Научная статья на тему 'Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку'

Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / SUSTAINABLE EDUCATION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL METHODS / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИИ / ANDRAGOGIC MODEL / МОТИВАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ / ADULT MOTIVATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруцкая Ж.Н., Кисель О.В., Савинова Ю.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения взрослых. Авторами статьи изучен опыт специалистов, занимающихся исследованиями по обучению взрослой категории слушателей иностранному языку. Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики, отрасли педагогической науки, которая раскрывает теоретические и практические аспекты обучения, непрерывного воспитания и образования зрелого человека. Данная технология предполагает постановку основных положений, формирование основных принципов, составление модели обучения через изучение закономерностей деятельности обучающихся и, как следствие, постановку конкретных целей, введение в практику обучения методов и приемов, характерных для возрастной аудитории слушателей. В статье рассмотрены основные принципы андра-гогики, которые выделяет современная наука. Статья знакомит с некоторыми приемами мотивации обучаемых, которые нашли практическое применение в МГТУ им. Г.И. Носова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OME ASPECTS OF TECHNOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO ADULTS

The article deals with a problem of teaching adults that is оf current interest nоwadays. In the article the authors have studied the expérience оf researchers who investigated foreign language teaching to adults and describe the basic principles оf andragоgy. Adult learning teсhnоlоgy is an integral part оf andragоgy, which is generally considered separately from pedagоgy and is distinguished by its focus оп adult learners. The article presents a definition, conœptual issues, principles, оbjeсtives, and models оf education, which reveal the theory and practice relevant to the issues оf adult learning. Exploring teсhnоlоgy use in formal adult teaming the authors realize that this teсhnоlоgy assumes the formulation оf basic principles, wоrkable guidelines for drawing up the learning model aimed to facilitate the development оf learning for adults, and as a consequence, to set specific gоals, and introduce teaching methоds and techniques with an emphasis оn practical application. The article introduces sоme methоds to motivate adult learners, which found their practical application at Nоsоv Magnitogorsk State Teсhniсal University.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку»

Ж.Н. Заруцкая, ст. преп. Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-таИ: zarutskaja-zhanna@yandex.ru

О.В. Кисель, канд. филол. наук, доц. Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: оlesja-kisel@rambler.ru

Ю.А. Савинова, канд. пед. наук, доц. Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: savinоva_july@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения взрослых. Авторами статьи изучен опыт специалистов, занимающихся исследованиями по обучению взрослой категории слушателей иностранному языку. Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики, отрасли педагогической науки, которая раскрывает теоретические и практические аспекты обучения, непрерывного воспитания и образования зрелого человека. Данная технология предполагает постановку основных положений, формирование основных принципов, составление модели обучения через изучение закономерностей деятельности обучающихся и, как следствие, постановку конкретных целей, введение в практику обучения методов и приемов, характерных для возрастной аудитории слушателей. В статье рассмотрены основные принципы андра-гогики, которые выделяет современная наука. Статья знакомит с некоторыми приемами мотивации обучаемых, которые нашли практическое применение в МГТУ им. Г.И. Носова

Ключевые слова: андрагогика, непрерывное обучение, методы обучения, андрагогическая модель образовании, мотивация взрослых

С расширением международного сотрудничества изменились требования, предъявляемые к профессорско-преподавательскому составу современного ВУЗа, в том числе и неязыковых специальностей. Кроме высокого профессионального уровня в своей области преподаватель должен обладать достаточно высоким уровнем языковой компетенции для дальнейшего профессионального роста. Так как одним из основных критериев эффективности вуза в настоящее время является осуществление активной публикационной деятельности в индексируемых международных базах данных Web оf Sсienсe и S^pus, обмена опытом с зарубежными коллегами, участия в международных конференциях и чтения лекций на иностранном языке в отечественных и зарубежных ВУЗах необходимость изучения иностранного языка послужила основой создания курсов по обучению преподавателей и сотрудников английскому языку на базе Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова.

В свете новых потребностей авторы статьи обратились к опыту специалистов, занимающимися исследованиями по обучению взрослой категории слушателей иностранному языку. В ходе анализа материала было установлено, что на решение данной проблемы направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. Aner, andros— взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): ветвь педагогики, занимающаеся раскрытием теоретических и практических проблем обучения зрелой, сложившейся личности.

Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики, что предполагает: постановку положений, формирование основных принципов, составление модели обучения через изучение закономерностей деятельности обучающихся и, как следствие, конкретизацию целей, введение в практику обучения методов и приемов, характерных для возрастной аудитории слушателей.

Анализ теоретических источников (Н.О. Вербицкая, С.И. Змеев, М.Т. Громкова и др.) позволил сформировать основные положения андрагогики, такие как: осознание возрастающей самоуправляемости, готовность взрослого слушателя к обучению, применение полученных данных, ориентация в обучении на решение проблем, планирование учебного процесса совместно с обучающимся, создание психологического климата обучения, определение и формулирование потребностей и целей обучения совместно со слушателями, построение учебного процесса в зависимости от готовности обучающегося к обучению, совместное определение новых учебных потребностей.

М.Ш. Ноулз обозначил типологические цели, которые в последствие могут трансформироваться в конкретные, в зависимости от специфики группы обучающихся: получение новых знаний, использование новой информации на качественно высоком уровне, приобретение навыков и умений, выработка новых личностных качеств, удовлетворение познавательных интересов [1].

Являясь сформировавшейся личностью, взрослый обучающийся человек ставит перед собой конкретные цели обучения и

стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению, играет ведущую роль в процессе обучения, что соответствует основным принципам андрагогики.

На современном этапе основами андрагогики являются:

1. Основа важности самостоятельного обучения. Эта основа даёт возможность поэтапного ознакомления с материалами, постепенного запоминания терминов, понятий, классификаций, осознания процессов и технологий их выполнения.

2. Основа совместной групповой деятельности. Эта основа учитывает индивидуальные потребности обучающихся.

3. Основа учёта позитивного социального и профессионального опыта практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Эта основа базируется на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся.

4. Основа регулирования соотношения устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Эта основа помогает использовать как профессиональный, так и социальный опыт.

5. Основа личностного социально-психологического подхода, с учётом характеристик индивидуальной деятельности, наличия свободного времени, финансовых ресурсов и т. д. Данная основа предполагает оценку профессиональной деятельности личности с учетом его социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе.

6. Основа избирательности обучения. Эта основа предполагает свободу выбора инструментария обучения с последующим оцениванием результатов обучения.

7. Основа рефлективности, подразумевает самомотивацию обучающегося, что, в свою очередь, является главной частью сознательного отношения обучающегося к обучению.

8. Основа применения результатов обучения на практики. Заинтересованность предприятия в полученных знаниях и умениях.

9. Основа системности обучения заключается во взаимообусловленности целей и содержания обучения с инструментарием обучения.

9. Основа практического актуализирования знаний. Данная основа обеспечивается предыдущими оновами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

10. Основа развития обучающегося базируется на принципе совершенствования личности, развитие способностей к самообучению.

Тот или иной подход к организации процесса обучения характеризуется комплексом закономерностей. Модель - это систематизированный комплекс основных закономерностей учебной деятельности. В андрагогической модели ведущую роль играет сам обучающийся, где он является активным элементом и одним из равноправных субъектов процесса обучения. Использование данной модели в образовании взрослых позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для учащихся ком-

фортные условия для обучения, удерживать их мотивацию и, как следствие, использовать специальные методы.

М.Т. Громкова трактует методы андрагогики как способы совместной личностно-ориентированной деятельности. Основанием выбора метода будет служить позиция преподавателя на развитие способностей учащихся. От этого будет зависеть как коэффициент полезного действия занятия, так и его эффективность. Закономерно предположить, что организационные формы образования (лекция, семинар) играют решающую роль при выборе того или иного метода. Исследователь придерживается того мнения, что относительная стабильность организационных форм породила методы, называемые традиционными [3, с. 226 - 227].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют чётко сформированные методы обучения взрослых. Выбор того или иного метода является личностно-ориентированным и зависит от целей, сроков, социального статуса, возрастной группы обучающихся.

Исходя из практики преподавания иностранного языка, авторы выделяют некоторые перспективные методы обучения взрослых слушателей:

1) интерактивное обучение, в рамках которого вырабатывается тактика и стратегия взаимодействия и организация совместной деятельности, значительно повышает мотивацию и обеспечивает высокий уровень усвоения материала [4];

2) групповая работа, в том числе в малых группах считается наиболее распространенной формой обучения взрослых слушателей, которая допускает распределение функций в соответствии с индивидуальными возможностями и развивает полилогическую коммуникацию обучаемых [5];

3) специфические методы обучения взрослых - это органи-зационно-деятельностные методы, основанные на технологии осознания и ориентированные на решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью.

Однако в реальной практике обучения невозможно встретить ситуацию, в которой бы андрагогическая модель обучения и ее принципы были бы применимы целиком и полностью в полном объеме.

Для эффективного обучения иностранному языку взрослых слушателей, многие из которых являются кандидатами и докторами наук, необходимо создать условия, наиболее приближенные к их рабочей деятельности. Поэтому были созданы

Библиографический список

специальные группы по обучению преподавателей написанию научных статей по модели IMRaD на английском языке, занятия в которых ведутся по аутентичным учебникам «Баепсе Writing», «Writing БаепйАс Research» и применяются знания, полученные на постоянно организуемых в МГТУ им. Г.И. Носова вебинарах, посвященных данной тематике. Тщательное изучение модели IMRaD, общеупотребительных фраз, применяемых на каждом этапе написания статьи, проработка узкоспециализированной лексики по теме исследования, закрепление грамматических конструкций способствует повышению мотивации преподавателей к написанию статей международного уровня, осознанию уровня ответственности за их качество, экономии времени и средств на переводческие услуги, повышению репутации ВУЗа на международной арене, привлечению к сотрудничеству зарубежных ученых.

Игровой метод, имеющий богатый обучающий и психотерапевтический потенциал, также вполне применим на занятиях со взрослыми обучаемыми. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Так, игровой прием «Защита кандидатской диссертации» очень актуален среди преподавателей, многие из которых сами являются научными руководителями. Участникам распределяются роли (соискатель, оппоненты, члены диссертационного совета, секретарь, гости из зала). Действие игры имитирует настоящую защиту кандидатской диссертации, только на английском языке. Участники имеют право задать соискателю неограниченное количество вопросов и вступать с ним в дискуссию, поэтому количество времени на данный вид деятельности ограничивать не рекомендуется. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий, полилогическая коммуникация - всё это даёт возможность взрослому обучаемому преодолеть стеснительность, снижает тревожность и скованность, формирует позитивный образ самого себя, ведет к развитию иноязычного коммуникативного потенциала.

Итак, обучение взрослых - это перспективное направление, которое нацелено на овладение глубокими профессиональными знаниями, инициативностью, коммуникабельностью, развитие творческой активности. Наиболее важной задачей в процессе обучения является выработка стратегии, т. е. определение путей, как сделать обучение взрослых слушателей более успешным и продуктивным путём практического применения принципов и моделей андрагогики.

1. Ноулз С. The Mоdern Praсtiсe оf Adult Eduсatiоn. Andragоgy versus pedagоgy. Englewood Cliffs: Prentice Hall. Cambridge, 1970.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие для системы доп. проф. образования; учебное пособие для студентов вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Заруцкая Ж.Н., Ахметзянова Т.Л., Биличенко В.И., Дерина Н.В., Савинова Т.А. Интерактивные технологии как способ повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Научные труды SWоrld. 2013; 4: 55 - 58.

5. Заруцкая Ж.Н., Кисель О.В. Взаимодействие совместной и индивидуальной когнитивной деятельности студентов как один из путей повышения эффективности обучения иностранному языку. Научные труды SWоrld. 2014; 4: 32 - 35.

6. Рабочая книга андрагога. Под редакцией С.Г. Вершловского. Санкт-Петербург, 1998.

7. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. Ставрополь: Издательство СГУ, 2001.

9. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.

10. Вершловский С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории. Новые знания. 2004; 3.

References

1. Noulz S. The Modern Prastise of Adult Edusation. Andragogy versus pedagogy. Englewood Sliffs: Prentise Hall. Sambridge, 1970.

2. Zmeev S.I. Tehnologiya obucheniya vzroslyh: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

3. Gromkova M.T. Andragogika: teoriya ipraktika obrazovaniya vzroslyh: uchebnoe posobie dlya sistemy dop. prof. obrazovaniya; uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2005.

4. Zaruckaya Zh.N., Ahmetzyanova T.L., Bilichenko V.l., Derina N.V., Savinova T.A. Interaktivnye tehnologii kak sposob povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy SWorld. 2013; 4: 55 - 58.

5. Zaruckaya Zh.N., Kisel' O.V. Vzaimodejstvie sovmestnoj i individual'noj kognitivnoj deyatel'nosti studentov kak odin iz putej povysheniya 'effektivnosti obucheniya inostrannomu yazyku. Nauchnye trudy SWorld. 2014; 4: 32 - 35.

6. Rabochaya kniga andragoga. Pod redakciej S.G. Vershlovskogo. Sankt-Peterburg, 1998.

7. Kolesnikova I.A., Maron A.E., Tonkonogaya E.P. Osnovy andragogiki: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

8. Lomteva T.N. Andragogika vkontekste gumanisticheskojobrazovatel'nojparadigmy. Stavropol': Izdatel'stvo SGU, 2001.

9. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

10. Vershlovskij S.G. Obrazovanie vzroslyh v Rossii: voprosy teorii. Novye znaniya. 2004; 3.

Статья поступила в редакцию 18.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.