Научная статья на тему 'О подготовке специалистов высокой квалификации в инженерных отраслях'

О подготовке специалистов высокой квалификации в инженерных отраслях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированная технология обучения / компетенция / деятельноориентированный подход / practice-oriented education technology / competence / activity-oriented approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. И. Лячин, Н. Д. Корсукова

Раскрываются новые подходы к оценке уровня системы высшего образования и его конкурентоспособности с позиций использования современных технологий обучения и подготовки технических специалистов высокого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. И. Лячин, Н. Д. Корсукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TRAINING OF SPECIALISTS OF HIGH QUALIFICATION IN ENGINEERING INDUSTRIES

In this article the author reveals new approaches to assessing the level of the higher education system and its competitiveness from the position of use of modern learning technologies and technical training of high quality.

Текст научной работы на тему «О подготовке специалистов высокой квалификации в инженерных отраслях»

2. Семкин Б., Свит Т. Проблемы инженерно-технического образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskog o_obrazovania.html (дата обращения: 1.09.2014).

3. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров [Electronic resourse]. URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 1.09.2014).

4. Осокина О. М., Каменев Р. В. Технологии дистанционного обучения как средство неформального повышения квалификации педагогических кадров // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. проф. М. В. Темлянцева / Новокузнецк, 2014. С. 132-134.

5. Осокина О. М. Повышение уровня сформиро-ванности IT-компетенций учителей-предметников общеобразовательных учреждений через неформальное и информальное обучение // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 4(14). С. 105-108.

References

1. Saprykin D. L. Inzhenernoe obrazovanie v Rossii: istoriia, kontceptciia, perspektivyV/ Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 1. C. 125-137.

2. Semkin B., Svit T. Problemy' inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniia [Electronnyi resurs]. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnichesko go_obrazovania.html (data obrascheniya: 1.09.2014).

3. Mneniia rossii'skikh politikov o nekhvatke inzhenerny'kh kadrov [Electronnyi resurs]. URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (data obrascheniya: 1.09.2014).

4. Osokina O. M., Kamenev R. V. Tekhnologii distantcionnogo obucheniia kak sredstvo nefor-mal'nogo povy'sheniia kvalifikatcii pedagogicheskikh kadrov // Nauka i molodezh': proble-my', poiski, resheniia trudy' Vserossii'skoi' nauchnoi' konferentcii studentov, aspirantov i molody'kh ucheny'kh. / Pod obshchei' redaktciei' professora M. V. Temliantceva / Novokuznetck, 2014. S. 132-134.

5. Osokina O. M. Povy'shenie urovnia sformiro-vannosti IT-kompetentcii' uchitelei' -predmetneykov obshcheobrazovatel'ny'kh uchrezhdenii' cherez neformal'noe i informal'noe obuchenie // Problemy' sotcial'no-e'konomicheskogo razvitiia Sibiri. 2013. № 4 (14). S. 105-108.

© Лейбов А. М., Осокина О. М., 2014

УДК 377:332.02

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИНЖЕНЕРНЫХ ОТРАСЛЯХ

В. И. Лячин, Н. Д. Корсукова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nina_dmitrievna@mail.ru

Раскрываются новые подходы к оценке уровня системы высшего образования и его конкурентоспособности с позиций использования современных технологий обучения и подготовки технических специалистов высокого класса.

Ключевые слова: практико-ориентированная технология обучения, компетенция, деятельно-ориентированный подход.

ABOUT TRAINING OF SPECIALISTS OF HIGH QUALIFICATION IN ENGINEERING INDUSTRIES

V. I. Lyachin, N. D. Korsukova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: nina_dmitrievna@mail.ru

In this article the author reveals new approaches to assessing the level of the higher education system and its competitiveness from the position of use of modern learning technologies and technical training of high quality.

Keywords: practice-oriented education technology, competence, activity-oriented approach.

Высокий уровень инженерных знаний, получаемый в системе советского образования, был признан во всем мире. В ее основе, в отличие от западной школы, лежали два системных принципа: фундаментальность и научность. Образовательный процесс строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания - умения - навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний.

Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки.

Современное развитие общества и его основной сферы - экономики происходит на принципиально новой технологической и информационной основе. По некоторым прогнозам уже в первой половине ХХ1 века промышленные и сельскохозяйственные рабочие составят около 10 % занятого населения. Остальные будут работать с информацией. Поэтому на первое место среди основных характеристик работника выходит квалификация и профессионализм, базирующиеся на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых во время обучения студента в вузе.

Что касается второго фактора, влияющего на качество образования, следует отметить, что в связи с тем как повышается ценность знаний, растет в той мере и конкуренция на рынке образовательных услуг. Главную роль начинает играть имидж вуза, который зависит от многих факторов: материально-технической базы, профессиональных качеств ППС, предоставляемых форм обучения и других составляющих образовательного процесса. В условиях конкурентной среды вузам следует создавать конкурентные преимущества своих услуг и обеспечивать сильную позицию среди других образовательных учреждений и это должно относиться ко всем позициям образовательного процесса.

Среди причин, вызвавших кризис традиционных технологий в условиях рыночной экономики, называют и то, что в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от учителя к ученикам необходимого запаса знаний становится совершенно неприемлемой. В этих условиях важно наделить учащихся умениям самим приобретать знания. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.

Чтобы преодолеть разрыв между содержанием учебного процесса и реальными потребностями общества необходимо реформировать систему образования, поставив перед ней сложную задачу - не теряя положительных качеств советского периода, дополнить их профессионально-прикладной подготовкой. Решить задачи такого масштаба возможно, как считает ряд представителей образовательного сообщества, лишь на основе практико-ориентированных технологий. Под технологией обучения большинство иссле-

дователей понимает совокупность методов, средств и приемов, объединенных приоритетными образовательными целями и обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. В структурном отношении технология обучения включает следующие элементы: управление дидактическим процессом, организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Соответственно, в стенах вуза процесс образования должен гармонично соединить обучение, воспитание и развитие высокого качества. В российских вузах эта триада разделена, что обусловлено определением системы высшего образования как сервисной услуги. Вошедшая в официальные документы данная трактовка высшего образования вызывает острую критику как со стороны общественности, так и преподавательского корпуса. Определяя образование как сервисную услугу, государство ссужает сферу деятельности образования, обедняет его содержательную сторону. Следствием является снижение качества образования, дегуманизация и изменение ценностных ориентаций, недостаточная мотивация к получению знаний и повышению общей культуры. Этот разрыв между требованиями современной постиндустриальной эпохи и реальными результатами российского образования свидетельствует о том, что выпускники российских вузов будут не готовы ответить на вызовы современного этапа развития общества. Снижение качества образования чревато серьезным отставанием в технологической и технической сфере экономики в условиях, когда существует огромное отставание страны в темпах инновационного развития. Низкий уровень образования определяется также низким уровнем развития общества, в первую очередь, его главной сферы-экономики. Эта связь носит диалектический характер: степень вузовской подготовки зависит от успехов общественного производства, чем динамичнее развивается экономика, тем больший спрос она предъявляет квалифицированных специалистов новой формации. Но существуют и внутренние факторы, влияющие на качество образования. Это отставание в содержательном плане учебных программ от постиндустриального этапа развития общества, структуры управления образования, снижение престижа высшего образования и т. д.

Решать проблемы качества образования можно, опираясь на ряд факторов, среди которых:

- изменение модели образования и переход на новую парадигму развития;

- конкуренция на рынке образования и формирование конкурентных преимуществ

Предлагается несколько вариантов перестройки учебного процесса, среди которых:

- внедрение гибкой системы обучения, которая позволит предлагать студентам ту образовательную программу, которая их устроит по всем параметрам. Это могут быть 2-, 3-, 5-годичные ступени подготовки, бакалавриат и магистратура. Для некоторых студентов важными факторами обучения являются длительность обучения, особенно для тех, кто желает получить второе высшее образование, если не имеет возможности потратить несколько лет на его получение. Возможен и экстернат для этих целей;

- совершенствование образования связано также с внедрением дополнительных образовательных программ наряду с основными. Потребность в дополнительном образовании вызвана научно-технической революцией, увеличением объема знаний, действием закона перемены труда, переходом экономики на рыночные рельсы. Это требует переучивания, получения дополнительного образований через каждые 3-5 лет. Рыночная экономика привела к тому, что многие специалисты традиционных направлений оказались не у дел, появился большой спрос на профессии бухгалтера, финансиста, юриста, которые стали готовить практически все вузы. Возможно, что через 5-7 лет аналогичная судьба ждет представителей этих профессий, и они так же будут вынуждены получать дополнительные профессии.

Для того чтобы оценить качество образования как результат, необходимо создать в вузе структуры, занимающиеся сбором информации о трудоустройстве выпускников, их карьере и востребованности полученных знаний. Это позволит оценить адекватность системы обучения современным требованиям и при необходимости скорректировать ее в условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке высшего образования.

Важным показателем конкурентных преимуществ вуза является количество студентов, привлеченных к научно-исследовательской работе. В ходе занятия научно-исследовательскими программами у студента формируется собственный критический взгляд на вещи и стремление к самообразованию, происходит преодоление различных негативных явлений и деви-антного поведения.

На имидж вуза работает и такой фактор как разработка новых образовательных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалиста. Это возможно через развитие системы специальных курсов и семинаров. Низкая эффективность российских предприятий в значительной мере обусловлена устаревшими организационно-управленческими технологиями, слабой инновационной деятельностью, недостаточными знаниями методологии и технологии современного менеджмента.

Решение глобальных проблем, стоящих перед экономикой старыми методами, характерными для прошлого века, приносит нулевую эффективность. Каким образом можно достичь желаемого результата?

Ответ на этот вопрос может быть получен при переходе на практико-ориентированные технологии, которые направлены на формирование навыков, компетенций студента в определенной профессиональной области. Современные специалисты должны уметь принимать неординарные решения и добиваться их выполнения. Они должны обладать обширными гуманитарными знаниями и иметь бизнес-образование. Фактически каждый выпускник может стать во главе компании, фирмы, подразделения. Очевидно, что опережающие программы должны строиться на интеграции вуза с производством, так как работодателям необходимы специалисты, знающие специфику отрасли, на предприятиях которой будут работать будущие специалисты, поэтому сту-

дент должен изучить это в процессе обучения, а не после окончания вуза.

Чтобы решать проблемы повышения качества образования, необходимо формировать культуру качества в ежедневной работе кафедр и факультетов, четко разграничивать сферы их ответственности за предполагаемые результаты обучения и налаживать взаимодействие между ними.

Образование не может быть практико-ориентиро-ванным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.

Сегодня, несмотря на повсеместное использование этого термина, нет однозначного определения понятия компетенция. Компетенция ближе к понятийному алгоритму «знаю, как», чем к алгоритму «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», и поэтому компетенции, компетентностный подход ближе к целям и задачам практико-ориентированного образования.

Определение понятия компетентности как умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем, позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования.

Некоторые считают, что для построения практико-ориентированного образования необходим новый деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.

В системе общего и профессионального образования опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Таким образом, традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: «Знания - Умения -Навыки - Опыт деятельности»

С этих позиций традиционный элемент обучения -практика студентов - приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом практико-ориентированного образования. Чтобы получить тот результат, на который нацелен студент, необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали.

В ходе ознакомительной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника).

Наконец, на преддипломной практике происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложе-

ния, направленные на повышение эффективности производственной деятельности.

Разумеется, такая модель непрерывной практики -неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, путь к необходимой организационной основе - в поиске постоянных бизнес-партнеров (работодателей) и организации у них филиалов кафедр. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по уточнению содержания конкретных дисциплин, затем - рабочих и учебных программ обучения.

Это создает условия для перехода от трансляции преподавателем готовой системы знаний студенту к развитию способностей студентов на основе компе-тентностной модели образования. Развитие образования на основе компетентностного подхода сместило центр тяжести обучения от преподавателя к студенту, изменило направленность процесса обучения на результаты обучения, которые стали пониматься как набор знаний, учений, навыков и компетенций, определяемых как для каждого курса, модуля, так и программы в целом. До этого наиболее важная роль в образовательной деятельности отводилась учебной нагрузке и продолжительности обучения, выражаемых в часах, семестрах и годах. Признание результатов обучения целью образовательного процесса привело к пониманию, что степень или диплом являются не подтверждением того, что их обладатель потратил положенное число лет на обучение и закончил образовательную программу, а официальным признанием того факта, что выпускник овладел необходимыми знаниями и компетенциями и готов к профессиональной деятельности. Изменение парадигмы образования не могло не сказаться на процессе проектирования образовательных программ и процедурах внешней оценки качества образования.

Термин «результаты обучения» официально появился в Болонском соглашении в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования, в котором результаты обучения понимались как наборы компетенций. В современных условиях компетенции понимаются как заявления о том, что обучающийся будет знать, понимать или что он способен делать после завершения процесса обучения. В терминах это определяется как знания, умения и компетенции.

При этом учебные заведения должны указывать предполагаемые результаты обучения, которые должны соответствовать миссии учебного заведения, требованиям профессиональным стандартам и другим стандартам, имеющим обязательную силу. Очевидно, чтобы предполагаемые результаты обучения конкретным профилирующим дисциплинам не разрабатывались только теми преподавателями, которые отвечают за их реализацию соответствующих учебных курсов. Помимо преподавателей в обсуждение результатов обучения должны включаться студенты, выпускники, работодатели, специалисты-практики в области программы, коллеги преподаватели тех же дисциплин,

в том числе из других вузов. Количество предлагаемых результатов обучения не должно быть большим, поскольку это повысит затраты на оценку достижений студентов и снизит качество обучения. Поэтому предполагаемые результаты должны быть оптимальными с точки зрения их реализации и должны быть измерены. Они должны содержать то, что необходимо студентам для будущей профессиональной деятельности. В рамках традиционной системы обучения проектирование программы происходит в определенном порядке и определяет процесс передачи знаний. При новой модели обучения процесс разработки программы начинается с определения целей программы и предполагаемых результатов в обучении и только после этого определяются остальные компоненты программы. Система внешней оценки качества образования должна проверить, соответствует ли предполагаемые результаты обучения уровню программы. В России качество образования контролирует Министерство образования и науки. Поэтому экспертов, в первую очередь, интересует используемые вузом механизмы периодической переоценки целей и их значимости, посредством которых учитываются нужды основных потребителей программы. И здесь главную роль играет оценка фактических результатов обучения и возможности вуза поддерживать или повышать в течение определенного времени достигнутый уровень обучения.

В современных условиях в связи с возросшей потребностью в специалистах высокой квалификации к подготовке студентов технических специальностей вузов предъявляются жесткие требования. В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования отмечено, что инженерно-технический работник (ИТР) должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда.

В технических вузах необходимость взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки заложена в специфике этих учебных заведений, что закономерно ведет к тому, чтобы обучение имело профессиональную направленность. Профессиональная направленность обучения рассматривается, как средство: сделать процесс обучения профильно-ориентированным, а в некоторых ситуациях и профессионально-ориентированным.

Основным средством реализации практико-ориен-тированной (прикладной) направленности предметов в системе профильного обучения является практико-ориентированные задачи. Важным компонентом технологии обучения студентов решению таких задач может быть составление и корректировка условия задачи. Комплексность и системность умений, приобретаемых студентами при решении подобных задач, позволяет им самостоятельно ставить задачи прикладного и профессионального характера, анализировать результаты решения в зависимости от направления корректировки условия задачи, что, несомненно, важно в процессе реализации практико-ориентированного обучения предметов.

Технология обучения студентов решению практи-ко-ориентированных задач должна осуществляться (по содержанию) поэтапно, если мы хотим, чтобы эти задачи были поняты, а их решения осмыслены.

Принципиальная особенность содержания инженерного образования сегодня заключается в том, что оно должно включать совокупность процессов обучения (усвоение современной системы знаний), образования (обеспечение наряду с обучением профессиональной и социальной адаптации будущего ИТР) и практической составляющей (обеспечение комплексной подготовки инженера к профессиональной деятельности с установкой на самообразование, профессиональную рефлексию, самореализацию). Как бы не изменялось содержание инженерного образования, главной составляющей его частью всегда была и будет реализация практико-ориентированного обучения, которая является основой качественной подготовки ИТР.

Изучение опыта европейских университетов в организации профессионального образования в области

инженерных специальностей показывает, что принципиальным в подготовке специалиста этой сферы является ее практико-ориентированный характер. Это выражается в целом ряде особенностей, из которых наиболее важными являются:

- общее количество часов, отведенных на практическое образование (до 50 % времени обучения в университете);

- использование в обучении определенных (креативных) методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);

- ориентация обучения на работу в группе, команде;

Таким образом, необходимость создания практи-

ко-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем.

© Лячин В.И., Корсукова Н.Д., 2014

УДК 378.02

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

О. А. Титов2, А. Ю. Литвинчук2, Н. А. Терехин1

1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

2ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

Инженерная подготовка специалистов для современного предприятия требует создания новых форм развития интегрированной (дуальной) системы образования. Показаны возможности практико-ориентированного обучения в Научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» для обеспечения подготовки специалистов ракетно-космической отрасли в современных условиях.

Ключевые слова: НОЦ «РКТ», дуальная система образования, интегрированная система образования, практико-ориентированное обучение.

PRACTICE-BASED RESEARCH CENTER

О. А. Titov2, А. Yu. Litvinchuk2, N. А. Terehin1

1Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

2JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014

Engineering of training for the modern enterprise requires the creation of new forms of development of the integrated (dual) system of education. The possibilities of a practice-oriented training in the Scientific and Educational Center "Rocket and Space Technology" to provide training space industry today.

Keywords: SCE «RST», the dual system of education, integrated education system practice-oriented education.

В передовых развитых странах вопросы подготов- называемые сэндвич - курсы (чередование обучения

ки инженерных кадров, всегда решалась она основе с работой на предприятиях), в США разновидностью

тесной связи с производством. Например, в Велико- сэндвич - курсов являлось кооперативная форма обу-

британии уже в 1903 году широко практиковались так чения, возникшая впервые в 1906 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.