УДК 378.144
АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
В. А. Левко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены особенности внедрения проекта дуального образования в Красноярском крае. Показаны основные цели этого проекта. Дано краткое описание интегрированной системы подготовки в СибГАУ. Приведены результаты анализа соответствия квалификационных требований профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта при подготовке специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов.
Ключевые слова: дуальное обучение, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт.
ANALYSIS OF THE MEET THE QUALIFICATIONS OF PROFESSIONAL STANDARDS AND FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS ARE USED IN TRAINING OF SPECIALISTS IN DESIGN AND CONSTRUCTION THE SPACE VEHICLES
V. A. Levko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The features of the project implementation of dual education in the Krasnoyarsk region are considered. The main objectives of this project are shown. A brief description of an integrated system of training in SibSA U described. The analysis of the meet the qualifications of professional standards and federal state educational standards are used in training of specialists in design and construction the space vehicles are considered.
Keywords: dual education, professional standard, federal state educational standard.
В настоящее время система высшего образования России претерпевает значительные изменения. Основное внимание уделяется уровню соответствия квалификации выпускников и снижению сроков их адаптации к требованиям реальных секторов экономики.
Для этого предлагается перевод большинства образовательных программ на практико-ориентиро-ванную модель. Эта модель, в отличие от академически-ориентированной модели, направлена на овладение практическими навыками, умениями, профессиональными компетенциями, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере.
Одной из разновидности практико-ориентирован-ной модели является система дуального образования, которая предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе. Эта система успешно развивается в целом ряде федеральных земель Германии.
Красноярский край стал одним из участников победителем по итогам конкурсного отбора «пилотных» регионов по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования, проводимой агентством стратегических инициатив (АСИ). Участниками проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения» являются предприятия машиностроительного комплекса: ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС», ОАО «НИИ «Радиосвязь», и образовательные учреждения: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский федеральный университет, Сосновоборский автомеханический техникум, Красноярский техникум промышленного сервиса, Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления [1].
Основными целями данного проекта являются: - совершенствование модели подготовки персонала с учетом реальных потребностей предприятий Красноярского края в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности региона;
- разработка профессиональных стандартов по профессиям из высокотехнологичных отраслей;
- разработка и модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- изменение обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ;
- разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих и инженерных кадров;
- формирование предложений по оптимизации налогообложения с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки кадров.
Основное внимание в рамках проекта уделяется подготовке рабочих кадров, потому что в данный момент предприятия машиностроительного комплекса испытывают дефицит высококвалифицированных рабочих. Вторым направлением проекта является анализ состояния и перспективы развития в Красноярском крае практико-ориентированной подготовки специалистов с высшим образованием.
Известно, что в Сибирском государственном аэрокосмическом университете (СибГАУ) накоплен большой опыт практико-ориентированной системы подготовки. С момента основания этого учебного заведения в 1960 году в нем реализуется интегрированная система обучения, основанная на модели завода-ВТУЗа. Система завод-ВТУЗ со значительным объемом практической подготовки непосредственно на рабочих местах базовых предприятий вуза позволяла выпускникам быстрее адаптироваться на промышленных предприятиях [2].
Интегрированная система обучения предусматривает в структуре учебных планов инженерных специальностей совмещение теоретического обучения студентов с их профессиональной производственной работой по профилю специальности на базовых предприятиях [3].
Так в учебный план специальности 160400.65 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» специализации «Развертываемые космические системы», разработанный совместно работниками кафедры летательных аппаратов и кафедры космических аппаратов, введены особые этапы профессионально-практической подготовки студентов, которые в СибГАУ называются инженерно-производственной практикой (ИПП).
Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва (ОАО «ИСС») является ведущим в России разработчиком и производителем космических аппаратов и космических систем. По государственному контракту с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ОАО «ИСС» разработало профессиональный стандарт «Специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем» [4].
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при оценке качества подготовки выпускников в ходе аттестации оценивается уровень освоения большого набора общекультурных, общих профессиональных и специальных профессиональных компетенций.
В ходе реализации проекта был проведен анализ соответствия квалификационных требований профессионального стандарта [4] и федерального государственного образовательного стандарта [5] при подготовке специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов. При этом оценивалось формирование компетенций специалиста в рамках дисциплин общей образовательной программы (ООП) по данному направлению подготовки в СибГАУ и соответствие квалификационных требований от работодателя (профессиональный стандарт) и компетенций ФГОС для специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и космических систем.
По предложению разработчиков профессионального стандарта компетенции были разделены на два кластера - профессиональные и общекультурные. В кластерах были сформулированы семь укрупненных профессиональных компетенций и пять общекультурных компетенций. Для каждой компетенции работодателя установлены знания, умения и владения, необходимые для развития компетенции в кластере, а также наименования тех компетенций, определенных ФГОС и реализуемых в рамках дисциплин ООП.
Укрупненные профессиональные компетенции позволяют специалисту успешно выполнять трудовые функции при сопровождении всего жизненного цикла изделия:
- проведение в соответствии с тактико-техническим заданием и техническим заданием теоретических и экспериментальных исследований в области создания новых образцов космической техники (23 различных знаний, умений и владений);
- разработка проектов космических аппаратов, космических систем и их составных частей (18 различных знаний, умений и владений);
- разработка проектной конструкторской, рабочей конструкторской документации (18 различных знаний, умений и владений);
- сопровождение процесса изготовления космических аппаратов, космических систем и их составных частей (12 различных знаний, умений и владений);
- сопровождение процесса подготовки, проведения и анализ результатов испытаний космических аппаратов, космических систем и их составных частей (19 различных знаний, умений и владений);
- анализ и оценка работы космических аппаратов, космических систем и их составных частей в процессе эксплуатации (18 различных знаний, умений и владений);
- безопасное выполнение работ (4 различных знания, умения и владения).
Общекультурные компетенции, определяющие способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем:
- нацеленность на результат (4 различных знания, умения и владения);
- работа в команде (5 различных знаний, умений и владений);
- самостоятельная работа (2 различных знания, умения и владения);
- способность к саморазвитию (2 различных знания, умения и владения);
- ответственный подход к работе (4 различных знания, умения и владения).
В таблице приведен пример описания соответствия для укрупненной профессиональной компетенции «Ироведение в соответствии с тактико-техническим заданием и техническим заданием теоретических и экспериментальных исследований в области создания новых образцов космической техники». Иодобное соответствие описано для всех компетенций и знаний, умения и владений, необходимых для их формирования.
Анализ показал, что в рамках ООИ формируются все необходимые знания, умения и владения для укрупненных профессиональных и общекультурных компетенций профессионального стандарта. Выявлены компетенции ФГОС, которые не вошли в профессиональный стандарт «Специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем». Все они в той или иной мере связаны с работами на наземных комплексах (стартовых и технических).
Реализация программы по направлению подготовки 160400.65 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» специализации «Развертываемые космические системы» возможно только в тесном взаимодействии в сетевой форме между образовательным учреждением СибГАУ и ведущим производителем космических аппаратов и космических систем ОАО «ИСС».
Библиографические ссылки
1. Образование Красноярского края. Подготовка рабочих кадров в Красноярском крае выйдет на новый уровень [Электронный ресурс]. URL: http:// www.krao.ru/ns2-item.php?id=4665 (дата обращения: 1.09.2014).
2. Терехин Н. А. Кризис интегрированной системы образования в России // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути
Ведущие специалисты ОАО «ИСС» являются внештатными преподавателями СибГАУ на базовой кафедре космических аппаратов. Они ведут все дисциплины специализации «Развертываемые космические системы», лабораторные и практические занятия по данным дисциплинам проходят в лабораториях ОАО «ИСС» на современном оборудовании.
В разработке профессиональных стандартов по данной профессии участвовали не только ведущие работники ОАО «ИСС», но и научно-педагогические работники СибГАУ. В свою очередь при разработке и модернизации образовательной программы учитывались предложения представителей ОАО «ИСС».
Ведущий российский производитель космических аппаратов выделяет существенные средства на подготовку кадров, которые никак не учитываются при налогообложении. Разработка предложений по оптимизации налогообложения промышленных предприятий при финансировании подготовки кадров в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями позволит увеличить долю участия предприятий в подготовке своих будущих специалистов и сократить срок их адаптации к условиям конкретного производства.
СибГАУ и его базовые предприятия, в том числе ОАО «ИСС», полностью соответствуют требованиям ФГОС в части кадрового, научно-технического потенциала и материально-технической базы. Это дает возможность сохранения полноценной интегрированной системы подготовки специалистов в рамках ФГОС и профессионального стандарта.
развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 29-30.
3. Назаров В. И. Формирование профессиональных компетенций в интегрированной системе профессионального аэрокосмического образования // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 22-24.
Пример описания соответствия
Знания, умения, владения, необходимые для развития компетенции в кластере Наименование компетенции ФГОС, соответствующей знаниям, умениям, владениям Дисциплины учебного плана, формирующие компетенции
Знать основы проектирования, конструирования и производства космических аппаратов Способность анализировать состояние и перспективы развития как ракетной и ракетно-космической техники в целом, так и ее отдельных направлений, создавать математические модели функционирования объектов ракетной и ракетно-космической техники (ПК-7) Аэрогазодинамика; Основы теории полета и баллистика; Строительная механика ракет; Теория колебаний; Термодинамика и теплопередача; Основы устройства ракет и КА; Ракетные двигатели; Динамика КА; Механика конструкций из композиционных материалов
Способность разрабатывать технологический процесс изготовления изделий ракетно-космической техники (ПК-17) Упрочнение поверхностей элементов конструкций КА; Технология машиностроения; Проектирование, конструирование и производство КА
Знание и понимание устройства, работы и процессов, происходящих в изделиях ракетно-космической техники (ПК-34) Основы проектирования ЛА; Системы терморегулирования КА; Проектирование больших трансформируемых космических конструкций; Модальный анализ в конструкциях КА
4. Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы». Профессиональный стандарт. Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем [Электронный ресурс]. URL: http://iss-reshetnev.ru/?cid= profstandart (дата обращения: 1.09.2014).
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 160400 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов (квалификация (степень) «специалист») : Приказ от 24 января 2011 г. № 82.
References
1. Education of Krasnoyarsk Territory. Training workers in the Krasnoyarsk region will reach a new level [Electronic resourse]. Available at: http://www.krao.ru/ ns2-item.php?id=4665 (date of visit: 1.09.2014).
2. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia // An integrated system of professional education: problems and ways of
development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 29-30.
3. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of professional aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 22-24.
4. JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems». The Professional Standard. Specialist in the design and construction of spacecraft and systems [Electronic resourse]. Available at: http://iss-reshetnev.ru/?cid=profstandart (date of visit: 1.09.2014).
5. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. Prikaz ot 24.01.2011 goda № 82. Ob utverzhdenii I vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravlenijy podgotovki (spetsial'nosti) 160400 Proektirovanie, proizvodstvo i jekspluatatsija raketno-kosmicheskih kompleksov (kvalifikatsija (stepen') «spetsialist».
© HeBKO B. A., 2014
УДК 378.144
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СИБГАУ
В. А. Левко, В. П. Назаров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена необходимость практико-ориентированного обучения в России. Показано, что такое обучение реализуется в СибГАУ в виде интегрированной системы подготовки по модели завод-ВТУЗ. Описаны проблемы, с которыми сталкивается интегрированная система подготовки при внедрении в учебный процесс требований федеральных государственных образовательных стандартов. Прослежены сравнительные характеристики прикладного и академического бакалавриата. Обоснована необходимость реализации с СибГАУ программ прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов». Показано, что сочетание подготовки специалистов, прикладных бакалавров и магистров позволит расширить возможности работодателей по кадровому обеспечению.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, практико-ориентированное обучение, двигатели летательных аппаратов.
DEVELOPMENT PROSPECTS APPLIED BACHELOR DEGREE PROGRAMS IN THE DIRECTION OF TRAINING "AIRCRAFT ENGINES" IN SIBSAU
V. A. Levko, V. P. Nazarov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The authors consider the need for practice-oriented education in Russia. It is shown that such education is implemented in SibSAU as an integrated system of training on the model plant VTUZ. It describes the problems faced