Научная статья на тему 'О готовности магистров к управленческой деятельности в сфере образования'

О готовности магистров к управленческой деятельности в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / READINESS FOR MANAGEMENT ACTIVITY / МАГИСТР В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА / COMPETENCY / COMPETENCE FORMATION / MASTER'S DEGREE IN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич, Федорова Ираида Алексеевна, Андреева Лариса Николаевна

В статье рассматриваются вопросы готовности магистров к управленческой деятельности в образовательной организации, которая включает три взаимосвязанных компонента: потребностно-мотивационный (понимание значимости личностных качеств для управленческой деятельности в образовательной организации), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях управленческой деятельности) и деятельностно-практический (наличие сформированного комплекса умений, способствующих решению задач по управлению и развитию образовательной организации). Сформированность профессиональных компетенций является одним из критериев оценки качества знаний будущих магистров и готовности их к управленческой деятельности в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич, Федорова Ираида Алексеевна, Андреева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON READINESS OF MASTERS FOR MANAGEMENT ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION

The article examines the readiness of masters for management activities in the educational organization, which includes three interrelated components: the need-motivational (understanding the importance of personal qualities for managerial activities in the educational organization), the cognitive (the existence of a system of scientifically based knowledge about the content and features of management activity) and the activity-practical (the presence of a formed set of skills that contribute to solving problems of management and development of education organization). The formation of professional competencies is one of the criteria for assessing the quality of knowledge of future masters and their readiness for management activities in an educational organization.

Текст научной работы на тему «О готовности магистров к управленческой деятельности в сфере образования»

УДК 378.016: [37: 005]

В. Н. Иванов, И. А. Федорова, Л. Н. Андреева

О ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности магистров к управленческой деятельности в образовательной организации, которая включает три взаимосвязанных компонента: потребностно-мотивационный (понимание значимости личностных качеств для управленческой деятельности в образовательной организации), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях управленческой деятельности) и деятельностно-практический (наличие сформированного комплекса умений, способствующих решению задач по управлению и развитию образовательной организации). Сформированность профессиональных компетенций является одним из критериев оценки качества знаний будущих магистров и готовности их к управленческой деятельности в образовательной организации.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, сформированность компетенций, магистр в сфере менеджмента, готовность к управленческой деятельности.

Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество ставит перед организациями профессионального образования задачу: подготовить не только квалифицированных и мобильных сотрудников различных профилей и уровней, которые могут эффективно вести профессиональную деятельность в выбранной сфере на уровне мировых стандартов и быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к самообразованию и профессиональному росту, но и магистров, владеющих профессиональными компетенциями для ведения управленческой деятельности в сфере образования.

Целью данной статьи является изучение вопросов формирования профессиональных компетенций и готовности магистров к управленческой деятельности в сфере образования. Несмотря на несомненную актуальность подготовки магистров-педагогов, следует отметить,

© Иванов В. Н., Федорова И. А., Андреева Л. Н., 2018

Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Федорова Ираида Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий, декан технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Андреева Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.02.2018

что современное педагогическое сообщество не имеет возможности дать однозначный ответ на вопрос: «На какие должности может претендовать магистр образования?»

Материал и методика исследований. В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучены федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [9], опыт реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по данному направлению ведущими высшими учебными заведениями России, а также образовательный процесс на кафедре инженерно-педагогических технологий технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. Педагогическая наука исследует готовность будущих магистров к осуществлению педагогической, научно-исследовательской, проектной и управленческой деятельности в русле проблем профессиональной подготовки педагогов. Для современных высших учебных заведений результатом обучения является сформированность набора общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформулированных в ФГОС ВО. В связи с этим готовность к управленческой деятельности является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности магистра, она интегрирует сфор-мированность всех видов компетенций и может быть итогом только специально налаженного взаимодействия педагогов и обучающихся с целью их подготовки к профессиональной деятельности, в нашем случае - к управленческой (в образовательной организации).

Следовательно, результативность обучения будущих магистров в сфере менеджмента в образовании зависит, с одной стороны, от уровня сформированности компетенций согласно видам деятельности, предусмотренным ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, с другой - от уровня соответствия выбранных вузом компетенций объективным запросам образовательных организаций, профессиональному стандарту и квалификационным характеристикам педагога [6].

Эти данные служат достаточным основанием для предположения о том, что назрела необходимость существенных преобразований в системе профессиональной подготовки педагогических кадров как на структурном, так и на содержательном уровнях. Профессиональный стандарт педагога, разработанный для обеспечения соответствия квалификации сотрудников образовательных организаций реальным требованиям современного рынка труда и потребителей образовательных услуг, введенный в действие с 1 января 2017 г., ставит особые задачи перед организациями профессионального образования относительно уровня образования и опыта практической деятельности педагогов. Кроме того, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы реализуется комплексный проект модернизации педагогического образования [2]. При этом необходимо учитывать региональные и этнокультурные особенности. В этой связи система педагогического образования Чувашской Республики выполняет актуальную задачу удовлетворения потребностей общеобразовательных и профессиональных учреждений в педагогических кадрах как на уровне региона, в том числе в отдаленных сельских районах, так и на территории всей страны [3].

Реализация на технолого-экономическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева ОПОП ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа «Менеджмент в образовании») позволила выделить организационно-педагогические условия, выполнение которых способствует формированию профессиональных компетенций магистров и налажива-

нию тесного взаимодействия между образовательной организацией, представителями работодателей и базовыми организациями. Благоприятными данные условия являются и для объединения процесса обучения и будущей профессиональной деятельности магистра в сфере менеджмента в образовании - в специфической отрасли управленческих наук, которая включает в себя знания из различных отраслей наук: педагогики, психологии и социологии.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых и обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность формирования профессиональных компетенций магистров и, в конечном счете, готовности их к профессиональной, управленческой деятельности в образовательной организации. В результате анализа работы, проведенной выпускающей кафедрой инженерно-педагогических технологий по подготовке магистров (с 2015 г.), и состояния этой проблемы в педагогической практике мы сформулировали организационно-педагогические условия, которые, по нашему предположению, могут способствовать эффективному формированию профессиональных компетенций будущих магистров и их готовности к управленческой деятельности.

В процессе разработки ОПОП ВО нами наряду с педагогическим, научно-исследовательским и проектным видами деятельности была выбрана и управленческая, которая присутствует во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

По мнению А. С. Тихонова и А. В. Иванова, управленческая деятельность предполагает широкое участие различных трудовых коллективов, управленческих организаций и учреждений в выработке, принятии и реализации управленческих решений, подборе управленческих кадров и контроле за их деятельностью [8].

Отметим, что учебный план магистерской программы «Менеджмент в образовании» построен по модульному принципу обучения. Нами модуль рассматривается как обучающая единица, целостный объект, позволяющий сосредоточиться на формировании матрицы, которая представляет собой набор компетенций ФГОС ВО, трудовых функций и действий педагога. Одним из самых важных условий формирования профессиональных компетенций для управленческой деятельности, по нашему мнению, является технология модульного обучения. Большой вклад в ее развитие внесла П. А. Юцявичене [11], которая является одним из первых авторов, обосновавших сущность и методические основы модульного обучения и разработавших принципы и правила построения модульной программы.

Использование модульного обучения в подготовке будущих магистров содействует выстраиванию неограниченных возможностей личного участия каждого обучающегося в разнообразных видах профессиональной деятельности будущего менеджера. Реализация принципов модульного обучения в профессиональной подготовке магистров раскрывает реальные, достижимые цели по переводу имеющихся знаний в практические умения и навыки, открывает перед обучающимися элементы будущей профессиональной деятельности [10].

По мнению П. А. Юцявичене, особенностями модульного обучения, отличающими его от других методов, являются следующие:

- содержание основной образовательной программы обучающемуся предложено в виде блоков, которые включают в себя информацию и методическое руководство по ее усвоению;

- введение блоков (модулей) позволяет изменить содержание контактной работы педагога и обучающегося в учебном процессе (достижение определенного уровня сфор-мированности компетенций);

- использование элементов модульного обучения дает возможность создавать определенные условия для установления паритетного участия обучающихся и педагогов в организации и осуществлении совместной деятельности [11].

Опора на системный подход в учебном процессе обусловила определение второго организационно-педагогического условия - внедрение в учебно-воспитательный процесс технолого-экономического факультета системы подготовки магистров к управленческой деятельности. Разработанная система включает в себя следующие взаимодополняющие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения. В нашем случае целью является готовность магистров к ведению управленческой деятельности в образовательной организации. Нами установлено, что готовность к управленческой деятельности в образовательной организации включает три взаимосвязанных компонента: потребностно-мотивационный (понимание значимости личностных качеств для управленческой деятельности в образовательной организации), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях управленческой деятельности) и деятельностно-практический (наличие сформированного комплекса умений, способствующих решению задач по управлению и развитию образовательной организации).

Рассмотрим деятельностно-практический компонент готовности с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного 21 ноября 2014 г. (регистрационный № 1505), так как наличие данного компонента непосредственно влияет на сформированность именно профессиональных компетенций (вид - управленческая деятельность).

Деятельностно-практический компонент готовности магистра к управленческой деятельности предполагает сформированные профессиональные компетенции, которые относятся к данному виду деятельности: готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы; готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность) [9].

Процесс обучения в вузе, с точки зрения формирования у обучающихся необходимых компетенций, является одним из основных и важных условий развития личности обучаемого как субъекта будущей профессиональной деятельности. Под профессиональной компетентностью педагога-магистра в этом аспекте можно понимать готовность и способность личности вести определенные виды деятельности, наличие определенных знаний, умений и навыков, общей гуманитарной культуры [1], а также личностных качеств, обусловливающих сформированность общепрофессиональных и специальных компетенций.

Профессиональная компетентность - это сложное, комплексное определение, включающее в свое содержание профессиональные знания, умения и навыки, определяющие профессионально значимые личностные качества специалиста, а также достаточный уровень и качество выполнения профессиональной деятельности [1].

А. Е. Ильин профессиональную компетентность предлагает представить в виде определенной структуры, состоящей из четырех основных компонентов (когнитивный, личностный, коммуникативный, деятельностный) [4].

По мнению Н. А. Самсиковой, «для формирования профессиональных компетенций в образовании необходимо использовать такие технологии обучения, которые требуют самостоятельности студентов и изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов, где студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором» [7].

Х. О. Карасаева отмечает, что важным условием формирования профессиональных компетенций студента в процессе обучения является наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. От умения преподавателя организовать педагогическую, воспитательную, учебно-методическую, научно-исследовательскую работу зависит успех дальнейшей деятельности студентов [5].

Большими возможностями для формирования профессиональных компетенций для ведения управленческой деятельности в сфере образования располагают практики, предусмотренные учебным планом: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломная практика. Именно практика дает студенту толчок к поиску новых технологий и приемов решения профессионально ориентированных задач на основе анализа собственной деятельности.

В связи с этим основным направлением инновационного развития педагогического образования можно считать создание благоприятных условий для прохождения практик в образовательных организациях. Действительно, деятельностно-практический компонент готовности магистра к управленческой деятельности и его профессиональные компетенции можно сформировать только при непосредственном участии самого обучающегося в решении вопросов управления и развития образовательной организации.

В настоящее время происходит обновление содержания второй ступени высшего педагогического образования, активно обсуждается ФГОС ВО следующего поколения по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. В новой редакции стандарта взамен общекультурных компетенций введены универсальные компетенции, также изменения произошли в разделе «Практики», в сроках обучения и т. д.

Резюме. Таким образом, исследование показало, что готовность магистра к управленческой деятельности в образовательной организации предполагает сформированность таких компетенций, как готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы; готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Эффективное формирование данных компетенций и готовности к управленческой деятельности возможно при соблюдении выявленных нами организационно-педагогических условий: использования технологии модульного обучения и опоры на системный подход в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста-дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), ч. 2. - С. 21-25.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70643472/.

3. Иванов В. Н., Григорьев С. П. Современная система подготовки педагогических кадров в Чувашской Республике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 3(95), ч. 1. - С. 100-106.

4. Ильин А. Е. К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80), ч. 3. - С. 80-85.

5. Карасаева Х. О. Профессиональная компетентность педагога как фактор обновления образовательного пространства колледжа // Наука и практика. - 2006. - № 6. - С. 33-35.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/.

7. Самсикова Н. А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2012. - № 1(8). - С. 257-259.

8. Тихонов А. С., Иванов А. В. Философский анализ проблем управления в контексте современности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 195-199.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.rU/news/3/553.

10. Федорова И. А., Хрисанова Е. Г. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию предприимчивости у школьников. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 181 с.

11. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас : Швиеса, 1989. - 272 с.

UDC 378.016: [37: 005]

V. N. Ivanov, I. A. Fedorova, L. N. Andreeva

ON READINESS OF MASTERS FOR MANAGEMENT ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article examines the readiness of masters for management activities in the educational organization, which includes three interrelated components: the need-motivational (understanding

© Ivanov V. N., Fedorova I. A., Andreeva L. N., 2018

Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, Rector, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Fedorova, Iraida Alekseevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Engineering and Pedagogical Technologies, Dean of the Faculty of Technology and Economics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Andreeva, Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Engineering and Pedagogical Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on February 28, 2018

BecmnuK WnY um. K. H. Xrneieea. 2018. № 2(98)

the importance of personal qualities for managerial activities in the educational organization), the cognitive (the existence of a system of scientifically based knowledge about the content and features of management activity) and the activity-practical (the presence of a formed set of skills that contribute to solving problems of management and development of education organization). The formation of professional competencies is one of the criteria for assessing the quality of knowledge of future masters and their readiness for management activities in an educational organization.

Keywords: competence, competency, competence formation, master's degree in management, readiness for management activity.

REFERENCES

1. Andreeva O. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti u budushhego specialista-dizajnera v processe obucheniya risunku v vuze // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2010. - № 3(67), ch. 2. - S. 21-25.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [El-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70643472/.

3. Ivanov V. N., Grigor'ev S. P. Sovremennaya sistema podgotovki pedagogicheskikh kadrov v Chuvashskoj Respublike // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2017. - № 3(95), ch. 1. - S. 100-106.

4. Win A. E. K voprosu o strukture i soderzhanii professional'noj kompetentnosti budushhikh menedzherov sfery upravleniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2013. - № 4(80), ch. 3. - S. 80-85.

5. Karasaeva Kh. O. Professional'naya kompetentnost' pedagoga kak faktor obnovleniya obrazovatel'nogo prostranstva kolledzha // Nauka i praktika. - 2006. - № 6. - S. 33-35.

6. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo ob-shhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/.

7. Samsikova N. A. Interaktivnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'nykh kompetencij // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2012. - № 1(8). -S. 257-259.

8. Tikhonov A. S., Ivanov A. V. Filosofskij analiz problem upravleniya v kontekste sovremennosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. -S. 195-199.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://fgosvo .ru/news/3/553.

10. Fedorova I. A., Khrisanova E. G. Podgotovka budushhikh uchitelej tekhnologii i predprinimatel'stva k formirovaniyu predpriimchivosti u shkol'nikov. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2006. - 181 s.

11. Yucyavichene P. A. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya. - Kaunas : Shviesa, 1989. - 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.