Общее образование
УДК 37.031.4:371.2
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Д.А. Махотин
Аннотация. Статья раскрывает одно из перспективных направлений технологического образования школьников — инженерную подготовку. Современное технологическое образование обеспечивает подготовку школьников к преобразовательной технико-технологической деятельности на уровне, достаточном для получения в будущем профессионального образования. Инженерная подготовка школьников в данном контексте связана с обеспечением возможности обучающимся осваивать инженерную деятельность в вузе. С этих позиций автор проводит анализ развития профильного технологического образования; опыта организации инженерных (специализированных) классов в регионах РФ; определяет приоритеты в реализации инженерной подготовки школьников.
Ключевые слова: общее образование, технологическое образование, профильное обучение, инженерно-технологический профиль, инженерная подготовка, инженерный класс.
ENGINEERING TRAINING IN TECHNOLOGICAL EDUCATION STUDENTS
D. Mahotin
Abstract. The article reveals one of the promising directions of technological education of the students is engineering training. Modern technology education provides training of students to transformative technological activity at the level sufficient for obtaining in the future of vocational education. Engineering students in this context is associated with providing opportunities for students to master the engineering activities at the University.
Keywords: General education, technological education, vocational training, engineering profile, engineering training, engineering class.
В течении многих лет технологическая подготовка школьников (начиная с момента введения в школу ручного труда и развитие трудового обучения как школьного предмета) была направлена на подготовку обучающихся к освоению массовых рабочих профессий. Это нашло отражение в содержании основных разделов программ трудового обучения; используемых системах практического обучения школьников; в отборе практических видов работы и объектов труда, а также в направлениях допрофессионального обучения и
профессиональной подготовки школьников.
К концу двадцатого века требования общества к личности значительно возросли под влиянием ускорения темпов научно-технического прогресса, быстрых изменений в профессиональной сфере, роста доли высоких технологий в производственном и непроизводственном сферах экономики. Ушло традиционное разделение между
гуманитарными, естественнонаучными и техническими знаниями, произошел переход от межпредметных связей к интеграции в содержании образования и видах деятельности. Как отражение данных тенденций развития нового (постиндустриального,
технологического) общества в образовательных
системах зарубежных стран появилась образовательная область «Технология», которая объединила различные направления практико-ориентированной подготовки школьников (ремесла, дизайн, информационные технологии, предпринимательство и пр.).
Концепция образовательной области «Технология», появившейся в учебном плане российской школы в 1993 году, по мнению специалистов (П.Р. Атутова, В.А. Кальней, В.Д. Симоненко и др.) является отражением запроса общества к подготовке
высококвалифицированных кадров на уровне инженера (а не рабочего, как в программах трудового обучения). Именно поэтому, в целевых ориентирах технологического образования школьников были заложены и формирование технологической культуры (в широком понимании этого понятия); и «формирование системно и глобально мыслящей личности, обладающей инновационным стилем мышления и деятельности» (В.Д. Симоненко); и формирование «профессионализма
(профессиональной компетентности) в избранной деятельности в сочетании с широким политехническим кругозором и
профессиональной мобильностью в свободном
технологическом пространстве» (Примерная программа по технологии, 1994).
Концепция формирования технологической культуры молодежи (1999) раскрывает особенности технологического образования старшеклассников через формирование у обучающихся основных технико-
технологических понятий и представлений о способах преобразовательной деятельности, связанных с современным производством материальных и духовных ценностей, использованием при этом энергии и информации, обеспечением на основе самоопределения подготовки, необходимой выпускникам для последующего
профессионального образования и трудовой деятельности [4].
Обязательный минимум содержания общего среднего (полного) образования по технологии, определенный нормативными документами Минобразования РФ в 1999 году [7], определил подходы к технологической подготовке старшеклассников и на последующие годы. Были определены уровни технологической подготовки - общеобразовательный, профильный или углубленный, профессиональная подготовка. В соответствии с этой логикой в содержании обучения старшеклассников были выделены общий и специальный технологические компоненты.
Общий технологический компонент как унифицированная составляющая включал следующие линии: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры; основы профессиональной ориентации. На основе общего технологического компонента был разработан модуль «Основы технологической культуры», предполагающий его изучение в любом профиле старшей профильной школы.
Содержание специальной технологической подготовки обучающихся в 10 - 11 классах всегда предусматривал вариативный и непрерывный характер технологической подготовки по традиционным направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственные виды труда), но на более глубоком уровне его освоения, или по конкретной области трудовой деятельности человека - профилю. В зависимости от материально-технической базы образовательного учреждения, кадрового потенциала, пожелания обучающихся и их родителей, технологическая подготовка по определенному профилю могла переходить в профессиональную подготовку.
Реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002) открыла новые возможности в дифференциации профильной технологической подготовки в 10 - 11 классах. Технологический профиль наравне с естественнонаучным, социально-экономическим, гуманитарным стал одним из основных в российской школе. Стали распространяться различные профили его реализации - информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-
технологический и другие.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.) раскрывает требования к образовательной области «Технология» для обучающихся 10 - 11-х классов на двух уровнях: базовом и профильном.
Для реализации профильной
технологической подготовки были выделены сферы технологической деятельности, которые должны были определять специфику профиля обучения: промышленного производства, сельскохозяйственного производства,
строительных и ремонтных работ; телекоммуникаций и информационных технологий; управления; сервиса;
проектирования и других [9].
Зарубежные специалисты по
технологическому образованию выделяют следующие направления-ориентации развития технологического образования, реализуемого в образовательных системах большинства стран мира [11]: на ремесленные навыки (ручной труд); на промышленное производство; на дизайн; на высокие технологии; на повышение качества научных знаний посредством технологий; на ключевые компетенции (сотрудничество, организация, коммуникация, ответственность и др.); на инженерные концепции.
Ориентация на инженерную подготовку школьников в рамках технологического образования становится все более востребованной в образовательных системах разных стран. Это происходит благодаря [1;2]:
- росту индустриального сектора производства (т.н. реиндустриализации экономики);
- необходимости в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, которые сегодня востребованы не только в индустриальном секторе, но и в сфере услуг (телекоммуникации и связь, транспорт, ЖКХ);
- смена приоритетов в инженерной подготовке кадров, связанной с интеграцией знаний и видов профессиональной деятельности; вниманием к научно-технологической
грамотности и компетентности; стремлением к конвергентности в инженерной подготовке.
Хотунцев Ю.Л. считает, что нет сомнений в том, что потребности в инженерно-технических кадрах для инновационного развития экономики в нашей стране заставят Министерство образования и науки Российской Федерации обратить особое внимание на необходимость технологической подготовки школьников. Существует необходимость сформировать систему профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях для повышениях их мотивации к последующей трудовой деятельности [10].
В ответ на вызовы постиндустриального общества и стратегические направления развития российской экономики и образования стали появляться региональные программы инженерной (инженерно-технологической)
подготовки школьников (Москва, Новосибирская область, Пенза, Челябинская область и другие).
В Челябинской области с 2014 года действует Концепция развития естественно-
математического и технологического
образования «ТЕМП» [3]. В основе стратегической цели концепции выступает идея достижения конкурентного уровня качества естественно-математического и
технологического образования в
общеобразовательных организациях региона посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей,
обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур.
В Новосибирской области с 2013 года открывают инженерные классы на конкурсной основе (с 6-го по 11-й классы более чем в 15 общеобразовательных организациях).
Конкурсный отбор проводится в целях создания и развития специализированных классов для организации обучения одаренных детей по инженерно-технологическому направлению в общеобразовательных организациях,
расположенных на территории Новосибирской области [6].
Анализ учебных планов инженерно-технологических классов в
общеобразовательных организациях
Новосибирской области показывает, что профильную составляющую содержания образования составляют технология (1 час в неделю), черчение (1 час в неделю), математика
(дополнительно 3 часа в неделю), основы робототехники (0,5 часов в неделю), введение в инженерную специальность (1 час в неделю). За счет внеурочной деятельности реализуются такие программы, как робототехника, проектная и исследовательская деятельность,
экспериментальная физика, авиамоделирование, компьютерное моделирование, инженерная графика и другие элективные курсы инженерной направленности, в том числе профессиональные пробы.
С 01 сентября 2015 года в Москве по приказу Департамента образования города Москвы реализуется проект «Инженерный класс в московской школе» [8]. Целью проекта является развитие естественнонаучного предпрофильной подготовки и профильного обучения инженерной направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности; оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.
Параллельно этому проекту в Москве действует Курчатовский проект конвергентного образования («Курчатовский центр
непрерывного конвергентного образования»), который направлен на повышение качества естественно-научного образования (через предметы - физика, химия, биология, география) как на базовом, так и на профильном уровнях посредством создания и использования специализированных лабораторий [5].
Отличие данного подхода от реализуемых в практике профильного технологического обучения и концепций инженерного образования в других регионах РФ заключается в том, что акцент сделан на развитие естественнонаучного, а не технологического профиля обучения. Насколько это скажется на особенности развития содержания обучения в инженерных классах, будет известно только по итогам анализа работы общеобразовательных организаций,
участвующих в данном проекте.
Анализ опыта реализации инженерно-технологической подготовки школьников позволяет выделить некоторые приоритеты в содержании и технологиях реализации данного направления технологического образования:
1) создание инженерных (специализированных) классов на уровне предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников;
2) включение в содержание инженерной подготовки дополнительных часов на изучение технологии, черчения, математики,
информационных технологий, а также элективного курса по инжинирингу (инженерному дело, введению в инженерную профессию и пр.);
3) интеграция естественнонаучной, математической и гуманитарной подготовки в инженерном профиле (за счет элективных курсов интегративной направленности; проблематики исследовательских работ и проектов; использования специализированного лабораторного оборудования). Одним из таких новых курсов, обладающих образовательным потенциалом в инженерно-технологической подготовке, является робототехника;
4) широкое использование современного оборудования и технологий (конструкторов, ИКТ, лабораторного оборудования, станков с
ЧПУ, 3Д принтеров, интерактивных столов и пр.), которые составляют необходимую технологическую среду для инженерно-технологической подготовки;
5) акцент в применяемых методах и технологиях обучения на исследовательскую и проектную деятельность, в том числе, с учетом специфики инженерного проектирования.
Развитие инженерно-технологической
подготовки в российской и зарубежной школах позволяет рассматривать данное направление технологического образования школьников как одно из основных, создающих возможности как для обучающихся в их профессиональном самоопределении, так и для образовательных организаций, реализующих перспективный для образования профиль обучения.
Литература:
1. Кальней В.А., Махотин Д.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации / В.А. Кальней, Д.А. Махотин // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4(53). - С. 65-68.
2. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе / В.А. Кальней, Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2015. - № 3. - С. 68-76.
3. Концепция развития естественно -математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» (утв. Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 г. № 01/2887).
4. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. - 1999. - № 1. - С. 5-12.
5. Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» [Электронный ресурс] / Сайт Департамента образования города Москвы. - Режим доступа: http://dogm.mos.ru/projects/modernization-of-the-system-of-general-education-in-the-city-of-moscow/
6. Об инженерных классах на базе общеобразовательных организаций для одаренных детей в Новосибирской области (Приказ Министерства образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области от 10 апреля 2014 года № 854).
7. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по технологии и особенностях профессиональной подготовки обучающихся (письмо Минобразования России от 03.06.1999 г. № 892/11-12).
8. О реализации в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта «Инженерный класс в московских школах» (утв. Приказом руководителя Департамента образования города Москвы от 03.06.2015 г. № 326).
9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. Среднее (полное) общее образование. - М.: Министерство образования РФ, 2004.
10. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников - первый шаг инновационно-технологического развития страны / Ю.Л. Хотунцев / Материалы XIX Международной конференции по проблемам технологического образования школьников; под ред. Ю.Л. Хотунцева. - МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - С. 4-16.
11. Technology Education for Teachers (2012). Edited by P. John Williams, University of Waikato, Hamilton, New Zealand.
Сведения об авторе:
Махотин Дмитрий Александрович (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологий и профессионального образования, Академия социального управления, email: [email protected]
Data about the author:
D. Mahotin (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of technology and vocational education, Academy of social management, e-mail: [email protected]