Научная статья на тему 'Образ специалиста нового поколения в рамках практико-ориентированного обучения'

Образ специалиста нового поколения в рамках практико-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совершенство / русская философия / социальный авангард / perfection / Russian philosophy / social Avant-Garde

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. Е. Григоренко

Показаны основы образа специалиста нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTER STUDY OF A NEW GENERATION SPECIALIST IN THE FRAMEWORK OF THE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

The article focuses on the basic principles for the character study of a new generation specialist.

Текст научной работы на тему «Образ специалиста нового поколения в рамках практико-ориентированного обучения»

Решетневскуе чтения. 2014

для развития образовательной среды, воспитывающей уважение к национальным культурным ценностям и создающей возможность социокультурного комфорта

Общественная потребность в специалистах, обладающих социокультурной коммуникативной компетенцией, повышает роль языкового образования [4].

И именно образовательные учреждения должны гарантировать нормативный уровень языковой подготовки, чтобы обеспечить преемственность в формировании социокультурной коммуникативной компетенции.

Библиографические ссылки

1. Блауберг И. И. О здравом смысле и задачах образования: уроки Бергсона // Философские науки. 2011. № 3. С. 61-62.

2. Гуськова М. В. Эволюциация процесса и результатов внедрения ФГОС в практику высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 9. С. 11.

3. Пискорская С. Ю. Язык как средство коммуникации // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 г.). В 2 ч. Ч. 2. Прага : Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 141-143.

References

1. Blauberg I. I. O zdravom smysle I zadachah obrazovaniya: yroki Bergsona // Pholosophskiye nayuki. 2011. № 3. S. 61-62.

2. Gyskova M. V. Evoluciacia processa I rezultatov vnedrenia FGOS v praktiky vysshego professionalnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovaniye segodnya. 2011. № 9. S. 11.

3. Piskorskaya S. Y. Yazyk kak sredstvo kommu-nikacii // Russia and Europe: Economics and Culturology connection: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi konferencii (15th of the March 2013). WORLD PRESS s r.o., 2013, s. 141-143.

© Городкова Ю. Ю. Тетерина Е. В., 2014

УДК 1

ОБРАЗ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Д. Е. Григоренко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vivare@mail.ru

Показаны основы образа специалиста нового поколения.

Ключевые слова: совершенство, русская философия, социальный авангард.

THE CHARACTER STUDY OF A NEW GENERATION SPECIALIST IN THE FRAMEWORK OF THE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

D. E. Grigorenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: vivare@mail.ru

The article focuses on the basic principles for the character study of a new generation specialist. Keywords: perfection, Russian philosophy, social Avant-Garde.

Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании, на наш взгляд, должно основываться на фундаментальных принципах, отражающих образовательную методологию формирования специалиста нового поколения. Объектом нашей работы является образ новой модели специалиста. Её разработка требует теоретического осмысления критериев, позволяющих выявить основные определения его личностно-профессионального образа. Поскольку образование направлено, прежде всего, на совершенствование человека, его профессиональных и личностных качеств, постольку будущий специалист дол-

жен обладать мотивацией к обретению личного совершенства. Это положение было глубоко разработано в отечественной философской традиции. Со времён Древней Руси русские философы исследовали проблему воспитания «лучших людей» (социального авангарда). Ими решались следующие вопросы: кто должен составлять социальный авангард, какими качествами обладает его представитель, в чём состоит специфика его деятельности и т. д.

Разработка проблемы формирования социального авангарда была сконцентрирована в рамках теоретиза-ции принципа «власти лучших». Данный принцип,

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

воспроизводящий аристократические убеждения Платона и Аристотеля, был представлен в идее о том, что представители социального авангарда должны занять ведущую роль в деле культурного просвещения народа. Ф. М. Достоевский в данном отношении отмечал: «Народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом» [1]. Великий мыслитель показывает в данном положении, что специалист в области культуры формируется на основе исторической традиции народа и, соответственно, несёт в своём личностном образе лучшие определения народного духа. В подтверждение данного тезиса можно привести высказывание ещё одного выдающегося теоретика идеи аристократии - Н. А. Бердяева: «Аристократическая идея требует реального господства лучших... Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остается на веки веков высшим принципом общественной жизни. Отыщите человека самого способного в данной стране, поставьте его так высоко, как только можете, неизменно чтите его, и вы получите вполне совершенное правительство...» [2]

Таким образом, практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании должно быть

направлено на формирование в будущих специалистах качеств личностного и профессионального совершенства - таков императив отечественной философской традиции всех времен. Данная идея предполагает двуединство принципов аристократизма и соборности в управлении обществом, когда имеет место диалектика управления и самоуправления (управляют лучшие, но они избраны из народа, ему подчиняются, ему подконтрольны).

Библиографические ссылки

1. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1883 г. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 21. М. : Наука, 1980. С. 93.

2. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М. : Аст, 2006. С. 145-146.

References

1. Dostoevskii F.M. Dnevnik pisatelya, 1883 y. Polnoe sobranie sochinenii : v 30 t. T. 21. M. : Nauka, 1980. P. 93.

2. Berdyaev N. A. Filocfiya neravenstva. M. : Ast, 2006, p. 145-146.

© Григоренко Д. Е., 2014

УДК 378.014.15

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

Г. Ф. Ерашов, В. В. Тынченко, Н. А. Шепета

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: erashov1948@mail.ru

Представлены некоторые результаты мониторинга эффективности деятельности вузов России и Красноярского края за 2013 год.

Ключевые слова: вузы, мониторинг.

THE MONITORING RESULTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

EFFICIENCY IN 2014

G. F. Erashov, V. V. Tynchenko, N. A. Shepeta

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: erashov1948@mail.ru

Some of Russian and Krasnoyarsk region educational institutions monitoring results in 2013 are represented.

Keywords: universities, monitoring.

Мониторинг эффективности деятельности вузов проводится Министерством образования и науки Российской Федерации в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, усиления результативности функ-

ционирования образовательной системы за счет повышения качества управленческих решений, а также для выявления нарушения требований законодательства об образовании.

В мониторинге в 2014 году приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.