выполняют грамматические задания. Вот некоторые задания:
- прочитайте, улыбнитесь и перескажите;
- прочитайте и перескажите в косвенной речи;
- прочитайте и поставьте глаголы в скобках в прошедшее время;
- найдите глагол в страдательном залоге и переведите;
- запомните подчеркнутые слова.
В заключение отметим, что применение игровых методов и юмора - отличная возможность активизации учебно-познавательной деятельности, преодоления пассивных и стереотипных форм преподавания и обучения.
Библиографические ссылки
1. Оконь В. Введение в общую дидактику. М. : Высш. шк., 1990.
2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига : АВОТС, 1989.
3. Сигов Б. К. Игра // Современная западная философия : словарь. М. : Политиздат, 1991. С. 110.
4. Новейший философский словарь / сост. А. А. Гри-цанов. Минск : Изд-во В. М. Скакун, 1998.
5. URL: http://anglomirtlt.ru/humour (дата обращения: 01.07.2016).
References
1. Okon V. Introduction to the general didactics. //M: higher. school., 1990.
2. Belchikov Y. M., Birshtein M. M. Business games. Riga : AVOTS, 1989.
3. Sigov B. K. Game // Modern Western philosophy: Dictionary. M. : Politizdat, 1991.
4. Gritsanov A. A. The newest philosophical vocabulary // Minsk : V. M. Skakun, 1998.
5. http://www.anglo-mirtlt.ru/humour (accessed 01.07.2016)
© Шостак И. Н., 2016
УДК 81
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАУЧНЫХ ЦЕЛЕЙ
В ОПОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Н. А. Шумакова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены материалы по проблеме открытых образовательных ресурсов (OOP). Рассмотрены созданные в СибГАУ научно-методические предпосылки создания OOP при обучении аспирантов иностранному языку для научных целей. Обоснована необходимость создания OOP в опорном вузе.
Ключевые слова: открытый образовательный ресурс, элемент курса, образовательный контент, дистанционные образовательные технологии, иностранный язык для научных целей.
THE USE OF OPEN EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING POSTGRADUATES FOREIGN LANGUAGE FOR SCIENTIFIC PURPOSES IN A FLAGSHIP UNIVERSITY
N. A. Shumakova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Materials on the problem of open educational resources are presented. Developed bySibSAU scientific and methodological preconditions of OER creation in teaching postgraduates a foreign language for scientific purposes are considered. The necessity of OER development in a Flagship university is proved.
Keywords: open educational resources, element of the course, educational content, distance learning technology, foreign language for scientific purposes.
Использование информационно-коммуникационных технологий и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками
формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, кото-
<Тешетневс^ие чтения. 2016
рый открывает доступ к многообразным источникам информации, представленным в различных форматах.
С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по распространению в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР), поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни и обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования [1].
Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Принятое ЮНЕСКО определение гласит: «Открытые образовательные ресурсы - учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [2].
Согласно принятому определению, отличительными особенностями ООР являются: методическая, учебная или научная направленность материалов; поддержание различных форматов и носителей для представления материалов; опубликование на условиях открытой лицензии учебных и научных материалов, являющихся общественным достоянием.
ООР необходимо рассматривать не только как модное явление в образовании, но, в первую очередь, как абсолютно обязательное направление для развития учебных заведений в частности и образования в целом.
Как отмечается в аналитической записке ИИТО ЮНЕСКО, изначальной причиной для развития ООР является намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей [3].
Открытый образовательный ресурс может включать отдельные и различные комбинации следующих элементов: полный электронный курс обучения, методические материалы, учебные модули, учебные пособия, практикумы, видео- и аудиоматериалы, тесты, контрольные задания, другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение доступа к знаниям [4].
Таким образом, ООР - это особый образовательный контент, позволяющий пользователям Интернета познакомиться с учебными курсами, а также с другими учебными материалами ведущих университетов и преподавателей или отдельными элементами этих курсов.
Характерными особенностями ООР являются независимое и самостоятельное обучение, грамотное педагогическое руководство процессом обучения, доступ дома и на работе, там, где это удобно, открытая образовательная среда (Open Course Ware).
В СибГАУ для подготовки аспирантов разработан курс «Иностранный язык для аспирантов», размещенный на сервере ДО СибГАУ, где преподавателями кафедр иностранных языков подготовлены материалы по основным темам курса. Зайдя на сервер, аспирант, работающий удаленно, может самостоятельно освоить такие темы курса, как:
- Gettingpostgraduateeducation;
- Whatisscience;
- Conceptsandtheories;
- Academicwritingprinciples;
- Finalpapers.
Удобство работы на сервере состоит не только в том, что аспирант может работать с материалами по индивидуальной траектории, но и в том, что создается возможность представлять письменные работы в дистанционном режиме, просматривать видео и в дальнейшем предоставлять в данном режиме контрольные задания по проделанным темам. Каждый из представленных разделов структурирован и позволяет в интерактивном режиме осуществлять двусторонний процесс педагогического общения между преподавателем и аспирантом, что достигается посредством общения участников процесса в форуме в определенное расписанием время.
Использование ресурсов сервера ДО, по нашему мнению, позволяет оптимизировать контроль знаний аспирантов, так как согласно структуре курса преподаватель может дистанционно оперативно оценивать выполнение различных заданий, а также оставлять свои комментарии [5].
Ниже приводится элемент курса, а именно, модуль «Academic Writing Principles», позволяющий наглядно продемонстрировать структуру заданий и взаимосвязь с задачами СибГАУ в условиях выполнения программы развития СибГАУ - опорного университета Красноярского края.
Academic Writing Principles
Writing an annotated bibliography. Writing an abstract (a summary) with elements of review. Writing an article.
• How to prepare a Final Paper Файл 27.5 Кбайт;
• Task 21. Writing an annotated bibliography Задание;
• Task 22: Insert commas where it is necessary Файл 34 Кбайт;
• Task 23. Watch the video about the argumentative writing and do the tasks Задание;
• Task 24. How to write an introduction to an article
Задание;
• Task 25. Writing summary Задание;
• Task 26 Writing a research paper (conclusion) Задание.
В заключение необходимо сказать, что нами ранее уже неоднократно поднимался вопрос об использовании сети Интернет, дистанционных образовательных технологий и электронного образования как в контексте андрагогической модели обучения, так и подготовки аспирантов по иностранному языку, в том числе и при обучении научному письму [6-8].
Вся проведенная ранее научно-методическая работа свидетельствует о том, что СибГАУ на данный момент созданы все необходимые предпосылки для создания открытого образовательного ресурса по обучению иностранному языку для научных целей. Данная задача напрямую связана с реализацией программы развития СибГАУ - опорного университета Красно-
ярского края, блок мероприятий 3.2.3 «Развитие системы стимулирования публикационной активности». Данный блок является стратегическим для активизации аспирантов в целях продвижения результатов интеллектуальной деятельности университета на международном рынке [9].
Библиографические ссылки
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries UNESCO : Final Report (Paris, 1-3 July, 2002).
2. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214680/
3. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214683/
4. Лэйн Э. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования // Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. 2010.
5. Сервер ДО СибГАУ [Электронный ресурс]. URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=450 (дата обращения: 01.10.2016).
6. Шумакова Н. А. Применение информационных технологий для реализации интегрированных методик при обучении английскому для научных целей специалистов аэрокосмического профиля // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 3. С. 632-636.
7. Шумакова Н. А. Использование электронных научных журналов, энциклопедий, справочников, архивов статей как фактор повышения мотивации при подготовке аспирантов по иностранному языку // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе : материалы Междунар. заочн. науч.-практ. конф. (май 2012, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. С. 45.
8. Шумакова Н. А. Обучение аспирантов английскому языку для научных целей в контексте андраго-гической модели // 5th Intern. Scient. Conf. Theoretical and applied science in the USA. New York. 2015. Август.
9. URL: http://www.sibsau.ru/images/document/2016/ 2016_06_07_programa_rasvitia_1.pdf.
References
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries UNESCO, Paris, 1-3 July, 2002. Final Report .
2. Electronic resource. Available athttp://ru.iite. unesco.org/publications/3214680/ (accessed: 01.10.2016).
3. Electronic resource. Available athttp://ru.iite. unesco.org/publications/3214683/http://ru.iite.unesco.org/ publications/3214680/ (accessed: 01.10.2016).
4. Leyn E. Global'nyye tendentsii v razvitii i ispol'zovanii otkrytykh obrazovatel'nykh resursov i ikh rol' v reforme obrazovaniya Analiticheskaya zapis-ka IITO YUNESKO, noyabr', 2010.
5. Electronic resource. Available athttp://dl.sibsau.ru/ course/view (accessed: 01.10.2016).
6. Shumakova N. A. Primeneniye informatsionnykh tekhnologiy dlya realizatsii integrirovannykh metodik pri obuchenii angliyskomu dlya nauchnykh tseley spe-tsialistov aerokosmicheskogo profilya // Vestnik SibGAU. 2015. T. 16, № 3. S. 632-636.
7. Shumakova N. A. Ispol'zovaniye elektronnykh nauchnykh zhurnalov, entsiklopediy, spravochnikov, ar-khivov statey kak faktor povysheniya motivatsii pri podgotovke aspirantov po inostrannomu yazyku // So-vremennyye tendentsii v prepodavanii inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze: materialy mezhdun. zaochn. nauch.-prakt. konf. (may 2012, g. Krasnoyarsk) / Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2012. S. 45.
8. Shumakova N. A. Obucheniye aspirantov angliy-skomu yazyku dlya nauchnykh tseley v kontekste andrago-gicheskoy modeli // 5th International scientific conference Theoretical and applied science sinthe USA, New York. 2015. Avgust.
9. http://www.sibsau.ru/images/document/2016/2016_ 06_07_programa_rasvitia_1.pdf.
© Шумакова Н. A., 2016
УДК 378.048.2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ1
Т. А. Яковлева, Е. Г. Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: [email protected]
Раскрывается потенциал образовательных технологий как инструмента для формирования профессиональных компетенций будущих инженеров.
Ключевые слова: образовательные технологии, инженерная педагогика, магистерская подготовка инженеров.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.