Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378.048.2
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ИНЖЕНЕРНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Т. А. Яковлева, Е. Г. Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]
В материалах тезисов раскрывается потенциал образовательных технологий как инструмента для формирования профессиональных компетенций будущих инженеров.
Ключевые слова: образовательные технологии, инженерная педагогика, магистерская подготовка инженеров.
SPECIFIC FEATURES OF DESIGNING AND IMPLEMENTATING THE COURSE "MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES" IN TRAINING MASTERS IN ENGINEERING
T. A. Yakovleva, E. G. Doroshenko
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This thesis describes a potential of educational technology as a tool for the formation ofprofessional competence of future engineers.
Keywords: educational technology, engineering pedagogy, training of masters in engineering.
Образовательная программа академической
магистратуры по инженерным направлениям в настоящее время в соответствии с ФГОС ВО ориентирована на научно-исследовательский и (или) педагогический виды деятельности.
Инженерная магистерская подготовка предполагает возможность дальнейшей педагогической деятельности в вузе выпускника по данному направлению. Реальные жизненные процессы потребовали новых образовательных технологий, переходу к деятельно-стным моделям обучениями в зоне практических действий обучаемых [1-2] .
Магистерский уровень подготовки инженерных кадров дает возможность включить дисциплину «Современные образовательные технологии» в вариативную часть учебного плана образовательной программы 24.04.02 «Системы управления движение и навигация (уровень магистратуры)» и органично связать её с основными образовательными результатами подготовки магистра, отраженными в ФГОС ВО [3].
Дисциплина «Современные технологии обучения» направлена на развитие педагогического мышления магистрантов; вооружение их знаниями, умениями и способами социо-культурной и образовательной деятельности, необходимых для эффективной реализации общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в инженерной и инженерно-педагогической деятельности.
Достижение данных целей может быть обеспечено решением следующих учебных задач:
- формирование представлений о современных образовательных технологиях; об особенностях использования современных образовательных технологий в инженерной практике;
- формирование умений выбирать современные образовательные технологии в зависимости от профессиональных целей и особенностей профессионального коллектива; проектировать, прогнозировать и оценивать педагогические воздействия в соответствии с используемой технологией; анализировать и обосновывать свои суждения о целесообразности применения современных образовательных технологий; осмысливать свои собственные действия при организации образовательного и управленческого процесса.
Проектируя учебную программу дисциплины, необходимо из широкого спектра образовательных технологий выбрать наиболее востребуемые в будущей профессиональной деятельности выпускника магистратуры и связанные с компетентностной моделью специалиста, представленной в ФГОС ВО по данному направлению [4; 5].
Реализация процесса освоения каждой образовательной технологии предполагает погружение магистрантов в реальную ситуацию её применения в будущей профессиональной деятельности (организуется квазипрофессиональная деятельность).
При этом обязательно используются специально сконструированные задания-ситуации, электронные кейсы и ресурсы, сетевое общение, электронные системы управления обучением, образовательные кластеры, специализированные сервисы Интернет и др.
Решетневские чтения. 2017
Образовательные технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров
Характеристика приобретаемого опыта обучающихся как части компетентностной модели Формируемые компетенции Образовательные технологии, направленные на их формирование
Способность работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, в том числе с использованием компьютера как средства управления информацией; пользоваться различными способами критического осмысления информации и ее интегрирования ОК-12, ОК-15, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Кейс-технология
Способность анализировать социально значимые процессы и явления, анализировать логику рассуждений и высказываний; вырабатывать собственное мнение и оценочные суждения по обсуждаемому вопросу на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; вести публичную полемику, уважительно относиться к позиции оппонентов ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-15, ПК-3, ПК-12, ПК-16 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Технология дискуссионного общения Кейс-технология
Способность организовывать командную работу над проектом; формировать цели команды; принимать решения в ситуациях риска; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; владеть методами разрешения конфликтных ситуаций 0К-10, ОПК-5, ПК-16 Технология проектного обучения, Технология работы в творческих мастерских
Способность осуществлять просветительскую и воспитательную деятельность; владеть методами пропаганды научных достижений; осуществлять самообучение, самоконтроль; содействовать обучению и развитию других ОК-5, ОК-14, ОПК-3 Технология дифференцированного обучения Технология разработки педагогического теста Программированное обучение Модульное обучение Электронное и дистанционное обучение
Изучение способов реализации образовательных технологий в условиях электронного обучения позволяет магистранту получить навыки организации процедур учебного и профессионального взаимодействия с использованием современных информационных технологий.
Мы предполагаем, что освоение программы дисциплины «Современные образовательные технологии» кроме профессионального развития, будет влиять и на личность обучаемого: стимулировать активность, развивать интуитивное и критическое мышление, формировать лидерские компетенции, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда работодателем ценятся инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
Библиографические ссылки
1. Приходько В. М., Сазонова З. С. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 5-12.
2. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза / М. Г. Минин, Г. Ф. Бенсон, Э. Н. Бело-местнова и др. // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20-29.
3. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 2404002 «Системы управления движением и навигация (уровень магистратуры)», зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2015 №36593 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://fgosvo.rU/fgosvo/93/91/5/51 (дата обращения: 15.09.2016).
4. Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г. Образовательные технологии в магистерской подготовке инженерных кадров // Решетневские чтения : материалы XX Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракет.-космич. систем акад.
М. Ф. Решетнева (09-12 нояб. 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2016. Ч. 2. С. 553-555.
5. The Model of Student-Centered Training for Master Students at Technical University / N. I. Pack et al. // Man in India. 2017. Vol. 97, № 16. P. 27-40.
References
1. Prikhod'ko V. M., Sazonova Z. S. Inzhenernaya pedagogika - osnova professional 'noy podgotovki inzhen-erov i nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Engineering pedagogics - a basis of vocational training of engineers and research and educational personnel] // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2014. № 4. P. 5-12. (In Russ.)
2. Pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelya inzhenernogo vuza [Lecturers' pedagogic training at engineering university] / M. G. Minin, E. N. Belo-mestnova, G. F. Benson, V. S. Pakanova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. P. 20-29. (In Russ.)
3. The federal state standard of the higher education in the direction of preparation 2404002 "Control systems of the movement and navigation (magistracy level)", is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 3/27/2015 № 36593. Available at: http:// fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/51 (accessed: 15.09.2016).
4. Yakovleva T. A., Doroshenko E. G. Obra-zovatel 'nye tekhnologii v magisterskoy podgotovke inzhenernykh kadrov [Educational technologies in training of masters in engineering] // Materialy XX Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XX Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2016. P. 553-555. (In Russ.)
5. The Model of Student-Centered Training for Master Students at Technical University / N. I. Pack et al. // Man in India 2017. Vol. 97, № 16. P. 27-40.
© Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г., 2017