Научная статья на тему 'Оптимизация онлайн - обучения в вузе с использованием МООК по профилю « Иностранный язык »'

Оптимизация онлайн - обучения в вузе с использованием МООК по профилю « Иностранный язык » Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / МООК / ООР / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН КУРС / ОБ РАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / MASSIVE OPEN ONLINE COURSE / MOOC / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / ONLINE EDUCATION / ONLINE COURSE / OPEN COURSEWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милюшенко Татьяна Валерьевна

В статье анализируются тенденции по внедрению МООК в дистанционное обучение в высшей школе, а также модели использования МООК при реализации основных образовательных программ. Выполнен анализ валидных онлайн курсов с соответствующим контентом на ведущих отечественных и зарубежных платфор мах с целью коррекции перечня доступных курсов и оптимизации онлайн обучения в рамках открытого образо вания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMIZATION OF UNIVERSITY ONLINE EDUCATION IN MAJOR “FOREIGN LANGUAGES” VIA MOOC

This paper addresses the tendencies of implementing MOOC into the distance learning in universities, also analyzing the models of MOOC used in educational programs. The analysis of valid online courses offered on the leading domestic and foreign educational platforms added much to the correction of the number of courses available to optimize the online open education

Текст научной работы на тему «Оптимизация онлайн - обучения в вузе с использованием МООК по профилю « Иностранный язык »»

УДК 372.881.111.1 ©Т.В. Милюшенко

Т.В. Милюшенко

ОПТИМИЗАЦИЯ ОНЛАЙИ-ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МООК ПО ПРОФИЛЮ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

В статье анализируются тенденции по внедрению МООК в дистанционное обучение в высшей школе, а также модели использования МООК при реализации основных образовательных программ. Выполнен анализ валидных онлайн-курсов с соответствующим контентом на ведущих отечественных и зарубежных платформах с целью коррекции перечня доступных курсов и оптимизации онлайн-обучения в рамках открытого образования.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, МООК, OOP, онлайн-обучение, онлайн-курс, образовательная платформа.

На современном этапе информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются, расширяя свой спектр применения в образовании, меняя традиционные модели системы образования. Стандарты ФГОС третьего поколения закладывают базовый уровень использования ИК технологий в содержательный компонент, что, в свою очередь, требует изменения подхода к методам обучения в высшей школе. Высшие учебные заведения активно осваивают дистанционное образование, принимая на вооружение перспективные технологии, в том числе и массовые открытые онлайн курсы (МООК). Требования к качеству образования постоянно растут, престижные высшие учебные заведения организуют собственные МООКи на рабочих платформах, а также объединяются в некоммерческие организации для совместного развития онлайн-обучения с возможностью использования разработок, предлагаемых как отечественными, так и зарубежными вузами.

МООКи, они же открытые образовательные ресурсы (ООР), активно поддерживаются и внедряются ведущими отечественными и зарубежными организациями. Так, например, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании с 2002 года активно поддерживает инициативы по созданию ООР. Начиная с 2010 года ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации совместного проекта, направленного на продвижение открытых образовательных ресурсов (ООР) на основе изучения потребностей и возможностей распространения и использования ООР в неанглоязычных странах [2, с. 4-6].

В апреле 2015 года состоялся Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию с участием руководителей ведущих российских вузов. Основной темой обсуждения стали модели использования открытых он-лайн-курсов при реализации основных образовательных программ. По мнению членов Совета, широкое применение онлайн-курсов возможно в рамках сетевого взаимодействия между университетами. Помимо этого, в университетах необходимо создать нормативную базу для перезачета результатов обучения, полученных при освоении онлайн-курсов вне образовательных программ, что сможет обеспечить повыше-

ние мобильности студентов и дать им реальное право на выбор качественного образования. Предполагаются варианты использования курсов в качестве источника дополнительного высококачественного контента, а также курсов, являющихся частью образовательных программ вузов [3].

Согласно рекомендациям Совета Министерства образования и науки РФ в ОмГПУ была создана нормативная база, определяющая порядок работы с он-лайн-курсами и ООР. В «Положении о зачете федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» освоения обучающимися учебных программ, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденным решением ученого совета ОмГПУ протоколом №1 от 22.09.2015, в пункте 2.1 предоставляется установленный приказом ректора перечень платформ МООК, результаты обучения на которых засчитываются как часть образовательной программы [1, с. 2]. В пункте 2.2 указано, что решение о зачете полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам или модулям, освоенным обучающимися при получении среднего профессионального образования или высшего образования (по иной образовательной программе) принимает аттестационная комиссия факультетов ОмГПУ, утверждаемая приказом ректора на учебный год [1, с. 2].

Также в пункте 2.5 «Положения о зачете» отмечено, что зачет по отдельным дисциплинам или модулям не влияет на общий объем образовательной программы, закрепленный ФГОС и предполагает возможность обучения по индивидуальному плану с возможностью ускоренного обучения. [1, с. 3]. Согласно пункту 2.6 «Положения о зачете» объем программы при этом не может составлять более 75 зачетных единиц за один учебный год [1, с. 4].

На сайте ОмГПУ указан перечень отечественных и зарубежных платформ, результаты обучения на которых могут учитываться на основании «Положения о зачете», в который вошли Российская национальная платформа «Открытое образование» [8], ком-

мерческая организация Coursera [5], национальный открытый университет «Интуит» [4], а также российская MOOC-платформа «Универсариум» [6], запущенная при поддержке Агентства стратегических инициатив и РИА-Новости.

Также предоставляется возможность ознакомиться с перечнем предлагаемых МООК, результаты выполнения которых засчитываются в качестве изучаемой дисциплины, но стоит отметить, что курсы, представленные в нем, весьма немногочисленны, работа с ними находится в стадии апробации, что не позволяет использовать их потенциал в полном объеме [7]. Причиной такого состояния может служить сложность обработки достаточно большого общего количества предлагаемых курсов по различным направлениям (106 - 1458 курсов в зависимости от платформы), а также недостаточная диагностика и анализ тематического соответствия курсов дисциплинам, обозначенным в рабочих учебных планах ОмГ-ПУ.

Важной задачей в рамках данной работы является анализ соответствующих курсов для коррекции перечня дисциплин и оптимизации онлайн-обучения.

В качестве основного критерия возможности интеграции курса в рамках образовательной программы используется тематическое соответствие содержания дисциплины направления «Педагогическое образование» и профиля «Иностранный язык».

Принимая во внимание тот факт, что в каталоге с перечнем предлагаемых курсов на портале ОмГПУ

представлено всего лишь 9 активных курсов по направлению, и только 1 курс по профилю, целесообразно охватить все имеющиеся курсы по направлению и рассмотреть их соответствие дисциплинам учебного плана в рамках профессионального цикла, включая базовую и вариативную части. В качестве основы был выбран рабочий учебный план подготовки бакалавров, одобренный Ученым советом вуза протоколом №1 от 06.09.2014 года. Из базовой части профессионального цикла для проведения сравнительного анализа были выделены следующие дисциплины: «Методика обучения иностранным языкам» и «ИКТ в области преподавания иностранных языков», а вариативная часть представлена такими дисциплинами, как «Языковые основы межкультурной коммуникации», «Теоретическая и практическая фонетика», «Лексикология», «Теоретическая и практическая грамматика», «Лингвострановедение», «Стилистика», «Литература стран изучаемого языка», «Практика устной и письменной речи». Выбранные дисциплины в дальнейшем послужили критерием отбора профильных курсов на предлагаемых четырех образовательных платформах.

На платформе «Открытое образование» представлено 107 курсов, из них 8, соответствующих направлению обучения, и только лишь 1, отвечающий требованиям профессионального цикла, который и был заявлен в каталоге перечня курсов на портале ОмГПУ (см. Табл.1).

Таблица 1

Профильные курсы на платформе «Открытое образование»

Направление Название вуза Название курса Количество предлагаемы х курсов по направлению Количество курсов, соответству ющих профилю

44.00.00 Образование и педагогические науки МГУ имени М.В. Ломоносова «Ботаника: низшие растения» «Язык, культура и межкультурная коммуникация» «Физиология растений» 3 1

НИТУ «МИСиС» «Безопасность и жизнедеятельность» 1 0

НИУ ВШЭ «Общая социология» «Введение в историю искусства» 2 0

Политех «Физическая культура» 1 0

СПбГУ «История России 1Х-ХХ1 вв.» 1 0

На платформе Coursera представлено два направления обучения, соответствующих требованиям «Положения о зачете», в рамках которых было выделено 17

профильных курсов, однако поиск соответствий с дисциплинами профессионального цикла сократил представленные курсы до 12 (см. Табл.2).

Таблица 2

Профильные курсы на платформе Coursera __

Направление Название вуза Название курса Количество курсов по направлению Количество курсов по профилю

Изучение Университет штата Аризона TESOL Certificate Part 1, 2 3 3

языков преподавание иностранного языка (методика) Teach English Now! Second Language Listening, Speaking and Pronunciation Teach English Now! Second Language Reading, Writing and Grammar

Вашингтонский университет Build English Skills for Business 1 0

Калифорнийский университет Master Intermediate Grammar 7 7

в Ирвайне Грамматика и пунктуация Advanced Writing Perfect Tenses and Modals Tricky English Grammar Adjectives and Adjective Clauses Intermediate Grammar Capstone

Технологический институт Джорджии Speak English Professionally: In Person, Online and On the Phone 1 0

Университет Дьюка English Composition I 1 0

Гонконгский университет Business English: Basics 1 0

науки и технологий

Автономный университет Барселоны English for Teaching Purposes 1 1

Пенсильванский университет English for Media Literacy 1 0

Гуманитарные науки и Пенсильванский университет Modern and Contemporary American Poetry ("ModPo") 1 1

искусства

Платформа «Интуит» располагает двумя направлени- не нашлось курсов, удовлетворяющих критериям по-

ями «Образование» и «Гуманитарные и социальные иска, что существенно повлияло на объем валидных

науки», соответствующими предъявляемым требова- курсов (см. Табл.3). ниям, но, к сожалению, в разделе гуманитарных наук

Таблица 3

Профильные курсы на платформе «Интуит»_

Направление Название вуза Название курса Количество курсов по направлению Количество курсов по профилю

Образование Институт развития дополнительного профессионального образования Компетентностно-ориентированное обучение в высшем образовании 1 1

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Обучение с использованием социальных сетей Основы разработки электронных образовательных ресурсов Открытые образовательные ресурсы Управление электронным контентом 4 4

И, наконец, платформа «Универсариум», предлагающая 106 курсов, в направлении «Педагогическое образование» сократила их до 12, из которых только лишь 1 курс возможен в рамках профиля «Иностранный язык» (см. Табл.4).

Таблица 4

Профильные курсы на платформе «Универсариум»_

Направление Название вуза Название курса Количество курсов по направлению Количество курсов по профилю

Филология Дальневосточный федеральный университет Занимательная китайская фразеология Языки и культура Юго-Восточной Азии 2 1

Тульский Государственный Педагогический Университет Современный русский литературный язык Лексикология русского языка 2 0

Педагогика Международная лаборатория «Образование для новой эры» Воспитание креативности в семье 1 0

Московский педагогический государственный университет Организация культурно-оздоровительной работы в ДОО Организация методической работы в ДОО Организация педагогического процесса в ДОО в условиях введения ФГОС ДО 3 0

ТОИПКРО Технологии введения ФГОС ДО в части обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями 1 0

Санкт-Петербургский государственный институт культуры Музыкальное воспитание в ДО 1 0

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 III и IV видов» г. Кисловодска Организация коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, средствами тифлоинформатики. Современные подходы к организации внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей 2 0

Таким образом, на базе каждой указанной в перечне платформе были проанализированы доступные курсы по направлению «Образование и педагогические науки», соответствующие требованиям ОмГПУ, подсчитано общее количество вузов, предлагающих курсы, также отдельно указано количество вузов, предлагающих МООК по профилю «Иностранный язык». Произведен подсчет общего количества дисциплин, доступных на платформах, дано количественное соотношение курсов по направлению и профилю. В свою очередь указано, какой объем в процентном соотно-

шении занимают курсы по направлению от общего количества МООК на платформе. В рамках выделенных курсов по направлению был подсчитан процент профильных курсов, что дало возможность определить платформы с контентом, наиболее соответству -ющим требованиям ОмГПУ, и скорректировать перечень курсов для оптимизации онлайн-обучения. Лидирующие позиции здесь заняли образовательные платформы Coursera (14,8%) и «Открытое образование» (12,5%), пополнив каталог предлагаемых профильных курсов с 1 до 18 (см. Табл.5).

Таблица 5

Сводная таблица платформ и предлагаемых на них курсов___

Платформа Количество вузов на платформе Количество вузов, предлагающи х МООС по направлению 44.00.00 Общее количество курсов на платформе Количество курсов по направлению 44.00.00 Количество курсов по направлению 44.00.00 в процентном выражении от общего объема Количество курсов по профилю Соответствие курса по профилю в рамках направления 44.00.00

«Открытое образование» 8 5 107 8 7,5% 1 12,5%

Coursera 145 8 1458 115 7,88% 17 14,8%

«Интуит» 1 1 635 109 17% 5 4,6%

«Универсариу м» 30 4 106 12 11,3% 1 7,7%

Существенный рост количества вали дных профильных курсов способствует реализации права будущих бакалавров на выбор качественного образования в рамках предлагаемой программы, дает возможность улучшить качество обучения за счет возможности приобрести опыт работы с курсами ведущих университетов, организованных как на отечественных, так и зарубежных дистанционных образовательных платформах.

Стоит отметить, что интеграция МООК в процесс обучения гармонично вписывается в рамки современной образовательной парадигмы, позволяя развивать перспективный сектор открытого обучения, несущий большой потенциал. Оптимизированный перечень МООК на портале ОмГПУ поможет эффективнее организовать работу в рамках открытого образования, максимально используя возможности данного направления.

Библиографический список

1. Положение ОмГПУ «О зачете федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» освоения обучающимися учебных программ, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное решением ученого совета от 22 сентября 2015 г. №01-02/6. [Электронный ресурс]. Режим досту-па:http://www.omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/2/%5Bnode%3Anid%5D/01-02-6 24.09.2015.pdf, свободный.

2. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам. Аналитический обзор. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. - 240 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214683.pdf, свободный.

3. Ведущие российские университеты создали некоммерческую организацию для совместного развития онлайн-обучения. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE %D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8/5369, свободный.

4. Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ИНТУИТ». - Режим доступа: http : //www.intuit. ru/, свободный.

5. Образовательная платформа «Coursera» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Coursera. - Режим доступа: https://www.coursera.org/, свободный.

6. Открытая система электронного образования «Универсариум» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Универсариум». - Режим доступа: http : //universarium. org/, свободный.

7. Открытое образование [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОмГПУ. - Режим доступа: http://www.omgpu.ru/otkrytoe-obrazovanie, свободный.

8. Российская национальная платформа «Открытое образование» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Открытое образование. - Режим доступа: https://openedu.ru/, свободный.

References

1. Polozhenie OmGPU «O zachete federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym uchrezhdeniem vysshego professional'nogo obrazovaniya «Omskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet» osvoeniya obuchayushchimisya uchebnykh programm, kursov, distsiplin (modulei), dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm v drugikh organizatsiyakh, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'», utverzhdennoe resheniem uchenogo soveta ot 22 sentyabrya 2015 g. №01-02/6. [About credits in "Omsk State Pedagogical University" for students applied for educational programs, courses, modules received in other educational universities]. Mode of access: http://www.omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/2/%5Bnode%3Anid%5D/01-02-6 24.09.2015.pdf

2. SNG na puti k otkrytym obrazovatel'nym resursam. Analiticheskii obzor [CIS on its way to open educational resources]. Moscow, UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2011, 240 p. [Elektronnyi resurs]. Mode of access: http://ru.iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214683.pdf

3. Vedushchie rossiiskie universitety sozdali nekommercheskuyu organizatsiyu dlya sovmestnogo razvitiya onlain-obucheniya [Leading Russian Universities created a noncommercial organization for the development of online education]. [Elektronnyi resurs] Official resource of Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Mode of access: http://MHHo6pHayKH.p$/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81 %D 1 %82%D0%B8/5369

4. Natsional'nyi otkrytyi universitet «INTUIT» [National Open University "INTUIT"]. [Elektronnyi resurs]. The official website «INTUIT». Mode of access: http://www.intuit.ru/

5. Obrazovatel'naya platforma «Coursera» [Open Courseware Coursera]. [Elektronnyi resurs]. The official website Coursera. Mode of access: https://www.coursera.org/

6. Otkrytaya sistema elektronnogo obrazovaniya «Universarium» [Open system of Internet education "Universarium"]. [Elektronnyi resurs]. The official website «Universarium». Mode of access: http://universarium. org/

7. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. [Elektronnyi resurs] . The official website OmGPU. Mode of access: http://www.omgpu.ru/otkrytoe-obrazovanie

8. Rossiiskaya natsional'naya platforma «Otkrytoe obrazovanie»[Russian National Courseware "Open Education"]. [Elektronnyi resurs]. The official website "Open Education". Mode of access: https://openedu.ru/

THE OPTIMIZATION OF UNIVERSITY ONLINE EDUCATION IN MAJOR "FOREIGN LANGUAGES" VIA MOOC

Tatiana V. Milyushenko,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. This paper addresses the tendencies of implementing MOOC into the distance learning in universities, also analyzing the models of MOOC used in educational programs. The analysis of valid online courses offered on the leading domestic and foreign educational platforms added much to the correction of the number of courses available to optimize the online open education.

Key words: massive open online course, MOOC, Open educational resources, online education, online course, Open Courseware.

Сведения об авторе:

Милюшенко Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская федерация), e-mail: miltanya@mail . ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.