Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ "ГИБКИХ НАВЫКОВ" БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДИЗАЙН"'

РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ "ГИБКИХ НАВЫКОВ" БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДИЗАЙН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Зеленко Наталия Васильевна, Ласкова Марина Куприяновна

На страницах настоящей статьи процесс развития дизайнерского мышления понимается как эффективное средство формирования «гибких навыков» у будущих бакалавров направления «Дизайн». Демонстрируется сущность профессиональной деятельности дизайнера, доказывается значительная роль такого рода компетенций в её структуре. Затем даются сущностные характеристики профессионального мышления, которое должно быть сформировано у бакалавра соответствующего профиля по завершении обучения на данной ступени. Рассматриваются отдельные его составляющие и их роль в работе дизайнера. Описываются наиболее значимые, на взгляд авторов, пути его развития. Изучается связь формирования элементов дизайнерского мышления с одной стороны и «гибких навыков» - с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Зеленко Наталия Васильевна, Ласкова Марина Куприяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DESIGN THINKING AS A MEANS OF FORMING THE "FLEXIBLE SKILLS" OF FUTURE BACHELORS OF THE DIRECTION "DESIGN"

On the pages of this article the process of developing design thinking is understood as the future design bachelors’ soft skills forming effective mean. The designer's professional activity essence is demonstrated, the significant role of such competencies in its structure is proved. Then some professional thinking essential characteristics are given, they should be formed by the appropriate profile bachelor at the end of professional training at this stage. Its individual components and their role in the designer's work are considered. The most significant, in the authors’ opinion, its development ways are described. The connection between the formation of design thinking elements on the one hand and soft skills on the other is studied.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ "ГИБКИХ НАВЫКОВ" БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДИЗАЙН"»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор по

научно-исследовательской и инновационной деятельности Ветров Юрий Павлович

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и дизайна Зеленко Наталия Васильевна

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии и дизайна Ласкова Марина Куприяновна

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН»

Аннотация. На страницах настоящей статьи процесс развития дизайнерского мышления понимается как эффективное средство формирования «гибких навыков» у будущих бакалавров направления «Дизайн». Демонстрируется сущность профессиональной деятельности дизайнера, доказывается значительная роль такого рода компетенций в её структуре. Затем даются сущностные характеристики профессионального мышления, которое должно быть сформировано у бакалавра соответствующего профиля по завершении обучения на данной ступени. Рассматриваются отдельные его составляющие и их роль в работе дизайнера. Описываются наиболее значимые, на взгляд авторов, пути его развития. Изучается связь формирования элементов дизайнерского мышления с одной стороны и «гибких навыков» - с другой.

Ключевые слова: дизайнерское мышление, креативное мышление, профессиональное мышление, методы проектирования, дизайнерская культура.

Annotation. On the pages of this article the process of developing design thinking is understood as the future design bachelors' soft skills forming effective mean. The designer's professional activity essence is demonstrated, the significant role of such competencies in its structure is proved. Then some professional thinking essential characteristics are given, they should be formed by the appropriate profile bachelor at the end of professional training at this stage. Its individual components and their role in the designer's work are considered. The most significant, in the authors' opinion, its development ways are described. The connection between the formation of design thinking elements on the one hand and soft skills on the other is studied.

Key words: design thinking, creative thinking, professional thinking, design methods, design culture.

Введение. На современном этапе развития дизайн представляет собой:

- полноправный вид искусства;

- востребованную и популярную профессию [2; 4; 6; 10; 13].

В обоих этих качествах он предъявляет к будущим бакалаврам соответствующего направления особые требования. В свою очередь, в их ряду важное место занимают т.н. «гибкие навыки» (англ. - soft skills). Эти, последние, представляют собой социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик дизайнера в сфере взаимодействия с окружающими [7; 12; 16].

В свою очередь, действенным, на взгляд авторов, средством формирования таких навыков является развитие дизайнерского мышления обучающихся на ступени бакалавриата [8-9; 11; 13; 19].

Термин «дизайнерское мышление» можно трактовать как тип мышления, при котором мыслящий субъект характеризуется наличием системы специальных знаний, а также сформированным нестандартным отношением к объективной действительности и способу существования в ней [6; 14; 18].

Не смотря на обилие работ, затрагивающих вопросы сущности дизайнерского мышления, его структуры, роли и места в структуре компетентности дизайнера [4; 9; 14; 17-18], процесс формирования и развития данной черты профессионального портрета бакалавра в соответствующей области освещён недостаточно. Частичному восполнению данного дефицита будет уделено основное внимание в рамках настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Структура профессиональной деятельности современного дизайнера характеризуется определённой сложностью. Успешность её осуществления подразумевает:

- синтез воображения и абстрактного мышления;

- синтез воображения и рассудка;

- взаимосвязь интуитивного и дискурсивного мышления;

- объединение внутреннего, имманентно присущего творцу и внешнего, даваемого культурой и обстоятельствами объективной действительности, в которых осуществляется деятельность;

- единство отражения и преображения действительности [1; 4; 10; 13; 18];

- единство сознательного и бессознательного;

- единство новаторского и репродуктивного [5-6; 19].

Когда дизайнер осмысливает объект на стадии его существования в качестве проекта, то имеет дело с таким объектом, который не существует, но при этом должен появиться [7-8].

Принимая во внимание сложность структуры профессиональной деятельности современного бакалавра дизайна, следует более подробно остановиться на вопросах, связанных с сущностью присущего ему мышления.

Так, нельзя обойти вниманием основные способы мышления, применяемые дизайнерами в ходе осуществления профессиональной деятельности. Подобно большинству других представителей вида homo sapiens, дизайнеры мыслят двояким способом. Причём за каждый способ мышления отвечает определенное полушарие головного мозга (Табл. 1).

Таблица 1

Способы мышления

Полушарие Способ мышления Особенности способа мышления

Левое Логическое, вербальное мышление [8, С. 6] Пошаговое

Абстрактное

Линейное

Технологическое

Аналитическое

Опирается на понятия

Правое Образное, интуитивное, визуальное мышление Объёмное

Конкретное

Художественное

Интуитивное

Пространственное

Опирается на воображение [8; 19]

Напомним, что при осуществлении акта дизайнерского мышления субъект характеризуется с одной стороны наличием системы специальных знаний, а с другой, - нестандартным отношением к объективной действительности и способу существования в ней. Соответственно, такое мышление сочетает обе охарактеризованных выше формы. Правое полушарие воспринимает окружающую действительность в то время, как левое ответственно за её понимание [14; 18-19].

Таким образом, в ходе осуществления профессиональной деятельности современный бакалавр дизайна действует на стыке искусства как образной деятельности и проектирования, как технологической деятельности. Он владеет практически в равной мере и логическим и образным мышлением, позволяющим находить целостные решения [9; 11]. Как видим, характеристика профессионального мышления современного дизайнера делает его формирование важным средством развития такого «гибкого навыка», как гибкость мышления [7, С. 401].

Далее отметим, что современный дизайнер, осуществляющий профессиональную деятельность, сочетает в ней анализ и синтез не столько как последовательные процедуры, сколько как синхронно совершаемые операции. Они составляют две стороны процесса, требующего постоянного переключения между охарактеризованными в Табл. 1 типами мышления, их согласованного присутствия в мыслительном процессе [8, с. 9]. Тем самым достигается стимулирование использования в учебной и профессиональной деятельности таких soft skills как инициативность, рефлексия, гибкость мышления, аналитичность, прогностичность, а также инновационность [7; 11; 16].

В своей педагогической деятельности авторы настоящей статьи принимают во внимание как важность соответствующей группы навыков с точки зрения эффективной подготовки будущего дизайнера на ступени бакалавриата, так и роль развития дизайнерского мышления в соответствующем процессе. По этой причине мы в рамках учебных занятий по дизайну стараемся довести до студентов мысль, что главной их задачей при разработке различных объектов является достижение уверенности в их соответствии ряду характеристик (Табл. 2).

Таблица 2

Необходимые характеристики дизайнерских объектов

Характеристика Роль в создании дизайн-объекта

Удобство и полезность Функционал объекта должен гармонично дополняться его дизайном

Безопасность В ходе дизайнерской деятельности необходимо соблюдать меры предосторожности, предъявляемые к конкретным объектам

Современность Внешний вид объекта должен соответствовать новейшим тенденциям

Эстетическая привлекательность Объект, обладающий данной характеристикой, будет иметь преимущество перед не характеризующимися эстетической привлекательностью, в т.ч. в случае тождественности прочих характеристик [11; 14]

В процессе реализации дизайнерского мышления при подготовке конкретных дизайнерских проектов мы закладываем в основу мышления будущих бакалавров охарактеризованные выше ориентиры. Это, в свою очередь, позволяет развивать у них такие soft skills, как управление собственными ресурсами, управление эмоциями, навыки тайм-менеджмента, навыки целеполагания и рефлексия [1; 3; 11].

Педагогический опыт авторов позволяет сделать вывод, что формированию дизайнерского мышления будет в определённой степени способствовать развитие у студентов умений и навыков, связанных с эмоционально-чувственным восприятием творческих источников. Работа с ними поможет определить основную дизайнерскую идею не только в образах, но и словах, то есть за счет каких средств объект дизайна будет обращать внимание на себя.

Далее, при рассмотрении процесса развития дизайнерского мышления следует отметить важность обучения будущих бакалавров методам проектирования [9, С. 135]. Термин «метод проектирования» можно трактовать как креативный прием, управляющий процессом создания произведения дизайна [13; 15; 17]. Обучая методам проектирования, преподаватели должны отбирать такие методические приемы, которые позволяют формировать и развивать формы дизайнерского мышления обучающихся средствами преимущественно практической деятельности [1; 4; 6].

Продолжая разговор о формировании дизайнерского мышления на ступени бакалавриата, нельзя обойти вниманием тот факт, что проблемы, с которыми современный дизайнер зачастую имеет дело в ходе осуществления профессиональной деятельности, не являются четко сформулированными. Кроме того, они плохо структурированы и не поддаются параметризации. Таким образом, они имеют черты как сходства, так и различия с математическими задачами с одной стороны, гуманитарными - с другой. В этой связи также следует упомянуть, что для решения большинства проблем, возникающих в ходе осуществления современным дизайнером его профессиональной деятельности, не имеется всей необходимой информации [2; 5; 9; 11]. Соответственно, большинство таких проблем может быть подвергнуто авант-проектированию (предпроектному социологическому исследованию) [9, С. 38]. Для этого будущий бакалавр дизайна

должен иметь достаточно смелости для уточнения формулировки задания и изменения её в свете решения, создаваемого им при помощи мысли и визуализированного образа [1; 6; 10].

Студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Дизайн», также следует учить осуществлению мыслительных актов в эскизных формах, обучать превращению абстрактных моделей требований заказчика и ограничений, вносимых объективной реальностью, в конкретные образы дизайн-объектов.

Будущий дизайнер, которому, согласно специфике его профессиональной деятельности, предстоит проявлять активность на стыке искусства и проектирования, как уже говорилось, должен за время обучения овладеть и логическим, и образным мышлением. В дальнейшем это позволит ему получать целостные решения, в которых будут связаны воедино множественные факторы, влияющие на потребительские качества продуктов профессиональной деятельности [2; 8]

Таким образом, активность руководства и профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих профессиональную подготовку будущих дизайнеров на ступени бакалавриата, должна быть в значительной мере сосредоточена на развитии у них следующих свойств мыслительной деятельности:

- способность осуществлять мыслительные операции над деталями объектов, не упуская из виду целого;

- способность генерировать внутренние эвристические образы различных проектных ситуаций [10, С. 233];

- комплекс умений и навыков, связанных с интуитивно-творческим проникновением в объект дизайн-проектирования при сохранении целостности его представления;

- умение принимать в расчёт неосознанные проблемы и непараметризуемые данные, что подразумевает интуитивное схватывание, а не логическое построение [9, С. 146-147];

- способность визуализировать абстрактные представления и идеи;

- соотнесение творческой фантазии с одной стороны и объективной действительности - с другой;

- комплекс умений и навыков, связанных с эффективным прогнозированием [11; 13; 17].

Дизайнер, характеризующийся наличием подобных черт профессионального портрета, с высокой вероятностью будет демонстрировать такие soft skills, как эффективное поведение в неопределенных, критических ситуациях, толерантность к неопределенности, навыки целеполагания, инициативность, рефлексия, осознанность и доказательность [3; 16].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что важное место в ряду требований, предъявляемых современным обществом к бакалаврам дизайна, занимают т.н. «гибкие навыки» (англ. - soft skills). Они представляют собой социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик дизайнера в сфере взаимодействия с окружающими.

На взгляд авторов настоящей статьи, эффективным средством формирования таких навыков является развитие дизайнерского мышления обучающихся.

Современный дизайнер сочетает в своей работе анализ и синтез не столько как последовательные процедуры, сколько как синхронно совершаемые операции. Они составляют две стороны процесса, требующего постоянного переключения между охарактеризованными в Табл. 1 типами мышления, их согласованного присутствия в мыслительном процессе. Тем самым достигается стимулирование использования в учебной и профессиональной деятельности таких soft skills как инициативность, рефлексия, гибкость мышления, аналитичность, прогностичность, а также инновационность.

В процессе реализации дизайнерского мышления при подготовке конкретных дизайнерских проектов авторы настоящей статьи закладывают в основу мышления будущих бакалавров определённые ценностные ориентиры. Это позволяет развивать у студентов такие soft skills, как управление собственными ресурсами, управление эмоциями, навыки тайм-менеджмента, навыки целеполагания и рефлексия.

Кроме того, наш педагогический опыт позволяет утверждать, что развитию дизайнерского мышления будет в определённой степени способствовать формирование у студентов умений и навыков, связанных с эмоционально-чувственным восприятием творческих источников.

При рассмотрении процесса выработки навыков дизайнерского мышления следует также отметить важность обучения будущих бакалавров методам проектирования.

Студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Дизайн», следует учить осуществлению мыслительных актов в эскизных формах, обучать превращению абстрактных моделей требований заказчика и ограничений, вносимых объективной реальностью, в конкретные образы дизайн-объектов.

Активность руководства и профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих их профессиональную подготовку, должна быть в значительной мере сосредоточена на развитии у учащихся следующих свойств мыслительной деятельности: способность осуществлять мыслительные операции над деталями объектов, не упуская из виду целого; способность генерировать внутренние эвристические образы различных проектных ситуаций; комплекс умений и навыков, связанных с интуитивно-творческим проникновением в объект дизайн-проектирования при сохранении целостности его представления; умение принимать в расчёт неосознанные проблемы и непараметризуемые данные, что подразумевает интуитивное схватывание, а не логическое построение; способность визуализировать абстрактные представления и идеи; соотнесение творческой фантазии с одной стороны и объективной действительности - с другой; комплекс умений и навыков, связанных с эффективным прогнозированием.

Дизайнер, характеризующийся наличием подобных черт профессионального портрета, с высокой вероятностью будет демонстрировать такие soft skills, как эффективное поведение в неопределенных, критических ситуациях, толерантность к неопределенности, навыки целеполагания, инициативность, рефлексия, осознанность и доказательность.

Литература:

1. Агаркова, Э.П. Методика создания дизайн-проектов полного цикла в профессиональной подготовке педагогов-дизайнеров / Э.П. Агаркова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. № 4. - С. 6-9.

2. Алексеева, И.А. Трудности и перспективы трансформации дизайн-образования / И.А. Алексеева // Научные труды московского гуманитарного университета. - 2021. - №6. - С. 4-6.

3. Беркович, М.И. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования / М.И. Беркович, Т.А. Кофанова, С.С. Тихонова // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - С. 63-68.

4. Ван, Я. Формирование дизайнерского мышления в школьной практике обучения / Я. Ван, Ю.Ф. Катханова // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 3-1. - С. 178-185.

5. Ветров, Ю. Подготовка профессионалов в сфере культурного сервиса: CASE STUDIES / Ю. Ветров, О. Бондаренко // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 174-176.

6. Гвозденко, Ю.В. Развитие дизайн-мышления школьников при анализе результатов учебных достижений / Ю.В. Гвозденко, А.А. Ищенко, А.В. Пилипенко // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 3. - С. 1-8.

7. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: дисертация ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Григорьев Андрей Дмитриевич. - Магнитогорск, 2007. - 224 с.

8. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики / Под

ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - Москва: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

9. Дрягина, В.Б. О дизайн-образовании / В.Б. Дрягина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). -С. 231-234.

10. Ивандюк, Н.Е. Формирование дизайн-концепции, работа с творческим источником при проектировании заварочного чайника / Н.Е. Ивандюк, М.К. Ласкова // Технолого-экономическое образование. - 2019. - № 11. - С. 34-38.

11. Ивонина, А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Науковедение. - 2017. - Т.9. - №1. - С. 1-18.

12. Кувшинова, Г.А. Особенности дизайн-образования в России / Г.А. Кувшинова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 130-133.

13. Ласкова, М.К. Развитие дизайнерского мышления в процессе применения методов проектирования / М.К. Ласкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-4. - С. 473-480.

14. Михеева, М.М. Современные методы в дизайне. Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне / М.М. Михеева. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 104 с.

15. Сорокопуд, Ю.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1(86). -С. 194-196.

16. Сорокопуд, Ю.В. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов / Ю.В. Сорокопуд, Р.В. Козьяков, Н.Е. Матюгин, Е.Ю. Амчиславская // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6(85). - С. 400-402.

17. Хорошев, А.Н. Основы системного проектирования технических объектов / А.Н. Хорошев // Библиотека управления: [сайт], 2011. - URL: http://www.cfin.ra/management/controlling/sys_project.shtmI. (дата обращения: 30.09.2022).

18. Kunrath, K. Designers' Professional Identity: Personal Attributes and Design Skills / K. Kunrath // Engineering Design. -2020. - №3. - Pp. 330-348.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Shute, V.J. What Is Design Thinking and Why Is It Important? / V.J. Shute // Engineering Design. - 2020. - №2. -Pp. 329-397.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена проблема развития предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Анализируется содержание и структура понятия «функциональная грамотность» применительно к дошкольному возрасту. В обобщенном виде «функциональная грамотность» представляет собой способность дошкольника применять полученные знания и навыки в условиях реального общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Эффективность развития функциональной грамотности зависит от сформированности многих личностных качеств (самостоятельности, инициативности, критичности мышления, и др.). Актуальность данного исследования определяется стратегическими целями повышения качества современного дошкольного образования. Цель данной работы - определить педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Материалом для исследования стали существующие отечественные психолого-педагогические исследования различных периодов. Методом исследования выступает ретроспективный педагогический анализ понятия «функциональная грамотность». Научные материалы содержат интерпретацию полученных результатов сравнительно-педагогического исследования понимания качества дошкольного образования как со стороны родителей дошкольников, так и со стороны педагогов. Результаты, полученные на основе анализа анкетирования, позволили определить педагогические условия развития предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: функциональная грамотность, старший дошкольный возраст, педагогические условия, дошкольник, педагог дошкольного образования, предшкольный возраст.

Annotation. The article presents the problem of the development of prerequisites for functional literacy of preschool children. The content and structure of the concept of «functional literacy» in relation to preschool age is analyzed. In a generalized form, «functional literacy» is the ability of a preschooler to apply the acquired knowledge and skills in conditions of real communication and interaction of a child with adults and peers, taking into account moral norms and moral values accepted in society. The effectiveness of the development of functional literacy depends on such personal qualities as independence, initiative, critical thinking, curiosity, the ability to think creatively and find non-standard solutions, sociability, tolerance for friends, the ability to accept and provide assistance, etc. The relevance of this study is determined by the strategic goals of improving the quality of modern preschool education. The purpose of this work is to determine the pedagogical conditions for the formation of prerequisites for functional literacy of older preschool children. The existing domestic psychological and pedagogical studies of various periods became the material for the study. The research method is a retrospective pedagogical analysis of the concept of «functional literacy». The scientific materials contain an interpretation of the obtained results of a comparative pedagogical study of the understanding of the quality of preschool education both on the part of parents of preschoolers and on the part of teachers. The results obtained on the basis of the questionnaire analysis allowed us to determine the pedagogical conditions for the development of functional literacy prerequisites in older preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.