Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии и перспективах современного образования'

К вопросу о состоянии и перспективах современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетерина Е.В., Городкова Ю.Ю.

Рассматривается необходимость подготовки всесторонне образованных кадров, требования к эффективной организации учебного процесса, межкультурная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF MODERN EDUCATION STATUS AND PROSPECTS

The need for polymath personnel, the requirements for the effective organization of educational process and intercultural communication are analysed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии и перспективах современного образования»

Решетневскуе чтения. 2013

УДК 378.1

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Тетерина, Ю. Ю. Городкова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: ewgenya88@mail.ru

Рассматривается необходимость подготовки всесторонне образованных кадров, требования к эффективной организации учебного процесса, межкультурная коммуникация.

Ключевые слова: подготовка кадров, организация учебного процесса.

ON THE QUESTION OF MODERN EDUCATION STATUS AND PROSPECTS

E. V. Teterina, Yu. Yu. Gorodkova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: ewgenya88@mail.ru

The need for polymath personnel, the requirements for the effective organization of educational process and intercultural communication are analysed.

Keywords: training, organization of educational process.

Современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить понимание и реализацию основных целей образовательных реформ. И. И. Блау-берг выделяет следующие цели: «Воспитывать не узких специалистов, а людей всесторонне образованных; не просто давать ученикам совокупность готовых знаний, но помогать им усваивать методы их получения, которые могут им пригодиться и в дальнейшей жизни; формировать здравый смысл как «социальное чувство», верно направляющее человека в его общении с другими людьми, позволяющее избегать конфликтов и находить общий язык с окружающими» [1]. Для достижения этих целей «каждая кафедра должна превратиться из замкнутой профессиональной системы в открытое сообщество специалистов, готовое к сотрудничеству с другими кафедрами, не только меняя формы своей деятельности, но и преобразуя собственное ядро, открывая для себя другие внешние среды, создавая дополнительные стимулы для своего развития» [2].

В этой связи необходим поиск эффективной организации учебного процесса по новым принципам, наиболее важные из которых отметим следующие. Во-первых, отказ от замкнутости путем объединения усилий профессорско-преподавательского состава кафедр для реализации профилей уровневой подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Во-вторых, усиление междисциплинарных связей для реализации модульного подхода к обучению. В-третьих, составление и обеспечение индивидуальных образовательных траекторий студентов, в том числе и для совершенствования их научно-исследовательской работы, как в содержательном, так и в методическом плане. Все это предполагает (в качестве четвертого принципа) наличие высокого научно-

методического потенциала кафедр и его систематического повышения посредством проведения диссертационных и грантовых исследований, прохождения программ повышения квалификации по организации учебного процесса и его методического обеспечения. Для выпускающих кафедр необходимо также (пятый принцип) установление постоянного контакта с работодателями и выпускниками с целью мониторинга объема необходимых знаний, умений, навыков. Это, с одной стороны, поможет обеспечить должный уровень общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, с другой - грамотно выстроить индивидуальные образовательные траектории.

В условиях глобализации общества информационные и коммуникационные технологии являются не только необходимыми, но и жизненно важным обучающим инструментом, овладение которыми во многом определяет психологическое и материальное благополучие обучающихся, их востребованность на рынке труда и уверенность в будущем [3]. Социальный заказ общества, новые экономические реалии обусловливают иной тип коммуникации, при котором выпускник университета, в том числе и технического, должен обладать социокультурной коммуникативной компетенцией. Данная компетенция предполагает, что выпускник вуза, получив образование и соответствующую квалификацию, сможет стать востребованным и конкурентоспособным в любой стране мира. Выполняя социальный заказ общества, современная система образования призвана найти качественно новый подход к обучению иностранных языков. Параллельно идет поиск создания оптимальных путей для развития образовательной среды, воспитывающей уважение к национальным культурным ценностям и создающей возможность социокультурного комфорта.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Общественная потребность в специалистах, обладающих социокультурной коммуникативной компетенцией, повышает роль языкового образования [4]. И именно образовательные учреждения должны гарантировать нормативный уровень языковой подготовки, чтобы обеспечить преемственность в формировании социокультурной коммуникативной компетенции.

Библиографические ссылки

1. Блауберг И. И. О здравом смысле и задачах образования: уроки Бергсона // Философские науки. 2011. № 3. С. 61-62.

2. Гуськова М. В. Эволюциация процесса и результатов внедрения ФГОС в практику высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 9. С. 11.

3. Пискорская С. Ю. Язык как средство коммуникации // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013). В 2 ч. Ч. 2. Прага : Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 141-143.

4. Исмакова Б. С. О социокультурной коммуникативной компетенции студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 11. С. 18-20.

References

1. Blauberg II On the common sense and the problems of education: lessons Bergson / / Philosophy. 2011. № 3. p. 61-62.

2. Gus'kova MV Evalyutsiatsiya the process and results of the implementation of GEF in the practice of higher education // Higher education today. 2011. № 9. S. 11.

3. Piskorskaya S. Yu. Language as a means of communication // Russia and Evropa: relationship of culture and the economy : Proceedings of the V International Scientific Conference (15 March 2013). In 2 parts. Part 2. Prague, Czech Republic : Publishing House of the WORLD PRESS s ro, 2013. S. 141-143.

4. Ismakova BS On the socio-cultural communicative competence of students of a technical college // Higher education today. 2011. № 11. S. 18-20.

© Тетерина Е. В., Городкова Ю. Ю., 2013

УДК 378.1

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

Е. В. Тетерина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: ewgenya88@mail.ru

Рассматриваются проблемы становления магистратуры как новой для российской практики ступени университетского образования, ее основные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: магистратура, подготовка магистрантов.

ON THE TRAINING OF UNDERGRADUATES AS A PROMISING AREA OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL TRAINING

E. V. Teterina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: ewgenya88@mail.ru

The problem of Master programme establishment as a new stage for Russian university education is analysed, master programme main advantages and disadvantages are studied.

Keywords: magistracy, preparing magister.

В условиях современной политики в сфере высшего образования развитие магистратуры как перспективного направления подготовки высококвалифицированных кадров играет важную роль. Так, Н. Павлюк отмечает, что магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. При подготовке ма-

гистра отводится больше часов и усилий на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику, по сравнению с другими формами высшего образования (бакалавриатом и спе-циалитетом). «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.