Научная статья на тему 'Ролевая игра – эффективный метод обучения взрослых слушателей иностранному языку'

Ролевая игра – эффективный метод обучения взрослых слушателей иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогика / методы обучения / дополнительное образование / ролевая игра / андрагогическая модель обучения / взрослые слушатели / andragogy / teaching methods / complementary education / role play / andragogical model of learning / adult learners

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Боева, Л.Т. Зембатова

В статье обсуждается проблема применения некоторых эффективных методов и методических приемов обучения взрослых слушателей иностранному языку. Основной акцент в статье авторы делают на ролевую игру. Приводится пример использования ролевой игры в практике преподавания испанского языка взрослым слушателям. Описывается специфика обучения взрослых иностранному языку. В качестве примера авторы описывают методику прове дения ролевой игры с применением видеоматериалов и видеосюжетов. Практическая значимость статьи заключается в том, что предложенные авторами подходы к процессу обучения взрослых могут быть использованы в сфере дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалифи кации учителей или переподготовка). Авторы делают вывод о том, что ролевая игра является успешным методом обучения для развития навыков говорения и аудирования, повышает мотивацию взрослых слушателей к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT STUDENTS

The article discusses a problem of some effective methods of teaching foreign language to adults. The main focus of the article is role-playing. An example of the use of a role play in teaching Spanish to adult learners is given. The specifics of foreign language instruction for adults are described. As an example, the authors describe the method of role-playing using video materials and videos. The practical significance of the article lies in the fact that the approaches suggested by the authors to adult education can be used in the field of additional vocational education (teacher training or retraining). The authors conclude that role-playing is a successful method of learning to develop speaking and listening skills, and increases the motivation of adult students to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра – эффективный метод обучения взрослых слушателей иностранному языку»

но проводить интерактивные занятия в импровизированном выставочном зале института. Смена обстановки и ролевые игры, о которых упоминалось выше, помогут заинтересовать студентов.

Таким образом, педагогическая инновационная деятельность ориентирована на профессиональную компетенцию, направленную на модернизацию твор-

Библиографический список

ческого подхода к решению дизайнерских задач. В структуру образовательной компетенции входит внедрение инновационных технологий в образовательный процесс обучения студентов-дизайнеров высшего профессионального образования. Необходимым звеном в обучении является воспитание творческой активности в сознании студента.

1. Босых И.Б. Инновационный метод преподавания дизайна конкурентоспособной упаковки. Профессиональное образование в современном мире. 2014; № 3 (14): 78 - 84.

2. Капунова М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании. Молодой ученый. 2017; № 38 (172): 107 - 110.

3. Абылгаев И.И., Ильин И.В. Социокультурная миссия высшего образования в условиях глобализации. Инновационные технологии в образовании. Москва, 2011: 3 - 6.

4. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография. Москва, 2007.

5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. Москва, 2018.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 1999.

7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2012.

References

1. Bosyh I.B. Innovacionnyj metod prepodavaniya dizajna konkurentosposobnoj upakovki. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2014; № 3 (14): 78 - 84.

2. Kapunova M.I. Primenenie innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij v dizajn-obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2017; № 38 (172): 107 - 110.

3. Abylgaev I.I., Il'in I.V. Sociokul'turnaya missiya vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2011: 3 - 6.

4. Boguslavskij M.V. Metodologiya, soderzhanie i tehnologii obrazovaniya (istoriko-pedagogicheskij kontekst): monografiya. Moskva, 2007.

5. Guslova M.N. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: uchebnik. Moskva, 2018.

6. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 1999.

7. Matyash N.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 27.07.20

УДК 37.03

Boeva I.V., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT STUDENTS. The article discusses a problem of some effective methods of teaching foreign language to adults. The main focus of the article is role-playing. An example of the use of a role play in teaching Spanish to adult learners is given. The specifics of foreign language instruction for adults are described. As an example, the authors describe the method of role-playing using video materials and videos. The practical significance of the article lies in the fact that the approaches suggested by the authors to adult education can be used in the field of additional vocational education (teacher training or retraining). The authors conclude that role-playing is a successful method of learning to develop speaking and listening skills, and increases the motivation of adult students to learn a foreign language.

Key words: andragogy, teaching methods, complementary education, role play, andragogical model of learning, adult learners.

И.В. Боева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», E-mail: 21lala@mail.ru Л.Т. Зембатова, д-р пед. наук, доц., профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова», проф. кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Email: 21lala@mail.ru

РОЛЕВАЯ ИГРА - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье обсуждается проблема применения некоторых эффективных методов и методических приемов обучения взрослых слушателей иностранному языку Основной акцент в статье авторы делают на ролевую игру. Приводится пример использования ролевой игры в практике преподавания испанского языка взрослым слушателям. Описывается специфика обучения взрослых иностранному языку В качестве примера авторы описывают методику проведения ролевой игры с применением видеоматериалов и видеосюжетов. Практическая значимость статьи заключается в том, что предложенные авторами подходы к процессу обучения взрослых могут быть использованы в сфере дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации учителей или переподготовка). Авторы делают вывод о том, что ролевая игра является успешным методом обучения для развития навыков говорения и аудирования, повышает мотивацию взрослых слушателей к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: андрагогика, методы обучения, дополнительное образование, ролевая игра, андрагогическая модель обучения, взрослые слушатели.

Цель данной статьи - определить круг наиболее эффективных методов обучения иностранным языкам, используемых в контексте андрагогической модели обучения, и показать эффективность использования на занятиях такого методического приема, как ролевая игра. Ускоряющиеся процессы глобализации и информатизации современного общества требуют от человека постоянного развития личностных характеристик, приобретения новых знаний и навыков, быстрой адаптации к меняющимся реалиям. Расширение сферы международной торговли активизирует необходимость изучения иностранных языков. Вследствие этого открываются центры, курсы повышения квалификации, разрабатываются государственные программы по переподготовке или дополнительному профессиональному образованию. Оценка уровня владения иностранным языком «читаю и перевожу со словарем», которая существовала в недавнее время в советскую и постсоветскую эпоху, давно устарела. Поэтому сегодня решение мировым сообществом социально-экономических задач актуализирует необходимость изу-

чения процесса обучения взрослых. Система традиционного обучения детей не подходит для обучения взрослых, так как основана на других принципах. В современной научной литературе существует такое понятие, как андрагогическая модель обучения. Очевидно, что обучение взрослых должно проходить по схеме, принципиально отличающейся от той, что лежит в основе педагогической модели обучения [1 - 6]

Термин «андрагогика» был предложен немецким ученым Александром Кап-пом в 1833 году, но наиболее активное развитие данное направление получило в XX в. Американские ученые М. Ноулз и П. Джавис впервые в своих работах описали специфику обучения взрослых слушателей и сформулировали основные положения новой науки.

Изучением андрагогических проблем в отечественной науке занимались многие ученые (Б.П Ананьев, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, ГС. Сухобская, С.П Вершловский, Л.Н. Лесохина).

Спецификой построения обучения взрослых является осознание принципиальных отличий от детской аудитории, которые связаны с возрастными особенностями зрелого человека, его экономической независимостью, жизненным опытом, уровнем самосознания, нравственной зрелостью. Процесс обучения взрослых основывается на принципе «педагог и коллега или партнер», так как сам взрослый управляет своей учебной деятельностью. Следовательно, создание совместной деятельности педагога и взрослого обучающегося на всех этапах процесса обучения важно для достижения наибольшей эффективности языковых занятий.

Учитывая все положения, связанные со спецификой обучения взрослых людей, имеющих определенный профессиональный опыт, необходимо подбирать те методы обучения, которые будут наиболее эффективны. Для достижения максимальной эффективности процесса обучения современный препо-даватель-андрагог не должен концентрировать свое внимания на том, чтобы использовать на практике как можно больше методов и приемов. Ему необходимо подбирать и сочетать такие приемы и методы, которые будут актуальны для конкретной аудитории.

В нашей работе мы используем понятие «языковая андрагогика», которое предложил РП. Мильруд, так как имеем дело с практикой преподавания иностранных языков взрослым слушателям. Он рассматривает языковую андраго-гику как раздел, «раскрывающий возрастные особенности эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции взрослых обучающихся, а также эффективные способы педагогического управления этим процессом» [6]. Языковая андрагогика - это совершенно новая дисциплина в науке, однако в последнее время она находит отражение во многих научных работах.

В современных условиях быстро развивающегося общества возможности иностранного языка расширяются. Рост туризма, расширение международной торговли, развитие международных политических контактов, рост числа совместных предприятий, глобализация средств массовой информации и т.д. - все это подталкивает огромное количество взрослых людей продолжить свое образование по языковой вертикали. Однако на практике педагог-андрагог осознает неэффективность традиционного, т.е. грамматико-переводного подхода в работе с взрослой аудиторией, в данном контексте он «не работает». Более того, учитывая краткосрочность курсов иностранного языка, этот подход малоэффективен и даже утомителен. Следовательно, возникает необходимость применения новых, эффективных приемов и методов, способствующих развитию в первую очередь коммуникативных навыков обучающихся.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам активно используются такие формы обучения, как «погружение в языковую среду», создание реальных ситуаций речевого общение, создание комфортной атмосферы на занятиях, «снятие» так называемого «языкового барьера». Для достижения поставленной цели развития навыков говорения на практике успешно применяют такие методы обучения, как «мозговой штурм», «case-study» (метод конкретных ситуаций), деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, дискуссия. Все эти методы сводят роль преподавателя к минимуму и способствуют развитию творческого потенциала взрослого обучающегося. Практически каждый преподаватель столкнулся на своих занятиях с эффективностью применения игры как технологии обучения.

Термин «игра» рассматривается как «форма деятельности на занятиях по языку в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения» [7, с. 85].

Деркач А.А. называет игру, используемую в академическом процессе, «задачей, которая включает в себя учебную проблему (проблемную ситуацию), преодоление которой обеспечит достижение определенной учебной задачи» [2, с. 127].

Широкие возможности игры активизируют учебный процесс. Использование метода игры в процессе обучения обеспечивает эффективность усвоения знаний, приемов и навыков.

Игровая деятельность выполняет следующие функции игры: развлекательную, коммуникативную; функцию самореализации в игре; игротерапевтическую (преодолеть «языковой барьер») [1, с. 16]. Сущность игровой деятельности и игры заключается в том, что обучающийся, находясь в вымышленном мире, изображает привычные жизненные ситуации. Использование игровой технологии на занятиях благоприятствует созданию комфортной, непринужденной обстановки, снимает психологические барьеры. Игровая деятельность активизирует учебный процесс.

В контексте преподавания иностранного языка игры классифицируются по цели (языковые, речевые); по способу выполнения (устные, письменные, ролевые и др.); по уровню сложности (репродуктивные, творческие); по количеству участников (индивидуальные групповые, парные, фронтальные); по типу задач (оперативные, тактические, стратегические).

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры. Согласно исследованиям педагогов и психологов использование ролевой игры поднимает учебный процесс на более высокий уровень. Четкой и единой классификации ролевых игр не существует в настоящее время в методической литературе. Наиболее широко представлены классификации ролевых игр в работах ГА. Китайгородской, В.М. Филатова, ГГ. Катаевой, Н.Д. Гальсковой и Н.И. Геза.

Н.Д. Гальскова в своих работах говорит об «адекватности» ролевой игры, подразумевая, что ролевая игра как составляющая всего учебного процесса является адекватной, если она организована таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности всех слушателей курсов, и если она повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, то можно считать «адекватной». Учитывая, что развитие коммуникативных способностей индивида - это основная цель обучения иностранному языку на современном этапе, метод ролевой игры становится неотъемлемой частью учебного процесса, так как создает условия реального общения. Поэтому игры, направленные на развитие речевых навыков, наиболее актуальны среди взрослой аудитории. Известно, что человек запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 80% обнаруженного самостоятельно, поэтому обучение взрослых иностранным языкам должно строиться на применении имитационных методов обучения, в том числе метода ролевой игры. Приняв во внимание тот факт, что при освоении иностранных языков у взрослых людей сложнее всего вырабатываются навыки говорения и аудирования, можно с уверенностью сказать, что использование приема ролевой игры на занятиях может благоприятно влиять на эффективность обучения взрослых и в короткие сроки помогает достичь требуемого уровня знаний. Следовательно, современному преподавателю-андрагогу необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы обучающийся «заговорил» на иностранном языке как можно быстрее. Эффективность достигается путем сокращения использования на занятиях элементов прямого обучения и систематического повторения грамматических правил и внедрения новых методов обучения взрослой аудитории. Применение ролевой игры способствует «созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию увлеченности и инициативы со стороны обучающихся» [3, с. 49].

«Основными характерными чертами всех ролевых игр являются: наличие проблемы, лежащей в основе игры; наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме; наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта» [6, с. 22].

Итак, ролевая игра - это воссоздание естественных ситуаций межкультурного общения. Сначала распределяются роли с последующим усложнением в воспроизведении. На первом этапе ролевой игры обучающиеся должны действовать по образцу, а потом воссоздать реальную ситуацию по аналогии, опираясь на творческий подход. Ролевые игры проводятся в три этапа: 1) этап подготовки; 2) этап проведения игры; 3) этап контроля. С.Т. Занько [4, с. 55] описывает несколько видов игр: организационно-деятельные игры: создаются проблемные ситуации, ориентированные на организацию коллективной мыслительной деятельности, предполагающие сотрудничество всех участников; деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов; познавательно-дидактические игры, основанные на специальном создании ситуаций, которые моделируют реальность.

В андрагогической практике обучения иностранным языкам активно используются различные виды игровой деятельности, упомянутые выше. Ролевые игры выступают в качестве ситуативного упражнения, ориентирующего обучающихся на многократное повторение реплик, фраз и оборотов, свойственных реальной речевой ситуации, сохраняя всю коммуникативную эмоциональность. При использовании ролевой игры как метода обучения обучающиеся «пропускают через себя» весь необходимый на конкретном этапе обучения языковой материал. Это способствует повышению процента запоминания новых слов и речевых оборотов. Поэтому важно подбирать такие тематические ситуации, которые обучающиеся смогут перенести на свой личный опыт. Согласно мнениям французского методиста Э. Говене и немецкого Фр. Лейзингера, ролевая игра стимулирует естественное общение. Иными словами, в процессе игры обучающийся как бы «погружается» в естественные жизненные ситуации и незаметно для себя усваивает языковой материал. Для воссоздания конкретной ситуации он должен найти способы выражения своих эмоций. Это благоприятно влияет на развитие навыка говорения. В практике преподавания испанского языка взрослым обучающимся мы активно используем сюжетно-ролевые игры на базе просмотра аутентичного видеоматериала. Это, по нашему мнению, является важным методическим приемом, так как именно использование видеофильмов и видеосюжетов оказывает положительный эффект на формирование навыков устной речи. Обучающиеся слышат подлинную речь носителей языка и «видят собственными глазами то, о чем мы говорим на занятиях, читаем в текстах и диалогах». При просмотре видеосюжетов слушатели больше узнают о культуре страны изучаемого языка.

На своих занятиях мы используем видеокурс испанского языка "Привет, как дела?». Это комплекс видеосюжетов, разработанный на базе испанского национального телевидения TVE при содействии Института Сервантеса и правительством автономной области Рьёха в Испании, где находится монастырь Сан-Мильян-де-ла-Коголья, который считается «колыбелью испанского языка». Каждый ролик длится примерно 13 - 15 минут. Объем полного курса составляет от уровня А1 (начальный уровень) до уровня B2 (средний уровень). В общей сложности это 207 пятнадцатиминутных глав, посвященных изучению всех вариантов испанского языка в более чем 20 странах, показанных за три учебных года.

Подготовка к ролевой игре проходит в три этапа. Сначала аудитория прослушивает видеоролик. Затем слушателям раздается авторская учебно-методическая разработка: полный сценарий прослушанного ролика с го-

товым списком активного вокабуляра, состоящего из набора слов и выражений, необходимых для усвоения на данном этапе обучения. Далее следуют упражнения на отработку грамматики. По мере воспроизведения видеоролика, обучающиеся должны проговаривать слова, реплики и предложения, которые они слышат в ходе просмотра видеоматериала. После того, как ролик просмотрен, необходимо прочитать сценарий по ролям вслух, выполнить все упражнения, перевести и записать перевод всех незнакомых слов. Только после того, как все задания выполнены и после повторного просмотра видеоматериала, студенты отрабатывают все приобретенные языковые навыки в собственных сюжетах. На начальном уровне можно имитировать те же самые ситуации, которые проиллюстрированы в ролике, но на более продвинутом уровнем, обучающимся необходимо использовать свой личной творческий потенциал и создать аналогичную реальную ситуацию. Третьим этапом становится подведение итогов в форме обсуждения и разбор ошибок. С нашей точки зрения, использование ролевой игры в примере, описан-

Библиографический список

ном выше, является мощным инструментом для эффективности развития навыков говорения.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что эффективность использования имитационных методов обучения, в частности приема ролевой игры на занятиях по иностранному языку с взрослыми обучающимися, не оставляет сомнений. Ролевая игра является успешным методом обучения для развития навыков говорения и аудирования, повышает мотивацию взрослых слушателей к изучению иностранного языка. Пример метода ролевой игры, который мы описали в своей работе, можно регулярно применять практически на каждом занятии иностранного языка. По результатам нашего исследования мы определили, что при регулярном применении указанного метода даже самый слабый обучающийся к концу курса показывает хороший результат В условиях игровой деятельности закрепление пройденного вокабуляра осуществляется быстро и непринужденно, улучшаются навыки аудирования и говорения, а также поддерживается постоянная комфортная обстановка на занятиях.

1. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Маликова Е.В. Психолого-педагогические аспекты смешанного и дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей в открытой инфосреде. Преподаватель XXI век. 2017; № 1: 111 - 122.

2. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: 2 000 ед. Москва, 2008.

3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования. Москва, 2015.

4. Бочкарева М.М. Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов в сфере туризма. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

5. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. Москва, 1991.

6. Занько С.Т. Игра и учение. Москва, 1992; Ч. 1.

References

1. Mokrecova L.A., Dudysheva E.V., Malikova E.V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty smeshannogo i distancionnogo vzaimodejstviya studentov i prepodavatelej v otkrytoj infosrede. Prepodavatel' HHI vek. 2017; № 1: 111 - 122.

2. Schukin A.N. Lingvodidakticheskj 'enciklopedicheskijslovar': 2 000 ed. Moskva, 2008.

3. Gromkova M.T. Andragogika: teoriya i prakíika obrazovaniya. Moskva, 2015.

4. Bochkareva M.M. Rolevye igry vprofessional'nojkommunikativnojpodgotovke specialistov vsfere turizma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

5. Derkach A.A., Scherbak S.F. Pedagogicheskaya 'evristika. Iskusstvo ovladeniya inostrannymyazykom. Moskva, 1991.

6. Zan'ko S.T. Igra i uchenie. Moskva, 1992; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 27.07.20

УДК 378.147

Gojikov V.Ya., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Military University, Secretary of the scientific-methodical Council of the socio-humanitarian

specialties of the Federal educational-methodical Association of military educational institutions of higher education of Military Department

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: gojickow.v@yandex.ru

Zarutsky D.L., postgraduate, Department of Pedagogy, Military University (Moscow, Russia), E-mail: dima.zar89@mail.ru

DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF IMPROVING GENERAL TRAINING OF STUDENTS IN THE MILITARY TRAINING CENTER. The article takes into account the development of military affairs, the experience of modern combat operations and modern provisions of military pedagogical science and studies theoretical and applied aspects of the development of an innovative educational environment in a military training center as a factor in improving the general military training of students. In particular, the development of two trends is shown: the preservation of traditions (reliance on traditions and an inextricable connection with them - the imperative of innovative changes) and the active introduction of modifying and integrating innovations - the latest pedagogical technologies that significantly activate general military readiness and contribute to the intensification of the educational process, the formation of professional combat, military-political and physical qualities of future officers.

Key words: innovative educational environment, military training center, students (future officers), general military training, general military competence.

В.Я. Гожиков, д-р пед. наук, доц., Военный университет МО РФ, г. Москва, E-mail: gojickow.v@yandex.ru

Д.Л. Заруцкий, соискатель, Военный университет МО РФ, г. Москва, E-mail: dima.zar89@mail.ru

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ

В научной статье с учётом развития военного дела, опыта современных боевых действий и современных положений военно-педагогической науки рассматриваются теоретические и прикладные аспекты развития в военном учебном центре (ВУЦ) инновационной образовательной среды (ИОС) как фактора совершенствования общевоенной подготовки студентов. В том числе показано развитие двух тенденций: сохранения традиций (опора на традиции и неразрывная связь с ними - императив инновационных изменений) и активного внедрения модифицирующих и интегрирующих инноваций - новейших педагогических технологий, существенно активизирующих общевоенную подготовленность и способствующих интенсификации образовательного процесса, формированию профессионально-боевых, военно-политических и физических качеств будущих офицеров.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, военный учебный центр, студенты (будущие офицеры), общевоенная подготовка, общевоенная компетентность.

Анализ научной литературы и результаты исследования показывают, что в числе основных путей совершенствования общевоенной подготовки (ОВП) студентов в военном учебном центре (ВУЦ) в современных условиях лежит развитие инновационной образовательной среды в соответствии с образовательными целями, создаваемой многоуровневой системой комплексных психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальные нововведения в образова-

тельную деятельность (в содержательном, процессуальном, результативном и ресурсном аспектах).

Развитие информационно-образовательной системы (ИОС) в ВУЦ является необходимым педагогическим условием совершенствования ОВП студентов (в контексте их военно-профессиональной мобильности, стремления к постоянному совершенствованию, самообучению, овладению с инноваторских позиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.