Научная статья на тему 'Игра и юмор в процессе изучения иностранного языка в вузе'

Игра и юмор в процессе изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / СОРЕВНОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА / COGNITIVE ACTIVITY / GAME / DIDACTIC METHOD / COMPETITION / PSYCHOLOGICAL DISCHARGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шостак И.Н.

Рассматриваются дидактические возможности применения юмора и игровых форм занятий в целях активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game and humour in the process OF foreign language learning AT UNIVERSITY

The author considers didactic possibilities of using humour and gaming forms in classes in order to increase learning and cognitive activity of students at university.

Текст научной работы на тему «Игра и юмор в процессе изучения иностранного языка в вузе»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

в котором участвует 3 команды: «хакеры», «пользователи», «системные администраторы».

Задача «хакеров» или группы программистов - создание вирусной программы, внедрение в компьютерную сеть пользователя с целью повреждения и блокировки работы максимального количества пользователей.

Задача «пользователей» или группы информатиков -диагностировать сбои в системе и в случае необходимости вызвать системных администраторов.

Задача «системных администраторов» или группы по компьютерной безопасности - найти и обезвредить вирусную программу, а также реализовать стратегию защиты и периодически проверять, не нарушена ли она.

На подготовку и реализацию данного кейса отводится 3 недели. При этом в момент реализации этого образовательного события модератор может корректировать поставленную задачу, добавлять новые условия, а каждая из групп может содействовать в решении проблемы, кроме основной - устранение вирусной атаки, в которой не должна участвовать группа, разработавшая вирусную программу.

Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли студент мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Важно следующее: если это действительно образовательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго. Если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы, то это мероприятие можно назвать образовательным событием.

Библиографические ссылки

1. Педагогические технологии : учеб. пособие для педаг. спец. / М. В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под общ. ред. В. С. Кукушина. 3-е изд.. испр. и доп. М. : Ростов н/Д : Март, 2006. 333 с.

2. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М. : Просвещение, 2007. 156 с.

3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина

[и др.] ; Рос. ком-т прогр. ЮНЕСКО «Информация для всех» ; КГУКИ; НИИ информационных технологий социальной сферы. М. : Межрегион. центр. библ. обслуж., 2006. 511 с.

4. Пышная Е. А., Бекалдиева Э. Х. Урок-игра «Компьютерное кафе» // Информатика и образование.

2004. № 2. С. 49-51.

5. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок : методика в помощь учителю // Народное образование. 2005. № 8. С. 136-141.

6. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 125-126.

References

1. Pedagogical technologies: textbook for a teacher. spec. / M. V. Bulanova-Toporkova, A.V. Duhavneva, V. S. Kukushin, G. V. Suchkov; under the General editorship of V. S. Kukushin. 3rd ed.; rev. and additional. M : Rostov n/D : March, 2006, 333 p.

2. Moreva N. A. Modern technology training. M. : Education, 2007, 156 p.

3. The formation of information culture of personality: theoretical substantiation and modeling of the content of the discipline / N. I. Gendina, N. I., Kolkova, G. A. Starodubova, U. V. Ulenko ; the Russian Committee of the programming of UNESCO 'Information for all"; KGUKI; the research Institute of old technologies in the social sphere. M. : Mezhregion. Center of library services, 2006, 511 p.

4. Pishnaya E. A., Bekaldieva E. J. The Lesson-game "Computer cafe" // Informatics and education. 2004, no. 2, рp. 49-51.

5. Selevko G. The teacher designs a computer lesson: [methodology of teaching help] // National education.

2005, no. 8, рp. 136-141.

6. Suzdaltsev E. L. The application of modern technology as a factor of improving the quality of training // Informatics and education. 2008, no. 9, рp. 125-126.

© Цокин А. В., 2016

УДК 37.026.6

ИГРА И ЮМОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

И. Н. Шостак

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Shostak89@yandex.ru

Рассматриваются дидактические возможности применения юмора и игровых форм занятий в целях активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка в вузе.

Ключевые слова: учебно-познавательный, игровые формы занятий, дидактический прием, соревнование, психологическая разрядка.

<Тешетневс^ие чтения. 2016

GAME AND HUMOUR IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT UNIVERSITY

I. N. Shostak

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Shostak89@yandex.ru

The author considers didactic possibilities of using humour and gaming forms in classes in order to increase learning and cognitive activity of students at university.

Keywords: cognitive activity, game, didactic method, competition, psychological discharge.

Проблема активации познавательной деятельности студентов является одной из самых неотложных образовательных проблем. Познавательная активность студентов проявляется в их отношении к содержанию и процессу учебной деятельности, в их стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации волевых усилий, направленных на достижение целей учебно-познавательной деятельности. При высокой познавательной активности целью обучающихся становится осознание усваиваемого материала, интеллектуальная удовлетворенность, получаемая от процесса обучения, положительное эмоциональное отношение к учению, что обеспечивает высокую эффективность учебного процесса [1].

В дидактических исследованиях много внимания обращено на разработку активных методов обучения, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность. Среди них довольно большое место отводится дидактической игре, однако очень часто игровые методы используются учителями в обучении детей начальной школы. Исключение - деловая игра, используемая для обучения студентов, которые моделируют различные производственные ситуации, требующие принятия решения рабочими или специалистами [2]. Однако понятие «игра» выходит далеко за границы собственно игры и имеет богатый дидактический ресурс.

Игра - одно из ключевых понятий современной культурологии, и К. Б. Сигов предлагает следующее определение: «Игра - форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний» [3]. Согласно Новейшему философскому словарю, в любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала: первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение [4]. Именно благодаря этим особенностям игра, на наш взгляд, имеет богатейшие возможности по активизации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка в вузе. Игра придает учебному процессу эмоциональность, вносит элемент неожиданности, неопределенности, но

в то же время предъявляет высокие требования к удержанию деятельности в рамках строгих правил и четко обозначенных временных границ. Игровые моменты в обучении, таким образом, позволяют формировать и развивать у студентов устойчивую мотивацию к изучению предмета, побуждают к проявлению самостоятельности мышления в процессе изучения дисциплины, стимулируют развитие соответствующих способностей и креативности, способствуют воспитанию целеустремленности, организованности, познавательной активности.

Традиционной игровой методикой в преподавании иностранного языка является проведение различных олимпиад, значение которых в активизации учебно-познавательной деятельности студентов трудно переоценить.

Очень интересно проходят всевозможные командные турниры по иностранному языку. Примером является неделя иностранных языков в нашем университете. На этой неделе у студентов есть возможность принять участие в различных мероприятиях (тесты, викторины, выпуск настенных газет). У всех студентов есть возможность работать в условиях творческого коллектива, слушать друг друга, генерировать идеи, разумно распределять силы представителей команды. Менее традиционным дидактическим игровым приемом является применение в учебном процессе юмора. Юмор на занятиях дает психологическую разрядку, формирует положительное отношение у студента как к изучаемой дисциплине, так и к учебному процессу в целом. Изучение иностранного языка требует серьезной концентрации внимания. В этой ситуации использование преподавателем уместной шутки станет минутой отдыха и эмоциональной разрядки. Материал, вызвавший смех, лучше запоминается, легче удерживает внимание, кажется менее трудным.

Согласно словарю, шутка - это «что-то, что заставляет вас смеяться». Это очень короткое определение, так как шутки могут быть о чем-либо универсальном или отдельном. Юмор - что-то, что соединяет все страны и национальности [5].

И. В. Орловская в учебнике «Английский язык для технических университетов», который изучается студентами первого и второго курса, использует юмористические истории из жизни различных ученых и изобретателей. Они помогают студентам отдохнуть и улыбнуться. Студенты также узнают некоторые факты из жизни известных людей, и в то же время они

Современное состояние и перспективы -развития инженерного образования

выполняют грамматические задания. Вот некоторые задания:

- прочитайте, улыбнитесь и перескажите;

- прочитайте и перескажите в косвенной речи;

- прочитайте и поставьте глаголы в скобках в прошедшее время;

- найдите глагол в страдательном залоге и переведите;

- запомните подчеркнутые слова.

В заключение отметим, что применение игровых методов и юмора - отличная возможность активизации учебно-познавательной деятельности, преодоления пассивных и стереотипных форм преподавания и обучения.

Библиографические ссылки

1. Оконь В. Введение в общую дидактику. М. : Высш. шк., 1990.

2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига : АВОТС, 1989.

3. Сигов Б. К. Игра // Современная западная философия : словарь. М. : Политиздат, 1991. С. 110.

4. Новейший философский словарь / сост. А. А. Гри-цанов. Минск : Изд-во В. М. Скакун, 1998.

5. URL: http://anglomirtlt.ru/humour (дата обращения: 01.07.2016).

References

1. Okon V. Introduction to the general didactics. //M: higher. school., 1990.

2. Belchikov Y. M., Birshtein M. M. Business games. Riga : AVOTS, 1989.

3. Sigov B. K. Game // Modern Western philosophy: Dictionary. M. : Politizdat, 1991.

4. Gritsanov A. A. The newest philosophical vocabulary // Minsk : V. M. Skakun, 1998.

5. http://www.anglo-mirtlt.ru/humour (accessed 01.07.2016)

© Шостак И. Н., 2016

УДК 81

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАУЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

В ОПОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н. А. Шумакова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shumna@inbox.ru

Представлены материалы по проблеме открытых образовательных ресурсов (OOP). Рассмотрены созданные в СибГАУ научно-методические предпосылки создания OOP при обучении аспирантов иностранному языку для научных целей. Обоснована необходимость создания OOP в опорном вузе.

Ключевые слова: открытый образовательный ресурс, элемент курса, образовательный контент, дистанционные образовательные технологии, иностранный язык для научных целей.

THE USE OF OPEN EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING POSTGRADUATES FOREIGN LANGUAGE FOR SCIENTIFIC PURPOSES IN A FLAGSHIP UNIVERSITY

N. A. Shumakova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shumna@inbox.ru

Materials on the problem of open educational resources are presented. Developed bySibSAU scientific and methodological preconditions of OER creation in teaching postgraduates a foreign language for scientific purposes are considered. The necessity of OER development in a Flagship university is proved.

Keywords: open educational resources, element of the course, educational content, distance learning technology, foreign language for scientific purposes.

Использование информационно-коммуникационных технологий и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками

формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.