобно работать, и студенту не придется ждать учебного занятия для того, чтобы ответить на свой вопрос и получить компетентный ответ и помощь в решении его возникших сложностей. Также время, отведенное на занятие по предмету, будет посвящено исключительно новому образовательному процессу. Преимуществом метода является удобство использования рассылок, где все студенты получат важную информацию.

4. Метод игры. Игровой метод проведения учебных занятий подходит к практической деятельности таких учебных дисциплин, как «Компьютерные

технологии в дизайне», «Дизайн-проектирование», «Конструирование упаковки», «Графический дизайн визуальных коммуникаций». Суть игрового метода заключается в том, что проведение учебного образовательного процесса может проходить в игровом формате. К примеру, преподаватель распределяет студентов по ролям, кто-то занимается версткой и играет роль верстальщика, кто-то выполняет художественно-графическую деятельность, выполняя функцию главного дизайнера. Таким образом студенты погружаются в рабочий процесс. Впоследствии студенты будут готовы к практике с настоящими заказчиками, имея понимание того, как нужно правильно выстраивать диалог с потенциальным клиентом. В контексте игровой методики имеется возможность анализа собственных дизайн-проектов. Осуществляется простым способом: вся группа меняется друг с другом своими проектами, и каждый подробно оценивает чужой проект. С помощью оценивания чужого дизайн-проекта студент начинает компетентно оценивать аналоговые дизайнерские решения, при этом набираясь опыта и развивая свой профессиональный вкус, кругозор в данном вопросе. В конечном итоге, студентами будут достигнуты профессиональные компетенции: исследовательская, поисковая, творческая, аналитическая, прогностическая.

5. Метод тестирования также эффективен и выступает как инновационная технология. Тестирование позволяет быстро и удобно проверить уровень знаний студентов. Итоговые тестирования рекомендовано ввести по всем дисциплинам. Также, исходя из опыта дистанционного обучения, можно применять компьютерные тестирования по каждому курсу. С точки зрения инновационной составляющей можно применить по дисциплинам тестирование с кейс-заданиями, картинками. Тестирование можно проводить также после каждого практического проектирования для того, чтобы студенты не только закрепили свои знания, но и ещё раз для себя могли понять, над чем стоит поработать. Тестирование необходимо для следующих дисциплин «Дизайн упаковки», «Шрифты», «Психология цвета». Практические знания находятся на первом месте в образовательном процессе студентов-дизайнеров, но забывать о теоретической составляющей также не стоит. Хорошая теоретическая база будет благоприятно влиять на практическую часть, поэтому целесообразно применять метод тестирования.

Основным требованием подготовки дизайнеров выступает профессионально-педагогическая компетенция, базирующаяся на теоретической и практической оснащённости в профессиональной педагогической деятельности.

Важным критерием не только в дизайн-обучении студентов, но и в других отраслях выступает психолого-педагогический фактор, в котором прописано формирование мотивации у студентов и понимание необходимости достижения поставленной цели. Мотивация у студента - это залог успешного обучения, быстрого развития профессиональных навыков. Правильно замо-тивированный студент способен добиваться высоких результатов, быстрого прогресса в работе, нацеленность на будущее и успех в дальнейшем, уже карьерном росте [6].

Так как мотивация у студентов-дизайнеров должна быть высокая, необходимо правильно их замотивировать. В качестве педагогического метода предлагается проводить психологические тестирования обучающихся, исходя из которых будет ясно, кому из студентов стоит помочь обрести мотивационную составляющую в его дальнейшем обучении. Необходимо найти оптимальные пути обучения, предметное развитие для каждого студента индивидуально. Под индивидуальным подходом понимается помощь студенту в обретении свой уникальный художественный стиль, подчерк в работе.

Также стоит обратить внимание на черты характера студентов. К примеру, меланхолик и холерик сильно отличаются друг от друга, и к таким студентам одинаковый подход не подойдет. Кроме того, необходимо конструктивно оценивать творчество студента, направлять и формировать его идеи, опираясь на современные тенденции в дизайне, но при этом не допускать того, чтобы студент потерял свои мысли по данной теме и уникальность.

Исходя из предложенных методов, можно сказать о том, что, обладая профессиональным кругозором и богатым производственным опытом, преподаватель, может использовать интерактивные формы проведения учебного занятия. Педагогические инновационные технологии полностью сориентированы на профессиональную компетенцию, проходящую через усовершенствование и модернизацию творческого подхода по решению дизайнерских задач, так как развитие профессиональных компетенций проходит через постоянный процесс профессиональной подготовки.

Стоит отметить, что в стандарте ФГОС ВО по направлению «Дизайн» указаны компетенции, которые необходимы для инновационной деятельности. Исходя из этого, внедрение педагогической инновации в образовательный процесс выступает важным условием совершенствования структур, функциональных комплексов и систем, композиционных решений, входящих в образовательную компетенцию. В качестве ещё одного предложенного варианта инновационного метода по повышению уровня образовательной системы в области подготовки компетентных дизайнеров рассматривается метод наглядности. Данный метод применяется в образовательной практике, но его можно сделать шире. В рамках культурного воспитания студенты посещают выставки в музеях, выставляют работы в выставочных залах. Для того чтобы замотивировать студентов, предлагается проводить такие мероприятия чаще. К примеру, один раз в две неделю мож-

но проводить интерактивные занятия в импровизированном выставочном зале института. Смена обстановки и ролевые игры, о которых упоминалось выше, помогут заинтересовать студентов.

Таким образом, педагогическая инновационная деятельность ориентирована на профессиональную компетенцию, направленную на модернизацию твор-

Библиографический список

ческого подхода к решению дизайнерских задач. В структуру образовательной компетенции входит внедрение инновационных технологий в образовательный процесс обучения студентов-дизайнеров высшего профессионального образования. Необходимым звеном в обучении является воспитание творческой активности в сознании студента.

1. Босых И.Б. Инновационный метод преподавания дизайна конкурентоспособной упаковки. Профессиональное образование в современном мире. 2014; № 3 (14): 78 - 84.

2. Капунова М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании. Молодой ученый. 2017; № 38 (172): 107 - 110.

3. Абылгаев И.И., Ильин И.В. Социокультурная миссия высшего образования в условиях глобализации. Инновационные технологии в образовании. Москва, 2011: 3 - 6.

4. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография. Москва, 2007.

5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. Москва, 2018.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 1999.

7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2012.

References

1. Bosyh I.B. Innovacionnyj metod prepodavaniya dizajna konkurentosposobnoj upakovki. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2014; № 3 (14): 78 - 84.

2. Kapunova M.I. Primenenie innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij v dizajn-obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2017; № 38 (172): 107 - 110.

3. Abylgaev I.I., Il'in I.V. Sociokul'turnaya missiya vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2011: 3 - 6.

4. Boguslavskij M.V. Metodologiya, soderzhanie i tehnologii obrazovaniya (istoriko-pedagogicheskij kontekst): monografiya. Moskva, 2007.

5. Guslova M.N. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: uchebnik. Moskva, 2018.

6. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 1999.

7. Matyash N.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 27.07.20

УДК 37.03

Boeva I.V., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT STUDENTS. The article discusses a problem of some effective methods of teaching foreign language to adults. The main focus of the article is role-playing. An example of the use of a role play in teaching Spanish to adult learners is given. The specifics of foreign language instruction for adults are described. As an example, the authors describe the method of role-playing using video materials and videos. The practical significance of the article lies in the fact that the approaches suggested by the authors to adult education can be used in the field of additional vocational education (teacher training or retraining). The authors conclude that role-playing is a successful method of learning to develop speaking and listening skills, and increases the motivation of adult students to learn a foreign language.

Key words: andragogy, teaching methods, complementary education, role play, andragogical model of learning, adult learners.

И.В. Боева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», E-mail: 21lala@mail.ru Л.Т. Зембатова, д-р пед. наук, доц., профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова», проф. кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Email: 21lala@mail.ru

РОЛЕВАЯ ИГРА - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье обсуждается проблема применения некоторых эффективных методов и методических приемов обучения взрослых слушателей иностранному языку Основной акцент в статье авторы делают на ролевую игру. Приводится пример использования ролевой игры в практике преподавания испанского языка взрослым слушателям. Описывается специфика обучения взрослых иностранному языку В качестве примера авторы описывают методику проведения ролевой игры с применением видеоматериалов и видеосюжетов. Практическая значимость статьи заключается в том, что предложенные авторами подходы к процессу обучения взрослых могут быть использованы в сфере дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации учителей или переподготовка). Авторы делают вывод о том, что ролевая игра является успешным методом обучения для развития навыков говорения и аудирования, повышает мотивацию взрослых слушателей к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: андрагогика, методы обучения, дополнительное образование, ролевая игра, андрагогическая модель обучения, взрослые слушатели.

Цель данной статьи - определить круг наиболее эффективных методов обучения иностранным языкам, используемых в контексте андрагогической модели обучения, и показать эффективность использования на занятиях такого методического приема, как ролевая игра. Ускоряющиеся процессы глобализации и информатизации современного общества требуют от человека постоянного развития личностных характеристик, приобретения новых знаний и навыков, быстрой адаптации к меняющимся реалиям. Расширение сферы международной торговли активизирует необходимость изучения иностранных языков. Вследствие этого открываются центры, курсы повышения квалификации, разрабатываются государственные программы по переподготовке или дополнительному профессиональному образованию. Оценка уровня владения иностранным языком «читаю и перевожу со словарем», которая существовала в недавнее время в советскую и постсоветскую эпоху, давно устарела. Поэтому сегодня решение мировым сообществом социально-экономических задач актуализирует необходимость изу-

чения процесса обучения взрослых. Система традиционного обучения детей не подходит для обучения взрослых, так как основана на других принципах. В современной научной литературе существует такое понятие, как андрагогическая модель обучения. Очевидно, что обучение взрослых должно проходить по схеме, принципиально отличающейся от той, что лежит в основе педагогической модели обучения [1 - 6]

Термин «андрагогика» был предложен немецким ученым Александром Кап-пом в 1833 году, но наиболее активное развитие данное направление получило в XX в. Американские ученые М. Ноулз и П. Джавис впервые в своих работах описали специфику обучения взрослых слушателей и сформулировали основные положения новой науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучением андрагогических проблем в отечественной науке занимались многие ученые (Б.Г Ананьев, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, ГС. Сухобская, С.Г Вершловский, Л.Н. Лесохина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.