Научная статья на тему 'Online-инструменты менеджмента для формирования soft-skills в инженерном образовании'

Online-инструменты менеджмента для формирования soft-skills в инженерном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOFT-SKILLS / ONLINE-ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ENGINEERING EDUCATIONON / ONLINE MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Т.А., Дорошенко Е.Г.

Рассматриваются дидактические возможности online-инструментов менеджмента в аспекте формирования организационно-управленческих компетенций обучаемых по направлению подготовки 2404002 «Системы управления движением и навигация» (уровень магистратуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Т.А., Дорошенко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE MANAGEMENT TOOLS FOR THE BUILDING OF SOFT-SKILLS IN ENGINEERING EDUCATION

The didactic possibilities of online management tools in aspect of formation of organizational and administrative competences of trainees in the direction of preparation 2404002 “Control systems of the movement and navigation” (magistracy level) are considered.

Текст научной работы на тему «Online-инструменты менеджмента для формирования soft-skills в инженерном образовании»

УДК 378.048.2

ONLINE-ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT-SKILLS В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ*

Т. А. Яковлева, Е. Г. Дорошенко1

Красноярский педагогический университет имени В. П. Астафьева 660049, Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 1Е-шаИ: odnokolova77@mail.ru

Рассматриваются дидактические возможности online-инструментов менеджмента в аспекте формирования организационно-управленческих компетенций обучаемых по направлению подготовки 2404002 «Системы управления движением и навигация» (уровень магистратуры).

Ключевые слова: инженерное образование, soft-skills, online-инструменты менеджмента.

ONLINE MANAGEMENT TOOLS FOR THE BUILDING OF SOFT-SKILLS

IN ENGINEERING EDUCATION

Т. А. Yakovleva, E. G. Doroshenko1

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, A. Lebedevoi Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation ^-mail: odnokolova77@mail.ru

The didactic possibilities of online management tools in aspect of formation of organizational and administrative competences of trainees in the direction of preparation 2404002 "Control systems of the movement and navigation " (magistracy level) are considered.

Keywords: Engineering educationon, soft-skills, online management tools.

Актуальной проблемой современного образования является формирование компетенций, соответствующих требованиям современного этапа общества, определяемого как информационное, сетевое, общество знаний, общество риска и др. Наиболее востребованные у работодателя сегодня так называемые надпро-фессиональные компетенции, «soft-skills» - умение работать в команде, правильно ставить цели и добиваться их, умение работать в мультидисциплинарной среде [1].

Современный инженерный специалист должен быть способен «ставить задачи в рамках сложной деятельности проектирования, и сворачивания производств, которая включает анализ рынков, анализ возможностей, создаваемых новыми технологиями, поиск кредитных или инвестиционных ресурсов, разработку продукции и соответствующих производственных процессов, выстраивание сетей сбыта, анализ всей системы и улучшение отдельных звеньев или связей между ними» [2]. Коммуникативные и менеджерские (управленческие) навыки становятся все более важными в инженерной деятельности.

Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 2404002 «Системы управления движением и навигация (уровень магистратуры)» [3] содержит достаточно большой список профессиональных компетенций ориен-

тированных на формирование организационно -управленческих навыков, например: способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-10); способность владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-26) и т. д. Достижение этих результатов в образовательном процессе требует организации командной работы обучаемых в реальных профессиональных или квази профессиональных условиях и специальных педагогических технологий.

В настоящее время, когда профессиональная деятельность все чаще организуется в условиях электронной среды, актуальной является задача поиска и внедрения в учебный процесс онлайн-инструментов для координации совместной деятельности студентов, рационального распределения степени ответственности между ними, планирования, контроля и анализа результатов совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности студенты кооперируются между собой, объединяют свои усилия, которые в итоге приводят к ускорению и облегчению обучения или реализации какого-либо исследования, проекта, мероприятия.

* Работа выполнена в рамках грантовой поддержки преподавателей магистерских программ Благотворительным Фондом В. Потанина.

Решетневские чтения. 2018

Можно выделить основные условия эффективности совместной деятельности:

1) студенты учатся распределять между собой задачи;

2) студенты учатся планировать свою деятельность и соотносить свои планы с планами других членов команды.

3) в процессе взаимодействия студенты помогают друг другу решать поставленные задачи;

4) студенты понимают свою взаимозависимость от других членов группы и ощущают личную ответственность за достижение групповых целей.

Электронную среду, в которой осуществляется совместная деятельность студентов, можно связать с рядом онлайн-сервисов, позволяющих использовать инструменты менеджмента для планирования, контроля и анализа результатов деятельности. Охарактеризуем некоторые из них.

Для планирования деятельности на основе многозадачности можно воспользоваться инструментом менеджмента «Диаграмма Ганта» [4].

Основу диаграммы Ганта составляет иерархическая таблица слева, в которой перечислены задания (этапы проекта, сроки, ответственные и т. п.), и временная диаграмма справа. Это позволяет видеть задания, их структуру и порядок их выполнения по времени. Электронную образовательную среду можно связать с одним из онлайн-сервисов для построения диаграмм Ганта, например с бесплатным сервисом Teamer (www.teamer.ru) или Битрикс24 (www.bitrix24.ru). Данные сервисы позволяют:

- формировать команду для работы над проектом;

- детализировать и описывать необходимые для выполнения задачи;

- назначать ответственных за их выполнение и сроки исполнения;

- контролировать процесс выполнения задачи;

- загружать различного рода документы.

Для осуществления промежуточного контроля результатов совместной деятельности можно воспользоваться инструментом менеджмента «Доска задач». Этот инструмент относится к методологии Kanban. Канбан - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Пространство доски поделено, как правило, на три вертикальные полосы. Левая полоса (To do - сделать) предназначена для задач, которые предстоит решить. Вторая полоса (In Progress - в процессе) предназначена для задач, которые находятся в работе. Как только задача сделана, она перемещается в третью полосу (Done - выполнено). К бесплатным сервисам, реализующим методологию Kanban, относятся Trello (https://trello.com) и Битрикс24 (www.bitrix24.ru).

Для анализа результатов совместной деятельности можно воспользоваться, например, инструментом менеджмента «SWOT-анализ». SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые сто-

роны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Объектом SWOT-анализа могут быть различные объекты и процессы. Самый простой вариант - провести SWOT-анализ, создав таблицу с помощью документа Google. Можно также воспользоваться сервисом Realtimeboard (https://realtimeboard.com), который предоставляет несколько шаблонов для использования инструментов менеджмента, таких как: диаграмма Ишикавы, SWOT-анализ и др.

Совместную (командную) деятельность студентов с использованием online-инструментов возможно организовать в процессе освоения любой учебной дисциплины образовательной программы. Другой вариант - выделить в учебном плане специальный курс или совместить его с курсом «Современные образовательные технологии» [5] как содержательным контентом.

Оптимальный вариант - реализация учебной и проектно-производственной деятельности с использованием предложенных и иных доступных цифровых online-инструментов. Необходимым условием для этого должна стать предварительная педагогическая и технологическая подготовка педагогов и формирование информационной предметной среды дисциплины.

Овладение online-инструментами менеджмента в процессе своей учебной деятельности позволит будущим инженерам использовать их в как в личном, так и в профессиональном контексте.

Библиографические ссылки

1. Инженерия сегодня. Интервью с ректором Университета машиностроения (МАМИ) Андреем Нико-лаенко [Электронный ресурс]. URL: https://www. ucheba.ru/article/623# (дата обращения: 09.09.2018).

2. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «Конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3 (85). С. 6-21.

3. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 2404002 «Системы управления движением и навигация (уровень магистратуры)», зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2015 № 36593. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/51 (дата обращения: 09.09.2018).

4. Брыксина О. Ф. Инструменты менеджмента в образовании: учимся планировать и организовывать совместную деятельность [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/edumanager112015/ cast-1-kak-effektivno-upravlat (дата обращения: 09.09.2018).

5. Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г. Особенности проектирования и реализации курса «Современные образовательные технологии» в инженерной магистерской подготовке [Электронный ресурс] // Решет-невские чтения : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. (08-11 нояб. 2017, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2017. Ч. 2. URL: https://reshetnev.sibsau.ru/page/materialy-konferentsii (дата обращения: 09.09.2018).

References

1. Inzheneriya segodnya intervyu s rektorom Universiteta mashinostroeniya Andreem Nikolaenko. [Engineering today. Interview with the rector of the University of Mechanical Engineering Andrey Nikolaenko]. Available at: https://www.ucheba.ru/article/ 623# (accessed: 09.09.2018).

2. Efimov V. S., Lapteva A. V. Forsajt vysshej shkoly Rossii-2030: bazovyj scenarij "Konversiya" vysshej shkoly. [Russian higher school foresight: the baseline scenario - higher school conversion] Universitetskoe upravlenie praktika i analiz. 2013. No. 3 (85). P. 6-21. (In Russ.)

3. The federal state standard of the higher education in the direction of preparation 2404002 "Control systems of the movement and navigation (magistracy level)", is registered in the Ministry of Justice of the Russian

Federation 3/27/2015 № 36593. Available at: http:// fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/51 (accessed: 09.09.2018).

4. Bryksina O. F. Instrumenty menedzhmenta v obra-zovanii uchimsya planirovat i organizovyvat sovmestnuyu deyatelnost. [Management tools in education: learning to plan and organize joint activity]. Available at: https://sites.google.com/site/edumanager112015/cast-1-kak-effektivno-upravlat (accessed: 09.09.2018).

5. Yakovleva T. A., Doroshenko E. G. [Specific features of designing and implementating the course "Modern educational technologies" in training masters in engineering] Мaterialy XXI Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XXI Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2017. P. 2. P. 721-722. (In Russ.)

© Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.