Научная статья на тему 'Тенденции современных исследований в области коммуникации в технических вузах'

Тенденции современных исследований в области коммуникации в технических вузах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные технологии / продвижение инноваций / communication technologies / the promotion of innovation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. Ю. Пискорская

Рассмотрены факторы развития отрасли профессиональной коммуникации, механизмы преодоления негативных тенденций в восприятии инноваций и инновационной проблематики, продвижения науки и научных достижений. Анализируются возможности научных проектов, направленных на формирование благоприятного общественного мнения в отношении ядерно-космического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF MODERN COMMUNICATIONS RESEARCH IN TECHNICAL COLLEGES

There are showed factors of the development of the professional communication industry and mechanisms to overcome the negative trends in the perception of innovation and innovation issues, as well, and promotion of science and scientific achievements. There are analyzed possibilities of research projects aimed at creating a favorable public opinion with regard to the nuclear and space cluster.

Текст научной работы на тему «Тенденции современных исследований в области коммуникации в технических вузах»

М. Ф. Решетнёва» (новая редакция). 27 мая 2011 год. № 1866.

References

1. Lysenko I. S. Molodezhnye dvyzheniya v nacionalno-kulturnyh obyedineniyah Krasnoyarska // Krasnoyarskomy Krayu - tvorchestvo molodyh issledovatelei: materialy mezhvyzovskoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Krasnoyarsk, 2004. 86 s.

2. Politika rukovodstva v oblasti kachestva. 20th of September 2013.

3. Tryfanov D. O. Nacionalnyi vopros glazami molodezhi: po rezyltatam sociologicheskogo issledo-vaniya mneniy uchaschihsya uchrezhdeniy nachalnogo

professionalnogo obrazovaniya I srednespecialnyh uchebnyh uchrezhdenii nachalnogo professionalnogo obrazovaniya I srednespecialnyh uchebhyh uchrezhdenii g. Krasnoyarska. Krasnoyarsk : Polikor, 2012. 127 s.

4. Ustav federalnogo gosudarstvennogo budzhetnogo obrazovatelnogo uchrezgdeniya vysshego professio-nalnogo obrazovaniya "Sibirskii gosydarstvennyi aerokosmicheskii universitet imeni akademika M. F. Reshetneva" (Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev) (novaya redakcia). 27th of May 2011.

© Лысенко И. С., 2014

УДК 304.9

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОММУНИКАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

С. Ю. Пискорская

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: piskorskaya1@sibsau.ru

Рассмотрены факторы развития отрасли профессиональной коммуникации, механизмы преодоления негативных тенденций в восприятии инноваций и инновационной проблематики, продвижения науки и научных достижений. Анализируются возможности научных проектов, направленных на формирование благоприятного общественного мнения в отношении ядерно-космического кластера.

Ключевые слова: коммуникативные технологии, продвижение инноваций.

TENDENCIES OF MODERN COMMUNICATIONS RESEARCH IN TECHNICAL COLLEGES

S. Y. Piskorskaya

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: piskorskaya1@sibsau.ru

There are showed factors of the development of the professional communication industry and mechanisms to overcome the negative trends in the perception of innovation and innovation issues, as well, and promotion of science and scientific achievements. There are analyzed possibilities of research projects aimed at creating a favorable public opinion with regard to the nuclear and space cluster.

Keywords: communication technologies, the promotion of innovation.

Развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать. Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность) [1].

Не является исключением и отрасль профессиональной коммуникации, динамика развития которой обеспечивается стремительными социально-экономи-

ческими и технологическими изменениями. По мнению авторов доклада академии общественных связей РФ, ее развитие в ближайшее время будет обусловлено следующими факторами:

- значительное увеличение потока информации и усиление конкуренции за ресурс внимания;

- развитие интегрированных коммуникаций, сочетающих различные типы коммуникационного инструментария;

- развитие digital-коммуникаций (включая весь сегмент new media и социальные сети);

- переход традиционных СМИ на новые мультимедийные платформы;

Решетневскуе чтения. 2014

- увеличение спроса на услуги по развитию внутрикорпоративных коммуникаций;

- рост спроса на антикризисные коммуникации, который обусловлен как нестабильностью мировой экономики, так и ускоряющимся темпам распространения информации, сделавшей информационные кризисы более частными [2]. В результате изменяются и требования к университетам, которые сегодня должны стать более гибкими и чувствительными к социальным и технологическим вызовам, быть готовым к конкуренции и инновациям. Новые условия заставляют вузы работать, руководствуясь научно-обоснованной, специфической для каждого вуза концепцией, отвечающей реалиям конкретной социально-экономической ситуацией в регионе.

И именно специалисты по коммуникациям в технических вузах призваны помочь преодолеть негативные тенденции в восприятии инноваций и инновационной проблематики, продвижении науки и научных достижений. Как отмечает А. В. Михайлов, «в СибГАУ реализуется ряд проектов, которые можно считать серьезными разработками, прошедшими апробирование на международном уровне, связанными с продвижением инноваций, технологических разработок, перспективных идей» [3].

В развитие этих идей можно предложить новое направление исследований в русле решения практических задач, связанных с регулированием общественного мнения и индивидуального мировоззрения в реализации социокультурных, научно-образовательных и инновационно-экономических программ регионального и национального уровней.

Данное направление научных проектов соответствует приоритетным направлениям государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 7.07.2009 № 8-3635П («Экономические, социальные и правовые аспекты развития края») и перечню приоритетных направлений формирования региональных технологических платформ, утвержденными Указом Губернатора Красноярского края от 24.11.2011г. № 218-уг.

Кроме того, данное направление соответствует Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край -2020» [4]. Стратегия затрагивает основные направления реализации в области наращивания человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций в части адаптации системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения; создания условий для развития научных школ при вузах; поддержки высокого качества и усиление инженерного, управленческого и гуманитарного образования, непосредственно связанного с развитием инновационной системы Красноярского края, подготовки гармонично развитых, социально активных личностей; формирования системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе посредством проведения конкурсов, форумов, слетов, олимпиад.

Проблема, на решение которой могут быть направлены такие проекты, может быть связана с реализацией кластерной политики, поскольку развитие технологических платформ требуют систематической информационно-разъяснительной работы для формирования благоприятного общественного мнения в отношении высокотехнологичных производств и опасных производственных объектов.

Новизна поставленной задачи детерминирована активизацией радикально настроенных общественных экологических организаций (инициативных групп, например, «Красноярск против»), принятием Закона Красноярского края от 19.04.2012 № 2-168 «О внесении изменений в Закон края «Об охране окружающей среды в Красноярском крае», согласно которому необходимо выявление мнения населения по вопросам размещения опасных производственных объектов -с одной стороны, и созданием ядерно-космического кластера на территории ЗАТО Железногорск, задача которого - реализовать комплекс мероприятий, который позволит усилить конкурентные преимущества его базовых предприятий ФГУП ГХК и ОАО ИСС -с другой. Все это приводит к пониманию необходимости популяризации научных знаний и целенаправленного формирования благоприятного общественного мнения в отношении объектов атомной энергетики региона.

В результате, одной из основных целей таких научных проектов может стать формирование благоприятного общественного мнения в отношении ядерно-космического кластера. Для достижения поставленной цели необходимо найти решение следующих задач:

1. Преодоление существующих негативных стереотипов и мифов об опасности атомных технологий и предприятий Красноярского края.

2. Популяризация достижений российских атомной и космической наук, инновационных разработок и высоких технологий, используемых в данных отраслях.

3. Популяризация достижений региональных предприятий ФГУП «ГХК», ОАО «ПО ЭХЗ», ФГУП «НО РАО» в области высоких технологий.

Основной идеей при этом выступает популяризация научных знаний, которая заключается в том, чтобы рассказать целевой аудитории о сложных инновационных идеях в простых формах, в частности, посредством аудиовизуального творчества.

В качестве эффектов от внедрения и результатов реализации подобных проектов можно выделить экономические (финансовая поддержка), социальные (снижение социальной напряженности) и образовательные (формирование своеобразного «полигона», на котором отрабатываются новые коммуникационные технологии). Кроме того, в качестве одного из наиболее значимых эффектов можно выделить формирование и удержание благоприятного общественного мнения в отношении атомной энергетики, которое в свою очередь приводит к усилению социальной ответственности (в части экологичного производства) самих предприятий.

Таким образом, развитие отрасли рекламы и связи с общественностью как профессиональной коммуни-

кации в представленных направлениях научных проектов позволяет отработать следующие технологии: образовательно-информационные; воспитательно-этические; практико-утилитарные; социокультурные.

Библиографические ссылки

1. Сироткин О. С. Роль государства в создании конкурентоспособных наукоемких корпораций // Инвестиционные проекты и технологии : материалы конф. М. : ВК ЗАО «Экспоцентр», 2002. С. 29-32.

2. Состояние национальной индустрии общественных связей: Доклад российской академии общественных связей. С. 8-9. URL: http://www.slideshare.net/ omukovozov/raos-pr-2014 (дата обращения: 1.09.2014).

3. Михайлов А. В., Слиженкова Д. Ф., Михеева А. Р., Быбина Я. Ю. Поддержка и продвижение инноваций в системе инструментов связей с общественностью // Вестник СибГАУ. Спец. вып. № 6(46). Красноярск, 2012. С. 141-143. С. 141.

4. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020». URL: http://www.krskstate.ru/innovation/ policy/strategy (дата обращения: 1.09.2014).

References

1. Sirotkin O. S. Rol' gosudarstva v sozdanii konkurentosopnyh naykoemkih korporacii/ Materialy konferencii "Investicionnye proekty I tehnologii". M. : VK ZAO "Expocentr", 2002, s. 29-32.

2. Sostoyanie nacionalnoy industrii obschestvennyh svyazei: Doklad rossyiskoi akademii obschestvennyh svyazei. S. 8-9. URL: http://www.slideshare.net/ omukovozov/raos-pr-2014 (data obrascheniya: 1.09.2014).

3. Myhailov A. V., Slyzhenkova D. F., Miheeva A. R., Bybina Y. Y. Podderzhka I prodvizhenie innovacii v systeme instrymentov svyazei s obschestvennostyu // Vestnik SibGAU. Specialnyi vypysk 6(46). Krasnoyarsk, 2012. S. 141-143. S. 141.

4. Strategiya innovacionnogo razvitiya Krasno-yarskogo kraya na period do 2020 goda 'Innovacionnyi krai - 2020'. URL: http://www.krskstate.ru/innovation/ policy/strategy (data obrascheniya: 1.09.2014).

© nncKopcKaa C. ro., 2014

УДК 81-276.6

РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н. М. Подпорина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: podporinanm@sibsau.ru

Развитие языковой и речевой компетенции - одна из основных задач обучения иностранному языку в техническом вузе. В процессе работы над материалом по специальности необходимо понимание иноязычных терминов и способы их образования в немецком языке.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, работа с лексикой, немецкий язык в профсфере.

WORKING WITH THE LEXIS WITHIN THE PROFESSIONALY-ORIENTED TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

N. M. Podporina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail:podporinanm@sibsau.ru

The development of the vocabulary and speaking in the professional field is one of the main objectives of foreign language teaching in a technical high school. To read and understand professional texts one needs to know specific terminology as well as rules of word building in the German language.

Keywords: learning a foreign language, working with lexis, the German language in the professional field.

В своей жизни мы все встречаемся, так или иначе, с техническими языками. Они незаметно проникают в наш повседневный язык (например, инструкции, формуляры и т. д.) - в таком случае мы редко натыка-

емся на барьер непонимания. При этом нельзя говорить об одном единственном профессиональном языке - их много. В некоторых источниках дается понятие специальный язык или язык для специальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.