рированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 22-24.
3. Положение о проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования : Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667.
4. Козлов В. С., Котельникова С. В. О прикладном бакалавриате // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2013. Ч. 2. С. 484-486.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов» (проект) : Ведомственный приказ [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/project/8774.html/ (дата обращения: 1.09.2014).
6. Левко В. А. Возможности реализации интегрированной системы образования магистров в рамках ФГОС ВПО // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2013. Ч. 2. С. 492-494.
References
1. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia / An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 29-30.
2. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of professional aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 22-24.
3. Polozhenie o provedenii v 2009 - 2014 godah jeksperimenta po sozhdanniju prikladnogo bakalavriata v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah srednego professio-nal'nogo i vysshego professional'nogo obrazovanija (postanovlenie pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2009 g. № 667).
4. Kozlov V. S., Kotelnikova S. V. About applied bachelor degree // Reshetnev reading. Materials of the XVII International Conference / SibSAU. 2013, р. 484486.
5. Departmental order "Federal State Educational Standard of Higher Education. Level of higher education. Bachelor degree. Training direction 24.03.05 Aircraft engines" (draft) [Electronic resourse]. Available at: http://regulation.gov.ru/project/8774.html/ (date of visit: 1.09.2014)/
6. Levko V. A. The feasibility of an integrated system of masters training within the federal state educational standards // Reshetnev reading. Materials of the XVII International Conference / SibSAU. 2013, р. 492-494.
© Левко В. А., Назаров В. П., 2014
УДК 378.14
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КЛАССОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. М. Лейбов, О. М. Осокина
Новосибирский государственный педагогический университет Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 Е-таП: [email protected]
В последние годы инженерное образование приобретает все большее значение. На конкурсной основе в Новосибирской области в 15 общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году будут организованы спецклассы инженерно-технического профиля. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла. В программу инженерных классов входит специальная подготовка в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, развитие навыков технического творчества в рамках информатики, черчения, а также преподавание специальных курсов (робототехника, инженерное дело, инженерная графика). В связи с этим возникла необходимость подготовки педагогических кадров к реализации этих направлений в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: инженерное образование, неформальное образование, классы инженерно-технического профиля, подготовка педагогических кадров, интеграция формального и неформального образования
PREPARING TEACHERS FOR CLASS ENGINEERS AND TECHNICIANS THROUGH THE INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION
A. M. Leybov, O. M. Osokina
Novosibirsk State Pedagogical University 28, Vilyuyskaya str., Novosibirsk, 630126, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the recent years, engineering education is becoming increasingly important. In the Novosibirsk region 15 secondary institutions in the 2014-2015 academic year will organize special classes of engineering profile. On a competitive basis educational programs for engineering classes provide an in-depth study of mathematics and science subject cycle. The program includes a special class engineering training in the design, engineering, programming, simulation, skills, technical creativity in the framework of informatics drawing, and teaching special courses (robotics, engineering, engineering graphics). In this regard, there was a necessity of training teachers to implement these directions in educational organizations.
Keywords: engineering education, informal entity, classes of engineers and technicians, training of educators, integration of formal and informal education.
Российское инженерное образование имеет более чем трехвековую историю. Решающий же прорыв в области инженерного образования в России был сделан в первые два десятилетия ХХ века. Россию называли страной инженеров и изобретателей, а институты советского времени готовили инженерные кадры высокой квалификации, признанной во всем мире. «Классическая концепция» инженерного образования, развивавшаяся в ХУШ-Х1Х веках и достигшая пика своего развития в начале ХХ века [1], сегодня вновь стала актуальной.
В настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России наукоёмкой продукции на мировом рынке составляет всего 0,3-0,5 %, в то время как доля США достигает 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 % [2].
В последние годы в выступлениях правительства РФ часто говорится о явной нехватке инженерно-технических работников, рабочих кадров, которые должны соответствовать новому уровню экономического и социального развития страны. Качество принятия решений, квалификация руководителей и специалистов предприятий, организаций во многом определяют производительность труда, эффективность производства и темпы экономического роста России.
По мнению аудитора Счётной палаты, доктора экономических наук Сергея Агапцова, «наблюдается острая нехватка инженерных кадров для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей промышленности, что, конечно же, отрицательно влияет на переход отечественной экономики на инновационный путь развития» [3].
Перемены в экономике могут быть реализованы при наличии высококвалифицированных инженерных кадров, поэтому подготовка квалифицированных кадров стала одним из важнейших факторов экономического прогресса. Улучшение качества подготовки инженеров невозможно без интенсификации образова-
тельного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию самостоятельной работы.
Проблема подготовки инженерных кадров широко исследуется в мировой науке, но зарубежный подход отличен от российского. В большинстве стран подготовке специалистов инженерного профиля уделяется особое внимание. Но, несмотря на масштабность исследований в этой области, тема является актуальной и требует тщательной проработки. Одними из способов решения этой проблемы является популяризация необходимых профессий, ориентация на выбор инженерных и технических профессий еще со школьной скамьи, открытие спецклассов инженерно-технического профиля.
На конкурсной основе в Новосибирской области в 15 общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году организованы спецклассы инженерно-технического профиля. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла; специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, навыки технического творчества в рамках информатики, черчения, а также специальные курсы (робототехника, инженерное дело, инженерная графика и др.). Намеченные тенденции говорят о перспективном развитии этого профиля обучения в общеобразовательных организациях страны.
В связи с открытием спецклассов инженерно-технического профиля возникла необходимость организации научно-методического сопровождения деятельности педагогических работников по реализации этого профиля, тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации и переподготовка кадров в условиях функционирования новейших техники и технологий.
Научная новизна нашего исследования заключается в разработке модели подготовки педагогических кадров для спецклассов инженерно-технического
профиля через интеграцию формального и неформального обучения и выявлении организационно-педагогических условий ее реализации; в разработке и внедрении дидактического и методического обеспечения; разработке программ и содержания курсов повышения квалификации педагогических кадров для спецклассов инженерно-технологического профиля в формальной и неформальной форме.
Большую роль в успешном осуществлении нашего исследования играет принцип единства теории и практики. Практика является критерием истинности того или иного теоретического положения. Теория призвана осветить путь практике. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в спецклассах инженерно-технического профиля, которое должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению образовательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов. Еще одним методологическим принципом, на который мы опираемся в своем исследовании, является конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки квалифицированных специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам и применяя только традиционные подходы к обучению. В связи с этим нами широко используются методы и формы формального и информального образования. Творческий подход к решению исследуемой проблемы тесно связан с принципом объективности рассмотрения психолого-педагогических явлений самих по себе. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию. Одно из важнейших требований комплексного подхода - установление всех взаимосвязей, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Системный подход к изучаемым объектам предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов, установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему, этот подход лежит в основе разработанной нами модели подготовки квалифицированных педагогов для спецклассов инженерно-технического профиля на основе интеграции формального и неформального образования. На базе всеобщих принципов сложились и частные принципиальные требования, которые непременно должны учитываться: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития; активной деятельности; принцип развития и др.
В связи с тем, что повышение квалификации и переподготовку практически невозможно пройти с полным отрывом от работы, так как это негативно скажется на образовательно-воспитательном процессе, повысился интерес к таким формам как неформальное
и информальное образование. На основе анализа современных методов обучения нами были определены следующие наиболее эффективные методы повышения квалификации в неформальной и информальной форме: онлайн консультации, дистанционный тренинг по сервисам Веб 2.0, онлайн конференции, конкурс электронных портфолио педагогов, интерактивные мастер-классы, вебинары, фасилитация, интерактивные лекции, дискуссии, тренинги [4]. Разработанная нами модель, основанная на интеграции методов формального, неформального и информального образования в системе повышения квалификация позволит педагогам пройти повышение квалификации и переподготовку практически без отрыва от образовательного процесса [5].
Для организации эффективной работы по подготовке квалифицированных педагогических кадров для спецклассов инженерно-технического профиля необходимо:
- разработать образовательные программы повышения квалификации для педагогических работников спецклассов инженерно-технического профиля;
- организовать взаимодействие между образовательными организациями, в которых открыты спецклассы с инженерно-техническим профилем;
- провести курсы повышения квалификации по разработанным образовательным программам и обучающие семинары по научно-методическому сопровождению спецклассов инженерно-технологического профиля;
- разработать методические рекомендации по организации образовательно-воспитательного процесса в спецклассах инженерно-технологического профиля, по методике преподавания инженерной графики, робототехники, дисциплин естественно-научного цикла;
- разработать ряд учебных и учебно-методических пособий по инженерной и компьютерной графике, информатике, дистанционным технологиям, активным и интерактивным методам обучения при изучении естественнонаучных дисциплин;
- провести мероприятия различного уровня для обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций на базе факультета технологии и предпринимательства НГПУ.
Таким образом, нами была предпринята попытка интеграции формального, неформального, инфор-мального образования в системе подготовки кадров для спецклассов инженерно-технического профиля.
Предложенная нами система интеграции формально, неформального и информального образования позволит улучшить качество подготовки педагогических кадров и обеспечит образовательные организации высококвалифицированными педагогическими кадрами, готовыми к реализации инженерно-технического профиля обучения, практически без отрыва от образовательного процесса.
Библиографические ссылки
1. Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125-137.
2. Семкин Б., Свит Т. Проблемы инженерно-технического образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskog o_obrazovania.html (дата обращения: 1.09.2014).
3. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров [Electronic resourse]. URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 1.09.2014).
4. Осокина О. М., Каменев Р. В. Технологии дистанционного обучения как средство неформального повышения квалификации педагогических кадров // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. проф. М. В. Темлянцева / Новокузнецк, 2014. С. 132-134.
5. Осокина О. М. Повышение уровня сформиро-ванности IT-компетенций учителей-предметников общеобразовательных учреждений через неформальное и информальное обучение // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 4(14). С. 105-108.
References
1. Saprykin D. L. Inzhenernoe obrazovanie v Rossii: istoriia, kontceptciia, perspektivyV/ Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 1. C. 125-137.
2. Semkin B., Svit T. Problemy' inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniia [Electronnyi resurs]. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnichesko go_obrazovania.html (data obrascheniya: 1.09.2014).
3. Mneniia rossii'skikh politikov o nekhvatke inzhenerny'kh kadrov [Electronnyi resurs]. URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (data obrascheniya: 1.09.2014).
4. Osokina O. M., Kamenev R. V. Tekhnologii distantcionnogo obucheniia kak sredstvo nefor-mal'nogo povy'sheniia kvalifikatcii pedagogicheskikh kadrov // Nauka i molodezh': proble-my', poiski, resheniia trudy' Vserossii'skoi' nauchnoi' konferentcii studentov, aspirantov i molody'kh ucheny'kh. / Pod obshchei' redaktciei' professora M. V. Temliantceva / Novokuznetck, 2014. S. 132-134.
5. Osokina O. M. Povy'shenie urovnia sformiro-vannosti IT-kompetentcii' uchitelei' -predmetneykov obshcheobrazovatel'ny'kh uchrezhdenii' cherez neformal'noe i informal'noe obuchenie // Problemy' sotcial'no-e'konomicheskogo razvitiia Sibiri. 2013. № 4 (14). S. 105-108.
© Лейбов А. М., Осокина О. М., 2014
УДК 377:332.02
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИНЖЕНЕРНЫХ ОТРАСЛЯХ
В. И. Лячин, Н. Д. Корсукова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Раскрываются новые подходы к оценке уровня системы высшего образования и его конкурентоспособности с позиций использования современных технологий обучения и подготовки технических специалистов высокого класса.
Ключевые слова: практико-ориентированная технология обучения, компетенция, деятельно-ориентированный подход.
ABOUT TRAINING OF SPECIALISTS OF HIGH QUALIFICATION IN ENGINEERING INDUSTRIES
V. I. Lyachin, N. D. Korsukova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this article the author reveals new approaches to assessing the level of the higher education system and its competitiveness from the position of use of modern learning technologies and technical training of high quality.
Keywords: practice-oriented education technology, competence, activity-oriented approach.