ярского края, блок мероприятий 3.2.3 «Развитие системы стимулирования публикационной активности». Данный блок является стратегическим для активизации аспирантов в целях продвижения результатов интеллектуальной деятельности университета на международном рынке [9].
Библиографические ссылки
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries UNESCO : Final Report (Paris, 1-3 July, 2002).
2. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214680/
3. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214683/
4. Лэйн Э. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования // Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. 2010.
5. Сервер ДО СибГАУ [Электронный ресурс]. URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=450 (дата обращения: 01.10.2016).
6. Шумакова Н. А. Применение информационных технологий для реализации интегрированных методик при обучении английскому для научных целей специалистов аэрокосмического профиля // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 3. С. 632-636.
7. Шумакова Н. А. Использование электронных научных журналов, энциклопедий, справочников, архивов статей как фактор повышения мотивации при подготовке аспирантов по иностранному языку // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе : материалы Междунар. заочн. науч.-практ. конф. (май 2012, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. С. 45.
8. Шумакова Н. А. Обучение аспирантов английскому языку для научных целей в контексте андраго-гической модели // 5th Intern. Scient. Conf. Theoretical and applied science in the USA. New York. 2015. Август.
9. URL: http://www.sibsau.ru/images/document/2016/ 2016_06_07_programa_rasvitia_1.pdf.
References
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries UNESCO, Paris, 1-3 July, 2002. Final Report .
2. Electronic resource. Available athttp://ru.iite. unesco.org/publications/3214680/ (accessed: 01.10.2016).
3. Electronic resource. Available athttp://ru.iite. unesco.org/publications/3214683/http://ru.iite.unesco.org/ publications/3214680/ (accessed: 01.10.2016).
4. Leyn E. Global'nyye tendentsii v razvitii i ispol'zovanii otkrytykh obrazovatel'nykh resursov i ikh rol' v reforme obrazovaniya Analiticheskaya zapis-ka IITO YUNESKO, noyabr', 2010.
5. Electronic resource. Available athttp://dl.sibsau.ru/ course/view (accessed: 01.10.2016).
6. Shumakova N. A. Primeneniye informatsionnykh tekhnologiy dlya realizatsii integrirovannykh metodik pri obuchenii angliyskomu dlya nauchnykh tseley spe-tsialistov aerokosmicheskogo profilya // Vestnik SibGAU. 2015. T. 16, № 3. S. 632-636.
7. Shumakova N. A. Ispol'zovaniye elektronnykh nauchnykh zhurnalov, entsiklopediy, spravochnikov, ar-khivov statey kak faktor povysheniya motivatsii pri podgotovke aspirantov po inostrannomu yazyku // So-vremennyye tendentsii v prepodavanii inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze: materialy mezhdun. zaochn. nauch.-prakt. konf. (may 2012, g. Krasnoyarsk) / Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2012. S. 45.
8. Shumakova N. A. Obucheniye aspirantov angliy-skomu yazyku dlya nauchnykh tseley v kontekste andrago-gicheskoy modeli // 5th International scientific conference Theoretical and applied science sinthe USA, New York. 2015. Avgust.
9. http://www.sibsau.ru/images/document/2016/2016_ 06_07_programa_rasvitia_1.pdf.
© Шумакова Н. A., 2016
УДК 378.048.2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ1
Т. А. Яковлева, Е. Г. Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: [email protected]
Раскрывается потенциал образовательных технологий как инструмента для формирования профессиональных компетенций будущих инженеров.
Ключевые слова: образовательные технологии, инженерная педагогика, магистерская подготовка инженеров.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.
<Тешетневс^ие чтения. 2016
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING MASTERS IN ENGINEERING
T. A. Yakovleva, E. G. Doroshenko
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
This research describes the potential of educational technology as a tool to develop professional competence of future engineers.
Keywords: educational technology, engineering pedagogy, training of masters in engineering.
Проблемам инженерной педагогики и инженерного образования в настоящее время уделяется серьезное внимание во всем мире. Ежегодно проводятся международные конференции по инженерному образованию IEEE EDUCON [1], в программе которых выделены приоритетные направления для обсуждения: международные аспекты инженерного образования, управление знаниями и компьютерные технологии, язык и гуманитарные науки в инженерном образовании, довузовское инженерное образование, исследования в области инженерной педагогики и инженерного образования, подготовка преподавателей технических вузов и др. [2; 3].
Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP) сформулированы требования к квалификации преподавателей технических вузов, разработан и обновлен в 2013 г. учебный план подготовки инженера-педагога (Curriculum IGDP), базирующийся на современных трендах инженерного образования [4]. Шесть из 18 позиций плана связаны непосредственно с овладением новыми образовательными технологиями.
Магистерский уровень подготовки инженерных кадров дает возможность включить дисциплину «Образовательные технологии» в вариативную часть учебного плана образовательной программы и органично связать ее с ведущей целью направления подготовки магистра. Например, новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 24.04.02 «Системы управления движением и навигация (уровень магистратуры)» [5] направлен на достижение новых целей подготовки магистра - овладение знаниями, умениями, компетенциями, обеспечивающими проектирование, производство и эксплуатацию качественно новых, оптимальных, адаптивных и интеллектуальных систем, машин и комплексов, и предполагает инновационную модель организации учебного процесса: встраивание инженерных научных разработок в программы учебных дисциплин, ориентация образовательного процесса на научно-исследовательскую деятельность обучаемых, интеграция с промышленностью и практико-ориентированное обучение, кооперация технических университетов и др.
В этих условиях внутренняя структура классической вузовской формы организации учебных занятий «лекция - семинар - лабораторно-практическое занятие», претерпевает существенные изменения за счет включения новых образовательных технологий, которые обеспечивают развитие у студента креативных
способностей и творческого мышления, способности действовать и принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Формы обучения на основе постоянной активизации деятельности студентов, такие как деловые игры, тренинги и т. д., способствуют формированию значимых личностных качеств обучаемых. При этом удается интегрировать предметное и социальное содержание профессионального труда, трансформируя учебную работу студента в профессиональную деятельность будущего специалиста.
В исследованиях российских ученых [6] по выявлению корреляционных взаимосвязей общекультурных и общепрофессиональных компетенций показано, что развитие таких компетенций, как способность к работе в команде, способность к работе над проектом оказывает существенное влияние и на развитие других компетенций.
Существует широкий спектр образовательных технологий, в процессе овладения которыми развиваются личностные характеристики самих обучающихся, в частности:
- инициируется активность студентов, мотивируется творчество;
- студентам предоставляются способы продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;
- развивается критичность мышления, происходит обучение обмену ценностными суждениями;
- происходит обучение сотрудничеству в коллективной работе;
- развиваются навыки самоуправления в исследовательской деятельности [7].
Приобретенные в результате изучения и сознательного применения образовательных технологий компетенции положительно влияют на успешность в обучении и формирование профессиональных качеств будущего инженера. В качестве примера образовательных технологий, способствующих развитию интеллектуального и коммуникативного потенциала личности, можно указать следующие:
- технологии, базирующиеся на графических методах сжатия информации;
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- технологии дискуссионного типа;
- техники генерирования идей;
- кейс-технологии;
- игровые технологии;
- проектные технологии.
Освоение технологий управления обучением является одной из основ для инженерно-педагогической и организационно-управленческой деятельности и предполагает развитие следующих умений как составляющих общекультурных и общепрофессиональных компетенций [8]:
- планировать результаты обучения;
- отталкиваясь от необходимых результатов обучения, отбирать, сжимать и структурировать учебную информацию;
- выстраивать логическую последовательность информационных блоков;
- оценивать результаты обучения;
- организовывать обратную связь с обучающимися и корректировать воздействия;
- использовать индивидуальный подход и уров-невую дифференциацию в обучении.
К технологиям управления обучением можно отнести технологии:
- полного усвоения;
- разноуровневого обучения;
- программированного обучения;
- модульного обучения;
- проблемно-модульного обучения и др.
Изучение способов реализации образовательных
технологий в условиях электронного обучения позволяет магистранту получить навыки организации процедур учебного и профессионального взаимодействия с использованием электронных систем управления обучением и сервисов Интернета.
Проектируя образовательную программу подготовки магистра, следует учесть, что изучение дисциплины «Современные технологии обучения» позволяет не только вооружить будущих инженеров многофункциональными инструментами для успешной учебной, научной и профессиональной деятельности, но и актуализировать новые технологии обучения, средства и способы учебной деятельности обучаемых в реальном образовательном процессе.
Библиографические ссылки
1. Портал Международной конференции по инженерному образованию IEEE EDUCON [Электронный ресурс]. URL: http://www.educon-conference.org/educon 2016/ (дата обращения: 15.09.2016).
2. Приходько В. М., Соловьев А. Н. IGIP и тенденции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 25-32.
3. Приходько В. М., Сазонова З. С. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 5-12.
4. Российский мониторинговый центр IGIP [Электронный ресурс]. URL: http://rmcigip.madi.ru/7page_ id=13 (дата обращения: 15.09.2016).
5. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 24.04.02 «Системы управления движением и навига-
ция (уровень магистратуры)» : зарег. в Минюсте России 27.03.2015 г. № 36593 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/51 (дата обращения: 15.09.2016).
6. Вербицкий А. А., Пучкова Е. Б. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность // Высшее образование в России.
2013. № 6. С. 33-44.
7. Пак Н. И., Дорошенко Е. Г., Хегай Л. Б. О необходимости и возможности организации личностно-центрированного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 16-23.
8. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза / М. Г. Минин [и др.] // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20-29.
References
1. The portal of the International conference on engineering education of IEEE EDUCON Available at: http://www.educon-conference.org/educon2016/ (accessed: 15.09.2016).
2. Prikhod'ko V. M., Solov'ev A. N. IGIP i tendentsii inzhenernoy pedagogiki v Rossii i v mire [IGIP and tendencies of engineering pedagogics in Russia and in the world]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No. 6, рр. 25-32. (In Russ.)
3. Prikhod'ko V. M., Sazonova Z. S. Inzhenernaya pedagogika - osnovaprofessional'noypodgotovki inzhen-erov i nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Engineering pedagogics - a basis of vocational training of engineers and research and educational personnel] Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2014. no. 4, рр. 5-12 (In Russ.).
4. The Russian monitoring center IGIP Available at: http://rmcigip.madi.ru/?page_id=13 (accessed: 15.09.2016).
5. The federal state standard of the higher education in the direction of preparation 24.04.02 "Control systems of the movement and navigation (magistracy level)", is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 3/27/2015 No. 36593. Available at: http:// fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/51 (accessed: 15.09.2016).
6. Verbitskiy A. A., Puchkova E. B. Vozmozhnosti testa kak sredstva diagnostiki kachestva obrazovaniya: mify i real'nost' [Possibilities of the test as diagnostic aids of quality of education: myths and reality]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No. 6, рр. 33-44. (In Russ.)
7. Pak N. I., Doroshenko E. G., Khegay L. B. O neobkhodimosti i vozmozhnosti organizatsii lichnostno tsentrirovannogo obucheniya v vuze [On the need and possibility of organizing STU]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. no 7, рp. 16-23. (In Russ.)
8. Minin M. G., Belomestnova E. N., Benson G. F., Pakanova V. S. Pedagogicheskaya podgotovka prepoda-vatelya inzhenernogo vuza [Lecturers' pedagogic training at engineering university] Vysshee obrazovanie v Rossii
2014. no 4, рp. 20-29. (In Russ.)
© Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г., 2016