Научная статья на тему 'Возможности повышения востребованности профессий бакалавриата для ракетно-космической техники'

Возможности повышения востребованности профессий бакалавриата для ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / TRAINING OF BACHELORS / МАГИСТРАТУРА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / MASTER''S PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.А.

Предложены пути повышения качества подготовки выпускников аэрокосмических вузов в условиях двухуровневой подготовки высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES TO INCREASE THE DEMAND FOR PROFESSIONS OF BACCALAUREATE FOR ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

The ways to improve quality of training graduates of aerospace universities under the conditions of two-level training of higher professional education are proposed.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения востребованности профессий бакалавриата для ракетно-космической техники»

Решетневскуе чтения. 2013

5. Meshherjakova N. A. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov jekonomicheskih special'nostej vuzov pri obuchenii ob#ektno-orientrovannomu programmirovanija : diss. ... kan. ped. nauk, 2005.

6. Nefedova A. S. Razvitie informacionnoj kompetentnosti studentov zaochnyh otdelenij pedagogicheskih vuzov v processe obuchenija matematicheskomu analizu : diss. . kand. ped. nauk, 2011.

7. Temberekova A. A., Bondar' V. V. Informacionnaja kompetentnost' lichnosti uchitelja kak social'no-pedagogicheskaja problema. M., 2008. S. 56-59.

8. Trishina S. V. Informacionnaja kompetentnost' kak pedagogicheskaja kategorija [Jelektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «Jejdos». Rezhim dostupa http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm, 2005 (data obrashhenija 13.05.2011).

© Савостьянова И. Л., 2013

УДК 378.1:629.78

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИЙ БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Л. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: lisemenova@yandex.ru

Предложены пути повышения качества подготовки выпускников аэрокосмических вузов в условиях двухуровневой подготовки высшего профессионального образования.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, магистратура, трудоустройство.

THE OPPORTUNITIES TO INCREASE THE DEMAND FOR PROFESSIONS OF BACCALAUREATE FOR ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

L. A. Semenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: lisemenova@yandex.ru

The ways to improve quality of training graduates of aerospace universities under the conditions of two-level training of higher professional education are proposed.

Keywords: training of bachelors, master's programmes, employment.

Изделия ракетно-космической техники (РКТ) являются уникальными и сложными, поэтому от выпускников аэрокосмических вузов требуется высокий уровень подготовки бакалавров и специалистов. Учитывая падение престижности инженерных профессий в последние годы, работа профессорско-преподавательского состава вуза начинается еще с профориен-тационной работы среди будущих абитуриентов. Реалии нашего времени таковы, что в стране в результате реформ высшего профессионального образования (ВПО) уже несколько лет осуществляется и двухуровневая подготовка кадров для РКТ (бакалавров и магистров), и подготовка специалистов. В условиях, когда аэрокосмический вуз готовит и бакалавров, и специалистов, престижность профессий специалиста среди абитуриентов выше за счет дальнейшего гарантированного трудоустройства (целевой набор) на базовых предприятиях. Так как технических направлений подготовки бакалавров значительно больше, чем специалистов и существует неопределенность пер-

спектив трудоустройства, то среди абитуриентов престижность профессии бакалавра по направлению «Ракетостроение и космонавтика» ниже, чем у специалистов направления подготовки «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». Как показывает приемная кампания 2013 г., средний балл ЕГЭ у абитуриентов, поступивших на бакалавриат, ниже, чем у абитуриентов, выбравших профессии специалитета. В [1] предлагаются меры по повышению качества набора на основные образовательные программы. Но для заинтересованности предприятий РКТ в бакалаврах должен быть заказ от Роскосмоса (целевой набор) на выпускников-бакалавров, и тогда исчезнет неопределенность с трудоустройством в условиях, когда есть выпускники и специалитета и бакалавриата. Кроме того, в [1] предлагается отказаться от выпуска бакалавров и перейти к подготовке только специалистов. Но может быть и другой подход в обеспечении кадрами РКТ.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Для бакалавров после окончания первой ступени образования существует возможность получения второй ступени ВПО - магистратуры, и вот здесь для высокого уровня подготовки кадров для РКТ целесообразно вести набор в магистратуру по целевой заявке базового предприятия. Выпускная квалификационная работа магистра должна также осуществляться по темам, предложенным базовым предприятием. При таком подходе к двухуровневой подготовке базовое предприятие получает кадры, способные решать задачи предприятия, а бакалавры видят возможность реализации своих возможностей при трудоустройстве на работу.

Итак, в условиях двухуровневой подготовки набор в магистратуру должен осуществляться по направлению от базовых предприятий, и квалификационная

работа магистра также должна выполняться по темам, предложенными базовыми предприятиями. Но в то же время должна оставаться возможность окончания второй ступени ВПО без целевого набора с полным возмещением затрат на обучение.

Библиографическая ссылка

1. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 3-11.

References

1. Grigorjev S. N., Eleneva Ju. Ja. // Vysshee obrasovanie vRossii. 2013. № 6. pp. 3-11.

© Семенова Л. А., 2013

УДК 378.141.4

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ

А. А. Снежко, Е. Д. Беспалова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: golenkova.aleksa@mail.ru

Обсуждается понятие компетентностной модели, этапы ее разработки. Показаны управленческий и технический подходы, применяемые при реализации компетентностной модели и других документов на ее основе.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностная модель, управленческий и технический подходы.

TO THE QUESTION OF COMPETENCE-BASED MODEL

А. A. Snezhko, E. D. Bespalova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: golenkova.aleksa@mail.ru

The concept of competence-based model, stages of its development are discussed. The administrative and technical approaches applied to realization of competence-based model and other documents on its basis are shown.

Keywords: the higher education, competence-based model, administrative and technical approaches.

Переход на образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.

Ключевым понятием ФГОС ВПО для каждого направления является компетентностная модель, частично регламентируемая стандартом и разрабатываемая непосредственно самой выпускающей кафедрой. От качества ее разработки и возможностей полной реализации зависит содержание основных нормативных документов учебного процесса (основная образовательная программа, учебный план и др.), а значит,

качество обучения и уровень подготовленности выпускников к применению знаний на практике.

Разработку компетентностной модели можно разделить на следующие этапы:

- проведение сравнительного анализа ГОС второго поколения с другими международными образовательными системами;

- изучение требований, предъявляемых к современному качеству образования;

- выявление особенностей ФГОС ВПО;

- установление порядка формирования программных документов ООП;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.