- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 378
И.С. Алексеева, М.Н. Лукина
Подготовка кадров в магистратуре современного вуза
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается процесс подготовки кадров в магистратуре. Представлены исследования вузовского образования, в том числе связанных с подготовкой кадров в рамках магистратуры. Приводятся востребованные направления магистратуры по версии интерактивной справочной системы магистерских программ «Магистратурами», магистерские программы ведущих вузов страны, практика реализации магистерских программ в СВФУ. Раскрыты применяемые упражнения, задания, позволяющие развивать у магистрантов универсальные, коммуникативные компетенции в соответствии со стандартом высшего образования.
Ключевые слова: магистратура, подготовка кадров, магистерские программы, стандарт высшего образования, универсальные компетенции, коммуникативные компетенции, образовательное простран-
I.S. Alekseeva, M.N. Lukina
Training in the Magistracy of a Modern University
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article deals with the process of training specialists in Master's degree programmes. It contains the survey of higher education institutions, including training of specialists within the framework of Master's degree programmes. The work describes popular Master's degree programmes according to the interactive inquiry system Магистратура.su; Master's degree programmes of leading Russian institutions of higher education; practice of implementing Master's degree programmes in the North Eastern Federal University. The authors describe used exercises and assignments, allowing to develop universal communicative competences in Master's degree students in accordance with the standard of higher education.
Keywords: Master's degree programmes, training of specialists, standard of higher education, universal competences, communicative competences, educational space.
АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
ЛУКИНА Маргарита Николаевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
LUKINA Margarita Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Technical and Natural Sciences, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
На современном этапе развития российского высшего образования приоритетным является магистерская и аспирантская подготовка компетентных молодых специалистов, исследователей, преподавателей-исследователей, способных к педагогической, научно-исследовательской, проектной, управленческой деятельности.
Общая тенденция и практика российских вузов, в том числе Северо-Восточного федерального университета, заключаются в открытии востребованных образовательных программ, учитывающих требования общества и экономики страны, региона.
Данные тенденции связаны как с международными процессами, в частности, интеграцией российского образования в мировое и европейское образовательное пространство (Болонское соглашение), изменениями в законодательной части системы образования (ФЗ «Об образовании в РФ»), так и обновлениями государственных стандартов в сфере высшего образования (ФГОС ВО 3++).
Теоретико-методологические основания исследования
В отечественной педагогической литературе представлены исследования вузовского образования, в том числе связанные с подготовкой кадров в рамках магистратуры.
Так, исследования образовательных процессов в вузе освещены в трудах Е.С. Заир-Бек [1], В.А. Кальней, С.Е. Шишова [2] и др.; изучение научно-исследовательской деятельности в высшей школе отражены в работах В.И. Богословского [3], В.А. Болотова [4], А.А. Вербицкого [5] и др.; анализ процессов магистерской подготовки в педагогическом университете представлен в исследованиях Г. А. Бордовского [6], В.А. Козырева , Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной [7] и др.; разные аспекты подготовки кадров в рамках магистратуры обсуждались Ю.А. Маленковым [8], О.В. Мотовиловым [9], В.С. Сенашенко [10] и др.
В.И. Богословский акцентирует внимание на усилении научно-исследовательской деятельности вузов, способствующей развитию современного педагогического университета как научно-культурного образовательного центра [3].
Ю.А. Маленков также обращает внимание на значимость научной работы при подготовке магистров, отмечая, что «приобретение студентами, прошедшими процесс обучения, дополнительной совокупности конкретных новых полезных свойств и качеств в виде знаний, навыков, творческих способностей, компетенций, которые создают условия для инновационного и эффективного развития экономики, науки и образования» [8, с. 168].
В.В. Ковалев, анализируя образовательный процесс магистерских программ, указывает на необходимость введения иностранного языка (в основном английского) в учебный процесс, при том, что «качественное преподавание на иностранном языке может осуществляться лишь в том случае, если преподаватель прошел переподготовку с полным погружением в соответствующую языковую среду» [11, с. 149].
М.А. Ласковец предлагает совершенствование обучения иностранному языку в неязыковом вузе с учетом профессиональной специфики, нацеленности на реализацию задач будущей профессионально-научной деятельности [12].
Е.Г. Никулина также отмечает, что магистратура современного вуза отличается профессионализацией, то есть адресной подготовкой выпускников для конкретного сегмента рынка труда. В этой связи исследовательская компетентность в содержании профессиональной подготовки в магистратуре необходима для «решения профессиональных задач, лежащих в рамках разных видов профессиональной деятельности» [13].
В.С. Сенашенко, анализируя проблемы подготовки кадров в магистратуре, предлагает ключевые направления повышения качества образования в магистратуре: совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов; поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и её информационного, кадрового, материально-технического обеспечения; повышение уровня теоретической подготовки магистрантов [10].
Таким образом, теоретический анализ изучения подготовки кадров в магистратуре свидетельствует об уровневой подготовке кадров, направленной на обеспечение практикоориен-тированной направленности обучения, учитывающей специфику будущей профессиональной деятельности.
Практика реализации магистерских программ
Ведущие вузы страны в рамках реализации непрерывного образования, удовлетворяющего потребность в специалистах разного уровня квалификации, осуществляют подготовку кадров по широкому спектру магистерских образовательных программ.
По данным интерактивной справочной системы магистерских программ «Магистратура. Би» наиболее востребованными направлениями являются - менеджмент (520 программ), экономика (356 программ), педагогическое образование (261 программ), юриспруденция (250), прикладные математика и физика (222), нефтегазовое дело (116), государственное и муниципальное управление (112), психология (107), информатика и вычислительная техника (104), строительство (102) [14].
В таблице представлен список вузов и количество магистерских программ, наиболее популярных среди абитуриентов России и стран СНГ в 2017 г. [14].
Таблица
Список вузов и количество магистерских программ
№ Вуз Количество программ
1. Санкт-Петербургский государственный университет 376
2. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 267
3. Южно-Уральский государственный университет 241
4. Московский физико-технический институт 234
5. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 178
6. Томский государственный университет 169
7. Московский авиационный институт 156
8. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 156
9. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 140
10. Казанский (Приволжский) федеральный университет 139
11. Российский университет дружбы народов 131
12. Московский педагогический государственный университет 125
13. Белгородский государственный университет 117
14. Южный Федеральный Университет 113
15. Томский политехнический университет 109
16. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 100
17. Московский городской педагогический университет 93
18. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 82
19. Тюменский государственный университет 77
20. Московский государственный строительный университет 72
21. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) 69
22. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 69
23. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) 68
24. Государственный университет управления 60
25. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 59
26. Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе 59
27. Уфимский государственный нефтяной технический университет 54
28. Сибирский федеральный университет 50
29. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 49
30. Московский технологический университет 48
Лидирующие позиции реализации магистерских образовательных программ занимают Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет, Московский физико-технический институт, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Томский государственный университет и др.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) осуществляет подготовку по 120 основным образовательным программам (профилям) 37 направлениям магистратуры и по 64 основным образовательным программам по 25 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [15]. В 2017/2018 учебном году планируется образовательная деятельность в вузе по 45 направлениям подготовки магистерских программ, в том числе 8 новых направлений [15].
Также в СВФУ реализуется 7 международных образовательных программ магистратуры совместно с университетами г. Цзямусы, Бохайским университетом (КНР), университетами Версаль Сен-Кантэн-ан-Ивлин, Ницца-София Антиполис, Экс-Марсель (Франция). По двум программам магистратуры обучение осуществляется на английском языке: по направлениям менеджмент (мтратегический менеджмент), лингвистика (языки и лингвистика) [15].
Анализ исследований и практики показал, что в сложившейся отечественной системе высшего образования существенную роль в подготовке кадров выполняет магистратура.
Стандарт высшего образования
Стандарт высшего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника вуза, одной из таких универсальных характеристик является способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном (-ых) языке (-ах).
Перед современным вузом стоит задача формирования личности специалиста нового поколения, способного творчески мыслить, владеть иностранными языками, уметь разрешать проблемные ситуации в предметной и профессиональной сферах.
Так в практике преподавания иностранного (французского) языка кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям ИЗФиР СВФУ применяются упражнения, задания, позволяющие развивать у магистрантов данные компетенции.
Примеры заданий для магистрантов Института естественных наук СВФУ по направлению подготовки 06.03.01 Биология (Общая биология):
Conversation (для развития устной речи)
Donner une appréciation:
Demandez une appréciation à quelqu'un
a)
1. Exprimez son interêt
2. Exprimez la satisfaction
3. Exprimez une préférance
4. Vantez l'originalité
5. Montrez son enthousiasme , sa passion
A propos de : Beauté/ Toucher/Cuisine /Parfum/Lieu/Mode / Objets/Art /Spectacle /Personnes
b)
1. Exprimez son désintérêt
2. Critiquez la manque de clarté
3. Critiquez la manque d'intelligence
4. Critiquez la manque d'originalité
5. Critiquez la vulgarité
A propos de: Art /Mode / Travail /Appréciations universitaires /Prix /Personnes
Данное задание предназначено для развития устной речи, умения выразить свое мнение на иностранном (французском) языке, дать оценку проблемной ситуации.
Sujets de conversation (темы для разговорной речи):
1.Vous êtes expert. Vous avez besoin d'un ordre de missionpour visiter l'usine que les spécalistes russes construisent en collaboration avec des sociétes françaises.Réglez cette question par téléphone.
2.Vous faites vos études à l'Université.Vous demandez à votre ami de groupe qui arrive de Tanzanie les précisions sur les formalités de son voyages.
Темы для разговорной речи обогащают словарный запас иностранного (французского) языка, способствуют правильному использованию грамматических конструкций, формируют навыки дискуссионной беседы.
Таким образом, представленное содержание заданий развивают у магистрантов навыки естественного общения, участники которого обладают способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, а, следовательно, определенными коммуникативными компетенциями, необходимыми для владения иностранным языком и возможности общения в едином образовательном пространстве.
Заключение
В непрерывной системе образования магистратура рассматривается как важнейший этап подготовки кадров.
Значимыми аспектами подготовки кадров в магистратуре нами определены: усиление научно-исследовательской компоненты содержания магистерских программ; расширение самостоятельной деятельности магистрантов; совершенствование обучения иностранному языку в вузе в соответствии с универсальными характеристиками стандарта высшего образования.
Литература
1. Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение. Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 63 с.
2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Непрерывность как принцип повышения квалификации // Вестник РМАт - № 2 - 2016 - Педагогические науки. - С. 93-97.
3. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: дис. .. .докт. пед наук: РГПУ - Санкт-Петербург, 2000. - 370 с.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
6. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 169 с.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
8. Маленков Ю.А. Проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной стоимости // Вестник СПбГУ - Сер. 5. «Экономика». - 2009. - Вып. 1. - С. 168.
9. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. -2016. - № 2. - С. 38-45.
10. Сенашенко В.С. Магистратура в структуре российской высшей школы // Советский физик; [Электронный ресурс] URL: http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/4(64)-2008/64-11/ (дата обращения: 04.10.2017).
11. Ковалев В.В. Университетское экономическое образование: проблемы восприятия знания // Вестник СПбГУ - Сер. 5. - 2009. - Вып. 2. - С. 149.
12. Ласковец М.А. Актуальные проблемы обучения аспирантов иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; [Электронный ресурс] URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=13998 (дата обращения: 04.10.2017).
13. Никулина Е.Г. Специфика содержания профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15943 (дата обращения: 04.10.2017).
14. Магистратурами интерактивный каталог магистерских программ http://magistratura.su/univer ty/si (дата обращения: 04.10.2017).
15. Сайт СВФУ https://www.s-vfu.ru/universitet/obrazovanie/(дата обращения: 04.10.2017).
References
1. Zair-Bek E.S., Trjapicyna A.P. Podgotovka specialistov v oblasti obrazovanija k uchastiju i ispol'zovaniju mezhdunarodnyh programm ocenki kachestva obrazovanija dlja vseh: nacional'noe videnie. Rekomendacii po rezul'tatam nauchnyh issledovanij / Pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2006. - 63 s.
2. Kal'nej V.A., Shishov S.E. Nepreryvnost' kak princip povyshenija kvalifikacii // Vestnik RMAt - № 2 -2016 - Pedagogicheskie nauki. - S. 93-97.
3. Bogoslovskij V.I. Teoreticheskie osnovy nauchnogo soprovozhdenija obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom universitete: dis. .. .dokt. ped nauk: RGPU - Sankt-Peterburg, 2000. - 370 s.
4. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.
5. Verbickij A.A. Novaja obrazovatel'naja paradigma i kontekstnoe obuchenie: Monografija. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999. - 75 s.
6. Bordovskij V.A. Metody pedagogicheskih issledovanij innovacionnyh processov v shkole i vuze: Uchebno-metodicheskoe posobie. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2001. - 169 s.
7. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija / Pod red. prof. V.A.Kozyreva, prof. N.F. Radionovoj i prof. A.P. Trjapicynoj. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2006.
8. Malenkov Ju.A. Problemy razvitija vysshej shkoly i podgotovki magistrov na osnove koncepcii dobavlennoj stoimosti // Vestnik SPbGU. - Ser. 5. «Jekonomika». - 2009. - Vyp. 1. - S. 168.
9. Motovilov O.V. Problemy podgotovki kadrov v magistrature // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. -№ 2. - S. 38-45.
10. Senashenko V.S. Magistratura v strukture rossijskoj vysshej shkoly // Sovetskij fizik; [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/4(64)-2008/64-11/ (data obrashhenija: 04.10.2017).
11. Kovalev V.V. Universitetskoe jekonomicheskoe obrazovanie: problemy vosprijatija znanija // Vestnik SPbGU. - Ser. 5. - 2009. - Vyp. 2. - S. 149.
12. Laskovec M.A. Aktual'nye problemy obuchenija aspirantov inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 4; [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13998 (data obrashhenija: 04.10.2017).
13. Nikulina E.G. Specifika soderzhanija professional'noj podgotovki v magistrature pedagogicheskogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 6; [Jelektronnyj resurs] URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=15943 (data obrashhenija: 04.10.2017).
14. Magistratura.su interaktivnyj katalog magisterskih programm http://magistratura.su/univer ty/si (data obrashhenija: 04.10.2017).
15. Sajt SVFU https://www.s-vfu.ru/universitet/obrazovanie/(data obrashhenija: 04.10.2017).
^ÍMír^Sr