Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Общественная потребность в специалистах, обладающих социокультурной коммуникативной компетенцией, повышает роль языкового образования [4]. И именно образовательные учреждения должны гарантировать нормативный уровень языковой подготовки, чтобы обеспечить преемственность в формировании социокультурной коммуникативной компетенции.
Библиографические ссылки
1. Блауберг И. И. О здравом смысле и задачах образования: уроки Бергсона // Философские науки. 2011. № 3. С. 61-62.
2. Гуськова М. В. Эволюциация процесса и результатов внедрения ФГОС в практику высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 9. С. 11.
3. Пискорская С. Ю. Язык как средство коммуникации // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013). В 2 ч. Ч. 2. Прага : Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 141-143.
4. Исмакова Б. С. О социокультурной коммуникативной компетенции студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 11. С. 18-20.
References
1. Blauberg II On the common sense and the problems of education: lessons Bergson / / Philosophy. 2011. № 3. p. 61-62.
2. Gus'kova MV Evalyutsiatsiya the process and results of the implementation of GEF in the practice of higher education // Higher education today. 2011. № 9. S. 11.
3. Piskorskaya S. Yu. Language as a means of communication // Russia and Evropa: relationship of culture and the economy : Proceedings of the V International Scientific Conference (15 March 2013). In 2 parts. Part 2. Prague, Czech Republic : Publishing House of the WORLD PRESS s ro, 2013. S. 141-143.
4. Ismakova BS On the socio-cultural communicative competence of students of a technical college // Higher education today. 2011. № 11. S. 18-20.
© Тетерина Е. В., Городкова Ю. Ю., 2013
УДК 378.1
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
Е. В. Тетерина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Рассматриваются проблемы становления магистратуры как новой для российской практики ступени университетского образования, ее основные преимущества и недостатки.
Ключевые слова: магистратура, подготовка магистрантов.
ON THE TRAINING OF UNDERGRADUATES AS A PROMISING AREA OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL TRAINING
E. V. Teterina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
The problem of Master programme establishment as a new stage for Russian university education is analysed, master programme main advantages and disadvantages are studied.
Keywords: magistracy, preparing magister.
В условиях современной политики в сфере высшего образования развитие магистратуры как перспективного направления подготовки высококвалифицированных кадров играет важную роль. Так, Н. Павлюк отмечает, что магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. При подготовке ма-
гистра отводится больше часов и усилий на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику, по сравнению с другими формами высшего образования (бакалавриатом и спе-циалитетом). «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика,
Решетневскуе чтения. 2013
разработчика, менеджера-координатора», - пишет Н. Павлюк [2]. Согласно госстандарту целевое назначение магистратуры заключается в подготовке кадров, легко адаптирующихся как в теоретической, так и в практической деятельности.
В этом смысле магистратура дает возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.
Приоритетные задачи магистратуры заключаются в создании условий для формирования и развития индивидуальных стилей учебной деятельности; личностных творческих качеств; профессиональных качеств научных и педагогических работников; способностей к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам; опыта приложения приобретенных знаний и умений при работе в коллективе.
Спрос на данное образование растет. Магистратура стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры. В процессе обучения магистранты участвуют во многих видах научных исследований, тем более, что в настоящее время существует множество российских и международных грантовых программ для магистрантов [3].
Более того, с одной стороны, магистратура позволяет дополнить базовое образование, сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую. С другой - обучение в магистратуре способствует повышению эффективности аспирантуры и тем самым вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В процессе обучения ведется подготовка к написанию магистерской диссертации, которая в дальнейшем может лечь в основу кандидатской диссертации, что значительно помогает выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в отведенные для этого сроки [4].
Итак, магистратура позволяет вводить новые знания, новую информацию и навыки, подстраиваться под требования рынка: новая информация, новые знания, навыки, способности творческого мышления формируют способности реализовать внутренний потенциал личности в целях создания инновационных научных продуктов, инновационного развития экономики и техники, инновационного развития социальной сферы.
Однако несмотря на все плюсы внедрения магистратуры, вводимые сегодня федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования подготовки магистров создают и множество проблем, некоторые из которых заключаются в том, что данные стандарты опираются на нечеткие, неясные требования к подготовке магистров. Отсутствует анализ и сравнение с зарубежными стандартами, хотя речь идет об интеграции в мировую систему образования [1]. Так, в федеральном
государственном стандарте предусматривается в качестве требований: студент должен знать, уметь, владеть. При этом если ввести требования: студент должен знать, уметь (владеть), внедрить (за период обучения в магистратуре), то такие требования дали бы возможность повысить инновационный уровень российской экономики за счет притока новых идей и разработок магистров. Кроме того, становление магистратуры сопровождается огромным количеством документации, которая не влияет на качество подготовки магистрантов.
Таким образом, несмотря на все шаги, предпринимаемые по внедрению обучения на магистратуре, все еще остается большое количество недочетов. Тем самым возникает необходимость разработки новых подходов к организации российской магистратуры для повышения качества и конкурентоспособности выпускников российских вузов.
Библиографические ссылки
1. Маленков Ю. А. Проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной ценности [Электронный ресурс]. URL: http ://infomanagement.ru/avtorskaya_statya/problemi_raz vitiya_vishei_shkoli/1 (дата обращения: 12.09.2013).
2. Полунова М. Магистратура: новые возможности для карьеры [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-personal.ru/article.php?id=4848 (дата обращения: 12.09.2013).
3. Ревякина В. И. Магистратура - ресурс повышения кадрового потенциала российских вузов [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/magistratura-resurs-povysheniya-kadrovogo-potentsiala-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 12.09.2013).
4. Сенашенко В. Магистратура в структуре российской высшей школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/4(64)-2008/64-11/ (дата обращения: 12.09.2013).
References
1. Malenkov Y. A. Problems of development of higher education and training of masters based on the concept of added value [electronic resource]. URL: http ://infomanagement.ru/avtorskaya_statya/problemi_raz vitiya_vishei_shkoli/1 (date accessed: 12.09.2013).
2. Polunova M. Masters: new opportunities for career [electronic resource]. URL: http://www.e-personal.ru/article.php?id=4848 (date accessed: 12.09.2013).
3. Revyakina V. I. Graduate - a resource increase human capacity of Russian universities [electronic resource]. URL: (date accessed: 12.09.2013).
4. Senashenko B. Master in the structure of Russian higher education [electronic resource]. URL: http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/4 (64) -2008/64-11 / (date accessed: 12.09.2013).
© Тетерина Е. В., 2013