Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378.1
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ю. Ю. Городкова, Е. В. Тетерина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается необходимость подготовки всесторонне образованных кадров, требования к эффективной организации учебного процесса, межкультурная коммуникация.
Ключевые слова: подготовка кадров, организация учебного процесса.
MODERN EDUCATION: STATUS AND PROSPECTS
Y. Y. Gorodkova, E. V. Teterina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The need for polymath personnel, the requirements for the effective organization of educational process and intercultural communication are analysed.
Keywords: training, organization of educational process.
Современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить понимание и реализацию основных целей образовательных реформ. И. И. Блау-берг выделяет следующие цели: «Воспитывать не узких специалистов, а людей всесторонне образованных; не просто давать ученикам совокупность готовых знаний, но помогать им усваивать методы их получения, которые могут им пригодиться и в дальнейшей жизни; формировать здравый смысл как «социальное чувство», верно направляющее человека в его общении с другими людьми, позволяющее избегать конфликтов и находить общий язык с окружающими» [1]. Для достижения этих целей «каждая кафедра должна превратиться из замкнутой профессиональной системы в открытое сообщество специалистов, готовое к сотрудничеству с другими кафедрами, не только меняя формы своей деятельности, но и преобразуя собственное ядро, открывая для себя другие внешние среды, создавая дополнительные стимулы для своего развития» [2].
В этой связи необходим поиск эффективной организации учебного процесса по новым принципам, наиболее важные из которых отметим следующие.
Во-первых, отказ от замкнутости путем объединения усилий профессорско-преподавательского состава кафедр для реализации профилей уровневой подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.
Во-вторых, усиление междисциплинарных связей для реализации модульного подхода к обучению.
В-третьих, составление и обеспечение индивидуальных образовательных траекторий студентов, в том числе и для совершенствования их научно-исследовательской работы, как в содержательном, так и в методическом плане. Все это предполагает (в каче-
стве четвертого принципа) наличие высокого научно-методического потенциала кафедр и его систематического повышения посредством проведения диссертационных и грантовых исследований, прохождения программ повышения квалификации по организации учебного процесса и его методического обеспечения.
Для выпускающих кафедр необходимо также (пятый принцип) установление постоянного контакта с работодателями и выпускниками с целью мониторинга объема необходимых знаний, умений, навыков. Это, с одной стороны, поможет обеспечить должный уровень общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, с другой - грамотно выстроить индивидуальные образовательные траектории.
В условиях глобализации общества информационные и коммуникационные технологии являются не только необходимыми, но и жизненно важным обучающим инструментом, овладение которыми во многом определяет психологическое и материальное благополучие обучающихся, их востребованность на рынке труда и уверенность в будущем [3]. Социальный заказ общества, новые экономические реалии обусловливают иной тип коммуникации, при котором выпускник университета, в том числе и технического, должен обладать социокультурной коммуникативной компетенцией. Данная компетенция предполагает, что выпускник вуза, получив образование и соответствующую квалификацию, сможет стать востребованным и конкурентоспособным в любой стране мира.
Выполняя социальный заказ общества, современная система образования призвана найти качественно новый подход к обучению иностранных языков. Параллельно идет поиск создания оптимальных путей
Решетневскуе чтения. 2014
для развития образовательной среды, воспитывающей уважение к национальным культурным ценностям и создающей возможность социокультурного комфорта
Общественная потребность в специалистах, обладающих социокультурной коммуникативной компетенцией, повышает роль языкового образования [4].
И именно образовательные учреждения должны гарантировать нормативный уровень языковой подготовки, чтобы обеспечить преемственность в формировании социокультурной коммуникативной компетенции.
Библиографические ссылки
1. Блауберг И. И. О здравом смысле и задачах образования: уроки Бергсона // Философские науки. 2011. № 3. С. 61-62.
2. Гуськова М. В. Эволюциация процесса и результатов внедрения ФГОС в практику высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 9. С. 11.
3. Пискорская С. Ю. Язык как средство коммуникации // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 г.). В 2 ч. Ч. 2. Прага : Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 141-143.
References
1. Blauberg I. I. O zdravom smysle I zadachah obrazovaniya: yroki Bergsona // Pholosophskiye nayuki. 2011. № 3. S. 61-62.
2. Gyskova M. V. Evoluciacia processa I rezultatov vnedrenia FGOS v praktiky vysshego professionalnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovaniye segodnya. 2011. № 9. S. 11.
3. Piskorskaya S. Y. Yazyk kak sredstvo kommu-nikacii // Russia and Europe: Economics and Culturology connection: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi konferencii (15th of the March 2013). WORLD PRESS s r.o., 2013, s. 141-143.
© Городкова Ю. Ю. Тетерина Е. В., 2014
УДК 1
ОБРАЗ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Д. Е. Григоренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Показаны основы образа специалиста нового поколения.
Ключевые слова: совершенство, русская философия, социальный авангард.
THE CHARACTER STUDY OF A NEW GENERATION SPECIALIST IN THE FRAMEWORK OF THE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION
D. E. Grigorenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article focuses on the basic principles for the character study of a new generation specialist. Keywords: perfection, Russian philosophy, social Avant-Garde.
Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании, на наш взгляд, должно основываться на фундаментальных принципах, отражающих образовательную методологию формирования специалиста нового поколения. Объектом нашей работы является образ новой модели специалиста. Её разработка требует теоретического осмысления критериев, позволяющих выявить основные определения его личностно-профессионального образа. Поскольку образование направлено, прежде всего, на совершенствование человека, его профессиональных и личностных качеств, постольку будущий специалист дол-
жен обладать мотивацией к обретению личного совершенства. Это положение было глубоко разработано в отечественной философской традиции. Со времён Древней Руси русские философы исследовали проблему воспитания «лучших людей» (социального авангарда). Ими решались следующие вопросы: кто должен составлять социальный авангард, какими качествами обладает его представитель, в чём состоит специфика его деятельности и т. д.
Разработка проблемы формирования социального авангарда была сконцентрирована в рамках теоретиза-ции принципа «власти лучших». Данный принцип,